Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Для нормального развития ребёнка, спокойного и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Advertisements

Методические рекомендации по составлению аналитической справки по итогам мониторинга.
Презентация «Социометрический метод Дж. Морено». Из истории Методика "Социометрия" разработана американским психиатром и социологом Джекобом Леви МОРЕНО.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой Тебе нравится в школе? не очень нравится не нравится Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда.
Сюжетно - ролевая игра в детском саду. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания.
Воспитание как педагогический процесс.
Общие закономерности развития личности. Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Родительское собрание на тему: Наши ошибки в воспитании детей « Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями,
МОУ гимназия 6 Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Влияние семьи на становление личности подростка Влияние семьи на становление личности подростка.
" Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы "
МБДОУ «Стригуновский детский сад общеразвивающего вида» «Условия успешного руководства игрой». Консультация для воспитателей. Подготовила воспитатель Ермолова.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Цель: Повысить профессиональные, образовательные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме личностно-ориентированного взаимодействия с.
Правила поведения в группе Автор: Каринина Е.А. ГБОУ ЦО 166 Москва 2012.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ. Вопросы школьного обучения – это вопросы формирования личности Стороны готовности к школе: - физическая - интеллектуальная.
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Какова роль родителей (законных представителей) в реализации условий ФГОС ДО? Нужно ли вовлекать семьи непосредственно в образовательную деятельность?
Транксрипт:

Главная задача организации жизни детей в детском саду – охрана их психического и физического здоровья. Для нормального развития ребёнка, спокойного и организованного поведения огромное значение имеют окружающая обстановка, чётко налаженная жизнь детей и режим. Эстетически привлекающее оформление группы способствует созданию благоприятной эмоциональной атмосферы в группе. Количество и разнообразие игровых материалов влечёт детей в детский сад при условии, что все они находятся в распоряжении детей и удобны для манипулирования. Приходя в детский сад, дети сталкиваются с набором правил и требований, которые необходимо соблюдать в группе. Эти правила могут существенно отличаться от принятых дома. Суть этих правил, их количество может варьироваться в зависимости от цели воспитания и состава группы. Большинство детей готовы выполнять требования, предъявляемые к ним дошкольным учреждением. Они чувствуют себя комфортно, если знают, что можно делать, а чего нельзя, и что можно ждать от других. Соблюдение правил способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в группе, если: они распространяются на всех детей группы без исключений; детям понятен их смысл и необходимость; они предъявляются в позитивной форме и доброжелательном тоне.

Соблюдение правил помогает детям регулировать отношения со сверстниками. Возможность общаться с другими детьми – это одно из наибольших преимуществ воспитания ребёнка в детском саду. Если отношения ребёнка со сверстниками складываются хорошо, он с удовольствием посещает учреждение. Исследование детских межличностных отношений Без преувеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада воспитатели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей. Мир взаимоотношений дошкольников очень разнообразный: они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, и все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым фальши и лицемерия, хотя при этом эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. Цели применения социометрических исследований. Уже в средней группе детского сада у ребят формируются достаточно прочные избирательные отношения друг к другу. В силу этого дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства своих товарищей, а другие менее. Степень популярности ребенка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека.

Традиционно для исследования эмоциональных отношений внутри малой группы используется метод социометрии. Термин "социометрия" происходит от латинских слов "socius" друг, товарищ и "metrum" измерение, мера. Социометрия позволяет получить данные о том, как члены коллектива относятся друг к другу на основе взаимных симпатий и антипатий. Целями применения социометрической процедуры являются: измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; выявление "социометрических позиций", то есть обозначения того, какое иерархическое место в группе занимают участники исследования; обнаружение внутригрупповых "союзов". Одним из ключевых условий проведения данной методики является личное знакомство ее участников. Также стоит обратить внимание на то, что проводить социометрическое исследование можно только тогда, когда члены недавно возникшей группы достаточно хорошо узнали друг друга. Как показывает практика, лучше всего социометрию проводить в группе с численностью до 25 человек, что облегчает процесс обработки полученных данных. Особенности социометрических исследований в ДОУ При классической процедуре социометрии участнику исследования предлагается письменно ответить на социометрические вопросы (к примеру, "С кем во время спортивной эстафеты вы хотели бы оказаться в одной команде?" и "С кем бы вы не хотели пойти в совместный поход?») Учитывая возрастные особенности дошкольников, способы и приемы проведения данной методики в детском саду существенно отличаются от изначального варианта.

Во-первых, в силу недостаточной сформированности у детей дошкольного возраста навыков письма, ответ на социометрический вопрос дается ими устно. Во-вторых, процедура проведения исследования в большей степени напоминает игру. Такой вариант проведения социометрии позволяет, во-первых, заинтересовать ребят данной методикой и вызвать у них желание поучаствовать в новой "игре", и, во-вторых, завуалировать истинную цель применения методики, что способствует спонтанным и искренним ответам участников исследования. Психологической основой изучения взаимоотношений социометрическим методом является тот факт, что тяготение одного человек к другому выражается в стремлении быть ближе к объекту привязанностей, например, сидеть рядом с ним за одной партой. Следует подчеркнуть, что в ходе социометрического исследования у детей спрашивают не об их взаимоотношениях, а об их желании участвовать в определенной деятельности вместе с другими сверстниками. Это связано с тем, что как дошкольники, так и школьники не всегда хотят рассказывать исследователю о своих взаимоотношениях, поэтому прямые вопросы типа "Кто ваши лучшие друзья? ", "Кто больше всех нравится? " часто не достигают цели. Кроме того, ребенок может не осознавать своего отношения к сверстнику. В работе с детьми используются различные варианты и модификации социометрического исследования. Наиболее распространенными является "Выбор в действии" ("Два домика", "Варежка" и "У кого больше?"). Так как дети неохотно выполняют требования незнакомого, социометрическое исследование должен проводить человек, который вызывает у них доверие, к которому они привыкли. Как правило, социометрия проводится вдвоем: педагогом-психологом, которое отводится ведущая роль, и воспитателем группы, который помогает организовывать и проводить исследование.

Методика "Два домика" Для проведения методики "Два домика" необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них большой красивый, красного цвета, а другой маленький, черного цвета. В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть "присматривает" за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут своей очереди. В начале исследования педагог-психолог показывает ребенку обе картинки и говорит: "Посмотри на эти домики. В красном много разных игрушек, книжек, а в черном домике игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом? ". Если воспитательная группа насчитывает человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения. Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования (табл. 1).

п/п Кто выбирает Кого выбирают Сделанные выборы Полученные выборы + - Взаимовыборы + -

Условные обозначения: + - положительный выбор (ответ на первый вопрос); - - отрицательный выбор (ответ на второй вопрос); () - положительный взаимовыбор; []отрицательный взаимовыбор. Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие типы социометрического статуса: 1. "Популярные" ("звезды") дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов. 2. "Предпочитаемые" дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя "звезды"). 3. "Пренебрегаемые" дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора. 4. "Изолированные" дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками). 5. "Отвергаемые" дети, получившие только отрицательные выборы. Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (с.с.п.в.), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива: С.с.п.в. = Сумма полученных положительных выборов / количество членов группы. Для получения наглядной информации о соотношении в группе различных социометрических статусов, можно составить таблицу (табл. 2).

п/п Фамилия, имя ребёнка Количество положительных выборов Количество отрицательных выборов Социометрический статус в группе Соотношение социометрических статусов в ______________группе

Важно отметить, что данные третьего столбца таблицы используются только для определения участников исследования с двумя последними социометрическими статусами (Изолированные, Отвергаемые). Не всякая группа имеет четкую структуру межличностных отношений, в которой ярко выражены как "звезды", так и "отверженные". Иногда дети получают примерно равное количество положительных выборов, что свидетельствует о правильной стратегии воспитания и формирования межличностных отношений в детском коллективе. Нередко понятие социометрической "звезды" смешивается с понятием лидера. Это неверно, так как здесь не учитывается, что "звездность" показатель эмоциональной притягательности человека, хорошего отношения к нему со стороны товарищей. К примеру, ребенок может стать социометрической "звездой", потому что красивый или дает конфеты, а не в силу личностных качеств, которые ценятся в человеке (честный, добрый и т. д.). Лидерство же это процесс реального главенствования одного над другим, показатель действительного влияния того или иного члена группы на сверстников. Поэтому неудивительно, что лидером и "звездой" могут быть разные дети: ведь для завоевания положения "звезды" и положения лидера нужны различные качества личности. Например, лидер должен обладать организаторскими способностями, которые могут отсутствовать у "звезды". Опираясь на данные социометрии, можно определить уровень благополучия взаимоотношений группы: низкий, средний или высокий. Высокий уровень благополучия взаимоотношений фиксируется в том случае, если в группе больше детей с первой и второй статусной категорией. Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и трех последних группах число лиц примерно одинаково. Низкий уровень отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом ("пренебрегаемые", "изолированные" и "отвергаемые").

При анализе данных социометрии важным результатом является взаимность выборов детей, на основе которых высчитывается коэффициент сплоченности группы: Коэффициент сплоченности - к.с. К. с.= Сумма положит, взаимовыборов × 100% Сумма положит, выборов Высокий коэффициент сплоченности может свидетельствовать том, что в воспитательной группе детей связывают прочные взаимные отношения, которые ими хорошо осознаются. Но эта величина ничего не говорит о том, на какой основе возникла взаимность. Коэффициент сплоченности, следовательно, может выражать различный характер отношений, существующих в коллективе. Он может быть показателем действительного единства коллектива на базе совместной деятельности, направленной на выполнение общественно полезных дел (уход за животными и растениями, уборка территории, помощь воспитателю в сервировке стола). Но с другой стороны, высокий коэффициент взаимности может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные пары, микрогруппы, об отсутствии в группе выработанного общественного мнения, о круговой поруке и т. д. Отсюда ясно, что за одинаковыми количественными показателями могут скрываться противоположные взаимоотношения. Поэтому важно уяснить, что собой представляет структура группы, из каких "союзов" она состоит. Чтобы выявить внутригрупповые союзы между детьми, педагогу-психологу необходимо нарисовать специальную схему - социограмму, отражающую целостную картину взаимоотношений в коллективе. Социограмма может быть представлена по-разному, но чаще всего используются вариант "мишень".

В социограмме мальчики отмечаются треугольниками, а девочки кругами. В соответствии с занимаемым статусом в группу детей распределяют по следующим областям социограммы: центральный круг занимают "популярные", "звезды"; первый круг "предпочитаемые; второй круг "пренебрегаемые; третий круг "изолированные" и отвергаемые". Специальными линиями в социограмме обозначаются типы отношений между членами группы. А Б - взаимный положительный выбор А Б – односторонний положительный выбор А Б – взаимный негативный выбор А Б – несовместимый выбор (А выбирает Б, Б отвергает А)

Атмосфера (климат) в группе детского сада. Человек, компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определённую атмосферу общения, которая помогает его партнёру чувствовать себя свободно и комфортно. Выражение «У нас хороший контакт» означает «Мы понимаем друг друга, нам интересно друг с другом, мы доверяем друг другу». Прочно установившийся между людьми контакт обеспечит в процессе общения атмосферу доверия и принятия, в которой можно обсуждать любые проблемы. Определённая атмосфера не только присутствует в общении двух – трёх людей, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей. Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу, лишь переступив порог, ощутить атмосферу – раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе. Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется: отношениями между воспитателем и детьми; отношениями между самими детьми. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе. Педагог, которого волнует атмосфера в его группе, не сможет обойтись без информации о неблагополучных (непопулярных, изолированных, агрессивных и т. п.) детях. Каждый воспитатель знает таких детей в своей группе, но обычно только в том случае, если проблема эта настолько обострена, что создаёт трудности воспитателю.

Однако иногда, наблюдая за детьми, мы можем обнаружить детей, которые - по первому впечатлению – ничем не выделяются из общей группы. Они не дерутся и не так уж часто плачут и, следовательно, не обращают на себя внимание воспитателя. Но они нуждаются в помощи взрослого, чтобы возникшие у них трудности не исказили в дальнейшем траектории их развития. Чем раньше мы обращаем внимание на возникшие у ребёнка отрицательные переживания от общения с другими детьми, тем легче мы сможем избежать их закрепления в структуре его личности. Когда такое закрепление уже произошло, коррекция этих переживаний относится к сфере компетенции специалиста (психолога, невропатолога, психиатра). Однако как часто можно было бы этого избежать, если бы взрослые вовремя обратили на них внимание! Предлагается возможная форма наблюдения за детьми в группе, целью которого является выявление возможного дискомфорта у ребёнка в процессе общения. При интерпретации полученных данных необходимо иметь в виду следующее. 1. Каждая из описанных в протоколе наблюдения форм поведения (даже приведённые под 7 и 10) может встретиться в жизни вполне благополучного ребёнка. Если эти формы поведения появляются не слишком часто и не вместе с остальными, это не должно вызывать у воспитателя слишком большой тревоги. Они просто требуют определённого вмешательства – коррекции поведения ребёнка и помощи ему – со стороны взрослого.

2. Чем младше ребёнок, тем чаще могут встречаться такие формы поведения. В этом случае они свидетельствуют о вполне понятном отсутствии у ребёнка навыков общения (по улаживанию конфликтов, вступление во взаимодействие и т. п.), а также о нормальном для маленького ребёнка чувстве большей важности собственных интересов и желаний по сравнению с другими. Это нормальная педагогическая ситуация, которая требует мягкой коррекции поведения ребёнка. 3. Многие из описанных в протоколе форм поведения могут проявляться в период адаптации ребёнка к группе. В этом случае воспитатель должен проявить терпение и не торопить ребёнка в его вхождении в группу, тем не менее оказывая ребёнку поддержку и демонстрируя группе хорошее к нему отношение. Разумеется, асоциальные формы поведения ребёнка (драка, скандал) требуют коррекции со стороны воспитателя. Один из советов, который можно дать человеку, желающему установить хорошую атмосферу в общении, состоит в следующем: предложите тот предмет разговора, который интересен вашему партнёру, в котором он либо чувствует себя вполне компетентным, либо хочет что-то узнать. Ребёнок по своей природе всегда хочет что-то узнать, и это, на первый взгляд, облегчает процесс установления с ним контакта с точки зрения выбора предмета общения. Кажется, что стоит только предложить ребёнку любую задачку, задание, загадку или игру, и вокруг этого сразу закрутится общение. Однако это заблуждение, весьма распространённое среди педагогов. Как часто можно услышать от взрослого: «Ну почему ты не делаешь? Это же так интересно!» Законы общения в полной мере действуют и в этом случае: предлагая ребёнку тот или иной предмет общения, необходимо сделать так, чтобы этот предмет был интересен ему.

п/ п Формы поведения ребёнкаОЧИРН 1. Играет в одиночестве. 2. Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми. 3. Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу. 4. Играет только с одним и тем же партнёром. 5. Не отходит от воспитателя, избегает других детей в группе. 6. Вступает в конфликт с другими детьми. 7.Ссорится, обижает других детей. 8.Плачет. 9. Жалуется воспитателю. 10. Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игры и т. п.) Протокол. Оценка неблагополучия ребёнка в группе. Фамилия, имя ребёнка________________________________________ Возраст____________________________________________________ Дата проведения наблюдения__________________________________ О – обычно. Ч – часто. И – иногда. Р –редко. Н – никогда.

Стиль взаимоотношения воспитателя с детьми Отношение ребёнка с воспитателями играют огромную роль в формировании его личности. В речи воспитателя, в примерах, которые он подаёт детям своим поведением, ребёнок черпает представления о взаимоотношениях людей, образцы норм и правил человеческого общежития. Наиболее ярко эти образцы проявляются в формах организации образовательного процесса, которые воспитатель использует в своей работе. Очень плохо на детях сказывается частая смена воспитателей. В этой ситуации вместе с воспитателем меняются требования и нормы поведения в группе, и социальное развитие начинает протекать стихийно.

Анкета для воспитателей «Стиль педагогического общения» Внимательно прочитайте вопрос. Выберите наиболее предпочтительный вариант ответа. 1. Считаете ли вы, что ребёнок должен: а) делиться с вами своими мыслями, чувствами; б) говорить вам только то, что он сам захочет; в) оставлять свои мысли и переживания при себе. 2. Если ребёнок взял у другого ребёнка без спроса игрушку, карандаш, то вы: а) доверительно с ним говорите и предоставите возможность самому принять решение; б) дети сами разберутся в своих проблемах; в) известите об этом всех детей и заставите вернуть взятое с извинениями. 3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребёнок на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание, как вы поступите: а) похвалите и всем детям покажете его работу; б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня; в) скажете ему «всегда бы так занимался».

4. Ребёнок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите: а) заставите его поздороваться; б) не обратите на него внимания; в) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая его промаха. 5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтёте делать: а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают; б) помочь, подсказать, сделать замечание; в) заниматься своими делами (записи, подготовка). 6. Какая точка зрения кажется вам правильной: а) чувства, переживания ребёнка ещё поверхностны, быстро проходящие, и на них не стоит обращать внимания; б) эмоции ребёнка, его переживания – это важные факторы, с их помощью можно эффективно обучать и воспитывать; в) чувства ребёнка удивительны, переживания его значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом. 7. Ваша исходная позиция в работе с детьми: а) ребёнок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить его и воспитать; б) у ребёнка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность самого ребёнка; в) ребёнок развивается неуправляемо, находится под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.

Ответ Число баллов по номеру вопроса а б в 8. Как вы относитесь к активности ребёнка: а) положительно – без неё невозможно полноценное развитие; б) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание; в) положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом. 9. Ребёнок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже сделал это дома, ваши действия: а) сказали бы « ну и не надо»; б) заставили бы выполнить работу; в) предложили бы выполнить задание. 10. Какая позиция, по - вашему, правильная: а) ребёнок должен быть благодарен взрослым за заботу о нём; б) если ребёнок не осознаёт заботу взрослых о нём, не ценит, то это его дело, когда-нибудь пожалеет; в) воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь. ФИО____________________________________________________________ Группа_______________Возраст_________________Стаж________________

Ключ к обработке ответов 2530 очков тяготеет к демократическому стилю; 2024 очка преобладает авторитарный стиль; 1019 очков характерен либеральный стиль. Демократический стиль воспитания Взрослые, декларирующие этот тип общения, уважительно относятся к детям, стараются наладить эмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности. Не подавляя строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование. У таких взрослых в общении с детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий, оптимистический стиль. Они воспитывают организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, не подавляя активности детей. Демократический стиль воспитания наиболее продуктивен в воспитании личности ребенка. У детей формируется чувство собственного достоинства. Права ребенка при этом не нарушаются.

Авторитарный стиль воспитания Авторитарные взрослые добиваются от детей слепого и беспре­ кословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками. Уровень требований и контроль за поведением детей сверхвысокие. При таком типе воспитания строгость и наказание основные педагогические средства. В итоге формируется ущербный ребенок. Общие черты детей при таком воспитании заниженная самооценка, неуверенность в себе. Либеральный тип воспитания (его еще называют попустительским) Либеральные взрослые почти не контролируют действия детей, все позволяют, не предъявляют порой даже элементарных требований, за исключением, быть может, тех случаев, когда возникает угроза жизни ребенка, физической травмы. Внешне привлекательное, на самом деле такое отношение свидетельствует о равнодушии к жизни ребенка. Такой тип воспитания формирует в ребенке вседозволенность и безразличие к другому человеку. Ребенок привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделен вниманием.

Воспитание у детей социальных качеств и навыков сотрудничества Социальное развитие – это процесс приспособления ребёнка к социальной действительности (миру людей), передачи и дальнейшего развития им социокультурного опыта, накопленного человечеством. Показателем социального развития является социальная компетентность – сознательное поведение в различных ситуациях, не противоречащее культурным нормам, потребность добиваться соблюдения этих норм другими. Один из наиболее значимых навыков, необходимых ребёнку для нормального развития, - навык сотрудничества. Сотрудничество – это совместная деятельность нескольких участников ради достижения одной конечной цели, к которой каждый стремится наиболее удобным для себя способом, считаясь с интересами партнёров. Задачи этого направления: воспитание у детей осознанного отношения к нормам поведения в обществе сверстников; помощь в осуществлении своих прав каждым ребёнком в кругу сверстников. Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста, в ней воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Высоко оценивая роль игры, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба, каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ИГРОВЫХ НАВЫКОВ Ролевая игра является ведущим типом деятельности в дошкольном возрасте. Другими словами, согласно теории видного отечественного психолога Д. Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Исходя из этого, планируя образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении, нельзя упускать этот вид деятельности дошкольников. Как показало наше исследование, дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности. В то же время не только наш опыт, но и исследования ведущих педагогов и психологов показывают, что ролевая игра постепенно уходит из жизни детей, ее развитие не достигает должного уровня. Одной из причин подобной тенденции, на наш взгляд, является тот факт, что раньше дошкольник обучался игре во дворе в разновозрастной компании, где старшие дети демонстрировали более сложные игровые навыки, тем самым спонтанно обучая младших. В настоящее же время в семье ребенок чаще растет один, во дворе гуляет под присмотром взрослого, таким образом он лишен возможности спонтанно перенимать опыт «старшего поколения» детей. Поэтому основная нагрузка по обучению дошкольников игре в этой ситуации ложится именно на воспитателей. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем значении ролевой игры, о котором упоминалось выше, хорошо знать ее специфику, закономерности ее развития, уровень ее сформированности у своих воспитанников.

Для определения последнего уровня сформированности игровых навыков у дошкольников и была разработана предлагаемая вашему вниманию схема наблюдения. В нее включены основные параметры, определяющие развитие ролевой игры, в соответствии с концепцией Д. Б. Эльконина. Предлагаемая схема позволяет осуществить как качественный, так и количественный анализ уровня сформированности игровых навыков у дошкольников. Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из 45 дошкольников одного возраста. Тема игры задается взрослым (воспитатель, психолог, зам. заведующей), который и осуществляет диагностическое наблюдение. Взрослый не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное чтобы в ней было достаточно ролей для всех детей. Наиболее оптимальными здесь могут быть такие игры, как «Путешествие», «День рождения у белочки (зайчика)» и др., не имеющие четко заданной ситуации и позволяющие включать в сюжет игры разные роли. Например, путешествуя, один из детей может заболеть и ему нужно будет обратиться к врачу. Или потребуется строить мост, чтобы перебраться через речку. Использование узкоспециализированных тематических игр: «Больница», «Строители» и т. д., нецелесообразно из-за жесткой заданности (иногда даже заученности) ролей (например, врач, медсестра, больной). Начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами поиграем в день рождения. Кто из вас скажет, что это за праздник и как он обычно проходит? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса. Наблюдение можно проводить и за игрой, возникшей спонтанно, по собственной инициативе детей.

Анализ игровой деятельности осуществляется по 7 критериям: 1. распределение ролей, 2. основное содержание игры, 3. ролевое поведение, 4. игровые действия, 5. использование атрибутики и предметов-заместителей, 6. использование ролевой речи, 7. выполнение правил. Каждый критерий оценивается по 4 уровням. При этом, несмотря на то, что не существует жесткой зависимости между возрастом и уровнем развития игровой деятельности, представляется целесообразным установить следующие возрастные рамки для каждого уровня: 1 уровень от 2,0 до 3,5 лет, 2 уровень от 3,5 до 4,5 лет, 3 уровень от 4,5 до 5,5 лет, 4 уровень старше 5,5 лет, Эти возрастные рамки позволяют как планировать работу с детьми того или иного возраста по формированию игровых навыков, так и отслеживать эффективность этой работы.

1) Распределение ролей 1 уровень отсутствие распределения ролей; роль выполняет тот, кто «завладел» ключевым атрибутом (надел белый халат врач, взял поварешку повар). 2 уровень распределение ролей под руководством взрослого, который задает наводящие вопросы: «Какие роли есть в игре? Кто будет играть роль Белочки? Кто хочет быть Лисичкой?» и т. д. 3 уровень самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций (например, когда одну роль желают играть 2 и более человек). При наличии конфликта игровая группа либо распадается, либо дети обращаются за помощью к воспитателю. 4 уровень самостоятельное распределение ролей, разрешение конфликтных ситуаций. 2) Основное содержание игры 1 уровень действие с определенным предметом, направленное на другого («мама» кормит дочку-куклу, неважно, как и чем). 2 уровень действие с предметом в соответствии с реальностью. 3 уровень выполнение действий, определяемых ролью (если ребенок играет роль повара, то он не будет никого кормить). 4 уровень выполнение действий, связанных с отношением к другим людям. Здесь важно, к примеру, не чем «мама» кормит ребенка, а «добрая» она или «строгая». 3) Ролевое поведение 1 уровень роль определяется игровыми действиями, не называется. 2 уровень роль называется, выполнение роли сводится к реализации действий. 3 уровень роли ясно выделены до начала игры, роль определяет и направляет поведение ребенка. 4 уровень ролевое поведение наблюдается на всем протяжении игры.

4) Игровые действия 1 уровень, игра заключается в однообразном повторении 1-го игрового действия (например, кормление). 2 уровень расширение спектра игровых действий (приготовление пищи, кормление, укладывание спать), игровые действия жестко фиксированы. 3 уровень игровые действия многообразны, логичны. 4 уровень игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета. 5) Использование атрибутики и предметов-заместителей 1 уровень использование атрибутики при подсказке взрослого. 2 уровень самостоятельное прямое использование атрибутики (игрушечная посуда, муляжи продуктов, флакончики от лекарств и т. д.). 3 уровень широкое использование атрибутивных предметов, в том числе в качестве заместителей (игрушечная тарелка как прицеп к грузовику, кубики как продукты и т. д.); на предметное оформление игры уходит значительная часть времени. 4 уровень использование многофункциональных предметов (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости изготовление небольшого количества ключевых атрибутивных предметов. Предметное оформление игры занимает минимальное время (если, например, нет посуды, могут быть использованы листы бумаги, ладошки или просто ее обозначение жестом). 6) Использование ролевой речи 1 уровень отсутствие ролевой речи, обращение к играющим по имени. 2 уровень наличие ролевого обращения: обращение к играющим по названию роли («дочка», «больной» и т. д.). Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свое имя. 3 уровень наличие ролевой речи, периодический переход на прямое обращение. 4 уровень развернутая ролевая речь на всем протяжении игры. Если спросить играющего ребенка: «Ты кто?», назовет свою роль.

7) Выполнение правил 1 уровень отсутствие правил. 2 уровень правила явно не выделены, но в конфликтных ситуациях правила побеждают. 3 уровень правила выделены, соблюдаются, но могут нарушаться в эмоциональной ситуации. 4 уровень соблюдение заранее оговоренных правил на всем протяжении игры. Результаты наблюдения удобно представлять в сводную таблицу. Против фамилии каждого ребенка отмечается его возраст и уровень игровых навыков по каждому критерию, который он демонстрирует в игровой деятельности. При этом если уровень игровых навыков по тому или иному критерию соответствует возрастной норме, следует закрасить клеточку, например, в зеленый цвет, если опережает возрастную норму в красный, если отстает в синий. Цветовое обозначение существенно облегчает анализ результатов наблюдения, так как в одной группе чаще всего находятся дети разного возраста, соответственно имеющие различные нормы сформированности игровых навыков. В итоге можно получить таблицу, на которой наглядно представлена как общая картина сформированности игровых навыков в той или иной возрастной группе, так и результаты каждого ребенка. Это позволяет, с одной стороны, оценить работу воспитателей по формированию игровых навыков, а с другой воспитателю спланировать индивидуально направленную работу с детьми по их формированию.

Фамилия, имя, возраст ребенка Дата наблюдения Распределение ролей Основное, содержание игры Ролевое поведение Игровые действия Использование атрибутики Исполнение ролевой речи Выполнение правил Уровень сформированности игровых навыков Группа___________________ Воспитатели _________________________ ________________________

Взаимодействие с родителями Главная задача взаимодействия педагогов с родителями – установление партнёрских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий.

Уважаемые родители! На данном этапе коллектив нашего детского сада подводит итоги воспитательно – образовательной работы, проводимой в группе. Нам хотелось бы узнать ваше мнение по некоторым вопросам. Заполните, пожалуйста, анкету. Для этого обведите в кружок номер наиболее удовлетворяющего вас ответа по каждому из вопросов. Ф.И.О. ребенка _________________________________ Группа _________________ Дата заполнения анкеты: ___________________ 1. С каким настроением ваш ребенок чаще всего идет в детский сад? 1.1. С очень хорошим, радостным 1.2. Спокойно, без эмоций 1.3. С грустью 1.4. Ходит в детский сад по принципу «надо», как на работу 1.5. Не желает идти, плачет 2. Как, по-вашему, складываются отношения у ребенка с воспитателями и персоналом? 2.1. Очень хорошо 2.2. Не плохо, не хорошо, обыкновенно 2.3. Сложно, можно сказать плохо 2.4. Не имею представления

3. Как бы вы оценили отношения вашего ребенка с детьми в группе? 3.3. Добрые, дружеские, много приятелей 3.4. Ровные, спокойные 3.5. Практически никаких 3.6. Плохие, напряженные 3.7. Не знаю 4. Информацией какого рода вы обменивались с воспитателем чаще всего? 4.1. Преимущественно о достижениях ребенка содержании занятий, прошедших за день 4.3. Сообщения о плохом поведении ребенка происшествиях в группе, связанных с плохим поведением других детей 4.5. Просьбы и сообщения административно-хозяйственного характера 4.6. Никакого общения, кроме официального минимума, не было 5. Какой праздник в текущем (прошедшем) учебном году вам запомнился больше всего? Почему? 6. Какими видами услуг для родителей вы бы хотели воспользоваться в будущем учебном году? 6.1. Консультирование психолога 6.2. Консультирование и коррекционная работа у логопеда 6.3. Занятия для родителей по вопросам воспитания ребенка в семье 6.4. Организованные семейные досуги 6.5. Прочее Благодарим за участие. Надеемся на сотрудничество.

На основании полученных результатов предлагаются рекомендации для воспитателей, родителей. Проводятся консультации, семинары, круглые столы, деловые игры, а также организуются совместные досуги, развлечения.