Цель проекта: обобщить и систематизировать знания о способах образования новых слов в русском языке. Задача: подготовить выпускников к успешному выполнению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Морфемика Словообразование. Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок.
Advertisements

Как образуются слова в языке? Материалы уроков русского языка в 6 классе по теме «Основные способы словообразования»
Словообразовательные гнёзда и цепочки Материалы уроков русского языка в 6 классе по теме «Основные способы словообразования»
Бессуффиксный способ словообразования Материалы уроков русского языка в 6 классе по теме «Основные способы словообразования»
Образование слов сложением Материалы уроков русского языка в 6 классе по теме «Основные способы словообразования»
Переход слов одной части речи в другую Материалы уроков русского языка в 6 классе по теме «Основные способы словообразования»
Способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Цель урока: изучить способы словообразования. Задачи урока: изучить основные способы.
Презентация к уроку по русскому языку (6 класс) по теме: Презентация "Основные способы образования слов в русском языке"
Морфемика – наука, изучающая морфемный состав слова. Морфема – минимальная значимая единица языка. 1. Приставка. 2. Корень. 3. Суффикс. 4. Окончание. 5.
Морфемика Словообразование. Стр Презентация Что изучает словообразование. Понятие производной, непроизводной и производящей основы.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
Обобщающий урок русского языка в 11 классе. Морфемы (части слова) Определения Корень это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное.
Способы образования имён существительных РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 2. Урок 83. © ООО «Баласс», 2012.
Является основным способом словообразования в русском языке. состоит преимущественно в добавлении к известным корням различных аффиксов, придающих словам.
Основные способы словообразования ©ZavyalovaT.V Работа выполнена учителем ГБОУ «Гимназия 261» Санкт-Петербург Завьяловой Татьяной Васильевной.
Словообразование как процесс создания новых слов Проект по русскому языку в 10 классе Каменский район МОУ СОШ с.Кобылкино Выполнила: Тинчурина Венера.
Словообразование Материалы для подготовки к ЕГЭ, задание В1 Презентацию подготовила Гесс Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы КОУ «Тарская.
Основные способы образования слов Словообразовательный разбор.
В 1. Словообразование. Порядок работы: 1) Разобрать слово по составу: окончание (нет окончания у наречий, деепричастий), корень суффиксы и приставки *(можно.
Презентацию сделала ученица 5 «Б» класса Еремеева Юля.
Транксрипт:

Цель проекта: обобщить и систематизировать знания о способах образования новых слов в русском языке. Задача: подготовить выпускников к успешному выполнению задания ЕГЭ- B1 по теме Словообразование

Что такое словообразование? Словообразование – раздел языкознания, изучающий законы образования производных слов и их строение. Словообразование- один из главных источников пополнения словаря. Все слова русского языка делятся на производные и непроизводные И каждое слово образуется от производящей основы. дружище друг производящая основа красота красивый производящая основа

Морфологические способы образования: 1. Приставочный 2. Суффиксальный 3.Приставочно- суффиксальный 4. Бессуффиксный 5.сложение

Словообразовательный разбор позволяет установить способ образования слова. Главное- найти ближайшее однокоренное слово и указать последний примененный способ словообразования. празднично праздник правильно: праздничный! проигрывание игра правильно: проигрывать! От словообразования следует различать формообразование – процесс образования грамматических форм слова. собрал брал подобрать брать В данном случае -ть, -л – формообразующие суффиксы

Приставочный способ Образование новых слов путем присоединения к имеющемуся слову приставки ЫЙМУДРПРЕ МУДРЫЙ Словообразовательная модель: ПРЕ+ прилагательное Словообразовательный разбор: МУДРЫЙ ПРЕМУДРЫЙ

Суффиксальный способ Образование новых слов путем присоединения словообразовательных суффиксов к производной основе. ЗУБ ЗУБЧАТЫЙ ЗУБ Словообразовательная модель: Словообразовательный разбор: ЧАТ + основа производящего слова

Приставочно- суффиксальный способ Образование новых слов путем одновременного присоединения к производной основе приставки и суффикса. СКМОРИЙЗА Словообразовательная модель: ЗА+ основа производящего слова СК ИЙ море Словообразовательный разбор заморский

Бессуффиксный способ Образование новых слов путем присоединения к имеющемуся слову нулевого суффикса. Этим способом образуются только имена существительные, в значении которого присутствует указание на признак или действие предмета. заплыв заплывать рассвет рассветать зелень зеленый

Сложение Образование новых слов путем соединения двух и более основ или слов. Выделяются следующие разновидности сложения: o Сложение слов : диван - кровать, кресло - качалка. o Сложение основ с помощью интерфиксов : носорог, пылесос, полуслепой. o Сложение сокращённых основ, в результате чего получается сложносокращённое слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов ( МГУ, вуз ), сложение слогов или частей слов полного названия ( продмаг, спецкор ) и сложение начальной части слова с целым словом ( стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза ).

Словообразовательное гнездо- это расположение однокоренных слов согласно последовательности их словообразования. Поэтому внутри гнезда выделяют несколько словообразовательных цепочек. Знакомство со словообразовательными гнездами позволяет нам сделать вывод: производное и производящее слова располагаются рядом и отличаются друг от друга словообразовательной морфемой.

Словообразовательное гнездо непроизводного слова белый. Словообразовательное гнездо непроизводного слова белый. беловатый белить беловатенький побелить побелка белизна белила (сущ.) отбелить белёный

Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке диво- дивить- удивить- ? - удивительно? 1) удивительный 2)удивление 3)удивиться 4) дивиться Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке Ходить – походить – поход - ? -по-походному? 1) походка 2) похождение 3) походный 4) по-походному Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке искать – сыскать – сыск - ? - сыщица? 1) отыскать 2) сыскной 3) сыщик 4) розыск ЯЯ

Готовимся к ЕГЭ Алгоритм выбора правильного ответа: 1. Обязательно читаем предложение, в котором находится данное слово 2. Определяем часть речи. 3. Подбираем «ближайшее однокоренное слово». 4. Сравниваем исходное слово с найденным словом и убеждаемся, что «ближайшего однокоренного родственника» между ними нет. 5. Вычленяем словообразующие морфемы.

Задания ЕГЭ: 1. Из предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). Но страницы с русским переводом не было. Перед нами извинились и принесли блеклую, криво сброшюрованную стопку листов с инструкцией на русском языке. (переводом) Из предложения (6)выпишите слова, образованные приставочным способом (6) Но у бедного мальчика уже есть эта несчастная слава – он «одаренный»; и никто не хочет думать о том, что у каждой «одаренности» есть своя мера, что всякая одаренность есть в некотором роде ограниченность. (никто, некотором)

Из предложения выпишите слово, образованное приставочным способом, приставочно-суффиксальным способом Когда садишься писать и не складывается в голове, попробуй довериться перу и начинай писать по-новому, что придется. (по - новому) Укажите способ образования слова поверхность (приставочно-суффикс) Укажите способ образования слова благодарность (суффиксальный) Укажите способ образования слова самокритичность (суффиксальный) Укажите способ образования слова пищеварение (сложение)

Какой способ образования слова прослыть? 1) приставочный 2) приставочно-суффиксальный 3) суффиксальный 4) бессуффиксальный Какой способ образования слова подсчет? 1) приставочный 2) приставочно-суффиксальный 3) суффиксальный 4) бессуффиксальный Какой способ образования слова подарок? 1) приставочный 2) приставочно-суффиксальный 3) суффиксальный 4) бессуффиксальный

В каком ряду расположены слова, образованные приставочным способом? 1) разбить, нерадостный, предгрозовой 2) перепрыгнуть, внеклассный, чернослив 3) навсегда, подземный, пылесос 4) побольше, хлебозавод, внучок В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом? 1)свежесть, куда-либо, небольшой 2) водянистый, лотерейный, продержать 3)модельер, упрочение, пароходный 4) голосование, звездный, соавтор В каком ряду расположены слова, образованные приставочно- суффиксальным способом? 1)надомник, приусадебный, пресмешной 2) подбородок, бесстыдник, разнесчастный 3)по-братски, подводник, переувлажнить 4) подснежник, разбежаться, приморский

Использованные источники 1)Астацатутов Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока – n.ru / Attachment.aspx? Id =1376 2) Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, )Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. – Казань, ).С.А. Павлова. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. М.: Просвещение, ).Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис –пресс, )Скорлуповская К. Н., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико- грамматическими формами. М.: Просвещение, ). Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М., ). Цыбулько И. П., Бисеров А. Ю., Васильевых И. П.ЕГЭ Русский язык. – М.,2010. – 192 с. 9). Цыбулько И.П. ЕГЭ Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. – М., ) Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. М., с.36 11). Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением CD / Авт.-сост.: Т.А. Захарова и др. – М.: «Планета», ). Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – 3 изд./Под ред. М.Д Аксеновой. – М.: «Аванта +», с. 704.

Удачи на ЕГЭ!