ООП ООО: структура и особенности С.Б.Коновалова, заместитель директора по инновационной работе, МБОУ СОШ 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Advertisements

Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Стратегические программные документы развития образования Концепция демографической политики Российской.
Что такое ФГОС? ФГОС – это совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) и структуре ООП в соотношении частей.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования II поколения: проблемы и перспективы.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Основная образовательная программа начального и основного общего образования.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Абрамова Татьяна Владимировна, начальник управления общего и специального.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Федеральный государственный образовательный стандарт (второго поколения)
Проектно – дифференцированное обучение – направление реализации ФГОС основного и среднего образования.
ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Нормативная база ФГОС ООО – приказ Минобрнауки РФ утверждён зарегистрирован Минюстом
Транксрипт:

ООП ООО: структура и особенности С.Б.Коновалова, заместитель директора по инновационной работе, МБОУ СОШ 3

Стандарты в общем образовании В настоящее время в РФ в системе общего образования действуют два стандарта: - «переходный» (ФК ГОС) (под ред. Э.Д.Днепрова), утвержден приказом МО РФ от «ФГОС» (руководитель проектной группы - А.М. Кондаков): а) НОО – пр. МО РФ от ; б) ООО – пр. МО РФ от ; в) С(П)ОО – пр. МО РФ от

Ведущий документ ФГОС – основная образовательная программа ступени общего образования

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( ФЗ) Ст.12 Образовательные программы п.5: ОП разрабатывается и утверждается образовательной организацией самостоятельно; п.7: ОП разрабатывается в соответствии с ФГОС и с учётом примерных ООП; п.9: примерные ООП разрабатываются на основе ФГОС. Ст.13. Общие требования к реализации образовательных программ п.1: ОП реализуются как самостоятельно, так и через сетевые формы; п.2: при реализации используются различные технологии, в т.ч. дистанционные, электронное обучение; п.3: при реализации ОП могут быть использованы модульные принципы построения содержания и УП.

В требованиях к структуре основной образовательной программы: Зафиксировано наличие частей, обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение: ФГОС НОО: 80% и 20% (п.15); ФГОС ООО: 70% и 30%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса предусматривает: Возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся, в том числе этнокультурные, а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность. Определены разделы ООП и представлены их характеристики (компоненты). Осуществлена интеграция урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность включена в ООП!

Какова основная цель ООП? Достижение комплексного социального эффекта: школа не только и не столько обучает, сколько формирует стимулирующую среду, поддерживает конструктивные инициативы, даёт возможность оценить себя и испытать свои силы; содействует развитию индивидуальности учащихся посредством формирования благоприятной среды для саморазвития и самовыражения детей и взрослых.

На решение каких задач ориентирует ООП? 1) создавать условия для эффективного саморазвития участников образовательного процесса, повышения их личной ответственности за результаты образования и за жизненные достижения; 2) формировать целостную коммуникативную среду, т.е. пространства продуктивного общения и взаимодействия, обеспечивающего преемственность и методическое единство всей образовательной системы; 3) ориентировать все образовательные проекты и программы на формирование компетентности продвижения и успеха, как личного, так и командного.

Принципиальные отличия новой модели от существующей Главное отличие - фокусирование на необходимости получения образования в течение жизни. Самостоятельная работа учащихся на основе самостоятельного доступа к учебным ресурсам и технологиям самообразования - ключевой фактор в непрерывном образовании. Новый образ педагога: это исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. Традиционный учитель (монополист в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены.

Принципиальные отличия новой модели от существующей Появление образовательных технологий, надежно обеспечивающих планируемые результаты. Именно смена технологий играет ключевую роль в получении новых результатов. Это технологии коллективной и индивидуальной работы со знаниями, ИКТ.

Принципиальные отличия новой модели от существующей Культура усвоения, заучивания должна замещаться культурой поиска и обновления знаний (информационная перегрузка: объем потенциально полезной информации превышает возможности освоения ее одним человеком ----коллективная работа----развитие командных компетенций)

Государственная программа РФ "Развитие образования" на годы Базовые показатели, которые должны быть достигнуты к 2020 г.: Все учебные заведения станут профильными, чтобы выпускники заранее определялись с выбором профессии и целенаправленно готовились к ней. Школы: - 50% школьников будут участвовать в олимпиадах; - к 2020 году во всех школах будут спортзалы, благоустроенные туалеты и Интернет; - 50 школ каждый год смогут получать деньги на новаторскую работу; - сельские школы станут социально-культурными центрами; учителей ежегодно будут получать премии по рублей; - К 2015 году 85% школ получат доступ к скоростному Интернету, а к 2018-му - все 100%. - молодым учителям дадут льготные ипотечные кредиты. Вузы: - 25% вузов приспособят для обучения инвалидов; - 5 вузов войдут в первую сотню ведущих рейтингов; - 10 лучших вузов к 2015 году получат доп средства; - студенческая стипендия вырастет до 5 тысяч рублей; - зарплата преподавателей составит 200% от средней в экономике.

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования

СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого капитала Конкурентоспособность Развитие Личностное Социальное Общекультурное … Стандарт как общественный договор

Структура ООП ООО Целевой компонент - ПЗ - Планируемые результаты - Система оценки достижений планируемых результатов Содержатель- ный компонент - Программа развития УУД; - РП учебных предметов, курсов; - Программа воспитания и социализации обучающихся - Программа коррекционной работы (*) Организацион- ный компонент - УП ООО - Система условий реализации ООП ООО

Планируемые результаты Личностные (выражаются в сформировавшейся системе ценностных ориентаций выпускника к себе, другим, самому обр.процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности) Метапредметные (выражаются в усвоении обобщенных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении реальных жизненных проблем) Предметные (выражаются в усвоении конкретных элементов социального опыта, приобретаемого а каждом учебном предмете: знания и умения, опыт творческой деятельности, опыт решения проблем, ценностного отношения) В ФГОС описываются через обобщенные классы учебно- познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимися (н-р, УПЗ направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, сотрудничества, приобретения систематических знаний и др.).

Планируемые результаты На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: четырёх междисциплинарных учебных программ «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся», «Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»; учебных программ по всем предметам.

Планируемые результаты Предметные, метапредметные: – уровневый подход: «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться»). - От учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. Подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации! Личностные: Не подлежат оценке в ходе индивидуальной итоговой аттестации!

Личностные результаты как социальный опыт ребенка Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование участие учащихся в разных видах деятельности (учебная и внеучебные виды деятельности) социальные пробы и приобретение общественно- полезного социального опыта социальная практика 19 Осмысленное и ответственное построение личной жизненной траектории: образовательная самостоятельность, подразумевающая умения школьника создавать средства для собственного продвижения, развития; образовательная инициатива – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать; образовательная ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях

Результаты образования Сквозные метапредметные (через все возраста) - Умею учиться - Умею взаимодействовать - Умею работать с информацией Уровневые предметные (через все предметы) - Умею действовать по образцу - Умею применять способ действия в аналогичной ситуации - Умею преобразовывать способ действия

Структура образовательных результатов Блок 1. Метапредметные результаты – Начальное общее образование Основное общее образование Полное общее образование Умение учиться сообща под руководством учителя (взрослого) Умение учиться индивидуально под руководством учителя (взрослого) Умение учиться по индивидуальной ОП с минимальным участием взрослого Учебное сотрудничество как основа совместных действий Продуктивное сотрудничество как основа совместных действий Ресурсное сотрудничество как основа совместных действий Поиск информации как основа информационной компетентности Организация работы с информацией как основа информационной компетентности Управление потоками информации как основа информационной компетентности

Система оценки достижения требований ФГОС Новое в системе оценки: Система оценки - инструментальное ядро ФГОС Комплексный подход к оценке личностных, метапредметных, предметных результатов общего образования Ориентация оценки на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности Использование не только персонифицированных, но и неперсонифицированных или анонимных процедур Оценка индивидуального прогресса, в т.ч. и через такие методы как проекты, портфолио, самоанализ, самооценка и др.

Особенности итоговой оценки подготовки выпускников на основной ступени ОО выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов ООО; Формируется на основе: результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе; оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию (ГИА).

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели «Усвоение знаний, умений и навыков» к цели «Развитие Личности учащегося»

Универсальные учебные действия (УУД) УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая - культурную идентичность, - социальную компетентность, - толерантность, - способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Общепознавательные Коммуникативные

Личностные УУД Личностные УУД Действие смысло- образования Действие нравст- венно-этического оценивания Самоопределение, самопознание

Регулятивные УУД Регулятив- ные действия Целепола- гание Планиро- вание Прогно- зирование Контроль Волевая само регу- ляция Коррекция Оценка

Познавательные УУД Познава- тельные действия Обще- учебные Логические Постановка и решение проблем

Коммуникативные УУД Коммуни- кативные действия Планиро- вание учебного сотрудни- чества Постановка вопросов Построение речевых высказы- ваний Лидерство и согласование действий с партнером

УУД в системе общего образования Формирование УУД должно выступить как цель образовательного процесса, определяя его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных учебных предметов. Сформированность УУД определяет эффективность учебно-воспитательного процесса и его результаты.

Программа формирования УУД на основной ступени общего образования Включает: 1. Описание ценностных ориентиров для данной ступени (аналог раздела «ПЗ» в примерных программах); 2. Описание преемственности программы формирования УУД данной ступени с предыдущей и последующей; 3. Связь УУД с изучением отдельных учебных предметов; 4. Характеристику личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД для данной ступени; 5. Рекомендации по формированию универсальных учебных действий в ходе образовательного процесса 6. Систему типовых задач для оценки сформированности личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

Примерная программа по предмету: структура Пояснительная записка: статус, общая характеристика программы, характеристика предметного содержания, требования к результатам, место предмета в УП Содержание Примерное тематическое планирование (2 варианта) Рекомендации по оснащению учебного процесса: библиотечный фонд, печатные пособия, информационные средства, ЭЗП, ТСО, учебно- практическое и лабораторное оборудование.

Программа воспитания и социализации Направлена на обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Программа воспитания и социализации: направления (ООО) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека воспитание социальной ответственности и компетентности воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры эстетическое воспитание

Базисный учебный план ООО состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса Включает: предметные области, учебные предметы, количество часов по классам Внеурочная деятельность (не входит в максимальную нагрузку, продолжительность, направления определяет ОУ) Является основой для составления УП ОУ

Внеурочная деятельность Организация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное ПАРТНЕРЫПАРТНЕРЫ ПАРТНЕРЫПАРТНЕРЫ Направления развития личности духовно-нравственноедуховно-нравственное социальноесоциальное научныеисследования Формирование личностных и метапредметных результатов общественнополезныепрактикиобщественнополезныепрактики Формы деятельности интеллектуальноеинтеллектуальноеобщекультурноеобщекультурное поисковыепоисковые Олимпиадысоревнования школьныенаучныеобществашкольныенаучныеобщества диспутыдиспуты конференцииконференции круглые столы секциисекциикружкикружки

Система условий реализации ООП ООО Включает описание условий: Кадровых Финансово-экономических (НПФ, НСОТ) Материально-технических Психолого-педагогических Информационно-методических (обеспечиваются современной ИОС)

Сущностные отличия ФГОС Изменилось само понимание того, что такое стандарт и, соответственно, его компоненты Изменилось понимание того, что есть образовательные результаты Стандарт представлен на двух уровнях: для широкой общественности и для узкого профессионального сообщества Появились новые функции: формирование российской (гражданской) идентичности; гуманизация образования и всей школьной деятельности, обеспечение гарантий государства в отношении создания условий для реализации требований стандарта, др. Нацеленность на повышение КО, обеспечение его доступности Насыщенная ИОС Принципиальные изменения в СОКО Деятельностное содержание Ликвидация монополии классно-урочной системы Самостоятельность ОУ в реализации ООП Индивидуализация обучения.