Формирование интереса и потребности детей старшего дошкольного возраста в восприятии художественной литературы через создание семейного клуба «Аудионяня в помощь маме и папе» Ракина Лариса Дмитриевна, Ракина Лариса Дмитриевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад 2» г. Верещагино, 2015 год
ФГОС дошкольного образования в числе основных задач определяет: знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы Читатель–дошкольник зависим от взрослого в выборе литературных произведений, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Читатель–дошкольник зависим от взрослого в выборе литературных произведений, периодичности и длительности процесса чтения, способах, формах и степени выразительности. Формирование круга детского чтения Современный способ ознакомления с произведениями художественной литературы – аудиозапись, т.е. аудиокниги Современный способ ознакомления с произведениями художественной литературы – аудиозапись, т.е. аудиокниги Особенность современного мира – информатизация, всеобщая компьютеризация и стремительная скорость переработки информации Особенность современного мира – информатизация, всеобщая компьютеризация и стремительная скорость переработки информации
Необходимо учитывать детские предпочтения «Сказка – это ориентир на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого». (Грабенко Т.М.) «Сказка – это ориентир на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого». (Грабенко Т.М.) Акцент при подборе аудиозаписей для ознакомления дошкольников с художественной литературой делается именно на сказки
Это современная замена грампластинкам с волшебством и чудесами. Это незаменимый помощник, увлекательное и полезное времяпрепровождение, психологическое развитие и стабильность. Это музыкальное театрализованное представление. Это отличное решение для современных занятых родителей, у которых не остается времени и сил на чтение сказок своему ребенку. Что такое аудиосказка?
Анализ ситуации В семье существует традиция семейного чтения (вся семья собирается для чтения худ. литературы) - 3% Системати- чески (как минимум 5 раз в неделю) в домашних условиях взрослые читают детям детские книги, соответствующие возрасту -15% Чтение детям в домашних условиях носит эпизодический характер - 80% Читают детям на ночь –10% Телевизор заменил детям книги – 15% В семье нет детских книг, соответствующих возрасту ребенка – 65% У взрослых не хватает времени, чтобы почитать детям – 93%
Противоречие, требующее решения необходимость литературного воспитания детей в семье родители в силу разных причин не могут уделить детям достаточно времени, чтобы почитать книгу Создание в ДОУ семейного клуба «Аудионяня в помощь маме и папе» ПРОЕКТ «Формирование интереса и потребности у детей старшего дошкольного возраста в восприятии художественной литературы через создание семейного клуба «Аудионяня в помощь маме и папе» Как эффективно осуществлять литературное воспитание дошкольников?
Создание условий для ознакомления старших дошкольников с художественной литературой, через организацию семейного клуба «Аудионяня в помощь маме и папе» в течение учебного года. Цель проекта
Создать Программу семейного клуба «Аудионяня в помощь маме и папе». Создать фонотеку с художественными произведениями (фонохрестоматию). Организовать работу семейного клуба «Аудионяня в помощь маме и папе» в течение учебного года. Выпустить электронный диск для педагогов района «Формирование интереса и потребности детей старшего дошкольного возраста в восприятии художественной литературы через создание семейного клуба». Задачи проекта
Литературное воспитание дошкольников в семье осуществляется посредством аудиокниг. Новизна проекта
работа с детьми; взаимодействие с родителями; координация взаимодействия специалистов ДОУ. Направления работы:
Провести с родителями: «круглый стол» - «Формирование интереса и потребности детей старшего дошкольного возраста в восприятии художественной литературы через создание семейного клуба «Аудионяня в помощь маме и папе»; тренинг «Нравственное воспитание дошкольников средствами художественной литературы»; семинары: «Методика ознакомления ребенка с книгой», мастер-классы на уровне ДОУ: «Аудиосказка, как средство воспитания познавательного интереса у дошкольников к произведениям художественной литературы». Подобрать и изготовить дидактический и наглядный материал для организации работы семейного клуба. Организовать непосредственно «клубную» деятельность с детьми и их родителями. Осуществить мониторинг за уровнем развития интереса у детей старшего дошкольного возраста к чтению художественной литературы. Организовать День открытых дверей для педагогов ДОУ. Оформить информационный бюллетень «Мама, почитай-ка! Или Аудионяня в помощь маме и папе». Провести диалог с родителями «Как воспитывать у детей интерес к книге?» Провести индивидуальные консультации для родителей по воспитанию культуры чтения и о задачах по ознакомлению детей с произведениями художественной литературой. Определить и реализовать план взаимодействия со специалистами ДОУ. Основной этап реализации Проекта
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Высокий уровень литературной грамотности и читательского интереса у дошкольников. Смотивированность родителей на создание традиции семейного чтения. Создание преемственности дошкольного и семейного литературного воспитания. Создание Программы семейного клуба «Аудионяня в помощь маме и папе»; Формирование пакета локальных актов, необходимых для функционирования семейного клуба. Создание фонотеки с художественными произведениями (фонохрестоматии). Выпуск электронного диска для педагогов района «Формирование интереса и потребности детей старшего дошкольного возраста в восприятии художественной литературы через создание семейного клуба».
1. Акулова О.В., Гурович Л.М. Образовательная область Чтение художественной литературы С-П, М., с Грабенко Т.М. Зачем читать детям сказки? М., с Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга / Пособие для воспитателей детского сада. С- П., с Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы, «Коммуникация» в старшей группе детского сада. Воронеж, 2012 с.3-5, с СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Благодарю за внимание! Благодарю за внимание!