Модуль 6 «Принятие управленческих решений» 26 июля 2012, г. Москва «Новотель» Подготовлено для Компании SPLAT Центр кадровых технологий – XXI век Профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
Advertisements

ПРОЦЕСС КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ Гродно Ли Чон Ку.
Проект новой версии ISO 9001:2015 Ключевые изменения Презентация подготовлена для 22 Казахстанской Международной Конференции «Нефть и Газ» Докладчик: Наталья.
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
Требования к структуре и формату презентации инженерного кейса Международный инженерный чемпионат «CASE-IN».«Студенческая лига»
Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
МЕТОД КЕЙСОВ (ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ СИТУАЦИЙ ИЛИ ПРЕЦЕДЕНТОВ)
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГИСТИКЕ: как обеспечить эффективность их применения Минск, 2013.
Методология. Этапы проекта.. Этапы проекта. Предварительное обследование. активная поддержка анализ и дизайнпостроени е внедрение стоимость проекта предварительно.
Проектный менеджмент(П.М.) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Тренинг "Секреты эффективного делегирования"
Лучшие HR-практики для лучших HR-специалистов Программа обучения и развития на год.
ГМО МЕТОДИСТОВ УДОД г. ВОЛЖСКА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОУ По материалам методического пособия для руководителей образовательных учреждений Как разработать программу.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
Менеджер по персоналу - это человек, который отвечает за самое главное на предприятии или фирме - людей. Именно человеческий ресурс в современном мире.
Аналитико- проектировочная компетентность руководителей образовательных учреждений.
Коучинг и менторинг Цель: в конце занятия слушатели понимают эффективность использования коучинга и менторинга при оказании помощи подопечному в реализации.
Суть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, уметь практически применять полученные знания, развить рефлекторное и критическое.
Транксрипт:

Модуль 6 «Принятие управленческих решений» 26 июля 2012, г. Москва «Новотель» Подготовлено для Компании SPLAT Центр кадровых технологий – XXI век Профессор факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Тахир Базаров

Процессы командного лидерства Программирование Роль управленца Сценирование Роль лидера Проектирование Роль организатора Планирование Роль администратора Принятие решений (модуль 6) Коммуникация (модуль 5)

Цель, задачи и результаты модуля Цель Определить круг наиболее значимых проблем для компании SPLAT и проанализировать возможные пути их решения Задачи: 1. Овладение способами проблематизации; 2. Получение представления о методе концепт-анализа; 3. Выработка правил принятия решений в команде. Результаты: 1. Рекомендации по решению проблемы, значимой для компании SPLAT; 2. Навыки командной работы над анализом и решением кейсов; 3. Правила принятия решений в управленческой команде SPLAT.

План модуля 6 ВРЕМЯТемаСОДЕРЖАНИЕМЕТОД – Проблематиза ция Типы проблематизации, принципы решения проблем, определение проблемы кейса. Решение творческой задачи – Анализ Ресурсы, идеальный конечный результат, принципы решения проблем. Решение творческой задачи – Выработка рекомендаций Решения и рекомендации, критерии формулирования рекомендаций. Концепт-анализ – Построение плана Разработка и презентация решений кейса в 4-х группах Работа в группах

1 место Кейс Железнова Андрея - 31 балл 2 место Кейс Киреевой Анны - 17 баллов 3 место Кейс Крамаренко Татьяны – 15 баллов Результаты голосования в межмодульном периоде

Кейс-стади Метод кейс-стади (обучение методом ситуаций или прецедентов) появился в школе права Гарвардского университета в 1870 году, а его активное внедрение началось в Гарвардской школе бизнеса в 1920 году. С тех пор рассмотрение ситуаций широко применяется для обучения и оценки в сфере менеджмента.

Критерии хорошего кейса 1. Реальность описываемой ситуаций 2. Возможность применения концепций и методов 3. Комплексность рассматриваемых явлений 4. Отсутствие однозначно правильных и неправильных ответов 5. Необходимость коммуникации и командной работы для решения кейса

Навыки, необходимые для эффективного решения кейсов 1. Быстрое чтение 2. Управление большими объемами информации и ее интерпретация 3. Работа с неопределенностью 4. Эффективная работа в команде 5. Использование абстрактных идей для анализа и синтеза ситуации, приближенной к неупорядоченной действительности 6. Преодоление давления времени 7. Устная или письменная презентация информации 8. Управление своим обучением

Методика решения кейсов 1. Понимание задачи 2. Изучение ситуации и определение ключевых тем 3. Постановка диагноза 4. Формулировка проблемы 5. Выбор критериев решения 6. Генерирование альтернатив 7. Оценка вариантов и выбор наиболее подходящего 8. Разработка стратегии реализации 9. Презентация выводов

Проблематизация Такт 1

«Свидетельством первоклассного интеллекта является способность держать в уме две противоположные точки зрения, и при этом сохранять способность действовать» Фрэнсис Скотт Фицджеральд ( )

РЕШЕНИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ «Проблема – это…», или типы определений проблемы Диагноз Цель Противоречие, несоответствие диагноз цель Построение гипотез

"Данная часть системы должна обладать свойством "A", чтобы выполнять нужную функцию, и свойством "неA", чтобы удовлетворять существующим ограничениям и требованиям". или "Должно выполняться действие "А", чтобы задача была решена, и должно выполняться (выполняется) действие "неА", потому что такова реальность". Как формулировать противоречие

Выход к морю Петра I Цель : добиться выхода к морю Диагноз : без моря Россия не будет развиваться как европейская держава (торговля, коммуникация, новые технологии) Противоречие : 19 июля 1696 года была взята крепость Азов. Был открыт первый выход России в южные моря. Однако получить выход к Чёрному морю через Керченский пролив Петру не удалось: он остался под контролем Османской империи. Сил для войны с Турцией, как и полноценного морского флота, у России пока не было: русская армия не была готова воевать так далеко от баз снабжения.

Задача «Масло в светильниках» В Древнем Риме после завершения ужина все уходили в свои комнаты, а хозяин дома гасил светильники в гостиной, чтобы масло не расходовалось зря. Но рабы потом воровали остатки масла! Невозможно было запомнить сколько в каждой лампе осталось масла... И сливать масло тоже нельзя – в приличном доме светильники всегда должны быть в состоянии готовности. Задание: 1. Сформулируйте 3 варианта формулировки противоречия 2. Ответьте на вопрос, как быть хозяину дома?

Группы для работы над творческой задачей 1234 Гулов Виталий Шабанова Ольга Колганова Елена Жакова Елена Ушакова Татьяна Бородин Сергей Злобин Александр Климкин Игорь Байнетов Дмитрий Галимова Анна Киреева Анна Захарова Наталья Крамаренко Татьяна Железнов Андрей Пашков Сергей Шикин Константин

1 группа 1.«Либо у тебя горит лампа, либо ты экономишь масло» 2.«Сливать и не сливать масло» 3.«Воровать и не воровать масло» 2 группа 1. В приличном доме не воруют. Дом – приличный, но рабы воруют. 2. В приличном доме есть рабы. Но рабы воруют, что неприлично. 3. Сливать масло нельзя, но хочется защититься от воровства Противоречия Решение: 1. Назначить «ответственного раба» 2. Повысить статус раба (ввести дополнительную должность «старший по маслу») 3. Снимать и убирать светильники 4. Светильники заполнять разным объемом масла 5. Самое первое решение – долить масло (для состояния готовности) 6. Обеспечить рабов маслом 7. Оценить расходы в двух вариантах (не экономить и экономить) Решение: 1. Закрепляем каждого раба за определенной лампой. Если лампа тухнет, то раб умирает. В современной интерпретации: разделить сферы ответственности 2. Выдавать рабам масло, «закрыть» потребность 3. Заменить масло на альтернативное топливо 4. В масло добавлять яд и предупредить всех рабов. Решения

3 группа 1. Нельзя сливать масло, но если его не сливать, рабы его могут украсть. 2. Дом приличный, но рабы воруют. 3. С одной стороны, нельзя запомнить сколько масла в светильниках, но с другой стороны, они должны быть всегда готовы, чтобы гореть. 4. Как можно понять, что рабы воруют, если невозможно запомнить сколько масла в светильниках? 4 группа 1. Приличный дом - наличие воровства 2. Приличный дом – режим экономии 3. Приличный дом – почему хозяин дома при наличии рабов сам тушит светильник? Хозяин сам имеет рабов, с другой стороны, он от них защищается. 4. Масло должно быть в лампе – его нельзя слить. 1. Хозяину дома нужно доливать масло (решение возникло в момент, когда Игорь озвучил противоречие, что лампа должна быть всегда готова, но невозможно посчитать количество масла) 1. Поддерживаем решение 4-й группы, оно удовлетворяет 4-м рамкам, которые были выделены ранее. Дополнение: повесить одного раба с табличкой «Он воровал масло» 2. Сделать так, чтобы масло можно было только доливать, а нельзя было сливать. Противоречия Решения

1. Яд (8 человек) 2. Хозяину дома нужно доливать масло. (7) 3. Непроливайка (сделать так, чтобы масло можно было только доливать, а нельзя было сливать). (7) 4. Ответственные рабы (3) 5. Обеспечить рабов маслом (3) 6. Перестать использовать лампы (доп. вариант) Выделенные решения - голосование

1. Экономность 2. Простота 3. Готовность 4. Гуманность 5. Эффективность (отдача на усилие) Критерии для принятия решения

Экономност ь Простот а Готовность Гуманност ь Эффектив ность Сумма Яд (8) Хозяину дома нужно доливать масло до полного уровня после ужина (7) Непроливай ка (сделать так, чтобы масло можно было только доливать, а нельзя было сливать) (7) Оценка решений по критериям (результаты голосования)

1. Формулировать противоречия (6 человек) 2. Следовать методике решения (4) 3. Выбрать те критерии, по которым можно будет потом выбрать оптимальный вариант. (3) 4. Ввести процедуру голосования по выбору критериев (чтобы отсечь лишние критерии) (3) 5. Не всегда большая группа лучше маленькой. При нахождении решения задач формировать команду без избыточности. Этапы: 1) отработка противоречий и предложение решений в группах (4-5 человек) 2) межгрупповая коммуникация 3) выработка критериев 4) принятие критериев 5) голосование (максимально объективная оценка вариантов с использование критериев) (2) 6. В экспертизе нельзя быть категоричным, иначе принятие решения может быть неверным. Категоричность оставляем администратору. Категоричность разрушает уважение при обсуждении идеи, но укрепляет доверие при реализации решения. (3) Уроки

7.Методика: необходимо озвучить противоречие. Обязательно нужны варианты. Определить критерии, которые нам нужны. Методология голосования. (2) 8. Первоначально выделить проблему. Собрать максимум информации о способах решения этой проблемы от разных экспертов (с разными взглядами). (2) 9. В сложных ситуациях, когда возникает проблемы в коммуникации, нужно придерживаться процедур, о которых договорились заранее. Диалог – это процедура. 10. Не стоит углубляться. Чем больше углубляешься, тем больше сомнений и неправильных вариантов. Нужно правильно определить проблему – от нее зависит дальнейший путь. 11. Все гениальное – просто. Самое верное – самое простое решение. Простое – то, которое я могу себе помыслить, могу реализовать. Уроки

12. Каждого другого участника группы нужно воспринимать как эксперта. 13. Установить и соблюдать регламент. 14. Уважение и доверие друг к другу. Давать поддержку и возможность высказываться. 15. Рассмотреть мнение другого, другую картину мира, абстрагироваться от своего решения. Проблема – это ключ. 16. Приставка «супер» не всегда хорошо. Уметь слушать других, не думая, что ты точно знаешь решение. Уроки

Творческая задача «Сигизмунд» История человечества знала много заговоров. Однажды израильский царь Сигизмунд Первый узнал, что многие из его друзей и приближенных к трону составили против него заговор. Они могут захватить власть. Охрана, вероятно, тоже в рядах заговорщиков. Если случится переворот, то царя некому будет защищать. Единственные, кто не участвует в заговоре - иностранные купцы, которых много в столице. Но они не будут защищать Сигизмунда. Задание: Как быть Сигизмунду?

1234 Гулов Виталий Захарова Наталья Байнетов Дмитрий Крамаренко Татьяна Климкин Игорь Киреева Анна Ушакова Татьяна Жакова Елена Злобин Александр Шабанова Ольга Шикин Константин Колганова Елена Галимова Анна Пашков Сергей Железнов Андрей Бородин Сергей Группы для работы над творческой задачей

Решения в группах

Вы должны пообещать купцам стабильность и привилегии за деньги, деньги передать охране в обмен на безопасность и нейтрализацию заговорщиков (чтобы Сигизмунд сказал «пока я жив»/ «пока я царь»). 1 группа 2 группа 1. Устранить заговорщиков; 2. Взять наемную охрану либо увеличить жалование той охране, что уже есть у царя; 3. Регулярная смена охраны; 4. Публично мотивировать купцов (льготная торговля).

1. Предлагаем вам выделить одного из друзей заговорщиков, максимально приблизить к себе, не отпускайте его от себя, чтобы он перешел на вашу сторону; 2. Уезжайте путешествовать; 3. Свести интересы купцов и ваших приближенных: сказать, что ваши приближенные запрещают купцам торговать (чтобы они вступили в противоречие); 4. Все имущество ваших друзей отписать охране. 3 группа 4 группа Предоставить гражданство иностранным купцам («Сигизмунд! Пока вы царь, купцы должны быть гражданами и иметь преференции»)

1. Прежние знания не только полезны, но бывают и вредны; 2. Брать ответственность на себя; 3. Смотреть на ситуацию с разных сторон (с точки зрения заинтересованных субъектов). Уроки из упражнения Группа 1 Ольга Шабанова

1. Нужно было выбрать один вариант и дорабатывать его до идеала; 2.«Использование денег– отличный прием, который работает»; 3. Важны не только отношения, но и ресурсы. Группа 2 (Крамаренко Т.)

1. Для решения не хватило 100% выкладки и вариативности. Не смотря на ограниченность во времени, надо было идти на увеличение вариантов. Вариантов должно быть 7 +/- 2; 2. Сила в простоте, элегантности, красоте, а простота в ясности. Должно нравится само решение, а не «Я» в связи с этим; 3. Чем меньше шагов, тем красивее; 4. Красивое решение может быть применено для решения разных проблем; 5. Критерии красоты решения: простота, элегантность, одношаговость, неочевидность (что не может любой человек), с использованием имеющихся ресурсов, быстрота реализации, завораживающая, ориентированная на результат, маленькая жертва для достижения большего. Группа 3 (Анна Галимова)

Ресурсы В основе красивых и эффективных решений лежат ресурсы, уже имеющиеся в ситуации. Принцип решения заключается в том, что мы ничего не добавляем извне, но результат достигается. Так, решая простую задачу, необходимо искать нужный ресурс.

Виды ресурсов 1.Материально-вещественные (вещества, предметы, товары, деньги, оборудование и т.д.) 2. Информационные (каналы и носители информации) 3. Ресурсы времени 4. Ресурсы пространства (площадь, объем и т.д.) 5. Энергетические ресурсы и поля (тепловая, электрическая, электромагнитная, атомная энергия, звуковые сигналы и т.д.) 6. Человеческие (сами люди, а также их стереотипы, мотивация, каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание) 7. Другие ресурсы (события прошлого, имидж, культура и др.)

Использование ресурсов 1. Сформулируйте задачу. 2.Определите: какие ресурсы нужны? В каких количествах? 3. Просмотрите ресурсы. Сначала уже имеющиеся в ситуации, потом те, которых в самой ситуации нет, но легко и дешево получить. И лишь в последнюю очередь редкие, дорогие, "трудоемкие" ресурсы. 4. Оцените ресурс. Каков будет эффект от его использования? Каковы затраты на использование или добычу (приобретение) этого ресурса? 5.Определите: каким образом применить ресурс?

Идеальный конечный результат Идеальный конечный результат это ситуация, когда нужное действие получается без каких- либо затрат (потерь), усложнений и нежелательных эффектов. За счет ресурсов выполняется нужное действие и при этом не проявляется нежелательных эффектов. Три основные формулировки ИКР: 1."Система сама выполняет данную функцию". 2."Системы нет, а функции ее выполняются (с помощью ресурсов)". 3."Функция не нужна".

1. Как правильно формулировать противоречие? 2. Историческое решение с Сигизмундом 3. Какое противоречие приводит к решению задачи? Пожелания после обеда

Как превратить кролика в утку?

Куда летит самолет? К вам или от вас?

Запустите слайд в полноэкранном режиме. В какую сторону кружится балерина? Попробуйте изменить направление вращения на противоположное! Если не получается, внизу экрана в заметках к слайду есть подсказка.

Концепт-анализ

1. Репертуар концепций, которые позволяют анализировать ситуацию. 2. Формулирование концептуальной рамки происходит в процессе коммуникации. 3. Выбор концептуальной рамки не только структурирует, но и направляет процесс.

Перцептивная модель организации Цель Люди (персонал) Технологии Ресурсы (финансы) Структура Управление Руководитель Администратор Организатор Управленец

Сформулируйте рекомендации по решению кейса в 4-х группах по профессионально-управленческим ролям. 5-я группа работает над критериями оценки эффективности решений. Время: 20 минут. Форма представления результата: рекомендации на флип-чарте. Работа в группах: Техническое задание 3 Управленцы ОрганизаторыАдминистраторы Руководители Группа по выработке критериев оценки Гулов Виталий Климкин Игорь Байнетов Дмитрий Крамаренко Татьяна Железнов Андрей Жакова Елена Ушакова Татьяна Злобин Александр Киреева Анна Галимова Анна Шабанова Ольга Шикин Константин Бородин Сергей Захарова Наталья Колганова Елена Пашков Сергей

1. Экономность 2. Направленность на цель 3. Конкретность Критерии эффективных рекомендаций

1. Финансовая эффективность 2. Стабильность качества 3. Своевременность поставок 4. Имидж компании-производителя 5. Тайминг 6. Управляемость процесса выпуска товара Критерии

Цель: выпуск инновационных нестандартных продуктов 1. Отработка производства продукта у альтернативного производителя с целью понимания эффективности данного направления 2. Контроль качества менеджмента на контрактном производстве с нашей стороны 3. Тендер по выпуску продукции у нескольких контрактных производителей (возможно совместные инвестиции в оборудование, обучение персонала) 4. Факт продажи больше плана – покупка собственного оборудования 5. Утвердить план производства с учетом запланированного товарооборота 6. Создание аналитической группы по отслеживанию промежуточных результатов 7. Выпуск на собственном оборудовании контрактной продукции Группа «Управленцы»

1. Провести мониторинг потенциальных контрактных производителей, с необходимыми характеристиками (в том числе в других странах). Создание базы данных производителей. 2. При оценке вариантов in/out учитывать в с/с продукта стоимость организации собственнной производственной площадки (люди, коммуникации, площадка, оборудование, отладка …) 3. Выделить контрактное производство нашего продукта («out») в отдельный проект (структура, бюджет/ресурсы) Группа «Организаторы»

1. Текущие свободные производственные производственные площадки держим в резерве 2. При появлении продуктов с объем производства более 60 тыс. ед./месяц, которые можно делать на текущем скоростном оборудовании –> вводим доп.смену 3. Новые продукты с низкими объемами или которые не могут быть сделаны на текущем оборудовании аутсорсинг на 1 год + усиление службы качества контрактного производства (возм. свои ресурсы) 4. После 1 года контрактного производства делаем экономический анализ на базе полной информации о продажах, с/с контр.пр. -> принимаем решение по покупке специализированного оборудования или продолжения контрактного производства 5. Унификация текущих продуктов и новинок с учетом нового специализированного оборудования. Группа «Администраторы»

Миссия – здоровая улыбка в каждый дом. Цель – выпустить инновации с ориентацией на потребителя, но при этом с оптимальной производственной стратегией. Группа «Руководители» Люди, персонал: -Назначаем проектного менеджера (пропитываем нашей философией) -Привлекаем специалистов (А.Тильдиков) -Система менеджмента качества -Фокус-группа из представителей всех отделов -Общая мотивация -Team-building, обучение Управление: -Разрабатываем проект -Расчет NPV -Разрабатываем критерии качества -Разрабатываем и внедряем концепцию U всех отделов на общий результат

Оценки группы, разработавшей систему критериев Группа Финансовая эффективност ь Стабильнос ть качества Своеврем енность поставок Имидж компании - производ ителя Тайминг Управляем ость процесса выпуска товара Сумма Управленцы Организаторы Администраторы Руководитель Сумма

1. Применить полученные на модуле знания о методике решения кейсов для решения собственного кейса. Результатами вы можете, по желанию, поделиться со всеми участниками на форуме. Материалы модуля 6 находятся по адресу: e/n6http://makethegame.ning.com/group/teamleadership/pag e/n6 2. Для каждого из принципов решения проблем подобрать по одной исторической иллюстрации. Принципы решения проблем вы получили в конце модуля в виде раздатки. Дублирую их еще раз в приложенном файле (скачать файл). Примеры иллюстраций можно найти в презентации «Принципы решения проблем». (скачать презентацию) Исторические иллюстрации нужно выложить в тему данного форума. Срок: до 1 сентября 2012 г. скачать файлскачать презентацию Домашнее задание