воспроизводить содержание литературного произведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Характеристика структуры и содержания КИМ по литературе ГИА 9 класс.
Advertisements

ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
Государственная итоговая аттестация и единый государственный экзамен по литературе в 2011году.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
ГИА 9 РЯ Методические рекомендации по обучению школьников написанию сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом содержания прочитанного текста.
МОУ «Кукеевская СОШ» Рыбно-Слободского района Республики Татарстан Учитель русского языка и литературы Хусаенова Н.Х. Андрей Болконский на поле боя под.
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Учимся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 9 класс. Выполнение задания С2 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
" Система подготовки к ЕГЭ по литературе на уроках в классах" Учитель Малюгина О.В.
Подготовка к сочинению Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова 11 класс Презентация Погребняк Н.М.
Структура сочинения: Вступление Главная часть (самая большая по объёму) Заключение Вступление и заключение должны быть близки по объёму и органично связаны.
Муниципальное автономное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 1» города Нурлат Республики Татарстан Выполнила Бадягина Екатерина,
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Транксрипт:

воспроизводить содержание литературного произведения

анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно- выразительные средства языка, художественная деталь)

анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

определять род и жанр произведения сопоставлять литературные произведения выявлять авторскую позицию формулировать и аргументировать своё отношение к авторскому произведению писать сочинения на литературные темы

Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического (или драматического) произведения, состоит из 7 заданий с кратким ответом (В) и 2 заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема (С1, С2). При выполнении задания с кратким ответом от экзаменуемого требуется написание слова или сочетания слов. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (C1, С2) требуют написания связного текста в объеме 5– 10 предложений.

Часть 2 предполагает анализ лирического произведения и включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (С3, С4). Общие требования к выполнению этих заданий те же, что и для части 1-й.

В части 3 проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагаются 3 вопроса (C5.1 – С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII и первой половины XIX веков, 2 – по произведениям второй половины XIX века, 3 – по произведениям XX века. Выпускник выбирает только один из вопросов и даёт на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

Первая и вторая части работы (анализ фрагмента эпического (драматического) произведения и стихотворения) требуют 2 часов. Выполнение третьей части работы требует также 2 часов. В целом вся работа занимает 4 часа (240 мин.).

Эпизод – «часть литературного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью» (словарь С.И Ожегова и Н.Ю.Шведовой)

Слово «относительная» обозначает: 1) эпизод, с одной стороны, может рассматриваться отдельно от произведения, в некотором «отрыве» от него; 2) Он является неотъемлемой частью целого текста, и подтекстовая информация данного эпизода должна быть связана с идеей всего произведения

Понятие «эпизод» связано с такой категорией текста, как членимость. Автор произведения стремится выразить свои мысли через воплощаемые в тексте эпизоды, события, фрагменты действительности, тем самым сознательно отбирая, вычленяя самое существенное для изображения. Для анализа выбирается один из ключевых текстовых фрагментов. (Ключевой – имеющий значение для раскрытия идеи произведения)

Ключевой эпизод – сцена бала: перед читателем предстаёт «галерея портретов» представителей фамусовской Москвы, и конфликт между обществом и главным героем, Чацким, доходит до высшей точки своего развития.

Обнаружить в эпизоде такие элементы подтекста, которые связаны с основной идеей, концепцией всего текста.

Ключевые слова (или словосочетания) – это такие элементы текста, которые в нём повторяются и в первую очередь ( в сравнении с другими элементами текста) служат для его понимания. ! Повторяются обычно в самых значимых эпизодах. Нередко ключевые слова выступают в роли заголовка текста.

Варвара (оглядываясь). Что это братец нейдёт, вон никак гроза заходит. Катерина (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее! Варвара. Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь. Катерина. Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не так страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми…

ЛЗ ключевого слова обычно трансформируется под влиянием контекста. Установить текстовый смысл слова можно при помощи тех лексических единиц, с которыми оно связано, с которыми ассоциируется в эпизоде. ГРОЗА – ужас (ремарка) – грех – лукавые помыслы – страшно – умереть. Гроза в данном эпизоде: «нечто ужасное, ведущее к трагическим последствиям, ассоциирующееся с грехом и смертью»

Таким образом, зарождающееся чувство любви осознаётся героиней, замужней женщиной, как запретное, недоступное. Это одновременно чудо и грех, счастье и гибель. Катерина чувствует: то новое, необыкновенное, что в ней появилось, - будет стоить ей жизни. По мере того, как собирается гроза, растёт внутренняя тревога Катерины. В душе героини идёт борьба между долгом и страстью, усиливается сознание того, что грех овладевает её душой. Катерина боится не столько смерти, сколько страшной возможности оказаться перед Богом неподготовленной, не отмолившей грех, не смывшей с себя греховных помыслов.

«Петрович явился с шинелью, как следует хорошему портному. В лице его показалось выражение такое значительное, какого Акакий Акакиевич никогда ещё не видал… он вынул шинель из носового платка, в котором её принёс… Вынувши шинель, он весьма гордо посмотрел и, держа в обеих руках, набросил весьма ловко на плеча… Он (Акакий Акакиевич) расплатился с ним, поблагодарил и вышел тут же в новой шинели в департамент…» (Н.В.Гоголь «Шинель»)

Обретение шинели для Акакия Акакиевича – начало нового этапа жизни, его существование обретает смысл и становится, по выражению Н.В.Гоголя, «как-то полнее, как будто бы он женился». «Маленький человек» переходит в другую социальную группу, как будто приобретённая шинель даёт ему право занять определённое место в обществе. Чтобы подчеркнуть значение шинели в жизни героя, полнее показать радость Акакия Акакиевича, автор использует лексический повтор.

В том случае, если стоят в начале предложения или целого абзаца, они способствуют смысловому противопоставлению целых смысловых блоков.

«Но она глупа, я сам говорил, что она глупа,- думал он.- Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещённое»… И в то же время, как он рассуждал так, он заставал себя улыбающимся и сознавал, что другой ряд рассуждений всплывал из первых, что он в одно и то же время думал о её ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой… (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)

Союз «НО»,открывающий размышление, показывает некое скрытое противоречие, мучительное несоответствие между тем, что Пьер раньше знал об Элен, и тем новым впечатлением, которое она произвела на него («Да, хороша»)

Обычно в тексте художественного произведения преобладают глаголы в прошедшем времени, а видовая принадлежность глаголов может варьироваться.

Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле, и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. И далее: Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшее Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял…. (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Грамматическими формами выражения времени в данном эпизоде являются глаголы совершенного и несовершенного вида прошедшего времени. Их соотношение показывает, как меняется позиция повествователя (наблюдателя и всезнающего повествователя) по отношению к описываемому событию. Благодаря форме несовершенного вида мы как бы помещаемся внутри данного действия, «становимся по отношению к нему синхронными свидетелями «(Б.А. Успенский): Над ним было опять все то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность, Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, Он уже наслаждался этим счастьем….

Местоименные замены чаще используются для того, чтобы избежать ненужных повторов, однако в некоторых эпизодах местоимения, заменяющие существительные, которые называют героя, приобретают особую функцию.

«И вот снится ему: они идут с отцом по дороге к кладбищу и проходят мимо кабака; он держит отца за руку и со страхом оглядывается на кабак» В кульминационный момент сцены герой вновь обозначен местоимением он: «-Папочка, папочка, - кричит он отцу, - папочка, что они делают!»

Но бедный мальчик уже не помнит себя. С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает её мёртвую, окровавленную морду и целует, целует её в глаза, в губы…потом вдруг вскакивает и в исступлении бросается своими кулачонками на Миколку»

Чтобы подчеркнуть неразрывную связь между мальчиком, плачущим по лошадке, и Раскольниковым, Достоевский вновь использует местоимение он: «…Он обхватывает отца руками, но грудь ему теснит, теснит. Он хочет перевести дыхание, вскрикнуть и просыпается.»

Душа Раскольникова и есть тот маленький мальчик, который не может видеть бессмысленное убийство, совершаемое человеком, возомнившим себя «право имеющим. Именно поэтому явь и сон тесно переплетены в данном эпизоде, а спящий Раскольников и мальчик во сне объединены одним и тем же местоимением он.

Текст читаем 3 раза! 1. При первом прочтении определяем тему и проблему. (на примере Предисловия к «Герою нашего времени» М.Ю.Лермонтова)

Тема: объяснение автором целей и задач своего романа. Проблема: что воплощает в себе «герой нашего времени» Печорин. Пафос: иронический, уничижительный. (Вспомнить, что предисловие было написано ко 2-му изданию романа, т.к. он знал, что роман не поняли).

2. При втором прочтении делим текст на микротемы, определяем ключевые слова и понятия.

1 микротема: автор критикует публику, оскорбляет её («простодушна»= глупа). 2 микротема: писателю вменяют в вину, что он центр. персонажем изобразил безнравственного человека + изобразил себя и своих знакомых. 3 микротема: автор говорит, что Герой Нашего Времени – это портрет всего поколения, составленный из пороков всего нашего поколения.

4 микротема: Герой Нашего Времени – это болезнь нашего времени (диагноз всему поколению) - Что за болезнь? (Эгоизм, высокомерие, разочарование, гордыня, неумение жить среди людей…)

3. Третий раз читаем и определяем терминологический потенциал для анализа. Помощь: задания В1 - В7 (предисловие, портрет, порок, болезнь)

Работа с раздаточным материалом.

Точность и полнота ответа Баллы а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и делая соответствующие выводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют 3 б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточной обоснованности суждений, и /или отчасти подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает одну фактическую ошибку 2 в) экзаменуемый упрощенно понимает задание, рассуждает поверхностно, неточно, слабо аргументируя ответ, подменяя анализ пересказом, и /или допускает 2 фактические ошибки 1 г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос, и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и /или подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает 3 и более фактических ошибок 0 Максимальный балл 3

Итак, главный критерий ответов С1 и С3 – содержательный: точность ответа на вопрос и полнота аргументации определяют балл, который можно получить за эту часть экзаменационной работы. Чтобы точно ответить на вопрос, рекомендуем выделить в нем главный содержательный аспект, иначе говоря, разобраться в том, о чем нас спрашивают.

1. Проанализируйте вопрос, выделив в нем главные, ключевые слова. Разберитесь в значениях терминов, использованных в формулировке вопроса.

2. Сформулируйте тезис- ответ (или два-три тезиса, которые вы будете аргументировать).

3. Попытайтесь прежде всего найти аргументы в тексте эпизода (или стихотворения) и только после этого обращайтесь за доказательствами своей мысли к тексту всего драматургического, лиро-эпического (если предложен отрывок из поэмы) или эпического произведения.

4. Сформулируйте аргументы, проверьте их логичность и доказательность, кратко (устно, про себя) ответив с их помощью на поставленный вопрос. Если ответ не получен или вы отвечаете на другой вопрос, значит, ваши доводы неверны.

5. Выберите из предложенного фрагмента (стихотворения) текстовый материал, который станет подтверждением ваших размышлений. Избегайте избыточного цитирования, подменяющего развивающие доводы. Следите за уместностью и точностью приводимых в работе цитат.

6. Проанализируйте вывод: имеет ли он обобщающее значение, уместен ли он, помогает ли завершить, подытожить ваш ответ на вопрос задания?

7. Проанализируйте логику ответа, она должна быть примерно такой: от тезиса – через аргументацию – к выводу-итогу.

8. Внимательно перечитайте свои ответы к заданиям В1 – В7: в них вы, как правило, сможете найти необходимый литературоведческий инструментарий, то есть термины и понятия литературоведения, которые удобно использовать в ответах С1 и С3.

9. Проверьте речевое оформление ответа, устраните речевые недочеты.