МОУ средняя школа 182 Исследовательское объединение «Ойкумена» ГПБЗ «Керженский» Этнографические исследования Историко-этимологический анализ потамонимии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Топонимы Тисульской земли Авторы работы: Артёмова Татьяна Костырина Валерия, учащиеся 8 класса МОУ Комсомольской средней общеобразовательной школы Руководитель:
Advertisements

Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Работу выполнила ученица 9 «Б» класса Поречской средней общеобразовательной школы Кутинская Анна.
Марий Эл сегодня.. Марий Эл Республика Марий Эл республика (государство) в составе Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.
Трансформация исследовательской деятельности. Правила оформления исследовательских работ.
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС Культ предков в традиционной культуре белорусов. Соискатель – Цихович П.И. Научный руководитель – кандидат исторических наук Маховская.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Этнические конфликты в Западной Европе в конце XX-начале XXI вв. Презентация магистерской работы Бурака С.В.
Уральские горы Уральские горы находятся на северо-западе России. Они лежат между Восточно-Европейской и Западно- Сибирской равнинами. Длина Уральского.
Презентация защиты магистерской диссертации. Мельникова А. А. КОНТАКТЫ НАСЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ С НОСИТЕЛЯМИ ПРОВИНЦИАЛЬНОРИМСКИХ КУЛЬТУР Научный.
МДОУ «Новоарбанский детский сад «Радуга» комбинированного вида Руководитель мини-музея Андреева Любовь Николаевна Тема: Влияние этнографического мини-музея.
Управление образования города Костромы Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия 15 Фрагменты конкурсных материалов Приоритетного национального.
Автор: Мизякина Ольга Сергеевна МОУ «СОШ п. Сергиевский»
Научное направление «Химия и химические технологии». Подготовка к исследованию Доктор биологических наук, кандидат химических наук, доцент, профессор кафедры.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Областная специализированная школа 8 для одаренных детей ЗКО г. Уральск «По просторам Казахстана» Учебный проект Руководитель проекта учитель географии-биологии.
Организация творческой исследовательской деятельности.
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: СОСТОЯНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ Далида Екатерина Андреевна, 4 курс, ЭФ.
Топонимика Нижегородского края. В Лаврентьевской летописи говорится, что в 1221 году «великий князь Гюрги, сын Всеволож, заложи град на усть Окы и нарече.
САВАЛА Автор: Данила Гришаев, 2 «Б» класс, СОШ 2, г.Жердевка, Тамбовская область Руководитель: Кузичкина Наталия Ивановна.
Транксрипт:

МОУ средняя школа 182 Исследовательское объединение «Ойкумена» ГПБЗ «Керженский» Этнографические исследования Историко-этимологический анализ потамонимии Керженского бассейна Авторы: Куличкина Анастасия, 10 Б Ильин Илья, 11 Б Руководители проекта: Праводелова Ольга Леонидовна Аксянов Алексей Сафович Нижний Новгород, Рустай

Предметом данного исследования является этимология названий рек (потамонимов) керженского бассейна. Целью данной работы является истории историко- этимологический анализ потамонимии Керженского леса. Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи: определить хронологическую последовательность формирования топонимических пластов на основе изучения этнолингвистической ситуации прошлого левобережья средней Волги. выявить возможные изменения в произношении тех или иных названий изучить взаимодействие языков в сфере топонимии установить наиболее типичные модели потамонимов

Оценка практического значения данной работы должна обуславливаться необходимостью привлечения интереса к малым рекам как своеобразным этнокультурным памятникам, вместе с тем привлечение интереса к истории и культуре народов Поволжья, что особенно ценно для экологов в связи сохранившимися у марийцев почитании природных объектов, особой их защите. В своей работе мы обращали внимание и на реки длиной менее 10 км. Это речки Рустайчик, Ухмантей, Ржавка, Песчанка, Чернушка, Бугровка, Пугайчик и др. Рис. 1 Сеть рек и ручьев Керженского заповедникаа

Кроме того наша работа в связи с распространением топонимического метода в историко-геоэкологических исследованиях, который позволяет реконтструировать ландшафты прошлого, исследовать процессы освоения территорий (в том числе и его этнических особенностей), выявлять характер природопользования. Рис. 2 Карта 1738 год Рис. 3 Карта 1903 год

Гидронимия средней Волги – вечный памятник племенам населявшим эти места. Рис. 4 Марийцы в священной роще Рис. 5 Мордва Нижегородской губернии

Большинство названий объясняется из марийского языка, что закономерно так как марийцы населяли изучаемую территорию с XII по XVII век. Особенности произношения нужно искать в горном марийском, так как именно на нем говорят марийцы Нижегородской области и именно он бытует западнее нежели луговой. ПРИМЕР: Козленец. Еловые леса - единственная зональная коренная формация (для изучаемой территории), тогда как сосняки и болота - явление интерзональное. Поэтому мы готовы согласится с исследователями, которые утверждают, что «козленец» означает «река протекающая в еловом лесу». Коз(ж) (мар. ель) + ла (суфф. мн. числа)+ ен (суфф. места) + ец (русифицирующий суфф.) - река, которая течет по еловому лесу. Впрочем, можно перевести как «лесная река» по аналогии с «кожла мари», что означает «лесные марийцы ».

Отмечается примесь тюркского элемента, что объясняется тюркским влиянием на марийский язык и культуру с VII века. ПРИМЕР: Пугай, Пугайчик. Мы склонны полагать, что звук [т] был заменен на [п] в поздний период. В марийском и татарском языках слово «тогай/тугай» означает «залив, пойма, излучина реки». Здесь мы видим пример тюркского влияния на марийский язык. Рис. 7 Пугай

Русские названия появляются не раньше XVI века. Полагаем, что это были переводы существующих названий, «приспособление» трудновыговариваемых потамонимов к русскому произношению. Русифицирующие суффиксы широко применяются уже после XVIII века. В эту категорию попадают реки Березовая, Боровиха (бор – сосновый лес), Бугровка, Осиновка, Ржавка, Гремишка, Медведовка, Озерочная, Хмелевка, Орловка, Песчанка, Зуевка (Зуи – серые цапли). Рис. 8 Бугровка

Сейчас финно-угорское население Нижегородской области подвергается обрусению. Марийцы вытеснены за Ветлугу, поэтому «русско-народная» этимология уводит исследователей в такие формулы, как «Рустай» = «Русская тайга». Подобные поверхностные суждения недопустимы. Рис. 9 Керженец Рис. 10 Макаришка

Мы лишь предложили возможные варианты и выдвинули ряд гипотез. В данный момент продолжаем уже многолетнюю работу, развивая свои предположения и работая над ошибками. Рис. 12 Большая Черная Рис. 11 Вишня Спасибо за внимание к нашей работе.

Клуб «Ойкумена». Нижний Новгород Контакты: Руководитель: \ Старший вожатый: