Модель сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения МБДОУ 6.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
П ЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «З ДРАВСТВУЙ, МАЛЫШ ». Цель : Обеспечить успешное протекание процесса адаптации Участники проекта: дети, родители, специалисты.
Advertisements

1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Фурсова Наталья Анатольевна. ИЗМЕНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРА ПИТАНИЯ НЕСФОРМИРОВАН- НОСТЬ НАВЫКОВ.
Проведение индивидуального диагностического обследования с детьми Утверждаю Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида » Диаграмма 4.
Педагога-психолога Алёны Вячеславовны Фаткуллиной.
МБДОУ 40 г. Киржач «Модель сопровождения семьи и ребёнка раннего возраста в условиях МБДОУ детского сада 40» Старший воспитатель высшей категории Никитина.
Психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов в условиях инклюзивного образования Педагог-психолог МОУ СОШ 34 Литовченко И.А.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Анализ психолого – педагогической литературы: Понятие адаптации - Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьев, Д.А. Андреева, Б.Г. Рубин, Ю.С. Колесников. В педагогической.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» «Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников.
Аналитический отчет педагога-психолога за 2014 – 2015 учебный год.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
Организация сопровождения в образовательных учреждениях.
СЛУЖБА ППМС СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Рабочая Программа Педагога – психолога Новицкой В.С – 2016 учебный год ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок».
Пугачева Лариса Викторовна - педагог-психолог, первая квалификационная категория, стаж работы 10 лет.
Субъекты психолого- педагогического сопровождения в условиях инклюзивного образования.
Транксрипт:

Модель сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения МБДОУ 6

Первые три года жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка: 1. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, а также фундаментальные личностные образования. 2. Ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. 3. Все большее количество заинтересованных родителей в вопросах воспитания и развития успешного ребенка

Создание оптимальных условий и эффективной системы сопровождения, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия семьи и ребенка раннего возраста.

1. раннее выявление отклонений в развитии ребенка; 2. создание необходимой развивающей среды; 3. разработка и применение индивидуальных мер коррекции; 4. стимуляция потенциальных возможностей ребенка; 5. Осуществление профилактики неблагополучного развития детей; 6.Консультирование, обучение, повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития ребенка раннего возраста; 7. консультирование и обучение педагогов, работающих с детьми раннего возраста.

Функции ранней психолого – педагогической помощи ДОУ Координационная предполагает координацию деятельности педагогов и специалистов ДОУ, участвующих в разработке реализации индивидуальной программы психолого- педагогической помощи ребенку и составляющих единую поли дисциплинарную команду. Консультативная направлена на создание необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи семье ребенка раннего возраста. Коррекционная предполагает целенаправленную работу по изменению развивающей среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка, позволяет исправлять нарушения в развитии ребенка и причины, обусловившие появление этих нарушений. Диагностическая обеспечивает определение уровня развития ребенка, выявляет характер испытываемых ребенком и его семьей трудностей позволяет определить наиболее оптимальные психолого-педагогические условия его воспитания и развития, содержание и объем необходимой семье психолого- педагогической помощи. Развивающая направлена на стимуляцию потенциальных возможностей ребенка, создание оптимальных психолого-педагогических условий. Пропедевтическая обеспечивает профилактику возникновения отклонений в развитии ребенка, обусловленных несоответствием требований среды реальным возможностям ребенка.

Взаимодействие субъектов образовательно – воспитательного процесса в рамках модели: Дети раннего возраста Детский сад Семья Микросоциум

Заведующий Медсестра Методист Психолог Музыкальный руководитель Воспитатель Система мониторинга сопровождения семьи ребенка раннего возраста в условиях ДОУ

Заведующий Методист 1. Первичная встреча с родителями, запись в д/с, сбор документов. 2. Знакомство родителей с детским садом, нормативно – правовыми документами. 3. Заключение договора. 4. Осуществление административно- хозяйственной деятельности, обеспечивающее создание оптимальных условий для сопровождения семей детей раннего возраста. 1. Постановка задач в годовом плане, обеспечение методической поддержки. 2. Организация тематической проверки работы по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста 3. Обсуждение, анализ на координационном совете и ПМПК эффективности работы ДОУ в сопровождении семьи детей раннего возраста 4. Координация работы специалистов и воспитателей

Медсестра Родительские собрания «Особенности адаптации» «Все о детском питании», «Режим и уход за ребенком», Малыши крепыши», «Растем здоровыми» и тд. Встреча и беседа с родителями, консультации, рекомендации, оформление наглядной агитации. Проводит учет отсутствующих по болезни проведенные прививки, лечебные процедуры, анамнез, диспансерный лист, группа здоровья и тд.. Ежемесячно, совместно с администрацией и профсоюзным комитетом, рассматривает причины заболеваемости детей в детском саду и вносит предложения по устранению этих причин. Ежедневно проводит термометрию, осмотр кожных покровов, зев, стул; проводит антропометрические измерения, фиксирует физическое развитие, самочувствие, аппетит, сон. Формирование и ведение медицинской карты, отслеживание результатов заболеваемости ребенка. Сбор данных о состоянии здоровья ребенка Осуществляет ежедневный обход групп контролирует санитарное состояние помещений и участка детского сада, температурный режим, организует мероприятия по закаливанию детей. Обеспечивает организацию оздоровительных мероприятий, иммунопрофилактики. Организация питания, режима дня, оздоровительно – профилактических процедур, соблюдение Сан Пин. регулярную связь с ближайшей поликлиникой с целью своевременного ознакомления с эпидемиологической обстановкой в районе, проведения вакцинация и тд. Организация привлечения специалистов детской поликлиники к работе МППК.

1. Проведение музыкальных театрализованных игр занятий с детьми. 2. Консультирование и просвещение педагогов родителей « влиянии музыки и музыкального творчества на развитие детей». 3. Подготовка и проведение досуговых и праздничных музыкальных развлечений. 1. Анкетирование родителей, педагогов. 2.Психолого-педагогическое обследование детей с целью выявления проблем и недостатков развития. 3. Заполнение карты психофизического развития ребенка раннего возраста, обобщения и анализ информации, планирование направлений и координация деятельности. 4. Выработка рекомендаций, оформление наглядно - просветительской информации. 5. Разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ (в случае необходимости). 6. Индивидуальные и групповые консультации. 7. Коррекционно - развивающая и профилактическая деятельность с детьми, родителями, педагогами. Психолог Музыкальный руководитель

1. Изучает индивидуальные способности, склонности и интересы детей и родителей. 2. Заполняет листы адаптации, карты развития и поведения ребенка, ведет дневник группы. 3. Формирует предметно – развивающею и игровую среды, в группе и на участке. 4. Планирует и осуществляет воспитательно-образовательную, коррекционно-развивающую работу в соответствии с программой, на основании изучения индивидуальных особенностей детей и рекомендаций психолога. 5. Следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе. 6. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. 7. Осуществляет консультационно – просветительскую деятельность в поддержке семьи по вопросам воспитания и развития ребенка. Воспитатель

Ведущие направления деятельности в ДОУ в рамках модели коррекционно- развивающее Профилактическое информационно- методическое организационное консультативно- диагностическое

Субъекты модели Дети Родители Педагоги

1. Анализ адаптационного периода в группах раннего возраста (Карты адаптации) 2. Нервно психическое развитие детей раннего возраста (К. Л. Печерой, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой 3. Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Е. А. Стребелевой 4. Педагогическая диагностика усвоения программы. 5. Карта динамики развития детей группы раннего возраста 1. Анализ адаптационного периода в группах раннего возраста (Карты адаптации) 2. Нервно психическое развитие детей раннего возраста (К. Л. Печерой, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой 3. Психолого- педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Е. А. Стребелевой 4. Педагогическая диагностика усвоения программы. 5. Карта динамики развития детей группы раннего возраста 1. Индивидуальная и групповая игровая терапия, пескотерапия Арт – терапия и тд. 2. Создание предметно – развивающей среды. 3. Игры и задания на развитие психических процессов, физических качеств по планам психолога и воспитателя. 4. Реализация индивидуальных программ развития (по необходимости). 5. Создание картотеки игр, пособий, игрушек, книг. 1. Индивидуальная и групповая игровая терапия, пескотерапия Арт – терапия и тд. 2. Создание предметно – развивающей среды. 3. Игры и задания на развитие психических процессов, физических качеств по планам психолога и воспитателя. 4. Реализация индивидуальных программ развития (по необходимости). 5. Создание картотеки игр, пособий, игрушек, книг. 1. Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста 2. Утренняя эмоционально стимулирующая гимнастика для детей раннего возраста О.М Жевакиной. 3. Утренняя зарядка с элементами точечного массажа Е.В Серова 4. Соблюдение двигательного режима, витаминизация (фитотерапия, ароматерапия). 1. Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста 2. Утренняя эмоционально стимулирующая гимнастика для детей раннего возраста О.М Жевакиной. 3. Утренняя зарядка с элементами точечного массажа Е.В Серова 4. Соблюдение двигательного режима, витаминизация (фитотерапия, ароматерапия)..

Оформление информационных стендов, папки – передвижки: «Особенности развитие детей раннего возраста»,, «Дела домашние, или обучение в естественных условиях», «Сенсорное развитие детей». Групповые и индивидуальные консультации, рекомендации «Первый раз в детский сад» «Детская агрессивность», «Учимся играя», «Как выбрать игрушку», «Истерики»; Групповые и общие родительские собрания «Психо – физическое развитие детей раннего возраста» «Права обязанности и функции родителей», «Капризы и упрямства», «Страхи» выставки, конкурсы: «Фотовыставка мой ребенок с пеленок», «Папа, мама, я» Анкетирование «Давайте познакомимся» «Что вы ждете от детского сада», «Оценка работы детского сада» «Знаете ли вы своих детей», тест Я и мой ребенок, диагностика эмоционально- личностных проблем детей, Опросник родительского отношения. ( А.Я.Варга, В.В.Столин). Презентация детского сада: буклет«Добро пожаловать в наш детский сад»; Сайт детского сада в интернете День открытых дверей 1. Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе 2. Программа совместных с родителями игровых занятий в период адаптации детей 2 – 3 лет к условиям ДОУ. «Вместе дружная семья»

Проведение конкурсов, консультаций, памятки, буклеты: «Игры и упражнения в период адаптации», «Психоэмоциональное напряжение детей, «Стрессы» и др. 1. Психологическое выгорание, уровень ситуативной тревожности 2. Удовлетворенность работой, психологическая. 3. Атмосфера в кол - ве» 4. Стиль педагогического общения с детьми 5. социально – психологической самоаттестации коллектива (СПСК) 6. Ваш творческий потенциал? 7. Конфликтны ли вы? 8. Как вы защищаетесь? И др. Всеобуч: Развитие речи детей, Связь речи и мышления, восприятие и др. Школа психологических знаний: Успешный педагог – развитый ребенок, Такие разные дети или приемы работы с трудными детьми», Ребенок зеркало семьи», Координационный совет «Стратегия взаимодействия семьи детей раннего возраста и детского сада» ПМПК. Программа «Работа психолога по созданию благоприятного психологического климата в коллективе как основного компонента психического здоровья педагогов» ( Кисель Т.В. Брызгалова Ю.С). Тренинг креативности (Дмитриева Н.Н.

Механизм модели Организация работы с родителями Адаптационная компания Диагностическое обследование детей раннего возраста Индивидуально –дифференцированное сопровождение семьи ребенка раннего возраста

День открытых дверей обучение осуществлению коррекционно- развивающего взаимодействия с ребенком Присутствие родителей во время адаптационного периода в группе Совместные с родителями игровые занятия в период адаптации. Консультации Беседы Семинары Консультации Беседы Семинары Наглядные формы педагогической пропаганды Литература, папки – передвижки, буклеты, памятки, информационные стенды, стенгазеты) Наглядные формы педагогической пропаганды Литература, папки – передвижки, буклеты, памятки, информационные стенды, стенгазеты) Участие в конкурсных и развлекательных мероприятиях ДОУ (выставки, совместные игры, развлечения, праздники) Анкетирование, опрос Анкетирование, опрос Родительские собрания Детский сад

Организация адаптацион ного периода Организация адаптацион ного периода Побуждение ребенка к общению со сверстниками Индивидуальный подход к ребенку Игры – занятия, игры- упражнения, игры - инсценировки Игры с воспитателем Создание предметно – развивающей среды Контроль за физическим состоянием ребенка Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками Учет домашних привычек Использование литературного фольклора в режимных моментах Использование игрушек – забав, игрушек - сюрпризов Использование литературного фольклора в режимных моментах Использование игрушек – забав, игрушек - сюрпризов Гибкий режим Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения Элементы закаливающих мероприятий, психопрофилактика Элементы театрализованной деятельности Использовани е фольклора Приучение к объединению в игре с другим ребенком Игры ребенка рядом со сверстниками Ситуации общения Ситуации общения

Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей раннего дошкольного возраста и по подготовке к поступлению в детский сад. Анкетирование родителей (еще до поступления ребенка в детский сад) Изучение медицинской карты. (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания) Формирование перспективного плана сопровождения семьи и ребенка раннего возраста на год Ежедневные игровая деятельность с детьми и наблюдение, за детьми в группе и беседы с родителями и воспитателями в адаптационный период. Проведение психологической диагностики уровня адаптированности, НПР (2 раза в год). Анкетирование родителей, педагогов. Анализ данных, подведение итогов на координационном совете Индивидуальные и групповые консультации. Рекомендации родителям и педагогам. Разработка и осуществление индивидуальных и дефференцированных комплексных коррекционно- развивающих программ (в случае необходимости). Прфилактика психоэмоционального напряжения. Интегрированная, коррекционно – развивающая совместная деятельность с детьми 3 раза в неделю. Результат: Систиматизация накопленного опыта Выстраивание оптимально эффективной системы психологического сопровождения семьи ребенка раннего возраста