Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка «Здоровье не всё, но без здоровья – ничто» Сократ «Я не знаю большей красоты, чем здоровье»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Здоровьесберегающая организация учебного процесса.
Advertisements

Содержание Введение Принципы здоровьесбережения. Критерии здоровьесбережения. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности.
ДОКЛАД на межшкольном заседании кафедры начального образования при опорном методическом центре МОУ « Лямбирская СОШ 1» на тему: «Организация урока на основе.
Здоровьесберегаю щие технологии в рамках ФГОС. Дети от 6-17 лет 70 % времени бодрствования проводят в учебном заведении.
Здоровьесберегающие технологии (для учителей начальных классов)
Некрылова Оксана Юрьевна Аверьянова Светлана Викторовна.
Учитель физической культуры: Карпова Ирина Петровна.
«Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии» Выполнила: учитель технологии высшей категории МОУ «СОШ 5 с углублённым изучением отдельных предметов»г.Волжска.
Здоровьесберегающие технологии (для учителей начальных классов) Леднева Наталья Владимировна Зам. директора по УВР МОУ СОШ 8 Комсомольск-на-Амуре 2010.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии и биологии Павлова А. С.
70 % времени бодрствования проводят в учебном заведении.
Стриженкова Светлана Викторовна секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ» секция 8 «Создание здоровьесберегающей среды в МОУ»
Здоровьесберегающие технологии на уроках физики «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто» (Сократ)
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
По данным НИИ педиатрии - 14 % детей практически здоровы - 50% имеют отклонения в развитии опорно- двигательного аппарата % страдают хроническими.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии в 6 – 8 классах Автор: Тюрина Лариса Петровна, учитель биологии МОУ СОШ 18 г. Оренбурга;
Мы хотим всесторонне развить человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него были все органы в порядке, словом,
Здоровьесберегающие технологии в работе психолога Сообщение педагога-психолога лицея «Дубна» Сухаревой О.А. Сухаревой О.А.
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.
Актуальность По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и учащихся 53% школьников имеют ослабленное здоровье, около 90% - отклонение в психосоматическом.
Транксрипт:

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка «Здоровье не всё, но без здоровья – ничто» Сократ «Я не знаю большей красоты, чем здоровье» Г. Гейне «Ум ребенка находится на кончике пальцев В.А Сухомлинский «Что такое «болезнь» - это стесненная в своей свободе «жизнь»» Энгельс

«Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. …Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом» Актуальность. Правительственная программа Д. Медведев, Президент России. Из послания Федеральному Собранию Российской Федерации. Москва. 5 ноября 2008 года «Образовательные учреждения должны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся» Закон РФ «Об образовании», статья 51

1.. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели: 3. 90– 92% выпускников средних школ находятся в третьем состоянии, т. е. они ещё не знают, что больны 4. Только 8–10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми % взрослого населения страны хронически больны, а 95 % – находятся в третьем состоянии. Физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей –35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.

За последние 10 лет выявлена тенденция роста хронических заболеваний. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Частая патология школьников: нарушение остроты зрения; патология опорно-двигательного аппарата; заболевания сердечно-сосудистой системы, пищеварительной системы, аллергические проявления; патология заболеваний нервной системы и психической сферы. По результатам медосмотра группы здоровья детей: 1 группа – 10% 2 группа – 47% (кариес) 3 группа – 38% (дети с хроническими заболеваниями) 4 группа – 4 % 5 группа – 1% (дети-инвалиды)

1) 1) системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящая ущерба здоровью его участников; 2) 2) качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; 3) 3) технологическая основа здоровьесберегающей педагогики. Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) э т о:

Основные проблемы, касающиеся здоровья учащихся. проблема учебных перегрузок; Проблема физической активности; проблема питания; проблема воздействия на здоровье факторов, связанных с образовательным процессом; проблема охраны и укрепления психологического здоровья учащихся (стрессы, вредные привычки, зависимости и т.п.); проблема формирования культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий; проблема организации сотрудничества с родителями учащихся по вопросам сохранения и укрепления здоровья их детей

Недостатки урока, негативно влияющие на психологическое здоровье учащихся: монотонность речи учителя; резкий голос; однообразие приемов; окрики и упреки; отсутствие средств наглядности или формальное их использование; безразличие к пассивной позиции учащихся; не использование ИКТ; не связанность нового материала с ранее изученными; отсутствие эмоциональной окраски при изложении материала

Организация урока с учетом здоровьесберегающих технологий: Принцип 1. Правильная организация урока (учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне) Принцип 2. Использование каналов восприятия (излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания) Принцип 3. Учет работоспособности учащихся Принцип 4. Распределение интенсивности умственной деятельности

Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 5-25-я минута - 80%; я минута %; я минута - 10%.

Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока. Часть урока ВремяНагрузка Деятельность 1-й этап. Врабатывание 5 мин Относительно невелика Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение 2-й этап. Максимальная работоспособность мин Максимальное снижение на 15-й мин Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом 3-й этап. Конечный порыв мин Небольшое повышение работоспособности Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Критерии здоровьесбережения 1. Обстановка и гигиенические условия в классе. 2. Количество видов учебной деятельности. 3. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности. 4. Количество видов и чередование преподавания. 5. Наличие и место методов, способствующих активизации. 6. Место и длительность применения ТСО. 7. Поза учащегося, чередование позы. 8. Напоминание на уроке о ЗОТ. 9. Наличие мотивации на уроке деятельности учащихся. 10. Психологический климат на уроке. 11. Эмоциональная разрядка на уроке. 12. Плотность урока. 13. Момент наступления утомления и снижения учебной активности. 14. Темп окончания урока. Урок с позиций здоровьесбережения

Игровые технологии Игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. В игровой форме даются такие задания, как управляемый диалог, повторение пройденного. Игра «Угадайте, где находится кошка».

При изучении и драматизации диалогов дети не просто рассказывают диалоги, а показывают их. Использование в практике работы подвижных игр способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, а также познавательных и языковых способностей.

Используюся на уроках игрушки и картинки, дети имитируют действия с ними, что способствует развитию различных видов памяти: образной, словесно- логической. Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года, окончания учебного года.

Игровые формы и приемы, применяемые на уроке, весьма разнообразны: фонетические, лексические, грамматические игры. Я начинаю урок с «разогрева», то есть различного рода лексических, фонетических и лексико- грамматических «зарядок» подвижные игры (физкультминутка, игра в животных, игры на внимание); игры-соревнования (дети делятся на группы и выполняют условия игры); игры с предметами (мяч, шар, кукла); при изучении темы «Животные» изобразить животное движением, мимикой, жестами, при изучении алфавита нарисовать в воздухе головой букву, при изучении новых слов играем в «Alphabet», каждый ученик получает карточку с изображением буквы, нужно ученикам каждой группы или команды построится так, чтобы получилось слово. диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов (Красная шапочка, Незнайка)

Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день» (распорядок дня, санитарно- гигиенических правил для профилактики болезней и сохранения здоровья) Изучая тему «Продукты» (правильный режим питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, этикет, ценность продуктов) В старшем звене обсуждаются вредные привычки молодежи : курение, употребление спиртных напитков и наркотиков, их влияние на организм Учащиеся не только читают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс - конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию, что способствует воспитанию их творческих способностей.

Для формирования здорового образа жизни на практике применяют знания по следующим тематикам: - «Соотношение работы и отдыха для правильной организации режима дня»; - «Климат и его влияние на здоровье человека»; - «Спорт и здоровый образ жизни»; - «Здоровое питание и влияние его на здоровье»; - «Экстремальные виды спорта»; - «Генетически-модифицированные продукты и их влияние на здоровье людей»; - «Профилактика болезней»; - «Природная среда как фактор здоровья населения»; - «Основы безопасности жизнедеятельности»; - «Природные катаклизмы и правила поведения в чрезвычайной ситуации»; - «Проблемы выживания в современном мире»; - «Проблемы молодежи»; - «Здоровье и культура общения»; - «Труд, здоровье, долголетие»; - «Генетические проблемы здоровья»; - «Технический прогресс и человеческие способности».

После продолжительного зрительного напряжения очень хорошо, например, следующее упражнение. В руке перед глазами держим карандаш или ручку (близкий объект). В качестве дальнего объекта может быть сам учитель, стоящий перед классом. В течение одной минуты по команде учителя дети быстро переводят взгляд с близкого объекта на удаленный. Это упражнение способствует улучшению функционального состояния зрения, очень благоприятно действуя на глаза при близорукости слабой степени. Можно также добавить другое упражнение для глаз. Дети выполняют следующие движения глазами: сначала вверх, вниз, затем направо, налево. Поскольку количество обучающихся с плохим зрением неуклонно растет, на каждом уроке целесообразно проводить разрядку в виде упражнений для глаз. Упражнения на улучшение качества зрения Упражнения на улучшение качества зрения, которые отлично тренируют глазную мышцу, предотвращают спазмы.

Упражнение «Шарик». Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт дети делают 4 глубоких вздоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают Дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке.

Одним из наиболее эффективных приемов обучения иностранному языку считаю ролевые игры Ролевая игра «Доктор Айболит» Основная цель игры: усвоение языкового материала, воспитание любви к животным, доброты, внимания, желания помочь и пожалеть. Отрабатываются речевые образцы и лексические единицы по теме «Давай знакомиться», «Приветствие», «Продукты питания», «Одежда». Ролевая игра «Магазин»

Песня на уроке – хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Целесообразно для отдыха выбирать веселые, шуточные. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Очень полезно использовать песни с движениями и танцами

Массаж: Дети рисуют на спине ученика животных, продукты, осадки, а он старается отгадать Передача содержания стихов, рифмовок, песен в рисунках. Рисование развивает творческое воображение, зрительную память, а также координацию движений пальцев и кистей рук.

Проговаривание скороговорок в разных темпах и разной интонацией (весело/грустно, быстро/медленно, тихо/громко) заставляет функционировать речевой аппарат в рамках изучаемого языка.

Подвижные и пальчиковые игры После письменных заданий простые движения рук снимают умственную усталость, помогают снять напряжение с губ. С помощью пальчиковой гимнастики можно улучшить произношение многих звуков. Plafond Plancher Nez BONJOUR PAPA Bonjour, Papa, Bonjour, Maman Bonjour, Grand-fr è re Bonjour, Petite soeur

Для работы с лексикой очень хороши учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов. На этапе закрепления лексики можно применять прием «озвучка». Просмотр мультфильмов на языке настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку.

Нельзя превратить каждый урок в праздник, соревнование. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, уроки надо строить так, что учащиеся ждали чего-то нового и интересного; чтобы на уроках была атмосфера доброжелательности и сотрудничества; чтобы ученики имели возможность развивать и проявлять свои знания, творческие способности - всё это непременно положительно скажется на психофизическом здоровье учеников и учителя

Известно, что основная цель жизни - счастье. Но к нему ведет одна дорога: крепкое здоровье. А научить детей жить без конфликтов и стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье, усилить мотивацию учения, поможет, несомненно, применение в педагогическом процессе здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения.