ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ, А НЕ ТОЛЬКО ДИПЛОМЫ: РЫЧАГ ИНКЛЮЗИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В XXI ВЕКЕ 11 декабря 2014 года Международная научная конференция «Методология и стратегии развития современного образования», посвященная 85-летию Национального института образования Кристиан Аэдо, исполняющий обязанности руководителя Глобальной практики образования Всемирного банка, доктор экономики университета Миннесоты США
Экономический рост в значительной степени зависит от развития навыков В дальнейшем экономический рост будет все больше зависеть от повышения конкурентоспособности. Конкурентоспособность зависит от продуктивности труда и инноваций. Продуктивность труда и инновации зависят от навыков. Развитие навыков должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться на протяжении всего жизненного цикла работника. Актуальность навыков должна сохраняться с изменениями запросов работодателей и нужд экономики. В условиях стремительного изменения демографической ситуации рост зависит от повышения активности взрослого населения и сохранения их продуктивности на протяжение как можно более долгого времени. 2
Тезисы и структура презентации Тема для размышления: Системы образования региона Европы и Центральной Азии (ЕЦА) стремительно развивались. Тем не менее, согласно данным опросов, предприятия региона ЕЦА жалуются на недостаточный уровень развития навыков работников. Тезис 1: Спрос и предложение не сбалансированы. Значительные изменения на стороне спроса: более высокий спрос навыков. Ответом со стороны предложения стало большее количество выпускников, образование которых не всегда было надлежащего качества или соответствовало запросам. «Медленный старт» в плане расширения возможностей для дальнейшего образования и профессиональной подготовки. 3
Тезисы и структура презентации (продолжение) Тезис 2: Ключевым вопросом для систем образования и профессиональной подготовки является сокращение разрывов. Отсутствие информации: информация сосредоточена на исходных ресурсах (процент зачисления) и непосредственных результатах (количество выпускников), а не на умениях и навыках. Последствие централизованного планирования: низкий уровень автономности и подотчетность с акцентом на выполнение «норм» ; неэффективное и несправедливое использование ресурсов; учебная и профессиональная подготовка на основе предложения при отсутствии надлежащей взаимосвязи с работодателями и информацией о рынке труда. 4
Тезисы и структура презентации (продолжение) Тезис 3: Три стратегических направления. Пролить свет на текущую ситуацию: сбор информации о навыках. Сбалансированный подход к расширению автономии в обмен на отношения на основе подотчетности с акцентом на результат. Финансирование на основе результатов для повышения эффективности и равенства. 5
Помимо базовых когнитивных и технических навыков, существует множество других Когнитивные Использование логического, интуитивного и творческого мышления Базовые навыки решения задач или знания о том, как решать задачи Речевые способности, числовая грамотность, решение задач, память (кратковременная и долговременная) и быстрота мышления Социальные и поведенческие Социальные умения, умения межличностного общения, навыки безопасной жизнедеятельности, личностные качества Открытость для нового опыта, добросовестность, экстраверсия, приятность в общении, эмоциональная стабильность Самоконтроль, настойчивость, принятие решений, межличностные умения Технические Использование мелкой моторики, приемов, материалов, инструментов, приспособлений Технические умения, развитые в рамках профессионального образования или приобретенные на рабочем месте Умения, связанные с конкретной профессией (например, инженер, экономист, специалист по ИТ и т.д.) 6
Посещение учреждений дошкольного образования повышает уровень заработка на 14 % Базовые навыки приобретаются в раннем возрасте «Учиться читать… затем читать, чтобы учиться» 7 Дать детям хороший жизненный старт Обеспечить усвоение материала всеми учащимися Формировать умения, необходимые для выполнения работы Содействие развитию предпринимательства и инновациям Обеспечение мобильности рабочей силы и соответствия предложения на рынке труда спросу Продуктивность и рост
Весомые аргументы на стороне спроса указывают на следующее: требуется больше навыков 8
Значительные изменения в спросе на навыки Нестандартные когнитивные, аналитические Нестандартные межличностные Стандартные когнитивные Стандартные навыки ручного труда Источник: Аэдо и пр., Какие же навыки пользуются спросом на рынке труда? В процентах 9
Почему же фирмы недовольны, если предложение стало настолько широким? 10 Источники: база данных Всемирного банка Edstats и Белстат. Беларусь (2006): 48 Беларусь (2013): 73
Недостаток навыков в регионе ЕЦА является проблемой качества и актуальности, а не количества На основании имеющихся данных мы наблюдаем следующее: хорошее качество в соотношении с уровнем доходов в регионе ЕЦА, но, вероятно, этого недостаточно; система образования недостаточно эффективно обеспечивает навыки базового уровня, не говоря о навыках более высокого уровня; слабая связь с работодателями и рынком труда => отсутствие взаимосвязи между спросом и предложением. 11
Косвенные признаки проблем в области качества В тех областях, где данные отсутствуют, также имеются неутешительные признаки: неравномерный охват и качество дошкольного образования; низкое качество среднего образования, вероятно, отражается на качестве высшего образования; престиж профессии преподавателя ; стремительный рост высшего образования произошел за счет нестандартных программ и в условиях слабого обеспечения качества. 12
13 Препятствие 1: отсутствие информации 5 стран региона ЕЦА никогда не принимали участие в международном тестировании 10 стран региона ЕЦА принимали участие слишком редко для оценки прогресса с течением времени Страны региона ЕЦА взяли «медленный старт» в части создания национальных центров по проведению оценки Данные об образовании для взрослых акцентируются на количестве обучаемых и охватывают только новые государства-члены Только две страны региона ЕЦА начали исследования с использованием индикаторов Компаниям требуются межличностные умения, но такие навыки не оцениваются
Препятствие 2: последствия централизации = недостаточная автономия 14 Нормативы в отношении размера классов Количество гардеробщиков Всеобъемлющие санитарные нормы Количество заместителей директора Количество уборочного персонала рассчитывается на кв. м площади школы
Препятствие 3: неэффективное и несправедливое использование ресурсов 15 Соотношение количества учителей к количеству учеников в регионе ЕЦА снизилось на 24 % с 1990 г. и на 36 % с 1981 г. Соотношение количества учителей к количеству учеников в регионе ЕЦА снизилось на 24 % с 1990 г. и на 36 % с 1981 г. Источник: база данных Всемирного банка Edstats.
Препятствие 4: отсутствие надлежащей взаимосвязи с запросами рынка труда в профессиональном образовании 16 Источник: Белстат. 51 % безработных в Беларуси имеют какое-либо профессиональное или техническое образование
Стратегическое направление 1: сбор информации Сбор данных Анализ и обнародование Использование результатов для принятия решений 17 Качество базового образования (PISA, TIMSS) Качество высшего и средне- специального образования Навыки взрослого населения (PIAAC) Бюджетирование на основе результатов Подотчетность с акцентом на результаты, а не соответствие нормам Исследования с использованием индикаторов
Участие в международной оценке не начато/на весьма ранних этапах/не принимается или принимается редко Пилотное использование собственных инструментов оценки, некоторое участие в международных программах оценки Опыт проведения собственной оценки на протяжении нескольких лет и регулярное участие в международной оценке Опыт оценки, анализа и практического применения результатов оценки образовательных достижений для совершенствования политики в секторе образования на протяжении нескольких лет Болгария Венгрия Латвия Литва Румыния Сербия Словения Албания Хорватия Чехия Эстония Грузия Македония Молдова Черногория Польша Россия Словакия Украина Армения Азербайджан Беларусь Босния и Герцеговина Казахстан Косово Кыргызская Республика Таджикистан Турция Туркменистан Узбекистан Оценка прогресса стран ЕЦА в проведении оценки и использовании данных об образовательных достижениях учащихся (по состоянию на 2009 г.) Source: Authors assessment of ECAs progress with using external assessment to improve policy making. 18
Стратегическое направление 2: больше автономии в обмен на подотчетность с акцентом на результаты 19 Автономия Подотчетность
Не полагайтесь только на один способ повышения подотчетности Подотчетность посредством аккредитации и обеспечения качества… но на это требуется время! Подотчетность посредством информирования и прозрачности: составление рейтингов, таблицы результативности, исследования с использованием индикаторов. Подотчетность посредством партнерства с гражданским обществом и учащимися. 20
Стратегическое направление 3: финансирование на основе результатов и укрепление взаимосвязи с рынком труда 21 Финансирование в расчете на одного учащегося, с учетом равенства. Обсуждение бюджета с акцентом на сопоставление затрат и результатов. Более продуманные методы стимулирования. Позволить участникам сектора соревноваться за получение средств (например, на проведение исследований).
Оценка прогресса стран ЕЦА в области финансирования результатов, а не статей бюджета (по состоянию на 2009 г.) Не начато/на ранних этапах/ обсуждается Обсуждается финансирование в расчете на одного учащегося Пилотирование финансирования в расчете на одного учащегося Финансирование в расчете на одного учащегося широко применяется Армения (2005) Болгария (2008) Чехия(1992) Эстония (2001) Грузия (2007) Венгрия (1990) Косово (2002) Литва (2001) Польша (2000) Румыния (2010) Словакия (2004) Азербайджан Латвия Македония Молдова Сербия Словения Албания Беларусь Босния и Герцеговина Хорватия Казахстан Черногория Турция Украина Кыргызская Республика (2006) Россия (1998) Таджикистан (2005) Узбекистан (2008) Все еще не отошли от постатейного финансирования
КРИСТИАН АЭДО ГЛОБАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ СПАСИБО! 23