Базарова Е.А. 11А кл. МБОУ «СОШ 29» Об основании городов и возникновении новых селений, расселении чувашей в XVIXIX веках 1 Руководители: Иванова Э.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Присоединение Чувашии к Российскому государству Учитель культуры родного края МОУ «Чубаевская ООШ» Никифорова Л.Ф.
Advertisements

Вхождение Чувашии в состав России 1551 год «Дорога на Москву», чувашские послы едут к Ивану IV с челобитной.
ГОРОДА ЧУВАШИИ. ЧЕБОКСАРЫ Впервые Чебоксары упоминаются в 1469 году как поселение Чебокар.Русские войны остановились здесь на последний привал по пути.
ПЛАН 1. ПОСЛЕДСТВИЯ СМУТЫ И ЗАДАЧИ СТОЯВШИЕ ПЕРЕД ПРАВИТЕЛЬСТВОМ 2. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО 3. МАНУФАКТУРЫ, ТОРГОВЛЯ, РОСТ ГОРОДОВ 4. ОСНОВНЫЕ СОСЛОВИЯ РОССИЙСКОГО.
В Европе возникают города Работу выполнила ученица 6 А класса Иванова Эллина.
Кижи Презентация Кужелева Ивана. История острова Кижи уходит в глубокую древность. Предками современных кижан были славяне-новгородцы. В X-XI веках они.
Дайте определение понятиям : централизованное государство сословно - представительная монархия Земский собор приказы кормления дворяне.
Из истории с.Преполовенка. «заселение территории в 18-начале 19 в.»
Урок по истории Башкортостана в 8 классе в средней общеобразовательной школе.
Присоединение Марийского края к Российскому государству.
Презентация по истории на тему: Общие черты и особенности процесса образования централизованных государств в Западной Европе и Руси.
Содержание Кто он Иван Грозный? Внутренняя политика И.Грозного Внешняя политика И.Грозного И.Грозный в произведениях литературы и искусства Историки о.
Цивильск Циви́льск (чуваш. Çĕрп ӳ ) город районного подчинения в Чувашии, административный центр Цивильского района. Население 13,2 тыс. человек. Циви́льск.
Создание единого русского государства
Карта Сибири. . В Сибири жило немало племен, но численность населения была невысокой. Там были суровые климатические условия и поэтому мешали освоению.
Россия в XVI веке (Иван IV Грозный) Составила: Смирнова З.Ф. учитель истории АСОШ 1 г. Андреаполя.
История Древнего мира 5 класс. БочкарёваТ.Н. МАОУ «Лицей 62» Урок 6.
ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО покровский собор
Взаимодействие этноса и природы на территории Волго - Донского междуречья Работу выполнила ученица 8 класса муниципальной Карповской общеобразовательной.
НИЖНИЙ НОВГОРОД 1221 г. – год основания крепости.
Транксрипт:

Базарова Е.А. 11А кл. МБОУ «СОШ 29» Об основании городов и возникновении новых селений, расселении чувашей в XVIXIX веках 1 Руководители: Иванова Э.Г. – учитель географии и обществознания Фомина В.А. – учитель чувашского языка

2 Чувашский народ в составе России Присоединение чувашского народа к России в 1551 году «по челобитью», мирно, явилось кардинальной, переломной вехой, определившей характер его дальнейшего развития. Оно представляло собой значительный акт и для России, привело к усилению ее мощи. Войдя в состав Российского государства, чувашский народ навеки связал свою судьбу с судьбой русского народа, сохранил себя как народность и получил возможность для прогрессивного развития.

Вхождение в состав России имело для чувашского народа прогрессивное, положительное значение еще в дооктябрьский период. Русское централизованное государство в социально-экономическом, культурном и политическом отношениях стояло намного выше, чем военно-феодальное Казанское ханство с сильно выраженными чертами восточного деспотизма. 3

Условия мирного вхождения чувашского и других народов Горной стороны, изложенные в жалованной грамоте Ивана IV с вислой золотой печатью, в основном выполнялись. Земли чувашей сохранялись за ними, чувашские трудовые массы были оставлены в ясачнообязанном состоянии, в XVIII веке стали государственными крестьянами, не передавались в руки помещиков, монастырей и дворцового ведомства, не стали частновладельческими крепостными. 4

5 Потеря болгаро-чувашами своей государственности, монголо-татарское иго, массовый геноцид болгаро-чувашского населения, перемещение оставшихся в живых болгаро-чувашей с плодородных лесостепных земель в менее плодородные лесные районы с довольно суровыми климатическими условиями Установление добрососедских отношений между правобережными чувашами и русским населением Нижегородского Поволжья Предпосылки присоединения Угнетенное и унизительное, очень трудное положение чувашского народа в Казанском ханстве

6 Русский народ оказывал на чувашей цивилизующее влияние, одновременно воспринимая немало полезного и от них. Уже с первых десятилетий после вхождения в состав России трудящиеся массы чувашей вступили в дружественные отношения с русскими крестьянами. Многие русские, пребывавшие у казанских ханов и феодалов в рабстве, после ликвидации ханства не стали возвращаться в центральные районы России и остались в чувашских селениях.

После присоединения Среднего Поволжья к России несколько ускорилось развитие здесь производительных сил, началось освоение новых земельных пространств в бывшем «диком поле». На место ханской администрации, изгнанной с территории Чувашии в ходе освободительной борьбы, была установлена российская система управления. Для управления Казанской землей и другими вновь присоединенными территориями в Москве был создан Приказ Казанского дворца. Почти треть территории Чувашии вошла в состав Свияжского уезда. 7

Жители одной или нескольких деревень объединялись в общину. Общинники сообща владели землей, лесами, лугами, реками. Сход, состоящий из всех взрослых мужчин общины, делил землю, распределял налоги, судил и наказывал провинившихся, то есть решал все важные вопросы крестьянской жизни. Община помогала вдовам, слугам, больным, объединяла людей на совместные работы на пользу всей деревни ремонт мостов, дорог, очистку прудов и т.п. Чуваши были очень трудолюбивы, дорожили мнением своей деревни, и осуждение односельчан считалось большим позором. Русский народ оказывал на чувашей цивилизующее влияние, одновременно воспринимая немало полезного и от них. 8

Важнейшим из прогрессивных последствий вхождения Чувашии в состав Российского государства явилось приобщение чувашских крестьян к классовой борьбе русского крестьянства и трудовых масс других народов. 9

Царское правительство возвело города-крепости: Чебоксары (1555 г.) Алатырь (1550-е гг.) Кокшайск (1574 г.) Козьмодемьянск (1583 г.) Цивильск (1589 г.) Ядрин (1590 г.), которые стали центрами уездов Чувашского края. 10

11 Легенды об основании города Чебоксары По археологическим данным, с XIV века на месте Чебоксар существовало чувашское поселение городского типа с кирпичными зданиями, ремесленным производством. В русских летописях Чебоксары впервые упоминаются под 1469 годом. Широко распространены предания о том, что основателем поселения был чуваш Шебашкар.

Группа преданий в объяснении основания города исходит из русского урбонима Чебоксары. В деревне Шинеры (наверное, в деревне Шинерпоси Чебоксарского района), в десяти верстах от будущего города Чебоксар, жил чуваш Цабак (Чебак) со своей женой Сарой. Он ездил на место города рыбачить, потом поставил здесь двор. Возникшее затем поселение получило название от имен Чебака и Сары. 12

В XVIIXVIII веках в 12 километрах западнее Чебоксар существовала чувашская деревня Шебашкар, которая затем разделилась на три выселка, известные теперь как деревни Ойкасы, Варпоси и Онгапоси нынешнего Вурман- Сюктерского сельсовета Чебоксарского района. По всей вероятности, деревня Шебашкар была основана чебоксарскими переселенцами. По-видимому, и ныне существующая в указанном сельсовете деревни Шобашкаркасы является выселком из деревни Шебашкар. 13

14 Основание Алатыря Широкое распространение получило русское предание об основании Алатыря Иваном IV во время его похода на Казань в 1552 году. Возникновение этого города чувашское предание относит ко времени до овладения русскими Казанью. В старину на месте города, гласит оно, стояла татарская деревня Ала ту. Туда прибыл Иван Грозный, отогнал татар и велел поставить город.

. После взятия Казани Алатырь все увеличивался, вокруг него построили вторую крепостную стену. Потом из-под Брянска перевел сюда много дворов и построил дубовую крепость. И в ней размещено было войско. 15

Крепость имела форму неправильного пятиугольника. Крепость была ограждена снаружи глубоким рвом с водой, а внутри нее находились соборная церковь, приказная изба, воеводский двор, тюрьма, огороженная острогом, соляные амбары, погреб для хранения боеприпасов, дома дворян и детей боярских. На башнях (всего их было семь, известно название только двух – Спасская и Силинская) стояли пушки и пищали. На Спасской башне висел двенадцатипудовый колокол-набат. 16

17

18 Первые сведения о городе имеются в «Истории Российской» известного русского историка XVIII века В. Н. Татищева. Он ошибочно принял Цивильск за крепость, построенную на развалинах древнего болгарского городка Тухчина, стоявшего на реке Цевцс (по его мнению, Цивиль). Исследователи XIX века Н. С. Арцыбашев и С. М. Шпилевский поправили это заблуждение. Большое распространение получило мнение об основании города в 1584 году, в царствование сына Ивана Грозного Федора Ивановича. Предания о Цивильске

Хотя Цивильск основан в царствование Федора Ивановича в 1589 году, чувашское предание относит его основание ко времени Ивана IV. Еще в конце XVIII века землемером К. С. Мильковичем было записано следующее предание о Цивильске: «...Первоначальные жители сих мест, известные под названием чуваш, уверяют, что по словесному преданию от их предков известно, в древности жил тут их чувашский князь, называемый Пулат, который, не пожелав быть под ведением города Чебоксар, уступить преимущество свое прочим князьям, ездить почасту во оной город и давать отчет, испросив позволение у царя Иоанна Васильевича, построил город, куда его величество повелел отправить воеводу и учредить там земское правление. 19

Есть предание о том, что Цивильск был поставлен в другом месте то ли под деревней Вторые Тойзи, на левой стороне речки Шумаши, то ли западнее деревни Нюрши. В городе, будто, была построена церковь, но ее колокол не зазвонил. Поэтому город перенесли в междуречье Большого и Малого Цивилей. 20

21 Предании о возникновении Ядрина В предании о возникновении Ядрина говорится, что трое чувашских старейшин: Тогачь, родоначальник деревни Тогачь, Сарплат, основатель деревни Изванкино, и Азамат, основавший деревню Азамат (все три деревни ныне в Аликовском районе), «заспорили между собою, кому иметь у себя уездный город, намеченный царем». От царских наместников грамоту на право основания уездного города получил Тогачь. С ним начали воевать за грамоту Сарплат и Азамат (по другому преданию, Азамат был богатый и грозный чуваш, подчинивший себе окрестные чувашские деревни). Но «ночью на дом Тогача напал с помощью солдат другой знатный чуваш по имени Етёрне из дер. Ядрино» и присвоил грамоту. Так уездным городом стал Ядрин.

Русское предание сообщает, что во время последнего похода Ивана Грозного на Казань (в 1552 году) русские войска лили на месте будущего города ядра, что и отразилось в названии города. На самом деле маршрут войск Ивана IV не пролегал через места, близкие к будущему Ядрину, в районе города не было никаких следов литейного дела. Предание обязано своим появлением лишь созвучию слов ядро и Ядрин. 22

Когда горожане вытеснили прежних жителей за Суру, то чуваш Ядрый поселился в верстах двадцати пяти от города на большой дороге, ведущей в город Козьмодемьянск, и это место слывет доныне как село Ядрино. 23

24 Роль городов в экономике Чувашии Города являлись не только административными центрами. Вскоре после их основания в них возникли посады, где сосредоточивалось торгово-ремесленное население. Города, как центры торговли, ремесла и промыслов, играли важную роль в экономике Чувашии, связывали ее со складывающимся всероссийским рынком. Крестьяне сбывали в городах сельскохозяйственную продукцию, покупали изделия и товары, которые не изготовлялись в своем, в основном натуральном, хозяйстве. Городские ремесленники производили специфические изделия некоторые металлические орудия труда, женские украшения, посуду и другие предметы домашнего обихода, употреблявшиеся только у чувашей. В городах была развита металлообработка, кожевенное и сапожное производства.

25 Важнейшим последствием вхождения чувашского народа в состав России явилось расширение территории его обитания. В результате монголо-татарского ига чуваши вынуждены были оставить свои закамские и средневолжские земли, потеряв абсолютное большинство своей численности. Территория расселения чувашей сузилась в несколько раз. В середине XVI века одна группа чувашей обитала в центральных и северных районах территории современной Чувашской Республики, другая в Приказанье и Заказанье, где от Казани на восток вплоть до Средней Камы широкой полосой растянулась Чувашская дорога Последствия вхождения чувашского народа в состав России

С последней четверти XVI века до начала XVIII века чувашские крестьяне возвратились в оставленные ими в XIV начале XV столетий земли юго-восточной и южной частей Чувашии, вплоть до начала XX века интенсивно осваивали присурские леса нынешних Ибресинского, Шумерлинского и Красночетайского районов. 26

Чувашский народ получил возможность вернуться на свои прежние, обжитые прадедами земли, вынужденно покинутые в XIIIначале XV веков, заново осваивать эти земельные площади. Здесь возникли сотни чувашских деревень. За четыре столетия после вхождения в состав России территория расселения чувашей увеличилась не менее чем в четыре раза. В 1795 году в России чувашей насчитывалось человек обоего пола. 27

28 Население каждой отдельной сельской общины с течением времени росло. Культурная площадь общины вблизи деревни становилась тесной, не удовлетворяющей потребностей всех общинников в земле, а дальнейшее расширение этой первоначальной площади не всегда представлялось возможным по качеству земли, растительного покрова и другим причинам. Поэтому отдельные группы общинников вынуждены были расчищать новые участки леса в даче общины или в общей лесной даче нескольких селений, в стороне от коренной, материнской деревни. Выселки дочерние селения числились при материнском селении. Это вело к образованию сложных общин, объединявших несколько селений. Причем на ее территории новые выселки основывались переселенцами не только из материнского селения, но и из ранее возникших выселков. Развитие деревень, новых селений, расселении

29 Селения, входившие в сложную общину, особенно после введения подушной подати (1724 год) и уравнительного распределения общинных угодий начали страдать от дальноземелья и чересполосицы. Между селениями сложной общины возникали земельные трения. Более серьезные конфликты по поводу границ земельных владений происходили между общинами. Часто они начинались из-за неконкретности земельных документов и неопределенности межевых знаков (деревьев, пней, столбов и т. п.). Общины втягивались в продолжительные, дорогостоящие судебные тяжбы. Нередко внутри сложной общины и особенно между самостоятельными общинами происходили стычки и драки, приводившие иногда к человеческим жертвам. Инициаторами и вдохновителями земельных конфликтов обычно выступали сельские пуяны (богатеи) и коштаны. Конфликты между селениями

30 Избавление от ханского ига и облегчение своего социально- экономическое и политическое положение. Самым важным результатом мирного вхождения чувашей в состав России было сохранение их как народность. В составе России Чувашия стала областью относительно высокой земледельческой культуры. С вхождением в состав Российского государства произошли коренные изменения в управлении Чувашским краем. ВЫВОДЫ Присоединение явилось кардинальной, переломной вехой, определившей характер дальнейшего развития нашего народа