ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Часть 1. Россия Презентация подготовлена зав.кафедрой социальной работы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 5. Государственное призрение во второй половине XVII - первой половине XIX вв.
Advertisements

МИЛОСЕРДИЕ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ Из истории волонтерства в России.
Введение в теорию социальной работы Встреча 1.. План встречи 1.Зачем нужна теоретическая подготовка практическим социальным работникам. 2.Что такое социальная.
Введение в теорию социальной работы Встреча 1.. План встречи 1.Зачем нужна теоретическая подготовка практическим социальным работникам. 2.Что такое социальная.
Презентация к УМК «Вокруг тебя – мир» «Об организации медицинской помощи в России»
История развития сестринского дела. Женский уход за больными существовал во все времена и во всех странах мира. Женщины выполняли гигиенические мероприятия.
1. Гражданин Отечества достойный сын. 2. Права граждан России. 3. Обязанности граждан. 4. Что такое гражданственность. 1.Параграф 13 – читать и пересказывать.
Россия вступает в XX век 4 класс, «Школа России».
31 мая 1913 года, а по новому стилю 13 июня, в России было учреждено Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества. Оно приняло на.
Лекция 6. Общественное и частное призрение второй половины XIX по 1917 г.
История добровольчества возвращает нас в домонгольский период, когда, как считают российские ученые, зародилась так называемая «общественная благотворительность».
История социальной работы Факультет гуманитарных технологий Кафедра социальной работы.
Лекция 3. Княжеская и церковно-монастырская поддержка нуждающихся в X – XIII вв.
Выполнила Студентка гр. СР -46 Карпунова Людмила.
Целью нашего проекта было узнать путь становления женщины как бухгалтера в императорской России. Для реализации этой цели нами решены следующие задачи.
История социальной работы Факультет гуманитарных технологий Кафедра социальной работы.
Сестры милосердия в России. Истоки благотворительности 12 ноября 1796 г. Император Павел Петрович передал под попечительство жены Марии Федоровны Воспитательное.
Презентация «Дошкольное образование» Курамшина И.А Рудинская И.В.
МККК(Международный комитет Красного Креста) А.Е.А.
История социальной работы в России. Ведущий преподаватель: Ставров Иван Валерьевич.
Транксрипт:

ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Часть 1. Россия Презентация подготовлена зав.кафедрой социальной работы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета к.и.н., доц. Зальцман Татьяной Валерьевной

Пеликан, кормящий птенцов своей грудью. Этот древний символ самопожертвования, стал эмблемой Ведомства императрицы Марии Федоровны (1797 года- 1917), а затем символом, олицетворяющим труд педагога. В геральдике пеликан, кормящий птенцов своей кровью, означает как любовь родителей к детям, так и попечение государя о своём народе.

История организации мероприятий в благотворительных целях – для социальных работников различного уровня

Благотворительный бал 1913 года

Публичный бал В XIX веке большую популярность приобретают публичные балы в пользу нуждавшихся – это праздники, требующие платы за вход или специального разрешения полиции. Устройство подобных праздников было своеобразной светской обязанностью для человека высшего общества и его нравственным долгом. Бальный ритуал не только контролировался указами верховной власти, но и своим появлением обязан царьским распоряжениям. В указе было прописано кто, сколько раз и когда именно мог давать маскарады, спектакли, концерты, и балы.

Праздник «Белый цветок»

История живописи - для тех, кто занимается социальной рекламой и продвижением социальных проектов

«Знание и милосердие», Пабло Пикассо, 1897

Плакаты, призывающие принять участие в сборах денег и вещей для воинов Первой мировой войны.

История фалеристики - для тех, кто создает и продвигает социально ориентированные организации в обществе

Право ношения знака предоставлялось Главным управлением РОККа с разрешения покровительницы общества императрицы лицам обоего пола: «за услуги, оказанные делу человеколюбия в период военных действий и во время общественных бедствий; за продолжительную полезную деятельность РОККу в мирное время; за пожертвование не менее рублей». Знак носился ниже знака, установленного в память деятельности Общества попечения о раненых и больных воинах во время русско-турецкой войны гг. С каждого, удостоенного знаком Красного Креста, определялся единовременный денежный взнос в сумме 25 рублей.

Знак благотворительного общества Золотой знак Попечительства императрицы Марии Федоровны о глухонемых. Санкт-Петербург, гг. Серебро, эмаль, золочение. Попечительство о народной трезвости

История архитектуры - для тех, кто хочет создать социальную службу

Архитектура для «убогих» Схемы клинического городка Московского университета на Девичьем поле в Москве

Храмы клинического городка храм преп. Димитрия Прилуцкого Храм Архангела Михаила

Клиника кожных и венерических заболеваний, построенная на средства Г.Г. Солодовникова. Фото начала XX века.

Дом дешевых квартир им.Г.Г.Солодовникова

Богадельня братьев Боевых

Больничный храм во имя св. царь. Димитрия Основатель больницы князь Дмитрий Голицын

История журналистики - для тех, кто пишет о социальной деятельности

Издания о благотворительности и социальной помощи Журнал получился одновременно живой и серьезный. 16 больших страниц. "Детская помощь" выходила в свет в течение 10 лет (до 1894 г.) по два (!) раза в месяц.

Павел Павлович Помиан- Пезаровиус Санкт-Петербург филантроп, основатель и первый редактор благотворительной газеты « Русский инвалид »

Зачем нужно знать историю социальной работы? 1. Это просто интересно. Многие с удовольствием следят за развитием событий в какой-то сфере. Люди интересуются военной историей, экономической историей, отдельных стран и народов. Точно та же есть и те, кому интересна история социальной работы. История того как, кто, каким образом и почему помогал людям.

Зачем нужно знать историю социальной работы? 2. Это может быть полезно для того, чтобы понимать, что происходит в настоящем, ведь многие проекты существовали и раньше, хотя о многом мы не знаем и сейчас. Это связано с тем, что А) история либо замалчивалась (так, в советский период было не принято говорить о том, что происходило до революции, а начиная с 90-х гг. стало неприличным вспоминать достижения советского периода) В) не появился еще тот историк-исследователь, который бы вопрос изучил и нам в доступном виде рассказал.

Благотворительность – оказание материальной помощи бедным (устарело). Частная благотворительность, безвозмездная работа (разговорно-шутливая, ироничная). Не хочу я благотворительностью заниматься, пускай деньги платят. (Толковый словарь русского языка. 4-х т. под ред. Волина и Ушакова. Государственное изд-во иностранных и национальных словарей, Москва, 1938 г.) Благотворительность – в условиях буржуазного общества оказание частными лицами материальной помощи бедным из милости, унизительной для человеческого достоинства. Частная благотворительность - одно из средств маскировки эксплуататорской природы буржуазии. (Ожегов С.И. Словарь русского языка, издание 3-е под общей редакцией академика С.П.Обнорского. Государственное издательство иностранных и национальных словарей, Москва, 1953 г.)

Зачем нужно знать историю социальной работы? 3. История – это профилактика и одно из самых действенных лекарств от профессионального выгорания и от гордости, которая тоже приведет к выгоранию и сломает, не позволив развиваться в профессии. Для тех, кто не знает истории кажется, что социальная работа началась буквально на днях, а может быть даже началась именно с него. И он не будет знать о тех удивительных людях и успешных и не очень успешных, но от этого не менее удивительных проектах, которые были 200, 500 или даже тысячи лет назад.

Федор Петрович Гааз – (Фридрих-Иосиф, 1780, 16 августа 1853, Москва) русский врач немецкого происхождения, филантроп, «святой доктор», католик Член комитета попечительства о тюрьмах, главный врач московских тюрем главный врач московских тюрем

Прут Дибича

На протяжении почти 30 лет Гааз сам встречал все партии арестантов, беседовал с заключенными, узнавал об их нуждах и по возможности помогал.

Гааз постоянно просил перед высокими чинами о помиловании или облегчении участи заключенного

Николай Иванович Пирогов

Сестры Крестовоздвиженской общины (1855 год)

Николай Александрович Алексеев ( ) В должности городского головы Алексеев уделял пристальное внимание медицинскому обслуживанию в Москве, способствовал увеличению числа больниц; объявил сбор пожертвований на призрение душевнобольных. В 1893 году новая психиатрическая больница начала работу на Канатчиковой даче (Загородное шоссе, дом 2). Николай Александрович погиб от рук сумасшедшего. После его смерти указом имп. Александра III Александровича больнице было присвоено имя Алексеева; а в 1922 году она была переименована в больницу имени П.П. Кащенко, с 1994 года Московская городская клиническая психиатрическая больница 1 вновь носит имя Н.А. Алексеева.

В одном из писем он отмечал: «Деньги, какие я трачу, не мои. Это деньги рабочих фабрики Третьяковых. Галерею создал не я, а они. Я только доверенный их. И наживаю я деньги для того, чтобы нажитое от общества вернуть народу. В виде полезных учреждений». Третьяков Павел Михайлович

г российский предприниматель, меценат, собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи. На Донской ул. им построено Арнольдовское училище для глухонемых

Иван Иванович Янжул педагог, деятель народного образования, фабричный инспектор Турнер Генрих Иванович годин из основоположников отечественной ортопедии, организатор и руководитель (с 1900 г.) первой в России кафедры и клиники ортопедии, заслуженный деятель науки России (1927 г.). Впервые в России он поднял вопрос о необходимости планомерной государственной помощи детям-калекам.

Зачем нужно знать историю социальной работы? 4. Изучение событий, которые были давно и которые лично тебя не касаются, позволяют оценивать происходящее более объективно, видеть общие закономерности, обращать внимание на разные факторы, которые привели к тому или иному событию.

Периодизация истории социальной работы I.Архаический период. Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в (дохристианский период). II.Период княжеской и церковно-монастырской поддержки с X по XIII вв. III.Период церковно-государственной помощи с XIV в. по вторую половину XVII в. IV.Период государственного призрения со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в. V.Период общественного и частного призрения с конца XIX в. до н. XX в. VI.Период государственного обеспечения с 1917 г. по 1991 г. VII.Период социальной работы с начала 90-х гг. по настоящее время.

Система развивалась от родовых форм помощи и поддержки, к христианскому милосердию. Но постепенно, по мере усложнения и самого общества, и, соответственно, появления все большего количества проблем, в обществе формировались и новые формы поддержки, в этот процесс вовлекались новые слои, например, купцы, так как помощи храмов и монастырей было уже недостаточно. Особой страницей вписана в историю благотворительная деятельность императорской семьи и их социальные инициативы.

Нищелюбивые князья. Первый – Владимир Красное Солнышко. Помощь нищим, престарелым, больным испокон веков было делом человеколюбивым и богоугодным, а подаяние считалось показателем высокой нравственности человека. «В рай входят святой милостыней, говорили на Руси. Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается».

Нил Сорский Иосиф Волоцкий

Основные мероприятия в области призрения - приют для зазорных младенцев близ Новгорода. Окна жизни - борется против профессиональных нищих: штраф для тех, кто подает и работы или заключение для тех, кто просил милостыню последний царьь всея Руси из династии Романовых

Екатерина II и становление территориальной модели помощи «… ввести добрый порядок в государстве…»

Приказы общественного призрения -Учреждение Приказов общественного призрения в 1775 г., в ведении которых находилось управление: народными школами, госпиталями, сиротские приюты, приюты для больных и умалишённых, больницами, богадельнями и тюрьмами - Создание воспитательных учреждений

Бецкой Иван Иванович , СПбг видный деятель русского просвещения, личный секретарь императрицы Екатерины II ( ), президент Имераторской академии искусств ( ), инициатор создания Смольного института и Воспитательного дома.

1764 г - Воспитательный дом в Москве благотворительное закрытое учебно-воспитательное учреждение для сирот, подкидышей и беспризорников

Ведомство учреждений императрицы Марии более 500 благотворительных и воспитательных заведений, из которых 104 содержались на средства ведомства.

Г.Кюгельхен. Семья императора Павла I

ПСТГУ Отделение социальной и молодежной работы Идет подготовка по трем профилям: - общая программа - социальная работа с молодежью - работа в системе НКО и развития добровольческого движения очное (бесплатное) и заочное формы обучения телефон: адрес: Москва ул. Иловайская д.9

romanovy