Апробация модели общественно-профессиональной аккредитации программы высшего образования - бакалавриата 030300 психология Ф-52-КС-2014 8 октября 2014 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
Advertisements

1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Внедрение стандарта профессиональной деятельности на базе пилотных площадок, созданных в субъектах Российской Федерации с целью апробации и распространения.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
Проект Положения об общественно – профессиональной аккредитации ОПОП НПО и СПО ОГБОУ СПО «Иркутский аграрный техникум»
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
Разработка моделей профессионально- общественной аккредитации Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) С.Ю.Рощин,
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Лебедева Е.А. заместитель директора по учебно-производственной работе ОГБОУ СПО «Костромской торгово-экономический колледж»
Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтруда России от N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Мероприятия Региональный уровеньУровень учредителя (МОУО, частные организации, индивидуальные предприниматели) Уровень Организаций Разработка и утверждение.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Концепция выполнения работ (услуг) «Организация и проведение апробации ФГОС общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих.
ФОРМИРОВАНИЕ НЕЗАВИСИМОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ МОСКВА, 2013.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Транксрипт:

Апробация модели общественно-профессиональной аккредитации программы высшего образования - бакалавриата психология Ф-52-КС октября 2014 года Ю.М. Забродин, проректор МГППУ научный руководитель проекта ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Профессионально- общественная аккредитация (273- ФЗ ) Бакалавриат Психология – (приказ Минобрнауки от 29 апреля 2014 года, 420. формирование и апробация модели общественно-профессиональной аккредитации программы высшего образования - бакалавриата Психология. Цель – формирование и апробация модели общественно-профессиональной аккредитации программы высшего образования - бакалавриата Психология. Задачи проекта: Анализ зарубежной практики в области рассмотрения и учета сведений об общественно- профессиональной аккредитации программы высшего образования - бакалавриата Психология и оценка целесообразности ее заимствования Анализ зарубежной практики в области рассмотрения и учета сведений об общественно- профессиональной аккредитации программы высшего образования - бакалавриата Психология и оценка целесообразности ее заимствования Формирование модели общественно- профессиональной аккредитации программы высшего образования - бакалавриата Психология. Формирование модели общественно- профессиональной аккредитации программы высшего образования - бакалавриата Психология. Апробация модели общественно-профессиональной аккредитации программы высшего образования - бакалавриата Психология. Апробация модели общественно-профессиональной аккредитации программы высшего образования - бакалавриата Психология. Общественное обсуждение и экспертиза результатов создания и апробации модели общественно- профессиональной аккредитации программы высшего образования - бакалавриата Психология. Общественное обсуждение и экспертиза результатов создания и апробации модели общественно- профессиональной аккредитации программы высшего образования - бакалавриата Психология. 2

ДОРОЖНАЯ КАРТА Мероприятия 1 – 6 из 11 Срок выполнения Государственного контракта: с 24 сентября 2014 года по 15 декабря 2014 года Сокращения: ПОА– профессионально- общественная аккредитация программы высшего образования - бакалавриата Психология Мероприятие Срок 1 Анализ зарубежной практики в области рассмотрения и учета сведений о ПОА, оценка целесообразности заимствования 23 сентября 2014 года 2 Разработка концепции модели ПОА 23 сентября 2014 года 3 Формирование модели ПОА 07 октября 2014 года 4 Разработка методических рекомендаций по проведению апробации модели ПОА 07 октября 2014 года 5 Разработка комплекта нормативных и методических документов, обеспечивающих функционирование модели ПОА 07 октября 2014 года 6 Разработка программ семинаров по подготовке экспертов для реализации ПОА 08 октября 2014 года 7 Формирование списка экспертов для участия в мероприятиях по подготовке экспертов 08 октября 2014 года 3

ДОРОЖНАЯ КАРТА Мероприятия 7 – 11 из 11 Срок выполнения Государственного контракта: с 24 сентября 2014 года по 15 декабря 2014 года Сокращения: ПОА – профессионально- общественная аккредитация программы высшего образования - бакалавриата Психология Мероприятие Срок 8 Формирование перечня образовательных организаций для проведения апробации модели ПОА 08 октября 2014 года 9 Проведение мероприятий по подготовке экспертов с 27 октября по 14 ноября 2014 года 10 Апробация модели ПОА С 18 ноября 2014 года по 24 ноября 2014 года 11 Анализ результатов апробации модели, ее доработка, разработка рекомендаций по использованию модели 28 ноября 2014 года 12 Подготовка итогового отчета Декабрь 2014 года 4

Модель ПОА Сокращения: ПОА – профессионально- общественная аккредитация программы высшего образования - бакалавриата Психология ОПОП – основная профессиональная образовательная программа Общая структура модели ПОА, предлагаемая нами для оценки ОПОП по направлению «Психология», содержит следующие составляющие: Концептуальная ФункциональнаяОрганизационная Кадровая Каждая из составляющих строится с учетом мирового и отечественного опыта и содержит как общие для отечественной практики осуществления ПОА, так и элементы, отличающиеся от существующих и отражающие мировую тенденцию модернизации образования и оценки его качества 5

Модель ПОА Сокращения: ПОА – профессионально- общественная аккредитация программы высшего образования - бакалавриата Психология ОПОП – основная профессиональная образовательная программа Концептуальная компонента предполагает принципиальную опору не на стандарт образования ФГОС, а на оценку потенциальных возможностей эффективной реализации будущей профессиональной деятельности работника (на компетенции работника, определяемые требованиями трудовых функций профессионального стандарта ПС соответствующей профессии) предполагает принципиальную опору не на стандарт образования ФГОС, а на оценку потенциальных возможностей эффективной реализации будущей профессиональной деятельности работника (на компетенции работника, определяемые требованиями трудовых функций профессионального стандарта ПС соответствующей профессии) в соответствии с принципом опоры на ПС разрабатывается перечень необходимых компетенций специалиста – выпускника ОПОП, согласованный с требованиями профессионального стандарта (трудовыми функциями, трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями), в соответствии с принципом опоры на ПС разрабатывается перечень необходимых компетенций специалиста – выпускника ОПОП, согласованный с требованиями профессионального стандарта (трудовыми функциями, трудовыми действиями, необходимыми умениями и знаниями), разрабатывается и технологизируется (в методических рекомендациях экспертам) алгоритм соотнесения компетенций, требуемых с точки зрения профессионального стандарта, и компетенций, формируемых аккредитуемой ОПОП, разрабатывается и технологизируется (в методических рекомендациях экспертам) алгоритм соотнесения компетенций, требуемых с точки зрения профессионального стандарта, и компетенций, формируемых аккредитуемой ОПОП, разрабатываются и контролируются этические и технологические принципы ПОА и методы работы эксперта, их позитивная и помогающая направленность. разрабатываются и контролируются этические и технологические принципы ПОА и методы работы эксперта, их позитивная и помогающая направленность. 6

Модель ПОА Сокращения: ПОА – профессионально- общественная аккредитация программы высшего образования - бакалавриата Психология ОПОП – основная профессиональная образовательная программа Функциональная компонента определяются, разрабатываются нормативно- методические документы и реализуется процедура ПОА образовательных программ, определяются, разрабатываются нормативно- методические документы и реализуется процедура ПОА образовательных программ, организуется проведение ПОА по выработанному алгоритму действий экспертов и руководителей аккредитуемой программы, организуется проведение ПОА по выработанному алгоритму действий экспертов и руководителей аккредитуемой программы, осуществляется взаимодействие с работодателями, аккредитуемыми организациями и выпускниками ОПОП. осуществляется взаимодействие с работодателями, аккредитуемыми организациями и выпускниками ОПОП. разрабатывается порядок и реализуется подбор, обучение и сертификация экспертов, ведение Реестра экспертов. разрабатывается порядок и реализуется подбор, обучение и сертификация экспертов, ведение Реестра экспертов. организуется контроль над ходом ПОА ОПОП, работой экспертов, рассматриваются апелляции и т.п. организуется контроль над ходом ПОА ОПОП, работой экспертов, рассматриваются апелляции и т.п. 7

Модель ПОА Сокращения: ПОА – профессионально- общественная аккредитация программы высшего образования - бакалавриата Психология ОПОП – основная профессиональная образовательная программа Организационная компонента для организации и проведения ПОА создаются основные структурные компоненты, в общих чертах аналогичные действующим в России агентствам в Йошкар-Оле, Томске, Москве, для организации и проведения ПОА создаются основные структурные компоненты, в общих чертах аналогичные действующим в России агентствам в Йошкар-Оле, Томске, Москве, по согласованию с органами государственного управления и представителями (общественного объединения) работодателей определяется базовая (уполномоченная) организация аккредитации, на основе которой создается Аккредитационное агентство по УГСН или направлению подготовки, организуется общественная экспертиза основных и дополнительных профессиональных образовательных программ по согласованию с органами государственного управления и представителями (общественного объединения) работодателей определяется базовая (уполномоченная) организация аккредитации, на основе которой создается Аккредитационное агентство по УГСН или направлению подготовки, организуется общественная экспертиза основных и дополнительных профессиональных образовательных программ организуется и проводится ПОА программ ОПОП на основе ПС, определяется порядок действий апелляционной и экспертной комиссий, Совета экспертов, ведется Реестр экспертов, организуется их подготовка, сертификация и т.д. организуется и проводится ПОА программ ОПОП на основе ПС, определяется порядок действий апелляционной и экспертной комиссий, Совета экспертов, ведется Реестр экспертов, организуется их подготовка, сертификация и т.д. организуется взаимодействие с работодателями, образовательными организациями, работниками, представителями СМИ и общественности. организуется взаимодействие с работодателями, образовательными организациями, работниками, представителями СМИ и общественности. 8

Модель ПОА Сокращения: ПОА – профессионально- общественная аккредитация программы высшего образования - бакалавриата Психология ОПОП – основная профессиональная образовательная программа Кадровая компонента уровни профессиональной квалификации эксперта соотносятся с уровнями профессионального развития педагогических работников – начальный уровень выпускника, уровень опытного работника, уровень эксперта и уровень супервизора. уровни профессиональной квалификации эксперта соотносятся с уровнями профессионального развития педагогических работников – начальный уровень выпускника, уровень опытного работника, уровень эксперта и уровень супервизора. исходя из этого строится алгоритм и технология отбора экспертов, разрабатывается и реализуется порядок оценки и определения уровня его квалификации – наличие профессионального сертификата, например, полученного в результате общественно-профессиональной сертификации (для России эту процедуру, так же, как и отраслевую рамку квалификаций педагогических работников, предстоит разработать). исходя из этого строится алгоритм и технология отбора экспертов, разрабатывается и реализуется порядок оценки и определения уровня его квалификации – наличие профессионального сертификата, например, полученного в результате общественно-профессиональной сертификации (для России эту процедуру, так же, как и отраслевую рамку квалификаций педагогических работников, предстоит разработать). если такого сертификата нет, будущий эксперт отбирается по представлению профессионального сообщества или Совета базовой организации из числа специалистов третьего и четвёртого уровня квалификации, проходит специальное обучение, сдает профессиональный экзамен, получает сертификат и заносится в Реестр экспертов Аккредитационного агентства. если такого сертификата нет, будущий эксперт отбирается по представлению профессионального сообщества или Совета базовой организации из числа специалистов третьего и четвёртого уровня квалификации, проходит специальное обучение, сдает профессиональный экзамен, получает сертификат и заносится в Реестр экспертов Аккредитационного агентства. 9

ОПИСАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МОДЕЛИ ПОА Формирования содержания профессионально- общественной аккредитации Сокращения ПС – профессиональный стандарт. ОПОП – основная профессиональная образовательная программа КРИТЕРИИ СООТВЕТСТВИЕ ОПОП И ПС Критерии, определяющие эффективность условий и гарантии качества реализации программы Критерии, определяющие качество подготовки студентов и выпускников ПОКАЗАТЕЛИ Соответствие компетенций выпускника требованиям ПС Ориентированность структуры ОПОП на ПС Соответствие выпускника рынку труда Подтверждение квалификации выпускника Управление реализацией ООП Уровень, качество ППС Практика Мат-технические ресурсы 10

СООТВЕТСТВИЕ ОПОП И ПС Пример технологии установления содержания ОПОП требованиям профессионального стандарта Элемент алгоритма ПОА Профессиональный стандарт психолога в социальной сфере п/ п ТД из ПС ТД уровня бакалавра Компетенции, необходимые для выполнения ТД … Трудовая функция «Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам (клиентам)» 19 Проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации Участие совместно с другими специалистами в проведение психологических тренингов по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации Способен обосновывать применение конкретных психологических технологий для преодоления клиентами трудностей социализации. Владеет умением вести тренинги по формированию и развитию у клиентов качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации. Способен разрабатывать и документально оформлять программы тренинговых занятий. 20 Содействие в создании социально- психологической поддерживающей среды в окружении клиентов Способен взаимодействовать с разными лицами и группами по вопросам психологической помощи клиентам. Владеет технологиями оказания психологической помощи клиентам для выхода из трудных жизненных ситуаций. Готов оказывать психологическое воздействие на социальное окружение клиентов в рамках профессиональных этических норм. 11

СООТВЕТСТВИЕ ОПОП И ПС Пример технологии установления содержания ОПОП требованиям профессионального стандарта Элемент алгоритма ПОА Профессиональный стандарт психолога в социальной сфере 12

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОА Модель процедуры проведения профессионально- общественной аккредитации АККРЕДИТУЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АККРЕДИТУЕМАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ВУЗ) Подготовка экспертов Разработка технологии ПОА Создание условий для работы экспертов ПОА Формирование запроса на проведение ПОА Реализация рекомендац ий экспертов Самооценка эффективности реализации рекомендаций Проведение экспертной оценки (реализация компонентов и алгоритма профессионально- общественной аккредитации ОПОП Разработка рекомендаци й по результатам ПОА 13

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА Перечень нормативно- правовой документации и методических материалов, получаемы в результате выполнения проекта Сокращения: ПОА – профессионально- общественная аккредитация программы высшего образования - бакалавриата Психология Концепция модели ПОА, объем не менее 3 п.л. Концепция модели ПОА, объем не менее 3 п.л. Модель ПОА в графической и описательной форме, объем не менее 2 п.л. Модель ПОА в графической и описательной форме, объем не менее 2 п.л. Методические рекомендации по проведению апробации модели ПОА, объем не менее 2 п.л. Методические рекомендации по проведению апробации модели ПОА, объем не менее 2 п.л. Комплект нормативных и методических документов, обеспечивающих функционирование модели ПОА, объем не менее 8 п.л., содержащий: Комплект нормативных и методических документов, обеспечивающих функционирование модели ПОА, объем не менее 8 п.л., содержащий: Порядок проведения ПОА; Методику проведения ПОА; Методику отбора, обучения и мотивации экспертов, участвующих в ПОА; Типовые инструктивно-методические документы для обеспечения проведения ПОА. 14

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА Перечень нормативно- правовой документации и методических материалов, получаемых в результате выполнения проекта Сокращения: ПОА – профессионально- общественная аккредитация программы высшего образования - бакалавриата Психология Отчет о проведении мероприятий по подготовке экспертов для ПОА, объем не менее 2 п.л. Отчет о проведении мероприятий по подготовке экспертов для ПОА, объем не менее 2 п.л. Отчет о проведении апробации модели ПОА, объем не менее 2 п.л. Отчет о проведении апробации модели ПОА, объем не менее 2 п.л. Результаты анализа, полученные в процессе разработки и апробации модели ПОА, в том числе Результаты анализа, полученные в процессе разработки и апробации модели ПОА, в том числе доработанная модель ПОА, рекомендации по дальнейшему использованию модели ПОА, объем не менее 5 п.л. 15

ЭФФЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ Информация о профессионально- общественной аккредитации вносится в реестр образовательных программ, прошедших профессионально- общественную аккредитацию, в котором указываются сведения, содержащиеся в аккредитационном свидетельстве. Информация, содержащаяся в реестре программ, является открытой и общедоступной, а реестр программ размещается в сети «Интернет». Выявление уровня подготовки выпускников с точки зрения ее достаточности для ведения профессиональной деятельности, учитывая современные запросы рынка труда. Выявление уровня подготовки выпускников с точки зрения ее достаточности для ведения профессиональной деятельности, учитывая современные запросы рынка труда. Удостоверение профессиональным сообществом и работодателями приемлемости условий реализации программы, нацеленной на формирование итоговых компетенций выпускников образовательных программ. Удостоверение профессиональным сообществом и работодателями приемлемости условий реализации программы, нацеленной на формирование итоговых компетенций выпускников образовательных программ. Предоставление профессиональному сообществу и работодателям гарантий качества реализации образовательных программ, прошедших профессионально- общественную аккредитацию. Предоставление профессиональному сообществу и работодателям гарантий качества реализации образовательных программ, прошедших профессионально- общественную аккредитацию. 16

ЭФФЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ продолжение Информация о профессионально- общественной аккредитации вносится в реестр образовательных программ, прошедших профессионально- общественную аккредитацию, в котором указываются сведения, содержащиеся в аккредитационном свидетельстве. Информация, содержащаяся в реестре программ, является открытой и общедоступной, а реестр программ размещается в сети «Интернет». Предоставление потребителям образовательных услуг аккредитуемых программ и другим заинтересованным сторонам достоверной информации об уровне результатов обучения и уровне обеспечения образовательным учреждением гарантий качества образования в рамках программ, прошедших аккредитацию. Предоставление потребителям образовательных услуг аккредитуемых программ и другим заинтересованным сторонам достоверной информации об уровне результатов обучения и уровне обеспечения образовательным учреждением гарантий качества образования в рамках программ, прошедших аккредитацию. Предоставление образовательным организациям возможности более четко осознать сильные и слабые стороны оцениваемых программ; выявить факторы, сдерживающие развитие программ, объективно оценить соответствие заявленных целей программ имеющимся ресурсам. Предоставление образовательным организациям возможности более четко осознать сильные и слабые стороны оцениваемых программ; выявить факторы, сдерживающие развитие программ, объективно оценить соответствие заявленных целей программ имеющимся ресурсам. 17

ЭФФЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ продолжение Информация о профессионально- общественной аккредитации вносится в реестр образовательных программ, прошедших профессионально- общественную аккредитацию, в котором указываются сведения, содержащиеся в аккредитационном свидетельстве. Информация, содержащаяся в реестре программ, является открытой и общедоступной, а реестр программ размещается в сети «Интернет». Обеспечение и расширение участия профессионального сообщества и работодателей в развитии и реализации программ, в формировании профессиональных компетенций выпускников. Обеспечение и расширение участия профессионального сообщества и работодателей в развитии и реализации программ, в формировании профессиональных компетенций выпускников. Поощрение образовательных организаций к внедрению современных образовательных методик и технологий для приведения в соответствие результатов обучения интересам работодателей. Поощрение образовательных организаций к внедрению современных образовательных методик и технологий для приведения в соответствие результатов обучения интересам работодателей. Поощрение образовательных организаций к повышению квалификации профессорско- преподавательского состава, обновлению учебно-методических материалов, технологий и методик обучения, позволяющих гарантировать формирование компетенций выпускников, ориентированных на современные потребности рынка труда. Поощрение образовательных организаций к повышению квалификации профессорско- преподавательского состава, обновлению учебно-методических материалов, технологий и методик обучения, позволяющих гарантировать формирование компетенций выпускников, ориентированных на современные потребности рынка труда. 18

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! 19