Выполнил: Игнатов Александр
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что Патриарх Гермоген герой Смутного времени пламенный борец за Веру и Отечество. Для целого поколения русских людей он стал примером беззаветной преданности национальным идеалам и любви к Родине. Именно он стал зачинателем мощного патриотического движения, приведшего к освобождению Русского государства от иностранной интервенции и восстановлению государственности.
Патриарх Гермоген происходил из донских казаков и родился в одной из придонских станиц (а по другим сведениям, родоначальниками его были князья Голицыны). По преданию, при святом Крещении младенцу дали имя Ермолай. Подростком он ушёл в Казань и поступил в Спасо-Преображенский монастырь. Здесь жил на покое основатель монастыря святитель Варсонофий, бывший архиепископом в Твери. Старец взял Ермолая под своё руководство, обучал его и укреплял в вере и благочестии. Ермолай был посвящён в священнический сан и определён к церкви святителя Николая.
Вскоре отец Ермолай лишился жены и принял монашество с именем Гермогена. Новый инок отличался благочестием, хорошо знал Священное Писание, творения Святых Отцов и Церковную историю. Царь Феодор Иоаннович, сын Иоанна Грозного, возвёл его в сан митрополита Казанского.
В 1598 году прекратился, со смертью Царя Феодора Иоанновича, правивший Русью дом Рюрика, а на престол вступил избранный земским собором Борис Годунов. Младший же сын Грозного, Царевич Димитрий, ещё при жизни царя Феодора был зарезан в Угличе (15 мая 1591 года). После смерти Феодора несколько лет Годунов царствовал спокойно. Но затем начались голодные годы и повальные болезни.
Явился первый самозванец, который принял на себя имя убиенного Царевича Димитрия. Он объявил себя сыном Грозного и утверждал, что в Угличе зарезали подставного младенца, а его истинного Царевича скрыли от убийц и спасли. Самозванец беспрепятственно достиг Москвы и венчался на царство. Новый Царь окружил себя поляками, не ходил к церковным службам, не соблюдал постов. Самозванец приказал лишить Гермогена сана и отправить в заточение в Казань.
Утром 17 мая 1606 года, когда названный Царь Дмитрий ещё спал, князь Василий Шуйский с мечом и крестом в руках въехал на коне в Кремль. Лже-дмитрий выбросился в окно, но тут же был убит
Через три дня после гибели самозванца бояре и московские люди собрались на Лобном месте у кремлёвских стен и провозгласили Царём князя Василия Ивановича Шуйского, избавившего Московское государство от первого Лжедмитрия. Царь Василий собрал духовный Собор и предложил избрать митрополита Гермогена Всероссийским Патриархом. Патриарх Гермоген повелел перенести из Углича в Москву мощи Царевича Димитрия, самозванца же предал церковной анафеме.
В то же время в городе Стародубе появился новый самозванец Лжедмитрий второй, так же, как и первый, человек неизвестного происхождения. Самозванец же, перезимовав в Полесье, двинулся весною к Москве со своими и польскими шайками. В мае 1608 года под Болховом произошло сражение между его и царскими отрядами. Самозванец победил и уже без помехи пошёл дальше. К началу июня он находился всего в двенадцати верстах от Москвы, в селе Тушине, отчего и получил прозвание «тушинского вора».
С 23 сентября 1608 года в продолжение двенадцати месяцев Троице-Сергиева Лавра выдерживала осаду, хотя монахов и стрельцов было вдесятеро меньше, чем поляков. Осаждённые терпели голод, но не сдавались.
Святитель открыто восстал против поляков и своими воззваниями, проникнутыми пламенной любовью к Родине, ободрял и укреплял русских людей. Мстиславский, Салтыков, Андронов и другие, видя, что в городах собираются ополчения, 5 декабря явились к Патриарху Гермогену и стали просить его о Благословении. Но он ответил: «Нет вам Благословения, а если же вы меня не послушаете, то я возложу на вас клятву и прокляну всех, кто пристанет к вашему совету.»
Русские люди разносили по всей земле слова Патриарха. Народ воспламенялся духом и принимал твёрдую решимость пожертвовать всем за Родину. Во многих местах жители целовали крест, чтобы стоять за Москву и идти против поляков. Города начали пересылать друг другу грамоты с призывом восстать за спасение родной земли.
На страстной неделе поляки зажгли Москву, а сами заперлись в Кремле. Ляпунов загородил все пути в Москву. 5 августа 1611 года в Кремль вошёл некий свияженин Родион Мосеев, который тайно пробрался к Патриарху Гермогену. Святитель наскоро составил свою последнюю грамоту и отослал её в Нижний Новгород, где русские люди особенно скорбели о постигших Родину страданиях.
Последняя грамота страдальца-Патриарха совершила великое дело. Когда она была получена в Нижнем Новгороде, то здешний староста Кузьма Захарьевич Минин-Сухорукий воззвал к народу: заложить всё, жён и детей, ничего не щадить для спасения Отечества. И снова выросло могучее ополчение. Составлялось оно всю зиму на севере, а также в Поволжье и на Оке, а весною 1612 года пошло к Москве под начальством доблестного воеводы князя Пожарского и великого гражданина Минина, и 23 октября того же года Москва была освобождена от поляков.
Прошло четыреста лет. От великой разрухи сохранились в народной памяти три наиболее светлых имени: гражданин Минин, воевода князь Пожарский и Святейший Патриарх Гермоген. Дороги эти имена сердцу каждого русского человека. Неразрывны они между собой. Недаром всякий из нас, взглянув на памятник Минину и Пожарскому на московской Красной площади, спешит в Кремль и там, в Успенском соборе, припадает к гробнице Патриарха-мученика.
Клич великого Патриарха как будто слышен и теперь. Вера святителя в великое будущее своей Родины и до сих пор укрепляет «Русь перводержавную, Русь православную» среди всех выпавших на её долю невзгод. Опочил он, русским людям Крепко верить завещая Что от всяческой невзгоды Отстоится Русь святая! (Михаил Розенгейм)