ТЕМА 5: Рынок акций 1.Фундаментальные свойства акций 2.Виды акций 3.Доходность вложения в акции 4.Приобретение и выкуп акций 5.Проведение IPO.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 5: Рынок акций 1.Фундаментальные свойства акций 2.Виды акций 3.Доходность вложения в акции 4.Приобретение и выкуп акций 5.Проведение IPO.
Advertisements

Финансовые рынки и финансовые институты (Фондовый рынок) Н.И.Берзон Заслуженный экономист Российской Федерации, д.э.н., ординарный профессор, заведующий.
Тема 7. Акции. План: 1.Понятие и сущность акции. 2.Стоимостные характеристики акций.
КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ 1. Акции 2. Облигации 3. Производные ценные бумаги.
1.Основные положения об акционерном обществе 2.Образование акционерного общества 3.Уставный капитал акционерного общества 4.Увеличение и уменьшение уставного.
Министерство образования Республики Мордовия Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия «Торбеевский колледж.
ВТОРАЯ ЕЖЕГОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «РОССИЙСКИЙ РЫНОК КОЛЛЕКТИВНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ» Москва 2006 управляющая компания Есин А.Ю.
Подготовка компании к IPO. Правовые аспекты IPO. Кондратьева Вероника Алексеевна Нижний Новгород, 14 сентября 2006 г.
Корпоративные ценные бумаги
Акционерное общество и Акции Выполнил:Рахманов Жанибек Финансы 15-2.
Международные долговые ценные бумаги 1. Понятие и классификация международных долговых ценных бумаг 2. Классификация еврооблигаций 3. Преимущества и недостатки.
Рынок ценных бумаг или фондовый рынок – часть финансового рынка, на котором осуществляется купля-продажа ценных бумаг.
1 IV ежегодная профессиональная конференция «Неделя управления рисками в России» Роман Козлов, Генеральный директор Компании «Технологии корпоративного.
Правовое положение АО Тема 3 Курса «Правовые аспекты корпоративного управления»
Акци и Характеристика и основные свойства акции Операции, производимые с ценными бумагами Источники дохода акционера.
Экономика класс.. Прибыль фирмы Амортизационный фонд фирмы Внутренние источники Кредиты Инвестиции Продажа ценных бумаг Государственное финансирование.
Доклад Заместителя Генерального директора по экономике и финансам ОАО «СЗТ» Хуснутдиновой Венеры Адыхамовны на годовом общем собрании акционеров 30 июня.
9 Ценные бумаги Ценная бумага Ценная бумага – документ, который закрепляет имущественные и неимущественные права владельца, удостоверяющий с соблюдением.
Тема 13. УЧЕТ КАПИТАЛА И РЕЗЕРВОВ Вопросы. 1.Состав собственного капитала, нормативное регулирование, задачи учета. 2.Уставный капитал, порядок его формирования,
ВТБ 24 Основные направления работы по обслуживанию клиентов малого бизнеса в 2008 г., перспективы развития в 2009 г.
Транксрипт:

ТЕМА 5: Рынок акций 1. Фундаментальные свойства акций 2. Виды акций 3. Доходность вложения в акции 4. Приобретение и выкуп акций 5. Проведение IPO

Понятие акции Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. В отличие от облигации акции являются титулами собственности и дают их владельцам определенные права, связанные с управлением собственностью и одновременно акции накладывают и определенную меру ответственности на акционеров.

Объявленные и размещенные акции Размещенные акции – это акции, которые приобретены акционерами. В момент учреждения акционерного общества все акции должны быть размещены между учредителями, т.е. в этот период не может осуществляться открытая подписка на акции. При последующих эмиссиях размещенными считаются акции, которые реализованы акционерам. Объявленные акции – это предельное число акций соответствующего типа, которые могут быть выпущены компанией дополнительно к уже размещенным акциям. Количество объявленных акций фиксируется в уставе акционерного общества или принимается решением общего собрания акционеров квалифицированным большинством голосов (3/4 от числа присутствующих по количеству акций).

Размещенные акции Уставный капитал акционерного общества формируется по факту размещения акций и он равен сумме номинальных стоимостей размещенных акций. Если в АО число размещенных акций = акций, номинальная стоимость которых составляет 1 руб., то уставный капитал данного АО составляет 1 млн. руб. Если кто-либо из акционеров свои акции оплатил не полностью, то ему оставляются акции пропорционально оплаченной части, а не оплаченные акции принимаются на баланс АО. Регистрация акционерного общества Регистрация акционерного общества Оплата уставного капитала (50%) Оплата уставного капитала (100%) 3 мес. 1 год

Номинальная и рыночная стоимость акций Создание акционерного общества Номинальная стоимость акций Выход АО на фондовый рынок Обращение акций на рынке Рыночная стоимость акций

Номинальная стоимость и рыночная цена акций (по состоянию на г.) Компания Номинальная стоимость, руб. Рыночная цена, руб. Превышение, раз Транснефть 1, , Лукойл 0, , Норникель 1,007464, Сбербанк 3,0077,225,7

Есть ли смысл в показателе «номинальная стоимость акций»? Компания Продажа акций Уставный капитал Рыночная цена 100 руб. Инвестор Покупка акций Добавочный капитал 1 руб.99 руб. Собственный капитал Компания проводит дополнительную эмиссию акций, имеющих номинальную стоимость 1 руб. Рыночная цена акций = 100 руб.

Дробление и консолидация акций Номинальная стоимость акций фиксируется в уставе. Номинальная стоимость меняется в случае дробления и консолидации акций. Дробление (сплит) – одна акция дробится на несколько новых с целью повышения ликвидности акций, в результате чего номинальная и рыночная стоимость акций снижаются. Консолидация (укрупнение) – несколько существующих акций укрупняются в 1 новую акцию, в результате чего номинальная и рыночная стоимость акций повышаются.

Обыкновенные и привилегированные акции По условиям установления и выплаты дивидендов По наличию права голоса на собраниях акционеров По условиям расчетов с акционерами при ликвидации компании Отличительные признаки обыкновенных и привилегированных акций:

Дивиденд Источник выплаты Чистая прибыль АО Специально создаваемые фонды АО для некоторых типов привилегированных акций Периодичность выплаты Промежуточные Годовые Форма выплаты Форма выплаты Денежные средства Имущество (если это оговорено в Уставе) Акции Дивиденд – это часть чистой прибыли, выплачиваемой акционерам пропорционально имеющимся у них акциям Решение о выплате дивидендов принимает общее собрание акционеров (промежуточные – Совет директоров) По отдельным типам привилегированных акций невыплаченные дивиденды могут накапливаться (кумулятивные ПА)

Дивиденды по привилегированным и обыкновенным акциям Дивиденды по привилегированным акциям устанавливаются в уставе акционерного общества Дивиденды по привилегированным акциям утверждает собрание акционеров, но не выше размера рекомендованного советом директоров Варианты принятия решения о выплате/невыплате: Привилегированные акции Обыкновенные акции

Право голоса по обыкновенным и привилегированным акциям Обыкновенные акции являются голосующими. Привилегированные акции, как правило, не дают права голоса на собрании акционеров, за исключением следующих вопросов: Ликвидация АО Реорганизация АО Внесение дополнений и изменений в устав АО, ограничивающих права владельцев привилегированных акций Если принято решение о невыплате (неполной выплате) дивидендов по привилегированным акциям, то начиная со следующего собрания, владельцы привилегированных акций получают право голоса по всем вопросам повестки дня

Особенности голосования и выплаты дивидендов по привилегированным кумулятивным акциям По кумулятивным акциям невыплаченные дивиденды накапливаются и компания обязана их выплатить в последующие годы В течение кумулятивного периода данные акции не дают права голоса

Права акционеров обыкновенных и привилегированных акций при ликвидации компании Владельцы привилегированных акций имеют право на имущество ликвидируемого предприятия после удовлетворения требований всех кредиторов. В уставе АО указывается ликвидационная стоимость привилегированных акций. Владельцы обыкновенных акций имеют право на имущество ликвидируемого предприятия после удовлетворения требований всех кредиторов и выплаты ликвидационной стоимости владельцам привилегированных акций

Котировки обыкновенных и привилегированных акций на Московской бирже (по состоянию на г.) Эмитент Цена обыкновенных акций, руб. Цена привилегированных акций, руб. Цена привилегированных акций по отношению к цене обыкновенных акций Сургутнефтегаз 27,0428,951,07 Сбербанк 77,2058,230,75 Ростелеком 106,1472,300,68 Татнефть 234,90143,910,61 Автоваз 10,523,060,29

Премия за право голоса Страна Премия, % Италия 82 Израиль 43 Канада 22 Швейцария 20 Великобритания 17 США 10 Швеция 7 (Исследование Чикагского университета)

Капитализация 10 крупнейших компаний мира и российских компаний из рейтинга FT-500 Место в 2013 г. Компания Страна Рыночная капитализация, млрд. долл. Место в 2012 г. 1AppleСША4161 2Exxon MobilСША4042 3Berkshire HathawayСША PetroChina Китай Wal-MartСША General ElectricСША2409 7MicrosoftСША2404 8IBMСША2385 9Nestle Швейцария ShevronСША Газпром Россия Роснефть Россия Сбербанк Россия ЛУКОЙЛРоссия Норникель Россия Новатэк Россия Уралкалий Россия 22374

Доходность акций d i – годовые дивидендные выплаты в году i P a – цена приобретения акций P i – рыночная цена акций в году t T – число лет владения акциями i = 1,2,3… t - год владения акциями d – размер годового дивиденда p a – текущая рыночная цена акции Текущая доходность ( r m ) характеризуется размером годовых дивидендных выплат, отнесенных к цене акции, и определяется по формуле: Полная доходность характеризуется размером выплачиваемых дивидендов и приростом цены акций по отношению к вложенному капитулу. Годовая полная доходность ( r n ) по акциям определяется по формуле:

Дивидендная доходность российских компаний Годы Доходность, % 20004, , , ,13

Среднегодовая текущая (дивидендная) доходность обыкновенных акций за г.г. Страна Текущая доходность, % США3,6 Великобритания 4,7 Франция 4 Германия 2,7 Япония 1,3 Канада 3,3 Голландия 4,6 Швейцария 2,3

Дивидендная доходность и доля дивидендных выплат в российских (ММВБ-10) и американских компаниях (S&P-500) Периоды Дивидендная доходность, % Дивидендный выход, % ММВБ гг.3,219,8 S&P г.г.4,154,1

Среднегодовая доходность акций, % Страна Годы Полная доходность В том числе Дивидендная доходность Прирост курсовой стоимости США ,895,180, ,814,844, ,13,88,3 Великобритания ,693,910, ,914,933, ,75,17,6 Германия ,925,591, ,821,913, ,33,39

Приобретение и выкуп акций у акционеров Приобретение акций – это добровольное принятие компанией решения о покупке акций у акционеров Выкуп акций – это обязанность компании выкупить акции у акционеров

Приобретение обществом размещенных акций Общее собрание акционеров Цель: Уменьшение уставного капитала акционерного общества Решение о покупке акций у акционеров принимает: Совет директоров Цели: Поддержание собственных котировок Увеличение размера дивидендов на одну акцию Уменьшение числа голосов на собрании акционеров Предотвращение недружественного поглощения

Ограничения на приобретение акций Запрещается приобретение акций: Более 10% размещенных акций До полной оплаты уставного капитала Если на момент приобретения АО имеет признаки банкротства Если совокупная номинальная стоимость оставшихся акций станет меньше минимального размера уставного капитала

Выкуп акций Право требовать выкупа имеют акционеры, которые не принимали участия в голосовании на собрании акционеров или голосовали против по одному из следующих вопросов: Реорганизация АО Совершение крупной сделки Внесение изменений в устав, ограничивающих их права Размещение акций путем закрытой подписки

Порядок выкупа В объявлении о собрании акционерам сообщается о наличии у них права требовать выкупа акций, а также цена выкупа и порядок выкупа Акционер в течение 45 дней после принятия решения направляет в АО требование о выкупе акций (адрес, число акций) АО выкупает акции у акционеров по цене указанной в сообщении в течении 30 дней На выкуп акций может быть направлено средств не более 10% стоимости чистых активов на дату принятия решения на собрании акционеров

Голосование на собрании акционеров Решения на собрании акционеров принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих (одна акция – один голос) По принципиальным вопросам решения принимаются ¾ голосов от числа присутствующих (одна акция – один голос) При выборах совета директоров применяется кумулятивная система голосования

Система голосования по выборам совета директоров Простая Кумулятивная: Система голосования N r – число голосов N a – число голосующих акций К – число вакантных мест в Совете директоров Согласно Закону об акционерных обществах в России применяется кумулятивная система голосования по выборам членов совета директоров ! ! Преимущества системы кумулятивного голосования Демократичность Защита прав мелких акционеров Возможность миноритарным акционерам провести своих кандидатов в совет директоров

Минимальное количество акций, необходимых для избрания нескольких кандидатов в совет директоров Минимальное количество акций, необходимых для избрания нескольких кандидатов в совет директоров, определяется по формуле: N а – число размещенных акций D u – число директоров, которых акционер хочет избрать в Совет директоров D общ – число вакантных мест в Совете директоров

Пакет акций, необходимый для избрания кандидатов в совет директоров Минимальный пакет акций, % (%+1 акция) 2 члена совета директоров 1 член совета директоров Численный состав совета директоров, чел ,00%+1 16,67%+1 14,29%+1 12,50%+1 11,11%+1 10,0%+1 9,09%+1 8,33%+1 7,69%+1 7,14%+1 6,67%+1 40,00%+1 33,33%+1 28,57%+1 25,0%+1 22,22%+1 20,0%+1 18,18%+1 16,67%+1 15,38%+1 14,29%+1 13,33%+1

Трансформация механизма финансирования в контексте жизненного цикла компании Стадия расцвета Стартовый этап Этап раннего роста Этап устойчивого роста Проведение IPO В России За рубежом Заемный капитал Еврооблигации Облигации Долгосрочные и краткосрочные кредиты Векселя Заемный капитал Облигации Долгосрочные кредиты Краткосрочные кредиты Векселя Заемный капитал Краткосрочные кредиты Векселя Кредиты учредителей Закрытое размещение акций Расширение состава учредителей Доп. взносы учредителей Взносы учредителей Собственные средства (амортизация, прибыль) Собственные средства (амортизация, остаточная прибыль) Создание компании

Эмиссия акций ПРОЦЕДУРАОПИСАНИЕ Initial Public Offering (IPO) Первичное публичное размещение на фондовом рынке акций новой эмиссии. До IPO акции на фондовом рынке не котировались Primary Public Offering (PPO) Доразмещение – дополнительное публичное размещение акций на фондовом рынке. Акции компании уже торгуются на бирже. Secondary Public Offering (SPO) Вторичное публичное размещение на фондовом рынке крупного пакета акций собственниками компании Direct Public Offering (DPO) Прямое публичное размещение на фондовом рынке ранее выпущенных акций путем дополнительной эмиссии акций без участия финансовых посредников

Взаимодействие участников процесса IPO Компания Инвесторы IPO, PPO, DPO Инвестиционные банки Продающий акционер SPO

1. Возможность основателям компании: Зафиксировать часть предпринимательского дохода за счет роста стоимости фирмы Провести диверсификацию своих инвестиций 2. Обеспечение ликвидности акций 1. Увеличение затрат на: Аудит Прохождение и поддержание листинга 2. Необходимость раскрытия информации о составе и структуре собственников и об аффилированных лицах ПРЕИМУЩЕСТВАНЕДОСТАТКИ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ IPO (INITIAL PUBLIС OFFERING)

3. Рост котировок акций и повышение капитализации компании 4. Возможность выявления рыночной стоимости компании 5. Повышение уровня корпоративного управления 6. Возможность прохождения листинга и биржевой торговли 7. Расширение состава акционеров 3. Затруднение собственниками- менеджерами проведения внутренних сделок 4. Усиление контроля акционеров за текущими результатами деятельности компании 5. Дополнительные затраты на проведение новой эмиссии акций ПРЕИМУЩЕСТВАНЕДОСТАТКИ ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ IPO (продолжение)

ЦЕЛИ КОМПАНИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ IPO Увеличение собственного капитала Снижение долговой нагрузки Изменение структуры собственников Максимизация доходов от размещения акций Обеспечение дальнейшего роста курсовой стоимости акций

ЦЕЛИ ПРОДАЮЩЕГО АКЦИОНЕРА Максимизация дохода от продажи акций Извлечение предпринимательского дохода Получение средств с целью диверсификации бизнеса Дальнейший рост курсовой стоимости остающихся акций Высокая ликвидность акций компании

ЦЕЛИ ИНВЕСТОРОВ ПРИ ПОКУПКЕ АКЦИЙ В ПРОЦЕССЕ IPO Приобретение акций по низкой цене Извлечение дохода в краткосрочном периоде Получение дохода в долгосрочном периоде за счет роста курсовой стоимости акций Высокая ликвидность приобретаемых акций Диверсификация инвестиционного портфеля

СОВПАДАЮЩИЕ И НЕСОВПАДАЮЩИЕ ЦЕЛИ УЧАСТНИКОВ IPO Участники процесса IPO Совпадающие цели Несовпадающие цели Компания Рост стоимости компании Обеспечение ликвидности акций Максимизация дохода от продажи акций Продающий акционер Рост курсовой стоимости остающихся акций Сохранение ликвидности остающихся акций Максимизация дохода от продажи акций Инвесторы Рост курсовой стоимости приобретаемых акций Высокая ликвидность приобретаемых акций Приобретение акций по низкой цене Основная задача – нахождение оптимальной цены размещения

КРАТКОСРОЧНАЯ И ДОЛГОСРОЧНАЯ ОЦЕНКА АКЦИЙ ПРИ IPO Страна Ценовая премия первого дня, % Превышение доходности над фондовым индексом через 3 года после IPO,% Канада 6-18 Австрия 6-28 Финляндия 9-22 Австралия Великобритания 18-8 США19-20 Япония Германия Швеция 34+1 Исследование Риттера В течение 3-летнего периода после IPO цены акций ведут себя диаметрально противоположно декларируемым целям

НЕДОЦЕНКА АКЦИЙ (развивающиеся рынки) Страна Число IPO Доходность в первый день торгов, % Китай ,9 Бразилия 6278,5 Индия 9835,5 Малайзия ,1 Корея 47774,3

РАСКРУТКА ЦЕНЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРИ IPO (пример ВТБ) 1. Формирование ажиотажного спроса создание имиджа народного IPO (min сумма инвестиций = 30,0 тыс. руб.) приоритет в удовлетворении заявок частных инвесторов информационный PR в СМИ: - «На всех не хватит» - пункты приема заявок работают без выходных - регулярная информация о возрастающем числе поданных заявок - книга заявок переподписана в 3 раза 2. Формирование радужных ожиданий за последние 3 года акции Сбербанка выросли более чем в 4 раза завышенные прогнозы аналитиков

РАСКРУТКА ЦЕНЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРИ IPO (пример ВТБ) 3. Механизм формирования цены физические лица подавали только неконкурентные заявки юридические лица подавали заявки с указанием цены (завышали цены) ценовой диапазон = 11,3-13,9 коп. (цена размещения = 13,6 коп.) 4. Искусственное поддержание котировок пробные торги в Лондоне 11 мая (к концу первого торгового дня акции выросли на 13,6%) андеррайтеры поддерживали рынок, приобретая акции в России торги начались 28 мая (к концу первого торгового дня акции выросли на 14,1%, максимальная цена была 9 июня = 14,7 коп. (+8%) Число физических лиц составило более 120 тыс. чел., которые приобрели 19% акций нового выпуска

РЕКОМЕНДАЦИИ АНАЛИТИКОВ ПО АКЦИЯМ ВТБ в апреле-мае 2007 г. КОМПАНИЯЦелевая цена, руб. Уралсиб 0,1625 НРБ банк 0,1641 Финам 0,1720 Собинбанк 0,1773 Альфа-банк 0,1938 ИК Проспект 0,2043 Банк Петрокоммерц 0,2600 Объявленный ВТБ диапазон размещения = 11,3-13,9 коп.

ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕН АКЦИЙ ВНЕШТОРГБАНКА Цена размещения = 0,136 руб. Цена на = 0,114 руб.

Н.И.Берзон Трансформация фирмы в публичную компанию ДИНАМИКА АКЦИЙ ВТБ С МОМЕНТА IPO

Н.И.Берзон Трансформация фирмы в публичную компанию IPO РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В гг. КОМПАНИЯДата IPO Цена при IPO, долл. Изменение цены после IPO, % Изменение индекса РТС после IPO, % Изменение цены относительно индекса РТС Неудачные IPO Ситроникс , ЧЦЗ , ВТБ ,6 коп Интегра , Полиметалл , Система-Галс , Черкизово , Нутринвестхолдинг , Дикси групп , Седьмой континент , Роснефть , (по данным на )

Н.И.Берзон Трансформация фирмы в публичную компанию IPO РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В гг. КОМПАНИЯ Дата IPO Цена при IPO, долл. Изменение цены после IPO, % Изменение индекса РТС после IPO, % Изменение цены относительно индекса РТС УДАЧНЫЕ IPO Сбербанк ,4+15, ЦМТ , Армада р Уралкалий , ММК , Система , Фармстандарт , Открытые инвестиции , Верофарм , Комстар-ОТС , Магнит , (по данным на ) Н.И.Берзон Трансформация фирмы в публичную компанию

Н.И.Берзон Трансформация фирмы в публичную компанию IPO РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ В гг. КОМПАНИЯ Дата IPO Цена при IPO, долл. Изменение цены после IPO, % Изменение индекса РТС после IPO, % Изменение цены относительно индекса РТС Наиболее удачные IPO Росинтер , Северсталь , ОГК , ТМК , Распадская , Мечел , Голден Телеком , (по данным на ) Н.И.Берзон Трансформация фирмы в публичную компанию

Н.И.Берзон Трансформация фирмы в публичную компанию СТАТИСТИКА IPO РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ Год Число сделок Объем сделок, млн. долл. Средняя стоимость, млн. долл. Доля ВВП, % , , , , , , ,10, , г. – 2005 г. – становление рынка (18 компаний) 2006 г. – 2008 г. – «горячий» рынок (65 компаний) 2009 г. – «холодный» рынок (12 компаний) 2010 г. – попытка восстановления рынка (25 компаний) 2011 г г. – охлаждение рынка (17 компаний)

ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСПЕХ IPO Профессиональная оценка стоимости компании Хорошая динамика показателей деятельности компании Полное раскрытие информации о компании и о составе собственников Наличие инвестиционного плана Достойный аудитор Хорошая работа организатора и андеррайтеров Успешное проведение road show Подъем фондового рынка

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ IPO 1. Предварительная работа формирование публичной кредитной истории переход на международные стандарты отчетности построение системы корпоративного управления 2. Подготовительный этап выбор организатора выпуска анализ рынка и предыдущих выпусков акций аналогичными компаниями определение предварительных параметров размещения формирование проектной команды и выбор партнеров: Финансовый консультант Юридический консультант Аудитор Консультант по маркетингу Андеррайтеры проведение IR

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ IPO (продолжение) 3. Организация размещения IPO подготовка проспекта эмиссии принятие решения о выпуске акций регистрация проспекта эмиссии в ФСФР оценка стоимости компании и определение диапазона цены размещения IR кампания формирование синдиката андеррайтеров 4. Размещение акций проведение road show определение цены размещения размещение акций на бирже

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ IPO (продолжение) 5. Завершающий этап подготовка отчета об итогах размещения регистрация отчета в ФСФР публикация в открытой печати итогов размещения стабилизационный период (20-30 дней) организация вторичного обращения акций на бирже

Компания Биржа Объем размещения, тыс. долл. Доход компании, тыс. долл. Доход акционеров, тыс. долл. Расходы на проведение IPO, тыс. долл. Доля расходов в объеме размещения, % Вымпелком NYSE ,0% Golden Telecom NASDAQ ,00% МТС NYSE ,50% Вимм-Билль-Данн NYSE ,6% РБК ММВБ / РТС ,10% НПК « Иркут » ММВБ / РТС ,4% Концерн « Калина » ММВБ / РТС ,2% Мечел NYSE ,9% Открытые инвестиции ММВБ / РТС ,60% АФК « Система » LSE ,1% Евраз Холдинг LSE ,50% Рамблер LSE / AIM ,5% РАСХОДЫ НА ПРОВЕДЕНИЕ IPO РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

ПРЕИМУЩЕСТВА РАЗМЕЩЕНИЯ АКЦИЙ НА ЗАРУБЕЖНЫХ БИРЖАХ получение в 3-5 раз более высокой рыночной оценки компании по сравнению с получаемой при размещении исключительно на российских площадках; получение доступа к фондовому рынку в сотни раз более капиталоёмкому, нежели российский, гораздо эффективнее организованному, обладающему значительно более широким набором инструментов и механизмов финансирования; обеспечение повышенной ликвидности акций, недостижимой на российском рынке ценных бумаг; лучшие условия для сохранения контроля за предприятием: для привлечения определенного объема средств в США может потребоваться выпустить в 3-5 раз меньше новых акций. Более того, продажа акций на рынке ценных бумаг США означает их реализацию не "в одни руки", а распылённым акционерам; повышение общего статуса, кредитного рейтинга и престижа компании, что позволяет ей легче налаживать коммерческие связи и привлекать заёмные средства за рубежом на гораздо более длительные сроки;

Методы проведения IPO Аукцион Предложение по фиксированной цене а) на условиях гарантированной подписки б) на условиях max усилий Формирование книги заявок

Методы проведения IPO Страна Аукцион По фиксированной цене Книга заявок Гарантированная подписка max усилий Австралия + + Бельгия++++ Великобритания ++ (редко) + Германия + + Гонконг + Канада ++ Португалия++ + США+ ++ Чили++ + Япония+ (до 1997 г.) +

Характеристика аукционного метода Андеррайтер объявляет ценовой диапазон Инвестор имеет право подавать: - только одну заявку - несколько (каскад) заявок Все заявки на аукционе удовлетворяются по единой цене Аукционная цена является достаточно высокой (выше, чем при формировании книги заявок) На вторичном рынке спрос на акции низкий Цена акций после аукциона растет медленными темпами Исследование Канеко и Петтуэй по японскому рынку Метод размещения Количество IPO Рост цены в первый день торгов, % Аукцион 48111,4 Книга заявок 30149,8

Определение цены на аукционе Число размещаемых акций = шт. Диапазон цены = 11,5-13,5 долл. Цена по заявке, долл.Число акций в заявке Кумулятивный спрос Удовлетворение заявок, % 14, , , , , , , , ,8 11, , , ,

Характеристика размещения по методу фиксированной цены Организатор размещения проводит road-show и осуществляет сбор предложений от институциональных инвесторов по цене акций Согласование цены размещения с эмитентом на основе полученных предложений и подписание договора об андеррайтинге Объявление цены размещения Сбор заявок от инвесторов (от 2 дней до 3 недель) Размещение акций: при гарантированной подписке синдикат андеррайтеров выкупает акции на себя, а затем продает их инвесторам при размещении на основе max усилий определяется минимальный объем, при котором эмиссия будет считаться состоявшейся, после чего эмитент продает акции инвесторам

Размещение по методу формирования книги заявок Оценка стоимости компании и определение ценового диапазона размещения акций Проведение road-show среди институциональных инвесторов Формирование книги заявок институциональных инвесторов (количество акций и цена) Закрытие книги заявок и определение цены размещения После закрытия книги заявок синдикат андеррайтеров гарантирует эмитенту размещение акций В течение 24 часов инвесторы должны подтвердить свои заказы Риск андеррайтера ограничен периодом от даты закрытия книги заявок до даты подтверждения инвесторами своих заказав

ТИПЫ ЗАЯВОК Заявка с ограничением – определяет максимальную цену, которую готов заплатить инвестор Безусловная заявка типа 1 – инвестор указывает число акций, которое он готов приобрести по любой цене Безусловная заявка типа 2 – инвестор указывает сумму, на которую он готов приобрести акции независимо от цены размещения Пошаговая заявка – инвестор указывает несколько уровней цен и числа акций, которые он готов приобрести по цене соответствующего уровня

ОТКЛОНЕНИЕ ЦЕНЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТ УСТАНОВЛЕННОГО ЦЕНОВОГО ДИАПАЗОНА (данные по рынку США) Годы Число IPOДоля размещений, % Ниже диапазона Внутри диапазона Выше диапазона ,062,610, ,850,623, ,655,624, ,540,221, ,554,224, ,049,513, ,743,736, ,249,625, ,845,223, ,248,922, ,036,348, ,836,940, ,659,015,4 Итого ,446,328,3 Россия 2123,876,2-

Аллокация – распределение акций между инвесторами при проведении IPO Розничные инвесторы Число размещаемых акций Институциональные инвесторы Стратегический инвестор Долгосрочный инвестор Среднесрочный инвестор Краткосрочный инвестор Спекулянт Внутренний рынок Международный рынок

Задачи аллокации Максимизация поступлений эмитенту Поощрение стратегических и долгосрочных инвесторов Создание условий для успешного развития вторичного рынка заявки стратегических и долгосрочных инвесторов «обрезаются» в меньшей степени неудовлетворенный спрос стратегических и долгосрочных инвесторов подталкивает рост цен акций на вторичном рынке заявки краткосрочных инвесторов и спекулянтов удовлетворяются в меньшей степени

Распределение акций между институциональными и розничными инвесторами Страна Число IPO Доля институциональных инвесторов, % Доля розничных инвесторов, % Великобритания ,6 Германия ,6 Китай ,5 Нидерланды ,4 США756634,4 Франция ,6 Финляндия ,6 В среднем-66,933,1

МЕТОДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ АКЦИЙ МЕЖДУ ИНВЕСТОРАМИ Недискреционная аллокация – применяется при аукционном методе и методе фиксированной цены - пропорциональное распределение акций – выпуск акций компанией Lastminute (Великобритания, 2000 г.), подано заявок от частных инвесторов, переподписка в 40 раз - распределение акций по жребию – акционирование дочерней компании Сименс «Инфинеон», подано заявок от частных инвесторов, переподписка в 8 раз, акции были распределены по жребию каждому шестому - интервальный метод распределения акций - распределение акций в зависимости от цены предложения применяется при аукционном методе. Заявки инвесторов, где предложена цена выше цены размещения, удовлетворяются полностью. Заявки, где цена совпадает с ценой размещения, удовлетворяются на пропорциональной основе

ПРИМЕР ИНТЕРВАЛЬНОГО МЕТОДА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ АКЦИЙ Число акций по заявке Число акций при распределении Менее 100В соответствии с заявкой акций акций акций % от заявки Более % от заявки

МЕТОДЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ АКЦИЙ МЕЖДУ ИНВЕСТОРАМИ (продолжение) Дискреционная аллокация – применяется при формировании книги заявок Распределение акций осуществляет андеррайтер в соответствие с выработанными критериями: - качество инвестора - высокая цена заявки или заявка без указания цены - время подачи заявки - размер заказа - участие в программе маркетинга - обычное поведение инвестора после начала торгов

НЕДООЦЕНКА АКЦИЙ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ ( гг.) Компания Цена, долл.Недооценка (прибыльность) % РазмещенияВ первый день торгов Вымпелком 20,529,141,9 Голден Телеком 1210,62-11,5 МТС21,522,33,7 ВБД19,522,615,9 РБК0,830,9210,8 Иркут 0,620,666,5 Калина 19 0 Мечел 2120,5-2,4 Седьмой континент 9,579,590,2 Открытые инвестиции 49,755510,6 АФК «Система»1717,945,5 Лебедянский 37,23394,8 Пава 0,90,911,1 Северсталь-Авто 15,115,84,6 Пятерочка 1312,5-3,8 Евраз Груп 14,514-3,4 Рамблер медиа 10,2511,5512,7 Новатэк 16,751913,4 Уралс энерджи 4,24,384,3 В среднем 6,1

РАЗМЕР КОМПАНИИ И ЗАНИЖЕНИЕ ЦЕН (исследование С.Росса) Годовой объем продаж, млн. долл. Число компаний Занижение цен, % До ,6 От 1 до ,3 От 5 до ,7 От 15 до ,5 Свыше ,3 Всего ,7

МЕТОДЫ ЦЕНОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ (СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД = ДНЕЙ) Метод чистой стабилизации – андеррайтер выставляет заявки на покупку акций по цене размещения. Заявка имеет специальную отметку Метод коротких продаж 1. Андеррайтер берет акции в долг и продает их инвесторам или осуществляет избыточную продажу а) при снижении котировок: - андеррайтер покупает акции, поддерживая рынок, и возвращает их кредитору, получая определенную прибыль. б) при росте котировок: - андеррайтер для закрытия короткой позиции не осуществляет покупку акций по завышенной цене, чтобы не нести определенные потери. Он реализует свое право на опцион и за счет этого закрывает короткую позицию. Выигрыш андеррайтера получается за счет разницы в количестве акций, полученных по опциону, и размером короткой позиции. «Обратный зеленый башмак» - андеррайтер покупает акции на рынке. Если цены начинают снижаться, то андеррайтер продает акции эмитенту по цене размещения

ПРИМЕР РАБОТЫ АНДЕРРАЙТЕРА ПРИ РОСТЕ КОТИРОВОК Исходные данные: - объем эмиссии = акций - опцион эмитента (15%) = акций - цена размещения = 10 долл. - при размещении андеррайтер продал весь объем эмиссии и осуществил короткую продажу в размере акций - на вторичном рынке цена акции = 12 долл. Действия андеррайтера: - реализует свое право на опцион и получает от эмитента акций по цене 9,5 долл акций направляются на закрытие короткой позиции. Доход андеррайтера = (10-9,5)* = долл акций андеррайтер продает на рынке по цене 12 долл. Доход андеррайтера = (12-9,5)* = долл. Суммарный доход андеррайтера = долл.

СТОИМОСТЬ АКЦИЙ ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ ПОСЛЕ НАЧАЛА ТОРГОВ Компания Цена в 1 день, долл.Цена через месяц, долл.Изменение, % Вымпелком 29,127-7,3 Голден Телеком 10,629,12-14,2 МТС22,321,24-4,8 ВБД22,623,3+3,0 РБК0,920,77-16,4 Иркут 0,660,62-6,1 Калина 1919,8+4,2 Мечел 20,520,2-1,5 Седьмой континент 9,599,96+3,8 Открытые инвестиции ,9 АФК «Система»17,9416,65-7,2 Лебедянский 3938,3-7,8 Пава 0,91 - Северсталь-Авто 15,815,3-3,2 Пятерочка 12,513,15+5,2 Евраз Груп 1414,4+2,8 Рамблер медиа 11,5512,25+6,0 Новатэк 1922,6+18,9 Уралс энерджи 4,384,57+4,3

ВЕРОЯТНОСТЬ ВЫЖИВАНИЯ ПУБЛИЧНОЙ КОМПАНИИ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ IPO Число лет после IPOВероятность выживания, % 197,2 293,5 389,0 484,8 581,7 678,0 774,4 Данные Федерального резервного банка Нью-Йорка

ПРИЧИНЫ НЕУДАЧНОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ IPO Финансовые – неумение компании управлять ожиданиями инвесторов Нормативные – нарушения и неисполнение нормативных актов, регулирующих предоставление отчетности публичных компаний Стратегические – неэффективная стратегия использования средств, полученных в процессе IPO

Преимущественные права Владельцы обыкновенных акций имеют преимуществен-ные права на приобретение дополнительных акций нового выпуска пропорционально числу имеющихся у них акций по фиксированной цене в течение установленного периода времени. Цели использования преимущественного права Возможность приобрести акции по льготной цене Сохранение на неизменном уровне доли в уставном капитале Сохранение своего влияния в системе управления акционерным обществом

Ценообразование преимущественных прав Цена права на этапе «Акции с правами» Р пр – цена одного права Р а – рыночная цена акций Р под – подписная цена, по которой владельцы прав могут приобрести акции нового выпуска N – число прав, необходимых для покупки одной акции по подписной цене Цена права на этапе «Акции без прав» Где: Р а – рыночная цена акций после составления реестра владельцев прав

Обладатели преимущественных прав при размещении акций Акционеры, не принявшие участия в голосовании Акционеры, не принявшие участия в голосовании Метод закрытой подписки Акции размещаются среди акционеров и других инвесторов Акционеры, голосовавшие против Метод открытой подписки Все акционеры имеют преимущественные права Акции размещаются только среди акционеров

Порядок осуществления преимущественных прав Принятие решения о дополнительной эмиссии Рассылка акционерам уведомления Принятие акционером решения о приобретении акций Внесение изменений в реестр Составление списка акционеров, имеющих преимущественные права Заявление о приобретении ценных бумаг Документ об оплате Выписка из реестра владельцев ценных бумаг Количество размещаемых ценных бумаг Срок действия преимущественных прав Цена размещения Число прав не менее 20 дней не менее 45 дней