В. И. Дихтяр КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ Российский университет дружбы народов Институт гостиничного бизнеса и туризма Раздел 2.Новая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Advertisements

Горячева С.Л. Преподаватель предметно- цикловой комиссии математики, информатики и вычислительной техники высшей квалификационной категории.
Знаниями, умениями, профессиональными навыками. Уровнем интеллектуального, эстетического и нравственного развития. Способами и формами взаимного общения.
Инновационные образовательные методы и технологии Харькова Л.В. методист ГПСП учителей информатики.
Компетентностный подход в формировании образовательной среды начальной школы.
Формирование информационно- коммуникационной компетентности педагога Ефремова М.В. Зам.директора по УВР Колобовской МСОШ.
ЦОР - цифровые образовательные ресурсы; ЭОР - электронные образовательные ресурсы.
Формирование информационной образовательной среды Педагогический совет Богатикова Л.С.
ГУО «Дошкольный центр развития ребенка г. Жодино» «Информационная компетентность педагогов и использование коммуникационных технологий как фактор повышения.
Формирование профессиональных компетенций педагогов, направленных на личностное, метапредметное и деятельностное образования.
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Сущность и содержание готовности учителя начальных классов к виртуальному взаимодействию в профессиональной деятельности © Зайцева Наталия Владимировна,
Материальная база Педагогические кадры Учебный процесс Творческая группа учителей ИКТ Дополнительное образование Социальные проекты учащихся и учителей.
« Истинная компьютерная грамотность означает не только умение использовать компьютер и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать » Сеймур.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Учитель математики МОУ СОШ 16 Погорелова В. Н.. 2 Под понятием «компетентностный подход» имеют в виду направленность процесса обучения на формирование.
Основы информатизации общего среднего образования Проблемыинформатизации.
ИТ в самостоятельной и научной деятельности студентов и преподавателей. Организация учебного процесса с помощью современных технических средств. В построении.
Технология построения урока на основе ИКТ (теоретический семинар)
Транксрипт:

В. И. Дихтяр КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ Российский университет дружбы народов Институт гостиничного бизнеса и туризма Раздел 2. Новая информационная реальность современного общества Тема 2.1. Современные информационно - компьютерные технологии в учебном процессе Москва 2014

Метод мультимедийных проектов ММП - инновационное направление в современной дидактике. Необходимо включить в учебный процесс метод мультимедийных проектов как перспективную педагогическую технологию, которая позволяет раскрыть творческие способности студентов, сформировать умение ориентироваться в огромном потоке информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения. 2

Метод мультимедийных проектов требует творческого подхода к учебной программе, умения агрегировать знания по нескольким дисциплинам, знания мультимедийной технологии, различных видов ИТ, а также организаторских способностей студентов. 3

Суть метода – стимулировать интерес студентов к проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний. Через проектную деятельность с использованием мультимедийных технологий, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое примене­ние полученных знаний для формирования профессионального пространства специалиста. 4

«Проект» В основу метода мультимедийных проектов положены идея, составляющая суть понятия «проект», и прагматическая направ­ленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы с ис­пользованием технологии мультимедиа и различных видов ИКТ. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. 5

В учебном процессе метод мультимедийных проектов ориентирован как на самостоятельную деятельность студентов, так и на парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. 6

Этапы подготовки При использовании метода мультимедийных проектов студенты приобретают умения, классификация которых представлена ниже: 1.Умения, связанные с развитием интереса: анализировать свои профессиональные интересы; определять новые интересы на основе развития прежних; сопоставлять свои возможности и интересы; отстаивать свои профессиональные интересы. 2. Умение находить практические, интересные виды деятельности: определить для себя познавательные виды деятельности в области юриспруденции; задавать вопросы по интересующим видам деятельности. 7

8

9

Умение выбирать для себя практические виды деятельности: подыскивать потенциальные места практики; исследовать их; находить ответы на все интересующие вопросы о месте практики; делать обоснованный выбор места практики. 10

Умение исследовать условия практической деятельности: подмечать, формулировать и связывать практическую деятельность и условия, в которых она осуществляется; обсуждать практическую деятельность; находить возможности практической деятельности. 11

Умение готовиться к профессиональной деятельности на практике: определять и обосновывать свою работу на практике в контексте собственных интересов; четко определять цели своей деятельности; определять и обосновывать свои конкретные шаги по осуществлению будущей профессиональной деятельно­сти на практике. 12

Умение осуществлять деятельность на практике: планировать свою практическую деятельность; целенаправленно осуществлять свою деятельность; находить свои плюсы и минусы. Умение оценивать результаты практики: представлять результаты практической деятельности; оценивать результаты, исходя из первоначальных целей. 13

Умение делать выводы из результатов практической деятельности: ставить цели будущей деятельности на основе приобретенного опыта; объяснять как положительный, так и отрицательный результат; оценивать и изменять свое поведение в соответствии с поставленными целями практической деятельности. 14

Умение установить личностное отношение к практической деятельности; осознать, оценить и принять во внимание значение практической деятельности в своем развитии, в индивидуальном образовательном маршруте и для выбора профессии. Умение устанавливать общественную ценность практической деятельности: осознавать, оценивать и принимать во внимание значение практической деятельности для общества в целом. 15

Умение делать обоснование выбора инструментальных информационно-компьютерных средств для решения поставленной задачи. Умение использовать ИКТ при создании мультимедийных проектов. Умение устанавливать культурную ценность практической деятельности: осознавать, оценивать и принимать во внимание культурные аспекты практической деятельности. 16

Умение устанавливать профессиональную ценность практической деятельности: осознавать, оценивать и принимать во внимание профессиональный аспект практической деятельности. Умение проводить презентацию мультимедийного проекта в различных режимах в соответствии с поставленной задачей. 17

Технология мультимедиа служит для оживления презентаций, становится возможным организовать видеоконференцию «вживую». Для профессионалов предлагаются средства производства видеофильмов, компьютерной графики, а также музыкальные студии. 18

Когнитивные компьютерные средства представляют собой комплекс виртуальных устройств, программ и систем, выполняющих совокупную обработку зрительной информации в виде образов, процессов, структур, которые позволяют средствами диалога реализовать методы и приемы представления условий задачи или подсказки решения в виде зрительных образов. 19

20

Компьютерные видеоконференции, особенно при использовании современных программных продуктов для организации совместной работы, предоставляют практически весь набор возможностей, имеющийся в распоряжении преподавателя на традиционном занятии, и в ряде случаев расширяют его. 21

К формам обучения студентов в среде ИКТ относятся традиционные и проблемные лекции; практические и семинарские занятия, организованные с помощью метода информационного моделирования, курсовое и дипломное проектирование с использованием современных информационных технологий. 22

Можно сформулировать основные проблемы использования ИКТ в сфере образования : Организационно-техническая проблема неполное соответствие материально технической базы содержанию обучения и дидактической системе, предполагающей использование ИКТ в учебном процессе, связана с оснащением вуза средствами информатизации и построением телекоммуникационных сетей. 23

Технологические проблемы - несоответствие потенциального и реального уровней сетевого взаимодействия, наличие в сети фрагментарной и раздробленной информации. Задачи по решению этой проблемы решаются в рамках ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды на годы». 24

Педагогические проблемы: отсутствие теоретических основ информационных технологий обучения (является самой сложной проблемой); значительный разрыв между потенциальными и реальными возможностями ИКТ, разработанными на интуитивно-эмпирической основе, а не на базе дидактических принципов; низкий уровень информационной культуры. 25

Психологические проблемы отсутствие теоретического исследования по изучению целого ряда психологических категорий: интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, форм психологической и социальной активности при использовании ИКТ. Широкое внедрение ИКТ способствует интенсификации процесса обучения благодаря представлению информации в форме, позволяющей задействовать все каналы восприятия и тем самым повысить степень ее усвоения. 26

ИКТ влияют на образовательную среду в плане ее формирования и трансформации. новых проблем, как: персонификация, «одушевление» компьютера; фанатичная потребность в общении с компьютером; различные формы компьютерной тревожности (эмоциональные нарушения); вопрос об ответственности создателей программного обеспечения за последствия его применения (сцены жестокости, насилия, агрессивности и т. д.). 27

Проблемы психологического характера : 1. Повышение напряженности психологического состояния студентов в зависимости от уровня их подготовленности и личностных качеств. 2. Тенденции замены процесса творчества на процесс поис­ка информации. 28

3. Применение компьютера способствует развитию личности, изменению ее структуры: в когнитивной сфере (повышение независимости от сенсорного поля, возрастания жесткости когнитивных конструкций, развитие пространственного восприятия и воображения, развитие мышления, формирование таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, умение мысленно экспериментировать); 29

в личностной сфере; в мотивационной сфере развитие мотивации и склонности к исследовательской деятельности; в эмоциональной сфере (развитие преобладающего положительного фона, понижение уровня тревожности, возрастание чувства уверенности в себе и т. д.); возможность самостоятельного обучения с открытым доступом к обширным информационным ресурсам, наличие обратной связи. 30

Использование информационных технологий в системе высшего профессионального образования призвано способствовать более глубокому соответствию уровня подготовленности студентов требованиям государственного стандарта. 31

В федеральной целевой программе «Развитие единой образо­вательной информационной среды» важная роль отводится сети Интернет, которая обеспечивает быструю публикацию информа­ционных ресурсов и возможность доступа к ним независимо от географического расположения пользователя. Система порталов должна информационно поддерживать все имеющиеся формы учебного процесса, а также всех участников образовательного процесса. 32

В рамках глобальной цели программы формируется единая образовательная информационная среда, состоящая из: образовательных ресурсов; сети образовательных коммуникаций; системы навигации в среде образовательных ресурсов; системы обеспечения доступа к образовательным ресурсам. 33

Основой содержания обучения в вузе является система общенаучных и профессиональных знаний, умений и навыков. Процесс обучения должен так проводиться, чтобы избежать формализма в усвоении знаний и сделать эти знания основой для формирования у студентов личностных взглядов и убеждений, целостного научного мировоззрения. Формируемые в процессе обучения знания и умения должны быть основой для решения практических и профессиональных задач. 34

Обучение в вузе только тогда можно считать эффективным, когда знания, умения и навыки, которыми овладевают студенты, являются для них личностно-значимыми, обусловливая формирование у них целостного научного мировоззрения и творческой инициативы, которые становятся качествами их личности и свойствами будущей профессиональной деятельности. 35

Именно поэтому современному специалисту необходимо иметь представления и знания о программных средствах, предназначенных для подготовки документов, их хранения и учета, поиска информации. Он должен уметь оперативно использовать современные справочные правовые системы, а также возможности поиска информации в глобальной сети Интернет, иметь навыки работы с электронной почтой и современными телекоммуникационными средствами, участвовать в российских и международных телеконференциях и видеоконференциях. 36

Для классификации типов информационных образовательных ресурсов используется иерархический подход: 1. Информационные продукты: электронное представление бумажных изданий и документов. 2. Программноинформационные продукты (компьютерный словарь, компьютерные справочники, энциклопе­дии и т. д.). 3. Ресурсы Интернета. 37

Программные продукты: прикладные программные средства (автоматизированные системы научных исследований); системные программные средства; инструментальные средства для создания традиционных информационных систем; комплексные и вспомогательные средства. 38

Электронный образовательный ресурс самостоятельный законченный продукт, содержащий информацию, представленную в электронном виде, и предназначенный для длительного хранения и многократного использования в учебном процессе. 39

Система считается интеллектуальной, если в ней реализованы следующие функции : 1. Функция представления и обработки знаний. Интеллектуальная система должна быть способна накапливать знания об окружающем мире, классифицировать и оценивать их с точки зрения прагматики, т. е. непротиворечивости, инициировать процессы получения новых знаний, соотносить новые знания со знаниями, хранящимися в базе знаний. 40

2. Функция рассуждения. Интеллектуальная система должна быть способна формировать новые знания с помощью логического вывода и механизмов выявления закономерностей в накопленных знаниях, получать обобщенные знания на основе частных знаний и логически планировать свою деятельность. 41

3. Функция общения. Интеллектуальная система должна общаться с человеком на языке, близком к естественному, и получать информацию через каналы, аналогичные тем, которые использует человек при восприятии окружающего мира уметь формировать «для себя» или по просьбе человека объяснения собственной деятельности, оказывать человеку помощь за счет знаний, которые хранятся в ее памяти, и логических средств рассуждения 42

43

Автоматическое реферирование и аннотирование Рефератом называют доклад на определенную тему, включающий обзор литературных и других источников; изложение содержания научной работы, книги и т. д. Под аннотацией понимается краткая характеристика произведения печати или рукописи. Аннотацию от реферата отличают существенно меньший объем, обязательная констатация назначения аннотируемого произведения. 44

Основные направления в этой области : аннотированные каталоги перерастают в гипертекстовые; оглавления (карта сайта) и функции поиска по сайту; использование онтологических словарей тезаурусов общего и специального назначения, а также методов искусственного интеллекта. 45

Системы испытывающие потребность в средствах автоматической классификации документов: корпоративные системы документооборота; каталоги Интернета; каналы вещания; службы электронной почты; электронные библиотеки; информационные агентства; интернет-порталы и др. 46

Экспертная система (ЭС) – это интеллектуальная вычислительная система, в которую включены знания опытных специалистов. Экспертные системы получили наиболее широкое распространение в следующих областях: управление, экономика, медицина, проектирование сложных технических объектов, вычислительная техника, военное дело, микроэлектроника, радиоэлектроника, юриспруденция, экономика, экология, геология. 47

Управление знаниями представляет собой интегрирующую интеллектуальную информационную технологию, которая объединяет множество технологий, поддерживающих процессы формирования, накопления, хранения, распространения, обработки и использования знаний и данных в рамках организации. 48

Система управления знаниями должна обеспечивать отражение изменений данных в корпоративной БД, характеризующих историю деятельности компании; извлечение, интеграцию и представление в явном виде знаний специалистов компании; представление информации, содержащейся в корпоративных БД; поиск информации по смыслу и доступ к ней; поддержку совместной работы специалистов компании с информационными ресурсами; поддержку процессов формирования новых знаний. 49

Управление знаниями представляет собой интегрирующую технологию, которая объединяет множество информационных технологий БД, хранилища данных и БЗ; управления документооборотом; поддержки совместной работы с информационными ресурсами; 50

поиска в текстовой и структурированной информации; автоматической классификации и кластеризации документов; приобретения знаний от экспертов; машинного перевода; автоматического реферирования и аннотирования; интеллектуального анализа данных; автоматического распознавания образов; поддержки инновационной деятельности. 51

Системы поддержки инновационной деятельности Системы данного класса имеют комплексный характер и реализуют множество функций управления знаниями, среди которых главная роль отведена функциям, обеспечивающим методическую и информационную поддержку решения типовых задач инновационной деятельности. К таким задачам относятся: формирование научно-технической политики организации 52

концептуальное проектирование технических систем; поиск новых рынков для существующих продуктов; анализ новизны концепций технических решений; выявление новых технически реализуемых потребностей; анализ технологических тенденций и рынков; систематизация интеллектуальной собственности организа­ции и др. 53 Системы поддержки инновационной деятельности