Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ (29.12.2012) государственный образовательный стандарт дошкольного образования 1155 (17.10.2013)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Advertisements

МБДОУ 36 Кызыл Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2.Обеспечение равных.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО. Оценка индивидуального развития детей связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» С.МУСОРКА ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА.
2014 г. ФГОС Требования к структуре Основной образовательной программы ДО Требования к условиям реализации ООП ДО Требования к результатам освоения ООП.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
МБДОУ 171«Зеленый огонек», г.Архангельск, пр. Советских космонавтов, 193 «Созджание развивающей среды по физическому развитию В соответствии с ФГОС» Асеева.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО 1. Преемственность дошкольного и начального общего образования 2 Соблюдение требований к условиям реализации.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования » «Воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка. Воспитание.
« ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации» Муниципальное бюджетное дошкольное.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
Основные направления развития детей и образовательные области.
«ФГОС дошкольного образования. Особенности построения образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях»
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Транксрипт:

Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ ( ) государственный образовательный стандарт дошкольного образования 1155 ( )

2 273 ФЗ от г. Вступил в силу г. 273 ФЗ от г. Вступил в силу г.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «Об образовании в Российской Федерации» 3 Общее образование Общее образование Профессио- нальное образование Профессио- нальное образование Дополни- тельное образование Дополни- тельное образование Профессио- нальное обучение Профессио- нальное обучение Дополнительное образование детей и взрослых Дополнительное образование детей и взрослых Дополнительное профессиональное образование Дополнительное профессиональное образование 1) Дошкольное (ДО) 2) Начальное общее 3) Основное общее 4) Среднее общее 1) Среднее профессиональное 1) Среднее профессиональное 2) Высшее (бакалавриат) 3) Высшее (специалитет, магистратура) 3) Высшее (специалитет, магистратура) 4) Высшее (подготовка кадров высшей квалификации) 4) Высшее (подготовка кадров высшей квалификации) Структура системы образования Структура системы образования

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные, медицинские, культурные, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями

5

ФГОС ДО. Структура документа 6 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ООП ДОIII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО к психолого-педагогическим условиям к развивающей предметно-пространственной среде к кадровым условиям к материально-техническим условиям к финансовым условиям IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ -документы, лежащие в основе разработки стандарта -цели и задачи стандарта -основные принципы стандарта -основные принципы дошкольного образования -цели и задачи стандарта -назначение стандарта -структура документа

Документы, лежащие в основе разработки Стандарта Конституция РФ Законодательные документы РФ, в т. ч. «Закон об образовании в Российской Федерации» Конвенция ООН о правах ребёнка Общие положения 8

Цели Стандарта Повышение социального статуса ДО Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования 9 Общие положения

1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия 2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ОВЗ) 3. Обеспечение преемственности ООП ДО и НОО 4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка … 5. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения… Задачи Стандарта 10 Общие положения

6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок учебной деятельности 7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм ДО, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. 8. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей 9. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей Задачи Стандарта (продолжение) 11 Общие положения

Основные принципы Стандарта 1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека 2.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей 3. Уважение личности ребёнка 4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка 12 Общие положения

ФГОС Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП Требования к результатам освоения ООП

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ООП ДО 14

ФГОС. Образовательные области Социально – коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно – эстетическое развитие Физическое развитие 15

Социально – коммуникативное развитие Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе… Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции… Развитие социального и эмоционального интеллекта… Формирование готовности к совместной деятельности Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе 16 Образовательные области

Познавательное развитие Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации Формирование познавательных действий, становление сознания Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира 17 Образовательные области

Речевое развитие Владение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте 18 Образовательные области

Художественно - эстетическое развитие Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы Становление эстетического отношения к окружающему миру Формирование элементарных представлений о видах искусства Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений Реализация самостоятельной творческой деятельности детей 19 Образовательные области

Физическое развитие Приобретение опыта в двигательной деятельности… Развитие физических качеств… Правильное формирование опорно – двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики Правильное выполнение основных движений Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта Овладение подвижными играми с правилами Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами … 20 Образовательные области

Содержание образовательных областей реализуется в разных видах детской деятельности: -Игровая -Коммуникативная -Познавательно-исследовательская -Восприятие художественной литературы и фольклора -Самообслуживание и элементарный бытовой труд -Конструирование из различных материалов -Изобразительная -Музыкальная -Двигательная

Части Программы О О П Д О (не менее 60%) (не более 40%) ФГОС 22 Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Структура основной образовательной программы 23 Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Структура основной образовательной программы 24 пояснительная записка Цели и задачи реализации Программы Принципы и подходы к формированию Программы Значимые характеристики, в т. ч. характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста планируемые результаты как целевые ориентиры освоения Программы Целевой раздел

Структура основной образовательной программы 25 описание образовательной деятельности в соответствии с пятью образовательными областями, с учётом используемых ПООП и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик способы и направления поддержки детской инициативы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Содержательный раздел

Часть ОП, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная часть) 26 Включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно Учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий выбор тех парциальных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива сложившиеся традиции ДОО (группы) Содержательный раздел ООП

Структура основной образовательной программы 27 описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания распорядок и /или режим дня особенности традиционных событий, праздников, мероприятий особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Организационный раздел

Дополнительный раздел Программы 28 Текст краткой презентации Программы Ориентирован на родителей Ориентирован на родителей Доступен для ознакомления Доступен для ознакомления

III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ООП ДО 29

30 Условия реализации Программы развивающая предметно-простран- ственная среда финансовые материально- технические кадровые психолого- педагогические

31 Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП ДО

Психолого-педагогические условия реализации Программы 32 Уважение к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях Использование в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей)

33 Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности Психолого-педагогические условия реализации Программы (продолжение)

34 Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения Психолого-педагогические условия реализации Программы (продолжение)

35 Защита детей от всех форм физического и психического насилия Поддержка родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность Психолого-педагогические условия реализации Программы (продолжение)

36 Требования к развивающей предметно-пространственной среде Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: 37 1)содержательно насыщенной 2)трансформируемой 3)полифункциональной 4)вариативной 5)доступной 6)безопасной Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Насыщенность среды 38 Соответ -ствует возраст- ным возможно стям детей и содержа- нию Програм мы Включает оснащение: Сред- ства обуче- ния (в т.ч. техничес- кие) Соответ ствую- щие материа лы (в т.ч. расход- ные) Оборудование и инвентарь игро- вой спор- тивный оздоро витель ный Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Насыщенность среды (продолжение) 39 Образовательное пространство обеспечивает: Активность (для всех категорий воспитанников) : игро- вую позна- ватель- ную творче скую иссле- довате льскую ( + экспери- ментирование с дос- тупными материала ми, в т.ч. с песком и водой) двигате льную (в т.ч. развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвиж- ных играх и соревно- ваниях) Эмоци ональ ное благо- полу- чие во взаи- модейст- вии с предмет но-прос- транст- венным окружени ем Воз- мож- ность само- выра- жения Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Трансформируемость среды 40 Возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Полифункциональность среды Отсутствие жёстко закреплённых способов употребления предметов Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.) Наличие полифункциональных предметов (в т.ч. природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в т.ч. в качестве предметов- заместителей в детской игре) 41 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Вариативность среды 42 Наличие различных пространств для игры для конст- руирова ния для уедине- ния и пр. Наличие разнообраз ных материа- лов, игр, игрушек и оборудова- ния, обеспечи- вающих свободный выбор детей Периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследователь- скую активность детей Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Доступность среды Доступность всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность для воспитанников (в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов) Свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности воспитанников (в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов) Исправность и сохранность материалов и оборудования 43 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Безопасность среды 44 Соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования Требования к развивающей предметно-пространственной среде

IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО 45

Специфика дошкольного детства 46 Гибкость и пластичность развития ребёнка Высокий разброс вариантов развития Непосредственность и непроизвольность Системные особенности ДО необязательность уровня ДО в РФ отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат

Специфика результатов освоения основной образовательной программы 47 Специфика дошкольного детства Неправомер- ность требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образователь- ных достижений Необходимость определения результатов освоения ОП в виде целевых ориентиров

Целевые ориентиры дошкольного образования (ЦО) 48 Представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня ДО Определяются независимо от форм реализации Программы, а также от её характера, особенностей развития детей и видов Организации, реализующей Программу Не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основой объективной оценки подготовки детей

аттестации педагогических кадров оценки качества образования оценки уровня развития детей, в т.ч. в рамках мониторинга оценки выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО 49 Целевые ориентиры НЕ МОГУТ служить основанием для:

Целевые ориентиры на этапе завершения ДО 1. Овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности… способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности 50 ФГОС

2. Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; старается разрешать конфликты 51 ФГОС Целевые ориентиры на этапе завершения ДО

3. Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам 52 ФГОС Целевые ориентиры на этапе завершения ДО

4. Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, строит речевые высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности 53 ФГОС Целевые ориентиры на этапе завершения ДО

5. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими 54 ФГОС Целевые ориентиры на этапе завершения ДО

6. Способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены 55 ФГОС Целевые ориентиры на этапе завершения ДО

56 7.Ребёнок проявляет любознательность задаёт вопросы интересуется причинно-следственными связями пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей склонен наблюдать, экспериментировать обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт знаком с произведениями детской литературы обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности ФГОС

Требования Стандарта 57 ФГОС Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП Требования к результатам освоения ООП

Преемственность дошкольного и начального общего образования 58 Соблюдение требований к условиям реализации Программы Формирование у ребёнка к моменту завершения уровня ДО показателей, указанных в целевых ориентирах (формирование предпосылок к учебной деятельности) ЦО Программы выступают основаниями преемственности ДО и НОО

Я ЖЕЛАЮ ВАМ УСПЕХОВ!!!