Лекция 5. Литературный язык. Стили речи. Тенденции современной речевой моды Литературный язык и функциональные стили 2. Тенденции современной речевой моды 3. Интерес к родному языку и культуре речи
1. Литературный язык – высшая форма развития национального языка. Не все языки имеют литературную форму. Иногда чужой язык выступает в роли литературного. Как формируется национальный язык?
Восточнославянск. = древнерусский) Русскийукраинскийбелорусский 6-14 вв. Киевская Русь. Христианство, письменность вв. Московская Русь, объединение княжеств и говоров вв. Формируется нация и нац. язык, создаются единые нормы и стили 19 в. А.С.Пушкин синтезировал различные яз. течения на основе литературно обработанной народной речи Этапы становления русского языка:
Признаки литературного языка 1. Наличие письменной формы 2. Наличие норм 3. Общепринятость 4. Многофункциональность (много стильность)
В русском языке литературная и нелитературная разновидности различаются минимально.
Стиль – исторически сложившаяся разновидность речи, функционирующая в определённой сфере человеческой деятельности и использующая определённый набор языковых средств.
Ломоносов создал учение о 3-х стилях: Высокий стиль – для обращения к царю, богу, для воспевания побед Средний стиль, «коим благородные люди обращаются к благородным людям» Низкий стиль, «коим неблагородные люди разговаривают»
Литературные стили Нелитературные стили научный публицистический Официально- - деловой художественный разговорный Общенациональный русский язык просторечие жаргоны диалекты Диалектвкс. Традиционное представление стилей.
Художественный стиль Цель – Цель – передать отношение к изображаемому, нарисовать словами картину. Сфера реализации – художественная литература
Публицистический стиль Сфера использования – общественные отношения. Цель – оказать воздействие на разум и чувства адресата
Научный стиль Сфера. Сфера использования – научное познание. Цель – Цель – передать информацию
Официально-деловой стиль Сфера использования – деловые отношения. Цель – передать информацию, побудить к действию
Разговорный стиль Сфера использования – все сферы жизни – Цель – передать информацию, эмоции, побудить к действию, установить контакт и т.д.
Батон колбасы Палка колбасы Чё? Шта? Га? Диалекты
- - территориальные разновидности речи Проявляются: особенностями произношения, словарным набором. Причины умирания диалектов; образование, миграция СМИ
Жаргон = сленг = арго – это социальная разновидность речи, своеобразный знак принадлежности к определённой группе
Виды жаргона Молодежный (вырубился, пересеклись) Профессиональный (клава, мать, железо, комп Ас, Алкоголь) Криминальный = феня (стрелка, на шухере, разборка, маслята)
Просторечие – речь подчёркнуто грубая (до нецензурной включительно) или просто неправильная зв Онит (вместо звон Ит) ш Офер (вместо шофЁр) ехай (вместо поезжай) обратно (вместо опять)
Нецензурная Непечатная Табуированная Мат, матерщина
Причины «У кого что болит…» Колдуют… Пугают…
Литературные стили Нелитературные стили научный публицистический Официально- - деловой художественный разговорный Общенациональный русский язык просторечие жаргоны диалекты Диалектвкс
Художественный стиль Научный стиль Публицисти- ческий стиль Официально- деловой стиль Разговорный стиль Нелитературные типы речи
2. Тенденции современной речевой моды Язык меняется, но очень медленно. Именно поэтому. возможно взаимопонимание поколений.
Тенденции современной речевой моды:
1). Внутренние заимствования - - употребление в речи публичной и официальной языковых средств, свойственных речи бытовой.
: Причины : для кого-то - единственная разновидность речи, которой он владеет, для кого-то - способ создать имидж человека из народа, а кто-то, владеющий недостаточно развитым речевым вкусом, – просто рад речевой свободе, отсутствию цензуры
2). Внешние заимствования - неуместное и неумеренное употребление иностранных слов.
: Причины : исчезновение «железного занавеса», открытие границ, поток импортных товаров вместе с их названиями, поток информации (ТВ, ИНТЕРНЕТ, газеты, журналы и пр.).
3. Интерес к родному языку, к культуре речи.
: Причины : 1) 1) развитие демократии; 2) 2) развитие торговли, рекламы; 3) 3) конкуренция на рынке труда.
«Общество, смеясь, расстается со своим прошлым».
изменения в семантике слов Меняется эмоциональная окраска – капитализм, коммерсант, ленинизм, оппозиция, партком, Устаревают – народный контроль, обком, Воскрешаются – господин, частник, оппозиция, гувернантка, гимназия, лицей, губернатор, Бог, рождество, храм Приобретают переносные значения – челнок, периферия, мышка
Новая фразеология богатенькие буратино, процесс пошёл, вопрос, конечно, интересный, с точностью до наоборот, не факт,
активизация словообразования бюджетник, ужастик, гайдаровец, долларизация, горбачёвщина, Смотримость, чернуха, видуха, омоновец, эсэнговский, Верхсуд, комбанк, заксобрание, нал, безнал
Языковые игры Использование старой орфографии
Языковые игры макаронизмы – т.е. использование иноязычных букв
Языковые игры математические и пр. знаки
Большие буквы выделяют часть слова
ДА
обыгрывание компьютерных терминов и приёмов программы «Вечер.ком», «Не_пеш.ком», команда КВН «Иркутск. ру», сайты Gepatitu. net и Ctanku. net),