Сочинение в 11 классе ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО СО «Институт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Маслов Вячеслав Васильевич, заведующий кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО.
Advertisements

Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
Сочинение в 11 классе ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО СО «Институт.
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Крайник Ольга Михайловна Алтайский.
Итоговое сочинение мастер-класс часть 1 Белик Наталья Александровна, преподаватель ИФЖиМКК.
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по.
Написание итогового сочинения.. Участники итогового сочинения: Выпускники текущего года. Обучающие в форме самообразования Выпускники прошлых лет.
З АДАЧИ ВВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 11 КЛАССЕ выявить уровень речевой культуры выпускника его начитанность личностную зрелость умение рассуждать с опорой.
11 класс Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ по литературе 3 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА, ЧАСОВ.
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Выпускное сочинение в 11 классе 2015 ГОД. Сайт ФИПИ.
Организация и проведение итогового сочинения (изложения) в 2014 – 2015 учебном году Дубовицкая Л.Н., методист по русскому языку и литературе МКУ «Информационно-методический.
О сочинении в учебном году Нормативные документы.
Выпускное сочинение. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Сочинение.
Итоговое сочинение (изложение) 2015 год Методические рекомендации.
Сочинение в 11 классе ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО СО «Институт.
Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/2015 Читать далее: /
Сочинение в 11 классе (декабрь 2014 г.) (промежуточная аттестация) Эта итоговая письменная работа должна проверять способность выпускника создавать развернутое,
Итоговое сочинение по литературе ( учебный год) Дополнение.
Транксрипт:

Сочинение в 11 классе ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» Долинина Тамара Альбертовна, заведующий кафедрой филологического образования Екатеринбург 2014

Проверка итоговых сочинений (изложений) обучающихся осуществляется комиссиями образовательных организаций с правом привлечения независимых экспертов или экспертными комиссиями, сформированными на региональном или муниципальном уровнях. Состав комиссии образовательной организации формируется из школьных учителей-предметников, администрации школы. Комиссия образовательной организации должна состоять не менее чем из трех человек.

Результатом итогового сочинения может быть зачёт или незачёт. Указанный результат итогового сочинения заносится в аттестат вместе с названием темы итогового сочинения. Учащимся, которые получат неудовлетворительную оценку, дадут возможность переписать сочинение. Если в декабре ученик получит "незачёт", то написать заново сочинение можно будет в первую среду февраля или мая.

Работа будет отправляться в федеральную базу, откуда вузы смогут запрашивать копии (чистые, без проверки учителями). Вузы имеют право к 1 октября объявить условия учёта результатов написания сочинения и, организовав в рамках работы приёмной комиссии проверку заверенных копий сочинений, добавить к имеющимся у абитуриента баллам ЕГЭ до 10 дополнительных баллов.

Инструкция для выпускников Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал).

Инструкция для выпускников Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Как будет оцениваться сочинение? Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям 1 и 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (3-5).

Как будет оцениваться сочинение? При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Критерий 1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Ученик показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 3 «Композиция» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно- доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 4 «Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Вуз вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных. Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема. Критерии 1 и 2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию 1 или 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.

Особенности нового сочинения должна быть опора на литературные произведения; школьники должны будут показывать в сочинениях не только знание художественного текста, но и высказывать свои собственные мысли, рассказывать о своем жизненном опыте.

Схема сочинения Собственные размышления о проблеме Размышления об отражении проблемы в литературе Пример 1 Пример 3 Вывод Вступление Пример 2

Вопросы, заданные человечеству войной О жестокости войны О разрушении человечности О сохранении человечности О проблеме нравственного выбора О патриотизме О героизме О становлении национального самосознания

О жестокости войны А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Л.Н.Толстой «Война и мир» Г.Владимов «Генерал и его армия» И.Бабель «Конармия» М.Шолохов «Тихий Дон» В.Богомолов «Иван»

О разрушении человечности А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Л.Н.Толстой «Война и мир» Г.Владимов «Генерал и его армия» И.Бабель «Конармия» М.Шолохов «Тихий Дон» В.Богомолов «Иван»

О сохранении человечности А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Л.Н.Толстой «Война и мир» Г.Владимов «Генерал и его армия» М.Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека» Д.Рубина «На солнечной стороне улицы»

О проблеме нравственного выбора А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Л.Н.Толстой «Война и мир» Г.Владимов «Генерал и его армия» М.Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

О патриотизме Л.Н.Толстой «Война и мир» Г.Владимов «Генерал и его армия» М.Шолохов «Судьба человека»

Спор поколений: вместе и врозь Отношения отцов и детей как гармоническое единство, благотворное влияние нравственных устоев старших на молодое поколение Пагубная наследственная философия отцов Конфликтность взаимоотношений «отцов» и «детей» в сфере социального противостояния «века нынешнего» с «веком минувшим» Распадение естественных связей между людьми в условиях «классовой борьбы» Преодоление трагедии разрушения Очага и Дома в годы революционных и военных испытаний

Отношения отцов и детей как гармоническое единство, благотворное влияние нравственных устоев старших на молодое поколение 1.«Поучение» Владимира Мономаха 2. А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 3. Л.Н.Толстой «Война и мир»

Пагубная наследственная философия отцов 1. М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь» 2. А.С.Грибоедов «Горе от ума» 3. Н.В.Гоголь «Мертвые души»

Конфликтность взаимоотношений «отцов» и «детей» в сфере социального противостояния «века нынешнего» с «веком минувшим» 1. И.С.Тургенев «Отцы и дети» 2. В.Маяковский

Распадение естественных связей между людьми в условиях «классовой борьбы» 1. М.Шолохов «Родинка», «Тихий Дон» 2. А.Т.Твардовский «По праву памяти» 3. М.Булгаков «Белая гвардия» 4. А.Приставкин «Фотографии»

Преодоление трагедии разрушения Очага и Дома в годы революционных и военных испытаний 1. М.Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»

Виды вступлений Определение темы рассуждения. Анализ (краткое перечисление) разных точек зрения на проблему. Анализ поднимаемой проблемы в контексте эпохи. Спор с мнимым оппонентом, рассуждения «от противного». Изложение автором сочинения собственной точки зрения. Ассоциативное вступлений (рассказ об ассоциациях, которые вызывает данная тема). Лирическое вступление.

Виды заключений Общий вывод. Ответ на вопрос, поставленный во вступлении. Изложение собственной позиции. Следствие. Рассуждение о том, какие последствия может иметь понимание или непонимание проблемы для автора сочинения, для человечества. Расширение проблемы. Новый вопрос. Открытый финал.

Композиционная разводка – предложение, в котором пишущий в краткой форме объясняет, каких вопросов он коснется в работе, на каком материале будет раскрывать тему

Логические связки Я считаю, что… Тема показалась мне интересной… Некоторые считают, что… Считается, что… Многие утверждают, что… Я не согласна с тем, что… Попробуем разобраться… Мне кажется, что… Во-первых… Вот и в произведении… Следует отметить, что… Прежде всего… Необходимо признать, что… Как известно… Доказательством служит… С одной стороны… Например… Поясняя сказанное… Допустим, что… Из этого следует, что… Если… Во-вторых… С другой стороны… С помощью… Напротив… Как известно… Итак… Поясняя сказанное… Надеюсь, что мне удалось доказать (объяснить), что… Все сказанное позволяет утверждать… Словом… Подводя итог… Действительно…

При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

К1. Соответствие теме Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. 2 Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. 1 Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. 0

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) 2

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. 1 сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок. 0

К3. Композиция Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. 2 Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается. 1 Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно- доказательная часть, или аргументация не убедительна. 0

К4. Качество речи Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. 2 Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 1 Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. 0

К5. Оригинальность сочинения Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. 1 Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. 0

К6. Речевые нормы Допущено не более 2 речевых ошибок 2 Допущены 3-4 речевые ошибки 1 Допущены 5 и более речевых ошибок 0 К7. Орфографические нормы Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка 3 Допущены 2-3 орфографические ошибки 2 Допущены 4-5 орфографических ошибок.1 Допущено более 5 орфографических ошибок. 0

К8. Пунктуационные нормы Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. 3 Допущены 2-3 пунктуационные ошибки 2 Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.1 Допущено более 5 пунктуационных ошибок.0 К9. Грамматические нормы Допущено не более 2 грамматических ошибок 2 Допущены 3-4 грамматические ошибки 1 Допущено 5 и более грамматических ошибок 0

К10. Фактическая точность в фоновом материале Фактические ошибки отсутствуют.1 Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более). 0 МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ20

Тематические направления 1. «Недаром помнит вся Россия…» (200- летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 2. Вопросы, заданные человечеству войной 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 4. Спор поколений: вместе и врозь 5. Чем люди живы?

Комментарий 1. «Недаром помнит вся Россия…» Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п. 2. «Вопросы, заданные человечеству войной» Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Тематические направления 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы. 4. Спор поколений: вместе и врозь Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Тематические направления 5. Чем люди живы? Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико- нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Найти и объяснить многозначные слова (1)Их эвакуировали в Ташкент. (2)И здесь Сашу и Катю взяла к себе узбечка Хадича. (3)Хадича, маленькая проворная женщина, подвязав с утра косынкой седые жидкие косицы, целый день бесшумной юлой крутилась по утоптанному, чисто выметенному дворику. (4)А Катя умирала…(5)Саша сидел рядом и тихо плакал. (6)Хадича смотрела на девочку, качала головой и бормотала что-то по-узбекски. (7)Под вечер, завернув в головной платок сапоги старшего сына, ушла и вернулась через час без сапог, осторожно держа обеими руками поллитровую банку кислого молока. (8)Осторожно подложив ладонь под легкую Катину голову, приподняла ее и поднесла к губам девочки пиалу. (9)Катя потрогала губами прохладную кисловатую массу, послушно отхлебнула и потянулась – еще.

(10)Хадича отняла пиалу, покачав головой: нельзя сразу. (11)Весь вечер она просидела возле девочки, разрешая время от времени делать два-три глотка… (12)На другой день размочила в оставшемся молоке несколько кусочков лепешки и позволила Кате съесть тюрю. (13)Саша уже не плакал. (14)Он бегал к колонке за водой, раздувал самовар, подметал двор и бог знает что еще готов был сделать для этой женщины, для ее четверых, тоже хронически голодных ребятишек. (15)Двое старших сыновей Хадичи постигали правила русского языка в окопах Второго Украинского фронта, муж давно умер. (16)Дня через три Катя уже сидела во дворе и глядела с тихим удивлением на крикливые игры ее черноглазых детей. (17)Говор ей был непонятен, а игры – понятны все… (По Д. Рубиной)

О героизме

О становлении национального самосознания

Успехов в работе! Благодарю за внимание!