Основные положения налоговой политики Эстонии
Фискальная (бюджетно- налоговая) политика постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания.
Налоговая политика реализуется через налоговый механизм.
Налоговый механизм это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.
Элементы налогового механизма планирование, регулирование, контроль.
Фискальная политика подразделяется на: Стимулирующую Сдерживающую
Стимулирующая фискальная политика (или фискальная экспансия) в краткосрочном периоде преследует цель преодоления циклического спада экономики, а также предполагает снижение налогов, рост государственных расходов или комбинирование этих мер. в долгосрочном периоде политика снижения налогов может стать причиной расширения предложения факторов производства, а также увеличения потенциального объема выпуска.
Сдерживающая фискальная политика, (или фискальная рестрикция) проводится ради сдерживания циклического подъема экономики, при этом предполагает снижение/увеличение налогов, государственных расходов или комбинацию этих мер. В краткосрочном периоде все эти меры дают возможность снизить инфляцию спроса за счет роста безработицы и спада объема производства. В долгосрочном периоде возрастающий налоговый клин может стать основой для снижения совокупного предложения, а также развертывания механизма стагфляции.
Фискальная политика включает: налоговую систему, государственные расходы, систему государственных займов. При этом используются два основных метода воздействия на экономику: система автоматических встроенных стабилизаторов дискреционная фискальная политика.
Дискреционная фискальная политика Сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем ВНП, занятость, инфляцию и экономический рост.
Автоматическая фискальная политика Основана на системе «встроенных стабилизаторов», т.е. такого экономического механизма, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без принятия каких-либо шагов со стороны правительства.
Налоги должны стимулировать предпринимательство и предприимчивость, обеспечивать социальную справедливость и выполнение поставленных перед государством задач Вахур Крафт, Екс-президент Банка Эстонии
Требования к налоговой системе Надо ли и как увеличить количество и качество публичного обслуживания Как перераспределить налоговые поступления так, чтобы обеспечить социальную справедливость без подавления предприимчивости и мотивации людей Как справиться со старением населения, ростом криминальных и социальных проблем
Использование налоговых поступлений Продуктивное инфраструктура (дороги, связь) общественный порядок система образования научные исследования итд Непродуктивное перераспределение доходов прямые пособия прогрессивные налоговые системы соцобеспечение
Налоговое бремя Налоговое бремя – это отношение налоговых поступлений правительственного сектора в бюджетном году к всеобщему валовому продукту в том же году
Налоговое бремя Средневзвешенное налоговое бремя в странах ЕС в 2012 составляло 39,4%, в еврозоне, 40,4% В Эстонии – в ,2% в ,9% в ,5% в ,6% в ,1% в ,7%
Таможенная и налоговая политика Эстонии в ЕС Эстония продолжает налоговую политику, стимулирующую развитие экономики Поддерживает сохранение единогласного принципа в налоговых вопросах Право суверенности государства при определении политики в области прямых налогов Преимущество свободной торговли и низких таможенных налогов Предотвращение двойного налогообложения
Приоритеты правительства на 2015 год Увеличение расходов на детские пособия на 8,4% Снижение налоговой нагрузки на труд с 33,6% до 33,2% Обеспечение безопасности Эстонии Устойчивость финансов государства
Основные показатели экономического развития Эстонии Nominaalne SKP (mld eurot)1718,4319,320,7 SKP püsivhindades, muutus (%)3, ,5 Tarbijahinnaindeks, muutus (%)3,9 2.81,42,7 Ühtlustatud tarbijahinnaindeks, muutus (%)4,23,21,72,9 Jooksevkonto (% SKPst)-1,2-1,6-1,7 Tööpuuduse määr (%)10,28,607,96,9
Налоговая политика в ближайшем будущем Прямые налоги Сохранить пропорциональную и единую налоговую ставку как для доходов физического лица так и для доходов от предпринимательства Для привлечения инвестиций продолжать использовать действующий сегодня принцип налогообложения прибыли
Налоговая политика в ближайшем будущем Косвенные налоги Cохранить сегодняшнюю стандартную ставку НСО (20%), не принимать дополнительных уменьшенных ставок Перемещение налогового бремя с рабочей силы на экологические налоги
Администрирование налогов Обеспечить единоправный подход ко всем налогоплательщикам Добиться равновесия между обслуживанием налогоплательщика и применением административного принуждения Стимулировать путём доброкачественного обслуживания добровольную уплату налогов
Проект госбюджета на 2015 г Riigieelarve tulud kokku, mld. 7,3237,4868,0188,445 Riigieelarve kulud kokku, mld. 7,6017,6868,0568,543 Riigieelarve finantseerimistehingud kokku, mld. -0,278-0,2-0,038-0,098 Riigieelarve finantseerimistehingud % -3.7%-2.6%-0,47%-0,49%
Государственный долг стран ЕС в % к ВВП
Средний дефицит бюджета по странам ЕС в 2012 году 3,7% от ВВП, а суммарный госдолг 85,1% к ВВП