ПЛАН: 1. Проблема сознания в философии. 2. Сущность и происхождение сознания. 3. Теория отражения. 4. Структура сознания: а) сознание б) самосознание в)сознание.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
1 Человек современного физического типа тыс. лет назад. Часть природы, биологическое, телесно-чувственное существо (Л. Фейербах) Творец духовной.
Презентация по обществознанию по теме: Сознание
Тема 1.3. Виды знаний.. Проверка домашнего задания (темы 1.1 и 1.2)
ПСИХИКА существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность.
Подготовил Голобородько Евгений.
Бессознательное и сознательное в человеке. Выполнила: Крывчун Софья, 322 группа.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
PPTzone.ru Сознание Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное.
МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их.
Сознание..
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Транксрипт:

ПЛАН: 1. Проблема сознания в философии. 2. Сущность и происхождение сознания. 3. Теория отражения. 4. Структура сознания: а) сознание б) самосознание в)сознание и бессознательное г) сознание и мышление д) сознание и память е) сознание и язык 5. Материальное и идеальное.

ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель).философии Гегель Сознание есть: 1) форма или способ данности предмета, 2) форма или способ данности мира вообще. В строго философском смысле некорректно сознание рассматривать самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса мира (психологизм), как и мир в отрыве от его соотносительного полюса сознания (наивность).

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЗНАНИЯ В процессе эволюции животного мира были подготовлены условия и предпосылки для качественного скачка - от животного состояния и психики животных к человеку и человеческому сознанию. Отличия сознания человека от психики животных можно свести к трем основным: 1) человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных; 2) человек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет у животных; 3) человек способен не только отражать мир в своем сознании, но и целенаправленно его преобразовывать. Таково главное содержание очерченного выше скачка.

СУЩНОСТЬ СОЗНАНИЯ Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий. Сознание состоит из: 1) чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, 2) знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, 3) обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка.

ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ АНТРОПОГЕНЕЗА Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая до конца так еще и не разгадана. Наиболее удовлетворительно на сегодняшний день эту тайну раскрывает трудовая теория антропогенеза, базирующаяся на четырех основных положениях: 1. Ключ к разгадке происхождение человека и его сознания, заключается в одном слове труд. Вначале было дело! Обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал и лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. 2. Сознание с самого начала есть общественный продукт и останется им до тех пор, пока вообще существуют люди. 3. Сначала труд, а вместе с ним членораздельная речь - явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны неизбежно превратился в человеческий мозг. Способность к изготовлению орудий труда и его коллективный характер привели к возникновению системы речевых знаков (сначала в виде жестов и звуков), а затем к социальной системе знаков к языку. 4. Осуществление трудовой деятельности и упрочение ее общественного характера стали возможными благодаря переходу некоторых видов обезьян к прямо - хождению и, как следствие к развитию ладони. Это дало передним конечностям возможность для более активных действий с предметами окружающего мира и систематическому созданию и регулярному использованию орудий труда.

ИСТОЧНИКИ СОЗНАНИЯ 1 ) Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) 2) Противоположный этому - объективно- идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей).

3 ) Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы : Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов. Такая информация есть результат взаимодействия человека с наличной ситуацией, обеспечивающей постоянный контакт с нею. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества. Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д. Мозг как макроструктурная природная система обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи, осуществлении общих функций сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание ( и в этом правы вульгарные материалисты, ошибка их в игнорировании специфики других факторов, в отстаивании положения о вещественности сознания).

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ Отражение - это свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами, объектами в изменениях своих свойств и состояний их различные особенности и характеристики. Примеры отражения: отпечаток предмета на воске, объект и негатив на фотопластинке, изменения в приборах, фиксирующие перемену силы тока или атмосферного давления. Уже в пределах неживой природы отражение усложняется с переходом от одной формы движения материи к другой и выступает в виде механического, физического, химического отражения. Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств:

Вместе с тем отражение, начиная с простейших форм, характеризуется рядом свойств: 1) оно предполагает не просто изменения в отражающей системе, а изменения, адекватные внешнему воздействию; 2) отражение зависит от отражаемого, оно вторично по отношению к нему; 3) отражение зависит от среды и особенностей отражаемой системы, играющей в процессе отражения активную роль. Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. Отражение приобретает на уровне живого две важные особенности: Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды; Во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе.

СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ а) Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. б) Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, осознание себя как особой и единой личности.

Уровни самосознания: Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих человека вещей. Именно благодаря этому человек не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культуре и социальной группе. Третий - самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как такого образования, которое хотя и похоже на «Я» других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля над своими действиями, так и их самооценки.

В) СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Бессознательное: - либо рефлекторное вне сознательное действие (инстинкт, рефлекс, под гипнозом, в состоянии сомнамбулизма), не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, -либо обозначение особой области психики, сосредоточившей в себе вечные влечения, мотивы, стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию. -

в область бессознательного входят : 1)психические явления, возникающие во сне (сновидения); 2)ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; 3) некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, 4) некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

Г) СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ Мышление - это процесс отображения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход от явления к сущности. В отличие от ощущения и восприятия, т.е. процессов непосредственно- чувственного отражения, мышление дает непрямое, сложно опосредованное отражение действительности. Мышление тесно связано с сознанием и бессознательным, и благодаря этому, оно переходит границы непосредственно- чувственного познания и позволяет человеку получать знания о таких свойствах, процессах, связях, которые не могут быть восприняты его органами чувств.

Д) СОЗНАНИЕ И ПАМЯТЬ Память - это способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования в процессе жизнедеятельности. Память связывает элементы жизненного опыта человека в единое целое, является одной из важнейших и необходимых предпосылок формирования его сознания и личности. Наряду с ощущениями, память является вторым важнейшим составляющим, необходимым для инициации процесса мышления.

Е) СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК язык - это система знаков, с помощью которых люди общаются (коммуникативная функция языка), осуществляют познание мира и самопознание (номинативная и познавательная функция), хранят и передают информацию (информативная функция), управляют поведением друг друга (прагматическая функция). Гегель: Язык рассматривается как продукт интеллигенции, состоящий в том, чтобы ее представления проявлять в некоторой внешней стихии. Сознание и язык неразрывно связаны, едины. Но единство это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь это не мышление, иначе, как отметил Л. Фейербах, величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями. Естественные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Вместе с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками, начинают все шире использоваться и неязыковые знаки и знаковые системы. Искусственные языки - одно из средств интернационализации науки. Они позволяют в предельно сжатой форме выражать определенные понятия, выполняют функции своеобразной научной стенографии, экономного изложения и выражения объемного мыслительного материала.

МАТЕРИАЛЬНОЕ И ИДЕАЛЬНОЕ Идеальное, составляющее сознания - это не сами вещи и не их части или стороны, это всего лишь их образы, не обладающие свойствами самих вещей. Но дело в том, что образы сознания, выступают в качестве реальности субъективной. Идеальное- это важнейшая сторона всякой человеческой деятельности, прежде всего практической, поскольку последняя носит целенаправленный, сознательный характер. Образы сознания как идеальные не существуют и не могут существовать сами по себе, они могут существовать лишь на базе материальных процессов в мозгу. Проблема идеального не ограничивается соотношением образов сознания и мозга, она стоит гораздо шире. Оно проявляется в целях и мотивах деятельности, в определенном смысловом значении ее результатов. Идеальное - сторона процесса общения, поскольку решающим средством общения является язык, а он всегда несет в себе идеальное - значение, смысл слов, языковых форм и т.д. При этом в идеальном, в образах вещей, в их значениях и смыслах фиксируется в конечном счете весь исторический опыт человечества, аккумулируемый в достижениях культуры. Освоение идеального, воплощенного в различных материальных формах (от книг и произведений искусства до мощных машин и элементарных предметов быта), - условие не только духовного овладения миром вещей, развития сознания, но и предпосылка его образования.

Идеальное - это мощное средство освоения мира человеком, то те идеальные средства, которые могут в виде науки стать непосредственной производительной силой в виде социально- политических идей - мощной материальной силой переделки мира. Все, что побуждает человека к деятельности, проходит через его мозг. Воздействие внешнего мира запечатлевается в его голове в виде чувств, мыслей, побуждений, проявлений воли, и в этом виде они становятся идеальными силами. Итак, сознание и мозг, идеальное и материальное неразрывно связаны друг с другом. При этом противоположность материи и сознания абсолютна лишь в пределах основного вопроса философии, при их сопоставлении как первичного и вторичного. За этими пределами их противопоставление теряет смысл, поскольку мы видим, что, во-первых, сознание есть свойство, функция мозга, что человек мыслит, причем, следует особо подчеркнуть, он мыслит как общественное существо, во-вторых, с помощью сознания люди не только отражают мир, но и творчески создают новые материальные объекты, которых нет в природе, изменяют себя и свое бытие. Ведь здоровый, нормальный мозг - лишь предпосылка формирования сознания, а само оно общественный продукт, поскольку предполагает включение человека в различные виды деятельности, в определенные общественные отношения.