Подготовила: воспитатель МАДОУ ДС 34 Мухамадеева Лилия Ралифовна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 34 «Дюймовочка» ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Тема: «Развитие детского творчества дошкольников 4-5 лет в процессе лепки из соленого теста» Нижневартовск
Ф едеральные государственные требования ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации. Творчество - способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение. Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. В каждом дошкольнике заложена творческая искра. У одних она развита лучше, у других хуже. Хочу отдельно подчеркнуть - творчеству невозможно обучиться. Единственный путь обучения творчеству - практика в решении творческих задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.
Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности, а именно, лепка из соленого теста.
Соленое тесто - материал экологически чистый, безвредный, практически не оставляет грязи, приятен для рук и дает такие возможности при лепке, которых нет при работе с пластилином или другими мягкими материалами. Соленое тесто - материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Это универсальный материал, который дает возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки из соленого теста доступна детям дошкольного возраста во всем своем богатстве и разнообразии способов.
Соленое тесто имеет ряд преимуществ перед другими материалами для лепки: Экологически чистое и безопасное. Дешевизна расходных материалов. Легко отмывается и не оставляет следов. Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе. Широкие возможности для творчества. Простота создания фигур. Неограниченные возможности для росписи готовых изделий. Можно получать самые разнообразные цвета и оттенки, добавляя в тесто краски. Если покрыть лаком – маленькие шедевры, созданные детьми, могут храниться достаточно долго. С готовыми изделиями можно играть, дарить их, украшать интерьер.
Т естопластика в детском саду постепенно знакомит с различными формами, текстурами, размерами, стимулирует эстетическое и умственное развитие. Постепенно воспитатель знакомит детей с понятием композиции, рассказывает, как создавать из отдельных элементов целостные образы - объемные фигуры, барельефы. В работе используются безопасные пищевые красители. В перерывах дети делают расслабляющие упражнения, пальчиковую гимнастику, поэтому не устают на занятиях, а получают массу положительных эмоций от общения и творческого процесса.
1. «Театрализованная деятельность» Лепка по впечатлениям просмотренных сказок постановок, рисование пригласительных билетов, гримирование в рисунке под определенного персонажа. 2. «Познавательная деятельность» Занятия лепкой развивают умственную деятельность ребенка, формируют умение планировать свою работу, выбирать способы лепки. 3. «Музыкальное воспитание» Использование работ в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств. 4. «Ознакомление с окружающим» Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий.
Развитие и коррекция всех психических функций (воображения, восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.). Коррекционно-развивающая Расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования. Обучающая Развитие умения позитивного общения и сотрудничества. Коммуникативная Преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие эмоционального напряжения. Исчезают нервозность, возбужденность, концентрируется внимание, улучшается память, повышается обучаемости. Релаксационная Развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания. Воспитательная
С уществует множество рецептов теста для лепки. Но в зависимости от качества муки, от того какая модель вами задумана, вы можете сами варьировать ингредиенты и их пропорции, добиваясь нужного результата опытным путем. Приведем несколько базовых рецептов, которых, вероятно, окажется вполне достаточно для работы, особенно на первых порах. М ука должна быть белой, достаточно высокого качества. Соль требуется мелкая. Основной рецепт очень прост: соли и муки должно быть поровну, воду, постоянно перемешивая тесто, добавляют в количестве немного большем половинного количества муки и соли. Количество воды может изменяться в зависимости от качества муки. Тесто разминают руками, поэтому на ощупь легко определить, насколько оно пластично и готово к лепке.
Правила формулируются в процессе совместного обсуждения с детьми таких вопросов: 1. Для чего мы здесь собрались? 2. Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо? 3. Когда рождается самая волшебная красивая картина? (в тишине) 4. Чтобы получилось задуманное, с каким чувством нужно лепить (приклеивать, украшать и т.д.)? (с любовью, вниманием). Правила безопасности Соленое тесто- несъедобно! Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами. После работы обязательно надо вымыть руки с мылом. Правила безопасности Соленое тесто- несъедобно! Следует быть крайне осторожными при работе с острыми предметами. После работы обязательно надо вымыть руки с мылом.
1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать. 2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов. 3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. 4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов. 5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей. 6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией. Д ля успешного овладения детьми творческой деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об принципах:
1 этап. Замешивание соленого теста. 2 этап. Лепка изделия. Три способа лепки: Конструктивный является более простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепится по частям. Пластический предполагает, что все изделие выполняется из целого куска без деления на части. Комбинированный включает в себя как пластический, так и конструктивный способы при лепке одного изделия. 3 этап. Окрашивание теста. Окрашивать можно как уже просушенное изделие, так и само тесто перед лепкой и просушиванием. Окрашивание всего изделия после просушки наиболее простой, но вместе с тем трудоемкий вариант. 4 этап. Сушка. Сушка изделий из соленого теста бывает двух видов: естественная и сушка в духовке. 5 этап. Склейка. 6 этап. Хранение изделий.
Памятка, как сделать необходимый цвет: Голубой = синий + белый Розовый = белый + красный Фиолетовый = синий + розовый Зеленый = голубой + желтый Оранжевый = желтый + красный Коричневый = зеленый + красный Изумрудный = зеленый +синий Телесный = светло-розовый +чуть-чуть желтого Золотой и серебряный получится, если добавить соответствующий цвет гуаши или акрила, таким же способом можно получить тесто с блестками (гель для гуаши). Все детали и украшения - бусинки, травинки, веточки, цветочки, бисеринки, семена растений и т.д. соединяются при помощи клея ПВА - это гарантия того, что в процессе сушки эти детали не вывалятся из теста.
Способы сушки: Сушка в духовке Нужно исходить из того, что изделие толщиной 5 мм сушится в течение 1 часа. Температура при этом должна быть 75 градусов. Воздушная сушка Самый экономичный, но и самый длительный. При воздушной сушке влага из изделия испаряется очень медленно- за 1 день изделие просушивается не более чем на 1 мм толщины. Такую сушку целесообразнее всего проводить летом, когда можно использовать тепло солнечных лучей (зимой на батарею украшения ни в коем случае класть нельзя!). Лак Для закрепления красок и защиты изделий от влаги используются прозрачные художественные или мебельные лаки.
На первом этапе мы используем лепку мелких орнаментальных деталей. Несмотря на то, что в изготовлении эти фигурки довольно просты, они являются важными составными элементами композиции. Эти детали настолько красивы, что и сами по себе могут являться украшениями: это цветы, листья, ягоды, фрукты, овощи и т.д. Изготовление мелких элементов важный этап работы перед переходом к сложным композициям. Он приучает детей к аккуратности тщательности выполнения работы. На втором этапе мы изготавливаем простые поделки, которые имеют множества вариантов выполнения. Они выглядят весьма эффективно и даже без окраски. Кольца, косы, медальоны - это распространенные украшения. Их мы украшаем мелкими орнаментальными деталями. На третьем этапе мы переходим к изготовлению более сложных композиций: сюжеты из р.н. сказок, настенные панно, плоские украшения которые изготавливаем с помощью шаблонов.
Средняя группа: Скатывание прямыми движениями, скатывание круговыми движениями. Расплющивание, соединение в виде кольца. Защипывание края формы. Лепка из нескольких частей. Оттягивание части от основной формы. Сглаживание поверхности формы. Присоединение части, прижимание, примазывание. Вдавливание для получения полой формы, использование стеки.