Основные нормативные правовые составляющие процедуры оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций Дождиков Антон Валентинович,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Общественная, общественно- профессиональная аккредитация- механизмы обеспечения качества образования Ашлапова Тамара Валентиновна, директор ОГАУ «УО ЦСНК»
Advertisements

Законодательные основы проведения экспертизы в сфере образования Руководитель инспекции по надзору в сфере образования Архангельской области Е.Н. Горяшина.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги Калиниченко Ольга Владимировна, начальник сектора комплексного анализа.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Роль и задачи Общественного Совета при Управлении образования в системе независимой оценки качества образования. Чернышева Ирина Ивановна, председатель.
1 «Государственно – общественные механизмы развития профессионального образования» Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального.
Современная система оценки качества образования, открытость и доступность.
Независимая система оценки качества обзор документов Т.В. Гаврилова, заместитель директора ИМЦ
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
О проекте создания Центра прикладных квалификаций Научно-образовательный кластер Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ПРАВА.
О проведении независимой системы оценки качества работы образовательных организаций М.П. Гераськина, начальник отдела дошкольного и общего образования.
«Основные принципы формирования, перспективы и задачи развития независимой системы оценки и сертификации квалификаций в России» Генеральный директор Александр.
О регламентации образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования Москва, 2014 г.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
О результатах реализации государственной программы Республики Карелия «Развитие образования в Республике Карелия» на годы в 2015 году и задачах.
Е.Г. Федосова 22 мая 2013 года. Знать основные положения в 273-ФЗ, регламентирующие деятельность вузов Оценить перспективы формирования нормативной базы.
Транксрипт:

Основные нормативные правовые составляющие процедуры оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций Дождиков Антон Валентинович, кандидат политических наук заместитель директора Центра перспективных разработок в сфере образования НИТУ «МИСиС»

Введение С принятием Федерального закона от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» произошли значительные изменения в системе оценки качества образования. Законодатель продолжает вносить изменения в основной закон об образовании, учитывая появление новых механизмов частно-государственного партнерства в области организации процедур независимой оценки качества профессионального образования и с учетом необходимости системных изменений взаимодействия работодателей со сферой образования. В системе профессионального образования приоритетной является работа, направленная на повышение результативности деятельности образовательных организаций высшего образования и среднего профессионального образования, и их эффективное взаимодействие с работодателями. Основным направлением изменений названо развитие оценки качества профессионального образования и профессионального обучения и внедрение системы сертификации профессиональных квалификаций. Процесс модернизации содержания технологий профессионального образования и обеспечение соответствия профессионального образования требованиям современной экономики осуществляется с помощью подготовки экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на гг. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на гг. важнейшим институтом системы образования России называет общероссийскую систему оценки качества образования, включающую: процедуры государственной регламентации образовательной деятельности процедуры независимой оценки качества образования, профессионально- общественной аккредитации образовательных программ

Подпрограмма Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» ЦЕЛЬ: обеспечение надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование общероссийской системы оценки качества образования Задача 1: включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов независимой оценки качества образования и государственно- общественного управления Задача 3: формирование культуры оценки качества образования на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур Задача 2: обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных результатов

Создание эффективных механизмов обратной связи для управления системой образования Требования Управление Ресурсы Результат Оценка качества Образование Сертификация квалификации Профессиональная деятельность

Подпрограмма Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 1 определение механизмов независимой оценки качества образования, охватывающего программы всех уровней образования 2 обеспечение прозрачности результатов проведения аккредитационных процедур 3 действие коллегиальных органов управления с участием общественности (родители, работодатели) в образовательных организациях

Оценка качества образования и сертификации профессиональных квалификаций в сфере образования Привлечение к оценке качества образования общественных и общественно- профессиональных организаций, негосударственных, автономных некоммерческих организаций, отдельных физических лиц в качестве экспертов будет способствовать улучшению информирования потребителей образовательных услуг о качестве работы образовательных организаций. Оценка качества системы образования влияет на совершенствование содержания и способов организации образовательного процесса в образовательных организациях для достижения соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Участие в процедурах по оценке качества образования и сертификации профессиональных квалификаций в сфере образования предполагает надлежащий уровень подготовки экспертов, осуществляющих деятельность по проведению такой оценки. Важнейшим условием является изучение экспертами законодательной базы сферы образования и нормативного правового обеспечения процедуры оценки качества образования и сертификации профессиональных квалификаций.

Оценка качества образования Государственная регламентация сферы образования включает (ст. 91 ФЗ-273) Государственная аккредитация Государственный контроль качества образования Государственный надзор в образовании Педагогическая экспертиза Мониторинг Обеспечение информационной открытости системы

Оценка качества образования Нормативно-правовая регламентация отдельных аспектов системы оценки качества образования установлена правовыми и методическими актами Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ Распоряжение Правительства РФ от р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально- общественной экспертизе и применению на годы» Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы» Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности» Методические рекомендации Минобрнауки РФ от по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Распоряжение Рособрнадзора от «Об аттестации экспертов в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации, привлекаемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки к проведению аккредитационной экспертизы»

Оценка качества образования Виды (процедуры) оценки качества образования, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в РФ» 273-ФЗ Федеральный государственный контроль качества образования Независимая оценка качества образования Оценка качества образования совокупность процедур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единых принципах оценку общих и профессиональных компетенций обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг

Оценка качества образования и сертификации профессиональных квалификаций в сфере образования Полномочия по государственной аккредитации, государственному контролю качества образования и государственному надзору возложены на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки Приказом Минобрнауки России от был утвержден новый административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности Федеральный государственный контроль качества образования деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам Инструменты федерального государственного контроля качества образования плановые и внеплановые проверки

Независимая оценка качества образования 1.) определение соответствия предоставляемого образования потребностям физического и (или) юридического лица 2.) оказание физическим и (или) юридическим лицам содействия в выборе организации и образовательной программы 3.) повышение конкурентоспособности организаций и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ. Цели независимой оценки качества образования

Независимая оценка качества образования Инструменты независимой оценки качества образования общественная аккредитация профессионально- общественная аккредитация оценка и сертификация квалификаций Субъекты независимой оценки качества образования юридическое лицо индивидуальный предприниматель Объекты независимой оценки качества образования компетенции выпускников образовательные организации образовательные программы Инициаторы проведения независимой оценки качества юридические лица физические лица

Независимая оценка квалификации специалистов В настоящее время вопрос независимой оценки квалификации специалистов различного уровня рассматривается как важная часть всей системы оценки качества образования в соответствии с актуальными требованиями рынков труда, что является общепризнанной тенденцией во многих развитых странах. Закон «Об образовании в Российской Федерации», в частности, ст. 96 устанавливает, что профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающих требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. Фактически это предполагает создание независимой системы оценки квалификаций выпускников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Это соответствует международной практике, в которой, как правило, подготовка специалистов отделена от их сертификации. В то же время нормы проведения квалификационного экзамена силами самих организаций, осуществляющих обучение, в соответствии с требованиями профессиональных стандартов содержатся в разделах закона, посвященных программам профессионального обучения. Таким образом, требуется существенная законодательная доработка этой темы, которая обеспечит гармонизацию российской и международной практики.

Оценка качества профессионального образования Государственная аккредитация должна проводиться с учетом результатов профессионально-общественной аккредитации. Комплекс процедур Государственная аккредитация Профессионально- общественная аккредитация Сертификация квалификаций Государственная аккредитация (учет, рассмотрение, применение результатов?)

Проект Федерального закона «О независимой оценке» квалификаций (сертификации квалификаций) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Нормативно-правовые акты, определяющие сертификацию квалификаций Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р) Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р) Перечень поручений, данных Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным во время совещания по вопросу "О подготовке квалифицированных рабочих кадров, востребованных в экономике" 23 декабря 2011 г. в г. Санкт - Петербурге Федеральная целевая программа развития образования на годы Государственная программа развития образования Нормативная база сертификации Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования и других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах (утверждено Министерством образования и науки РФ и РСПП АФ-317/03 от )

Предполагаемая структура системы сертификации

Участники системы оценки качества и сертификации квалификации– элементы одной сложной системы, находящиеся в нелинейном взаимодействии друг с другом и внешними объектами (конкуренция, сотрудничество, кооперация, обмен) Сертифик ация N Оценка 2 Оценка 1 Государство РаботодателиСоискатели Рейтинг (эффективность, качество) Развитие оценочных средств и методик Равные возможности для соискателя на старте Оптимизация затрат работодателей Качество и производительность труда Системный подход к оценке качества

Независимая оценка квалификации В рамках развития системы независимой оценки квалификации выделяют три основных вопроса. Основание для оценки – профессиональные стандарты (квалификационные требования), отражающие актуальные требования рынка труда. Независимость оценки – обеспечивается за счет ведущей роли работодателей в процессе организации системы независимой оценки квалификации и контроля за ее функционированием, включая порядок взаимодействия всех ее участников. Методологические и институциональные рамки системы независимой оценки квалификации – единство принципов, информационная интеграция и прозрачность, возможность верификации и валидации, учет отраслевой специфики и самостоятельность профессиональных сообществ и объединений работодателей.

Независимая оценка квалификации Независимость оценки квалификации обеспечивается: проведением оценки квалификации в соответствии с профессиональными стандартами, иными квалификационными требованиями, утверждаемыми в установленном законодательством порядке свободой выбора центра сертификации квалификации соискателем, и (или) работодателем, и (или) иным заинтересованным лицом возможностью обжалования результатов независимой оценки квалификации