Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок »с.Хватовка Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области» Образовательная программа ДОУ в соответствии с ФГОС
Контингент детей, воспитывающихся в ДОУ Содержание Программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении МБДОУ «Детский сад «Колосок» с.Хватовка». Всего в МБДОУ воспитывается 37 детей. Общее количество групп – 2. ДОУ работает в условиях сокращённого дня (10 часового пребывания), пятидневная рабочая неделя, с ч. Структура групп: Младшая группа-13 чел. Старшая группа -24 чел.
Образовательная программа состоит: Обязательная часть Программа «Детство» Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева 60% Вариативная часть формируемая участниками образовательного процесса И.А.Лыкова «Цветные ладошки», Н.П.Смирнова «Основы здорового образа жизни» 40%
Содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности). Требования к условиям реализации программы Требования к результатам освоения программы
Условия реализации программы: Материально-технические -Соответствуют санитарным нормам, правилам пожарной безопасности, возрастным и индивидуальным особенностям детей -Каждая группа имеет пространственную среду, оборудование, учебные комплекты в соответствии с возрастом детей Материально-технические -Соответствуют санитарным нормам, правилам пожарной безопасности, возрастным и индивидуальным особенностям детей -Каждая группа имеет пространственную среду, оборудование, учебные комплекты в соответствии с возрастом детей Психолого – педагогические: -Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки -Использование форм и методов работы, соответствующих возрасту, индивидуальным особенностям -Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми -Поддержка доброжелательного отношения детей к друг другу -Возможность выбора детьми видов деятельности, общения -Защита детей от всех форм физического и психического насилия -Поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей в образовательную деятельность Психолого – педагогические: -Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки -Использование форм и методов работы, соответствующих возрасту, индивидуальным особенностям -Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми -Поддержка доброжелательного отношения детей к друг другу -Возможность выбора детьми видов деятельности, общения -Защита детей от всех форм физического и психического насилия -Поддержка родителей в воспитании детей, вовлечение семей в образовательную деятельность Развивающая предметно- пространственная среда: насыщенная; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная; безопасная Развивающая предметно- пространственная среда: насыщенная; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная; безопасная -Кадровые: Педагоги первой квалификационной категории - 100% Наличие специалистов: -музыкальный руководитель -Кадровые: Педагоги первой квалификационной категории - 100% Наличие специалистов: -музыкальный руководитель
Модель образовательной программы МБДОУ Цель: обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает направления развития и образования детей (образовательные области) Социально- коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие Художественно- эстетическое развитие
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно- модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Социально –коммуникативное развитие Развиваем ценностное отношение к труду Дошк ольник входит в мир социальных отношений Направления Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Игра как особое пространство развития ребенка Виды игры Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами Сюжетно-ролевые игры Режиссерские игры ; Игровые импровизации и театрализация Дидактические игры; Игры с готовым содержанием и правилами;
Познавательное развитие Направления Развитие сенсорной культуры Формирование первичных представлений о себе, других людях. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира Ребенок открывает мир природы Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем
Речевое развитие Направления Владение речью как средством общения и культуры Развитие связной речи: - диалогическая (разговорная) речь; монологическая речь(рассказывание ). Обогащение активного словаря Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Формирование звуковой аналитико- синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте Знакомство с книжной культурой детской литературой Развитие речевого творчества
Художественно-эстетическое развитие Направления Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) Художественная литература Музыка Развитие продуктивной деятельности и детского творчества
Физическое развитие Направления Двигательная деятельность Становление у детей ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования Модель выпускника ДОУ - Владеет основными культурными способами деятельности -Проявляет инициативу и самостоятельность -Положительно относится к миру, к людям,, самому себе, участвует в совместных играх, способен договариваться -Адекватно проявляет свои чувства -Владеет разными формами и видами игр -Хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания -Развита мелкая моторика -Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения в различных видах деятельности -Соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены -Проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать -0 обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором живет
Обязательная часть образовательной программы Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности во всех основных образовательных областях Различные виды детской деятельности Режимные моменты Самостоятель ная деятельность Взаимодейств ие с родителями
Вариативная часть образовательной программы Обеспечивает качество образовательного процесса для создания оптимальных условий развития дошкольника с учетом его физического и психического здоровья, для реализации психолого-педагогической готовности к обучению в школе Приоритетное направление физическое Художественно- эстетическое
Модель двигательного режима 1 младшая группа Двигательный режим Алгоритм проведения Длительность Примечание Утренняя гимнастикаежедневно 5 мин Кол-во ОРУ: 3-4 (повторы 4-5 раз) Комплекс составляется на 2 недели. Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое Музыкальное НОД2 раза в неделю 10 мин Физкультурное НОД3 раза в неделю (1 на свежем воздухе) 10 мин вводная ч. – 1-2 мин. основная ч.-6-8 мин заключит-я ч. –1-2 мин. Кол-во ОРУ: 4-5 (повторы 4-5 раз), Кол-во О.Д.: 2-3 (одно новое), Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету Физкультминуткаежедневно 1,5-3 мин Комплекс состоит из 3-5 упражнений Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий. Под. игры на прогулке, в режимные моменты ежедневно мин 2-3 игры разной подвижности Физкультурный досуг 1 раз в месяц мин.2-я неделя месяца Неделя здоровья 1 раз в год: февраль Последняя неделя месяца День здоровья 1 раз в кварталВ течение дня Последняя пятница месяца Активный двигательный подъем ежедневно 5-10 мин После сна Дыхательная гимнастикаежедневно 1-2 упр. единовременно Используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений ежедневно 5-10 мин Утром и вечером, на прогулке Сам. двигательная деятельность детей ежедневноВ течение дня Динамическая пауза По необходимости 5-10 мин.Вместо вечерней прогулки Игры с движениями и словами ежедневно 5-10 мин Утром и вечером перед проведением режимных моментов, на прогулке
Модель двигательного режима 2 младшая группа Двигательный режим Алгоритм проведения Длительность Примечание Утренняя гимнастикаежедневно 5-6 мин Кол-во ОРУ: 3-4 (повторы 4-5 раз) Комплекс сост-ся на 2 недели. Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое Музыкальное НОД2 раза в неделю 15 мин. Физкультурное НОД3 раза в неделю (1 на свежем воздухе) 15 мин вводная ч. – 1-2 мин основная ч мин заключит-я ч мин. Кол-во ОРУ: 4-5 (повторы 4-5 раз), Кол-во О.Д.: 2-3 (одно новое), Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету Физкультминуткаежедневно 1-3 мин Комплекс состоит из 3-5 упражнений Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий. Под. игры на прогулке, в режимные моменты ежедневно мин 2-3 игры разной подвижности Спортивные игры 1 раз в неделюВ соответствии с программой и временем года Развитие движений на прогулке и в режимные моменты ежедневно минпо результатам физкультурных занятий, по группам здоровья Физкультурный досуг 20 мин Последняя неделя месяца Неделя здоровья 1 раз в год: февраль 2 я неделя месяца День здоровья 1 раз в квартал (октябрь, январь, апрель, июнь) В течение дня Последняя неделя месяца Активный двигательный подъем ежедневно 5-10 мин После сна Дыхательная гимнастикаежедневно 1-2 упражнения единовременно Используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми. Индивидуальная работа с детьми по развитию движенийежедневно 5-10 мин Утром и вечером, на прогулке Самостоятельная двигательная деятельность детей ежедневно В течение дня Динамическая пауза По необходимости 5-10 мин.Вместо вечерней прогулки
Модель двигательного режима средне-старшая группа Двигательный режим Алгоритм проведения Длительность Примечание Утренняя гимнастикаежедневно 6-10 мин Кол-во ОРУ: 3-4 (повторы 4-5 раз) Комплекс составляется на 2 недели. Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое Музыкальное НОД2 раза в неделю Физкультурное НОД3 раза в неделю (1 на свежем воздухе) мин вводная ч.- 2- мин основн. ч закл. ч мин. Кол-во ОРУ: 4-5 (повторы 4-5 раз), Кол-во О.Д.: 2-3 (одно новое), Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету Физкультминутка По необходимости 1,5-3 мин Комплекс состоит из 3-5 упражнений Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий. Подвижные игры на прогулке, в режимные моменты ежедневно мин 2-3 игры разной подвижности Спортивные игры 1 раз в неделюВ соответствии с программой и временем года Целевые прогулки по территории и вне территории д/с 1 раз в неделю 20 мин По плану воспитательно-образовательной работы Развитие движений на прогулке и в режимные моменты ежедневно мин по результатам физкультурных занятий, по группам здоровья Физкультурный досуг 1 раз в месяц мин.2 я неделя месяца Неделя здоровья 2 раза в год: февраль,август Последняя неделя месяца День здоровья 1 раз в квартал (октябрь, январь, апрель, июль) В течении дня Последняя неделя месяца Активный двигательный подъем ежедневно мин После сна Дыхательная гимнастика ежедневно 5-10 мин Используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми. Инд. работа с детьми по развитию движений ежедневно 5-10 мин Утром и вечером, на прогулке Самостоятельная двигательная деятельность детей ежедневноВ течении дня
Модель двигательного режима подготовительная группа Двигательный режим Алгоритм проведения Длительность Примечание Утренняя гимнастика ежедневно мин Кол-во ОРУ: 8-10 (повторы 5-6 раз) Комплекс составляется на 2 недели. Формы проведения занятий: традиционные, игровое, сюжетно-игровое Музыка 2 раза в неделю Физическая культура 3 раза в неделю (1 на свежем воздухе) 30 мин вводн.ч – 3-5 мин. Осн.ч. – 21-. Заключ. ч. – 3-4 мин. Кол-во ОРУ: 4-5 (повторы 4-5 раз), Кол-во О.Д.: 2-3 (одно новое), Формы проведения занятий: традиционные, игровое, по единому игровому сюжету Физкультминутка По необходимости 1-3 мин Комплекс состоит из 3-5 упражнений Комплексы подбираются с учетом характера предшествующих занятий. Подвижные игры на прогулке, в режимные моменты ежедневно мин 2-3 игры разной подвижности Спортивные игры 1 раз в неделюВ соответствии с программой и временем года Целевые прогулки по территории и вне территории д/с 1 раз в неделю 30 мин По плану воспитательно-образовательной работы Развитие движений на прогулке и в режимные моменты ежедневно минпо результатам физкультурных занятий, по группам здоровья Физкультурный досуг 1 раз в неделю 40 мин.3 я неделя месяца Неделя здоровья 2 раза в год: февраль, август Последняя неделя августа День здоровья 1 раз в квартал (октябрь, январь, апрель, июнь) В течении дня Последняя неделя месяца Активный двигательный подъем ежедневно 15 мин После сна Дыхательная гимнастика ежедневно 1-2 упражнения Используется при проведении утренней и бодрящей гимнастики после сна, физкультурных занятий, в индивидуальной работе с детьми. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений ежедневно 5-10 мин Утром и вечером, на прогулке Самостоятельная двигательная деятельность детей ежедневноВ течении дня
Способы поддержки детской инициативы 3-4 года -Продуктивная деятельность 4-5-Познание окружающего мира 5-6 лет- внеситуативно- личностное общение 6-7 лет- Научение
Основные направления взаимодействия ДОУ с семьёй Беседы Консультации Собрания Круглые столы Семинары -практикумы Непосредственное общение Диагностика Анкетирование Посещение семьи День открытых дверей Собрания- встречи Взаимопознание Опосредованно Газеты Семейные календари Буклеты Стенды Интернет-сайт ДОУ Интернет-сайт управления образования Взаимоинформирование
Кружковая работа Цель: внедрение новых вариативных форм дошкольного образования с целью повышения качества образовательного процесса и удовлетворения запроса общества «Почемучки» (познавательное развитие) «Экология и дети» (познавательное развитие) «Бубенчики» (художественно-эстетическое развитие) «Акварелька» (художественно-эстетическое развитие) «Школа мяча» (физическое развитие)
Предметно-пространственная развивающая среда центры активности центр творчест ва игровой центр центр познания литерату рный центр «Уголок природы спортивный центр «Уголок безопасности» «Краевед ческий уголок»
Кадровые условия реализации программы Требования к кадровым условиям реализации программы непрерывность профессионального развития и повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников ДОУ Уровень квалификации руководящих, педагогических и иных работников ДОУ. На основании ЕКС утверждённого ), Федеральный закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации », глава 5, статья 46 Укомплектованность ДОУ руководящими, педагогическими и иными работниками.