ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ, А НЕ ТОЛЬКО ДИПЛОМЫ: РЫЧАГ ИНКЛЮЗИВНОГО ЭКОНОМИ­ЧЕС­КОГО РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ 11 декабря 2014 года Международная научная конференция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОПЫТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН И ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ДЖАФАРОВ С. Ф. ДИРЕКТОР НАЦИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ТЕСТИРОВАНИЯ.
Advertisements

Семинар БПС поСоставлению бюджета капитальных расходов Минск, июнь 2011 г. Сенка Шогорович, Охрид, 25.–29 октября
Формирование политики профессиональной ориентации в странах ЕС По материалам международных исследований Санкт-Петербург СЗАМП БОРИСОВА Г.В.
Качество образования, равенство доступа к нему или России в международных исследованиях качества образования 2000 – 2009 Анатолий Каспржак, Москва, 2011.
Начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО «РИПО»
Оценка внедрения Акта Европы о малом бизнесе в Украине Украина: октября Энтони Гриббен, Тимо Куусела, Мария Львова.
PEM -PAL 13я МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ВНУТРЕННЕМУ АУДИТУ , Отель Гранит, Охрид.
Управление государственными расходами Совместное обучение (Программа PEM-PAL) Черил Грей, Мировой банк Семинар PEM-PAL Варшава, Польша 3 апреля 2006 года.
Демьянченко Н.А., директор ГИМЦ РО г. Мурманска, эксперт проекта.
Институт им. Д.С.Лихачева как базовая организация государств-участников СНГ в сфере сохранения всемирного наследия Российский научно-исследовательский.
Об опыте регулярных и нерегулярных исследований состояния системы образования в регионе Чупин В.Н., директор Регионального центра мониторинга в образовании,
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования в Республике Казахстан до 2020 года ( проект ) ( Доклад на ШППМ ) Подготовлено Малон Л. В.
Семинар по проекту «Разработка и апробация механизмов и методического инструментария управления качеством образования на региональном и муниципальном уровнях.
Ценка результативности научных организаций О ценка результативности научных организаций Минобрнауки России август 2008 года.
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
1 ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА, КАВКАЗ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО Ольга Понизова «Эко-Согласие»
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
"Эко-Согласие" «ТОРГОВЛЯ, ВТО И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ» Ольга Понизова, «Эко-Согласие» Москва, 22 ноября 2007
Транксрипт:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ, А НЕ ТОЛЬКО ДИПЛОМЫ: РЫЧАГ ИНКЛЮЗИВНОГО ЭКОНОМИ­ЧЕС­КОГО РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ 11 декабря 2014 года Международная научная конференция «Методология и стратегии развития современного образования», посвященная 85-летию Национального института образования Кристиан Аэдо, исполняющий обязанности руководителя Глобальной практики образования Всемирного банка, доктор экономики университета Миннесоты США

Экономический рост в значительной степени зависит от развития навыков В дальнейшем экономический рост будет все больше зависеть от повышения конкурентоспособности. Конкурентоспособность зависит от продуктивности труда и инноваций. Продуктивность труда и инновации зависят от навыков. Развитие навыков должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться на протяжении всего жизненного цикла работника. Актуальность навыков должна сохраняться с изменениями запросов работодателей и нужд экономики. В условиях стремительного изменения демографической ситуации рост зависит от повышения активности взрослого населения и сохранения их продуктивности на протяжение как можно более долгого времени. 2

Тезисы и структура презентации Тема для размышления: Системы образования региона Европы и Центральной Азии (ЕЦА) стремительно развивались. Тем не менее, согласно данным опросов, предприятия региона ЕЦА жалуются на недостаточный уровень развития навыков работников. Тезис 1: Спрос и предложение не сбалансированы. Значительные изменения на стороне спроса: более высокий спрос навыков. Ответом со стороны предложения стало большее количество выпускников, образование которых не всегда было надлежащего качества или соответствовало запросам. «Медленный старт» в плане расширения возможностей для дальнейшего образования и профессиональной подготовки. 3

Тезисы и структура презентации (продолжение) Тезис 2: Ключевым вопросом для систем образования и профессиональной подготовки является сокращение разрывов. Отсутствие информации: информация сосредоточена на исходных ресурсах (процент зачисления) и непосредственных результатах (количество выпускников), а не на умениях и навыках. Последствие централизованного планирования: низкий уровень автономности и подотчетность с акцентом на выполнение «норм» ; неэффективное и несправедливое использование ресурсов; учебная и профессиональная подготовка на основе предложения при отсутствии надлежащей взаимосвязи с работодателями и информацией о рынке труда. 4

Тезисы и структура презентации (продолжение) Тезис 3: Три стратегических направления. Пролить свет на текущую ситуацию: сбор информации о навыках. Сбалансированный подход к расширению автономии в обмен на отношения на основе подотчетности с акцентом на результат. Финансирование на основе результатов для повышения эффективности и равенства. 5

Помимо базовых когнитивных и технических навыков, существует множество других Когнитивные Использование логического, интуитивного и творческого мышления Базовые навыки решения задач или знания о том, как решать задачи Речевые способности, числовая грамотность, решение задач, память (кратковременная и долговременная) и быстрота мышления Социальные и поведенческие Социальные умения, умения межличностного общения, навыки безопасной жизнедеятельности, личностные качества Открытость для нового опыта, добросовестность, экстраверсия, приятность в общении, эмоциональная стабильность Самоконтроль, настойчивость, принятие решений, межличностные умения Технические Использование мелкой моторики, приемов, материалов, инструментов, приспособлений Технические умения, развитые в рамках профессионального образования или приобретенные на рабочем месте Умения, связанные с конкретной профессией (например, инженер, экономист, специалист по ИТ и т.д.) 6

Посещение учреждений дошкольного образования повышает уровень заработка на 14 % Базовые навыки приобретаются в раннем возрасте «Учиться читать… затем читать, чтобы учиться» 7 Дать детям хороший жизненный старт Обеспечить усвоение материала всеми учащимися Формировать умения, необходимые для выполнения работы Содействие развитию предпринимательства и инновациям Обеспечение мобильности рабочей силы и соответствия предложения на рынке труда спросу Продуктивность и рост

Весомые аргументы на стороне спроса указывают на следующее: требуется больше навыков 8

Значительные изменения в спросе на навыки Нестандартные когнитивные, аналитические Нестандартные межличностные Стандартные когнитивные Стандартные навыки ручного труда Источник: Аэдо и пр., Какие же навыки пользуются спросом на рынке труда? В процентах 9

Почему же фирмы недовольны, если предложение стало настолько широким? 10 Источники: база данных Всемирного банка Edstats и Белстат. Беларусь (2006): 48 Беларусь (2013): 73

Недостаток навыков в регионе ЕЦА является проблемой качества и актуальности, а не количества На основании имеющихся данных мы наблюдаем следующее: хорошее качество в соотношении с уровнем доходов в регионе ЕЦА, но, вероятно, этого недостаточно; система образования недостаточно эффективно обеспечивает навыки базового уровня, не говоря о навыках более высокого уровня; слабая связь с работодателями и рынком труда => отсутствие взаимосвязи между спросом и предложением. 11

Косвенные признаки проблем в области качества В тех областях, где данные отсутствуют, также имеются неутешительные признаки: неравномерный охват и качество дошкольного образования; низкое качество среднего образования, вероятно, отражается на качестве высшего образования; престиж профессии преподавателя ; стремительный рост высшего образования произошел за счет нестандартных программ и в условиях слабого обеспечения качества. 12

13 Препятствие 1: отсутствие информации 5 стран региона ЕЦА никогда не принимали участие в международном тестировании 10 стран региона ЕЦА принимали участие слишком редко для оценки прогресса с течением времени Страны региона ЕЦА взяли «медленный старт» в части создания национальных центров по проведению оценки Данные об образовании для взрослых акцентируются на количестве обучаемых и охватывают только новые государства-члены Только две страны региона ЕЦА начали исследования с использованием индикаторов Компаниям требуются межличностные умения, но такие навыки не оцениваются

Препятствие 2: последствия централизации = недостаточная автономия 14 Нормативы в отношении размера классов Количество гардеробщиков Всеобъемлющие санитарные нормы Количество заместителей директора Количество уборочного персонала рассчитывается на кв. м площади школы

Препятствие 3: неэффективное и несправедливое использование ресурсов 15 Соотношение количества учителей к количеству учеников в регионе ЕЦА снизилось на 24 % с 1990 г. и на 36 % с 1981 г. Соотношение количества учителей к количеству учеников в регионе ЕЦА снизилось на 24 % с 1990 г. и на 36 % с 1981 г. Источник: база данных Всемирного банка Edstats.

Препятствие 4: отсутствие надлежащей взаимосвязи с запросами рынка труда в профессиональном образовании 16 Источник: Белстат. 51 % безработных в Беларуси имеют какое-либо профессиональное или техническое образование

Стратегическое направление 1: сбор информации Сбор данных Анализ и обнародование Использование результатов для принятия решений 17 Качество базового образования (PISA, TIMSS) Качество высшего и средне- специального образования Навыки взрослого населения (PIAAC) Бюджетирование на основе результатов Подотчетность с акцентом на результаты, а не соответствие нормам Исследования с использованием индикаторов

Участие в международной оценке не начато/на весьма ранних этапах/не принимается или принимается редко Пилотное использование собственных инструментов оценки, некоторое участие в международных программах оценки Опыт проведения собственной оценки на протяжении нескольких лет и регулярное участие в международной оценке Опыт оценки, анализа и практического применения результатов оценки образовательных достижений для совершенствования политики в секторе образования на протяжении нескольких лет Болгария Венгрия Латвия Литва Румыния Сербия Словения Албания Хорватия Чехия Эстония Грузия Македония Молдова Черногория Польша Россия Словакия Украина Армения Азербайджан Беларусь Босния и Герцеговина Казахстан Косово Кыргызская Республика Таджикистан Турция Туркменистан Узбекистан Оценка прогресса стран ЕЦА в проведении оценки и использовании данных об образовательных достижениях учащихся (по состоянию на 2009 г.) Source: Authors assessment of ECAs progress with using external assessment to improve policy making. 18

Стратегическое направление 2: больше автономии в обмен на подотчетность с акцентом на результаты 19 Автономия Подотчетность

Не полагайтесь только на один способ повышения подотчетности Подотчетность посредством аккредитации и обеспечения качества… но на это требуется время! Подотчетность посредством информирования и прозрачности: составление рейтингов, таблицы результативности, исследования с использованием индикаторов. Подотчетность посредством партнерства с гражданским обществом и учащимися. 20

Стратегическое направление 3: финансирование на основе результатов и укрепление взаимосвязи с рынком труда 21 Финансирование в расчете на одного учащегося, с учетом равенства. Обсуждение бюджета с акцентом на сопоставление затрат и результатов. Более продуманные методы стимулирования. Позволить участникам сектора соревноваться за получение средств (например, на проведение исследований).

Оценка прогресса стран ЕЦА в области финансирования результатов, а не статей бюджета (по состоянию на 2009 г.) Не начато/на ранних этапах/ обсуждается Обсуждается финансирование в расчете на одного учащегося Пилотирование финансирования в расчете на одного учащегося Финансирование в расчете на одного учащегося широко применяется Армения (2005) Болгария (2008) Чехия(1992) Эстония (2001) Грузия (2007) Венгрия (1990) Косово (2002) Литва (2001) Польша (2000) Румыния (2010) Словакия (2004) Азербайджан Латвия Македония Молдова Сербия Словения Албания Беларусь Босния и Герцеговина Хорватия Казахстан Черногория Турция Украина Кыргызская Республика (2006) Россия (1998) Таджикистан (2005) Узбекистан (2008) Все еще не отошли от постатейного финансирования

КРИСТИАН АЭДО ГЛОБАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ СПАСИБО! 23