ИГРА В АВТОРА : ЛИТЕРАТУРНАЯ МИСТИФИКАЦИЯ Р. В. Раппопорт, ГБОУ СОШ 6, ГБОУ СОШ 700, аспирант филологического факультета СПБГУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
УСПЕШНОЕ ЧТЕНИЕ: Проект «Игра в автора». 8 класс. Портфель читателя.
Advertisements

Тема: Использование приемов технологии критического мышления на уроках литературного чтения Колупаева О.И., учитель начальных классов.
«Весна!» - читаешь в каждом взоре… Проектная работа учащихся 4 б класса.
« СОГЛАСОВАНО » заместитель директора по ВР МБОУ СОШ 45 ст. Северской МО Северский ________________ Чеботок С. К.
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
Презентация учебника литературы В.А.Чалмаев, С.А.Зинин. Литература 11 класс Учебник для общеобразовательных учреждений В двух частях Москва «Русское слово»
Родительское собрание на тему «Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы»
Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения- рассуждения ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального.
Освоение обучающимися основной образовательной программы начального общего образования фиксируется в ходе итоговой оценки. На итоговую оценку выпускников.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Особенности проведения олимпиады школьников по литературе в учебном году.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
Разработка урока литературы в 9 классе «Тема поэта и поэзии в литературе XIX и XX веков» XIX и XX веков»
Разнообразие форм домашней работы учащихся по физике Учитель физики МОУ Нащёкинской СОШ Матюшин С.И.
Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
По рассказу М. Горького «Челкаш» Метапредметный урок ДЕНЬГИ И СВОБОДА.
Проектирование урока на основе системно- деятельностного и культурно- исторического подхода.
Транксрипт:

ИГРА В АВТОРА : ЛИТЕРАТУРНАЯ МИСТИФИКАЦИЯ Р. В. Раппопорт, ГБОУ СОШ 6, ГБОУ СОШ 700, аспирант филологического факультета СПБГУ

Проблема Падение культуры авторства у современных школьников.

Понятие Культура авторства – такое отношение к феномену авторства, при котором последнее понимается как духовная и интеллектуальная ценность.

В чем радость ? « Культура несет радость, которая по сути есть радость сопротивления » ( Гастон Башляр ). Радость от авторства как одного из способов творческой самореализации.

Решение, или как сопротивляться Один из путей формирования авторства – школьный факультатив « Игра в автора : литературная мистификация ».

Цели Сформировать у школьников культуру авторства ; Вызвать у школьников интерес к осмысленному, вдумчивому, аналитическому чтению ; Развить творческие способности школьников ; Развить у школьников навыки анализа текста ; Развить у школьников способность самостоятельно мыслить. Помочь школьникам научиться выстраивать метапредметные и междисциплинарные связи ; Повеселиться !

Задачи и принципы Прочитать с учащимися тексты выдающихся литературных мистификаций ; Обеспечить каждого учащегося возможностью презентовать результаты аналитической и творческой работы над изучаемыми произведениями, свободно высказывать свое мнение на базе прочитанных текстов ;

Задачи и принципы Проводить анализ текстов в максимально разнообразных формах ; Создавать на занятиях « внеурочную » атмосферу в соответствии с тематикой рассматриваемого материала ; Сделать работу над текстами максимально « объемной »: использовать дополнительно тексты разной природы, распределять творческие задания по типам восприятия.

Планы Индивидуальная и групповая работа над литературными мистификациями ; Изучение произведений 5 известных мистификаторов ( анализ текстов, выполнение творческих заданий по принципу « от текста к тексту »); Написание собственной литературной мистификации индивидуально или в составе группы ( максимум 4 человека ) в сопровождении тьютора ; Составление сценария выступления и выступление со своими литературными мистификациями на школьном новогоднем мероприятии ( очень важно сохранить тайну проекта, чтобы мистификация « сработала »).

Круг чтения Козьма Прутков ( А. К. Толстой и братья А. М. и В. М. Жемчужниковы ) « На мягкой кровати », А. С. Пушкин « Черная шаль »; Черубина де Габриак ( М. Волошин ) « Ты в зеркало смотри ».

Круг чтения Анри Лякост ( А. Гитович ) « Горожане »; Джемс Клиффорд ( В. Лившиц ) « Квадраты »; Эмиль Ажар ( Ромен Гари ) « Вся жизнь впереди ».

Джемс Клиффорд « Квадраты » ( группа « Телевизор ») И всё же порядок вещей нелеп. Люди, плавящие металл, Ткущие ткани, пекущие хлеб, Кто - то бессовестно вас обокрал. Не только ваш труд, любовь, досуг украли пытливость открытых глаз ; набором истин кормя из рук, уменье мыслить украли у вас. На каждый вопрос вручили ответ. Всё видя, не видите вы ни зги. Стали матрицами газет ваши безропотные мозги. Вручили ответ на каждый вопрос … Одетых и серенько и пестро, утром и вечером, как пылесос, вас засасывает метро. Вот вы идёте густой икрой, все, как один, на один покрой, люди, умеющие обувать, люди, умеющие добывать. А вот идут за рядом ряд ать - ать - ать - ать, пока ещё только на парад, люди, умеющие убивать … Но вот однажды, средь мелких дел, тебе дающих подножный корм, решил ты вырваться за предел осточертевших квадратных форм. Ты взбунтовался. Кричишь : Крадут !.. Ты не желаешь себя отдать. И тут сначала к тебе придут люди, умеющие убеждать. Будут значительны их слова, будут возвышенны и добры. Они докажут, как дважды два, что нельзя выходить из этой игры. И ты раскаешься, бедный брат. Заблудший брат, ты будешь прощён. Под песнопения в свой квадрат ты будешь бережно возвращён. А если упорствовать станешь ты : Не дамся !.. Прежнему не бывать !.. Неслышно явятся из темноты люди, умеющие убивать. Ты будешь, как хину, глотать тоску, и на квадраты, словно во сне, будет расчерчен синий лоскут чёрной решётки в твоём окне.

Задания к стихотворению « Квадраты » Джеймса Клиффорда Какой музыке уподоблена ритмика стихотворения " Квадраты "? Как вы думаете, почему ? Подберите инструментальную композицию, которая, на ваш взгляд, соответствует настроению стихотворения. Посмотрите выступление группы « Телевизор », исполняющей песню на стихи Клиффорда / прослушайте песню. Дайте развернутую оценку такому исполнению. Познакомьтесь с историей группы « Телевизор » в Интернете и ответьте, почему, на ваш взгляд, музыканты заинтересовались « Квадратами »? Актуально ли сегодня исполнение стихотворения, написанного в 60- х гг. XX в., группой, популярной в 80- х -90- х гг. того же века ? Как вы понимаете название группы ?

Задания к стихотворению « Квадраты » Джеймса Клиффорда В стихотворении Джемса Клиффорда " квадрат " - метафора. Дайте интерпретацию этой метафоры. Какие свойства квадрата как геометрической фигуры позволяют поэту создать такую метафору ? Стихотворение " Квадраты " написано от лица английского солдата, однако, вы знаете, что его автор – советский поэт Владимир Лившиц. Как вы думаете, о какой действительности идет речь в стихотворении : английской или советской ? Аргументируйте ответ, опираясь на знание истории.

Задания к стихотворению « Квадраты » Джеймса Клиффорда В русской культуре есть два противоречивых фразеологизма : " свой угол " и " быть запертым в четырех стенах ". Объясните противоречие, в частности с точки зрения геометрии. Имеют ли эти фразеологизмы связь с метафорой квадрата ? Посмотрите на репродукцию картины Казимира Малевича " Черный квадрат ". Как вы понимаете идею этой картины ? Можно ли провести параллель между этой картиной и стихотворением Джемса Клиффорда ? Ответ аргументируйте.

Задания к стихотворению « Квадраты » Джеймса Клиффорда Подготовьте такую иллюстрированную презентацию о жанре антиутопии, которая бы не требовала устного комментария. Сравните стихотворение " Квадраты " с известными вам антиутопиями. Дайте развернутый ответ на вопрос : можно ли назвать " Квадраты " стихотворением - антиутопией ? Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению " Квадраты ". Выберите одно направление в живописи и стилизуйте свою иллюстрацию под него. Для создания стилизации изучите приемы, соответствующие выбранному направлению. Обоснуйте свой выбор и проанализируйте, какие приемы вы использовали.

Спасибо за внимание !