Выполнил: Игнатов Александр. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Патриарх Гермоген герой Смутного времени пламенный борец за Веру и Отечество.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». Учитель: Шелаумова Т. В. Воротынец МОУ Воротынская.
Advertisements

Тестовые задания для группы 2. Задание 1 Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты? 1) 1589 г. 2) 1612 г.
Вечер, посвящённый Дню народного единства. Ноябрь 2008.
Россия священная наша держава, Россия любимая наша страна. Могучая воля, великая слава Твоё достоянье на все времена! Славься, Отечество наше свободное,
В 1591 году, в Угличе умер царевич Дмитрий. К 1598 г. на царство был избран Борис Годунов. В гг. в стране разразился небывалый голод. Голод и другие.
Матющенкова Людмила Ивановна МБОУ «СОШ 44 г.Калуга»
Минин Кузьма Захарьевич, по прозванью Сухорук один из «освободителей отечества» от поляков в 1612 г. Биография его до его выступления в 1611 г. неизвестна.
Каждый день мы творим историю своими делами и поступками. Какой она будет, какой будет наша страна, каким назовут 21 век, в котором мы живём, зависит.
Паруса истории. Турнир знатоков истории 1. Знаете ли вы, какой праздник отмечается в нашей стране 4 ноября ? Ответ : День народного единства.
СМУТНОЕ ВРЕМЯ. СМЕНА ДИНАСТИИ После смерти Ивана IV царём стал сын Фёдор. После его смерти прервалась династия Рюриковичей… Страна осталась без царя…
Смутное время. В роковую ночь с 17 на 18 марта 1584г. умирал всесильный царь Иван Васильевич Грозный. Его мучил вопрос: «Кто будет его приемником?» В.
История России 7 класс. Тема урока: «Второе ополчение и освобождение России» Цели урока: -обучающая: продолжить знакомство учащихся с событиями Смутного.
Минин и Пожарский.. В памяти народа Минин и Пожарский представляются как два героя, спасших Родину от польско - литовских интервентов в тяжкие смутные.
День народного единства История нового Российского праздника 4 ноября.
Праздник «День народного единства» отдает дань памяти событиям 1612 года, когда Мининым и Пожарским была освобождена Москва, и было положено начало выхода.
Презентация По истории Ученика 7 «Б» класса МОУ «Лицей 2» Коровякова Романа.
«Добрый памятник поставлен Двум героям всей страной. В знак того, что был избавлен От бесчестья край родной». Н. Кончаловская.
Классный час. Выдающуюся роль в организации ополчения сыграл нижегородский земский староста Кузьма Минин, избранный на эту должность в начале сентября.
«Россия нам Отечество: её судьба и в славе, и в уничижении равно для нас достопамятна» Н.М.Карамзин.
Московская смута гг. Причины I Опричнина Ивана IV II Кризис династии Рюриковичей III Кризис власти IV Экономический кризис «поруха»
Транксрипт:

Выполнил: Игнатов Александр

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Патриарх Гермоген герой Смутного времени пламенный борец за Веру и Отечество. Для целого поколения русских людей он стал примером беззаветной преданности национальным идеалам и любви к Родине. Именно он стал зачинателем мощного патриотического движения, приведшего к освобождению Русского государства от иностранной интервенции и восстановлению государственности.

Патриарх Гермоген происходил из донских казаков и родился в одной из придонских станиц (а по другим сведениям, родоначальниками его были князья Голицыны). По преданию, при святом Крещении младенцу дали имя Ермолай. Подростком он ушёл в Казань и поступил в Спасо-Преображенский монастырь. Здесь жил на покое основатель монастыря святитель Варсонофий, бывший архиепископом в Твери. Старец взял Ермолая под своё руководство, обучал его и укреплял в вере и благочестии. Ермолай был посвящён в священнический сан и определён к церкви святителя Николая.

Вскоре отец Ермолай лишился жены и принял монашество с именем Гермогена. Новый инок отличался благочестием, хорошо знал Священное Писание, творения Святых Отцов и Церковную историю. Царь Феодор Иоаннович, сын Иоанна Грозного, возвёл его в сан митрополита Казанского.

В 1598 году прекратился, со смертью Царя Феодора Иоанновича, правивший Русью дом Рюрика, а на престол вступил избранный земским собором Борис Годунов. Младший же сын Грозного, Царевич Димитрий, ещё при жизни царя Феодора был зарезан в Угличе (15 мая 1591 года). После смерти Феодора несколько лет Годунов царствовал спокойно. Но затем начались голодные годы и повальные болезни.

Явился первый самозванец, который принял на себя имя убиенного Царевича Димитрия. Он объявил себя сыном Грозного и утверждал, что в Угличе зарезали подставного младенца, а его истинного Царевича скрыли от убийц и спасли. Самозванец беспрепятственно достиг Москвы и венчался на царство. Новый Царь окружил себя поляками, не ходил к церковным службам, не соблюдал постов. Самозванец приказал лишить Гермогена сана и отправить в заточение в Казань.

Утром 17 мая 1606 года, когда названный Царь Дмитрий ещё спал, князь Василий Шуйский с мечом и крестом в руках въехал на коне в Кремль. Лже-дмитрий выбросился в окно, но тут же был убит

Через три дня после гибели самозванца бояре и московские люди собрались на Лобном месте у кремлёвских стен и провозгласили Царём князя Василия Ивановича Шуйского, избавившего Московское государство от первого Лжедмитрия. Царь Василий собрал духовный Собор и предложил избрать митрополита Гермогена Всероссийским Патриархом. Патриарх Гермоген повелел перенести из Углича в Москву мощи Царевича Димитрия, самозванца же предал церковной анафеме.

В то же время в городе Стародубе появился новый самозванец Лжедмитрий второй, так же, как и первый, человек неизвестного происхождения. Самозванец же, перезимовав в Полесье, двинулся весною к Москве со своими и польскими шайками. В мае 1608 года под Болховом произошло сражение между его и царскими отрядами. Самозванец победил и уже без помехи пошёл дальше. К началу июня он находился всего в двенадцати верстах от Москвы, в селе Тушине, отчего и получил прозвание «тушинского вора».

С 23 сентября 1608 года в продолжение двенадцати месяцев Троице-Сергиева Лавра выдерживала осаду, хотя монахов и стрельцов было вдесятеро меньше, чем поляков. Осаждённые терпели голод, но не сдавались.

Святитель открыто восстал против поляков и своими воззваниями, проникнутыми пламенной любовью к Родине, ободрял и укреплял русских людей. Мстиславский, Салтыков, Андронов и другие, видя, что в городах собираются ополчения, 5 декабря явились к Патриарху Гермогену и стали просить его о Благословении. Но он ответил: «Нет вам Благословения, а если же вы меня не послушаете, то я возложу на вас клятву и прокляну всех, кто пристанет к вашему совету.»

Русские люди разносили по всей земле слова Патриарха. Народ воспламенялся духом и принимал твёрдую решимость пожертвовать всем за Родину. Во многих местах жители целовали крест, чтобы стоять за Москву и идти против поляков. Города начали пересылать друг другу грамоты с призывом восстать за спасение родной земли.

На страстной неделе поляки зажгли Москву, а сами заперлись в Кремле. Ляпунов загородил все пути в Москву. 5 августа 1611 года в Кремль вошёл некий свияженин Родион Мосеев, который тайно пробрался к Патриарху Гермогену. Святитель наскоро составил свою последнюю грамоту и отослал её в Нижний Новгород, где русские люди особенно скорбели о постигших Родину страданиях.

Последняя грамота страдальца-Патриарха совершила великое дело. Когда она была получена в Нижнем Новгороде, то здешний староста Кузьма Захарьевич Минин-Сухорукий воззвал к народу: заложить всё, жён и детей, ничего не щадить для спасения Отечества. И снова выросло могучее ополчение. Составлялось оно всю зиму на севере, а также в Поволжье и на Оке, а весною 1612 года пошло к Москве под начальством доблестного воеводы князя Пожарского и великого гражданина Минина, и 23 октября того же года Москва была освобождена от поляков.

Прошло четыреста лет. От великой разрухи сохранились в народной памяти три наиболее светлых имени: гражданин Минин, воевода князь Пожарский и Святейший Патриарх Гермоген. Дороги эти имена сердцу каждого русского человека. Неразрывны они между собой. Недаром всякий из нас, взглянув на памятник Минину и Пожарскому на московской Красной площади, спешит в Кремль и там, в Успенском соборе, припадает к гробнице Патриарха-мученика.

Клич великого Патриарха как будто слышен и теперь. Вера святителя в великое будущее своей Родины и до сих пор укрепляет «Русь перводержавную, Русь православную» среди всех выпавших на её долю невзгод. Опочил он, русским людям Крепко верить завещая Что от всяческой невзгоды Отстоится Русь святая! (Михаил Розенгейм)