ТЕМА 2 ГЕНЕЗИС И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема:Предмет и методы макроэкономики Предмет:Макроэкономика Группа:613 Выполнил студент: Салохитдинов Даврон.
Advertisements

4. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ЕЁ ФУНКЦИИ. ПОЗИТИВНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ЭТ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.
Company LOGO ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ Витебский профессиональный лицей 1 машиностроения им. М.Ф. Шмырева 2009.
История развития экономической мысли Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны Первые попытки теоретически осмыслить.
Основные этапы развития экономической теории: Экономика (экономия) - IV в до н.э. – XVI в. Политическая экономия - XVI – XIX вв. Экономикс - XIX – XX вв.
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ ДОЦЕНТ МИЩЕНКО В.М.
Основные исторические этапы становления и развития экономической науки.
Э кономика ЭКОНОМИКА Что такое экономика? Где вы встречаетесь с экономикой? Приведите примеры.
История экономической мысли. Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокой эконом,
Экономические школы Подготовила Маса Н.Ю.. Экономические школы Системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической.
Тема 1.1. Предмет и метод истории экономических учений Чтобы понять основные цели экономики как науки, лучше всего обратиться к трудам величайших экономистов:
Предмет и метод экономики (экономической теории).
Макроэкономика Нимерницкая И. А. ЦСТАиПО «Ясенево» 2013.
Б Акынбеков Чынгыз. В мировой экономической науке известны основные теории кредита ; Натуралистическая Капиталотворческая Теории денежно - кредитного.
Эволюция теории налогов Классическая буржуазная политэкономия Классическая буржуазная политэкономия Экономическая система А.Смита Экономическая система.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Зарождение, основные этапы и направления развития экономической теории.
Предмет и метод экономики (экономической теории) Лекция 1.
Powerpoint Templates Page 1 «Основы экономики» «Введение»
ЭКОНОМИКА – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни. Слово «экономика» происходит от греческого «oikonomia»
Экономическая мысль Древнего мира получила значительное развитие в античную эпоху-период завершения формирования рабовладельческого способа производства.
Транксрипт:

ТЕМА 2 ГЕНЕЗИС И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ВОПРОСЫ: 1. Экономические воззрения в традиционных обществах 2. Развитие экономической мысли в дорыночную эпоху 3. Современные экономические школы и течения 4. Вклад российских ученых в развитие экономической мысли

1 вопрос

1 этап – Древний мир (зарождение экономической мысли) Предмет экономической науки – проблемы товарно - денежных отношений в натуральном рабовладельческом хозяйстве.

Основные идеи ученых древности 1. Господство идеи эквивалентного обмена вещей по их стоимости. 2. Отражение специфики социально - классовых отношений древневосточных обществ : проблемы рабства, соотношения натурального и товарного хозяйства ; представления о роли государства в хозяйственной жизни. Мыслители Древнего Востока (XVII- XVIII в. до н. э ); Царь Хаммурапи (XVIII в. до н. э.)

Ксенофонт ( г. г. до н. э.) Трактат « Домострой » - восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. Впервые дал анализ разделению труда. Ценность товара рассматривал в двух аспектах - потребительской стоимости и меновой стоимости.

Платон ( г. г. до н. э.) – известные произведения : « Государство », « Законы ». Также характерна натурально - хозяйственная концепция. Функция государства - разрешение противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Деньги – средство обращения ; нормирование цен.

Аристотель ( г.г. до н.э.) - анализ форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Труды - « Никомахова этика » и « Политика ». Взгляды : необходимость обмена хозяйственных благ как обмена эквивалентов ; основа ценности благ – их полезность ; соображения о происхождении и функциях денег ; преимущество земледелия перед ремеслом и торговлей.

Средневековье (эпоха феодализма) Экономическая наука находилась под влиянием религиозных воззрений на общество. Характерны две четкие тенденции - анализ реального содержания экономических категорий и неразрывная связь экономических взглядов с социальной жизнью общества.

Ибн-Хальдун ( ) Труд – « Теория общественного прогресса »: - защищается незыблемость сословной дифференциации общества - закладываются основы современного банковского дела, ростовщичества, денежного обращения, акционерного капитала. Господство одних людей над другими связано с присвоением избыточного продукта.

Фома Аквинский ( ). Труд – « Сумма теологии » - рассматриваются проблемы собственности и « справедливой цены ». Идеи : - Активная защита частной феодальной собственности - « Справедливая » цена - цена, возмещающая затраты продавца и обеспечивающая ему некоторый доход, необходимый для приобретения средств существования - Осуждение торговли и ростовщичества в целях наживы - Признание необходимости денег как меры стоимости и средства обращения.

2 вопрос

2 этап - Эпоха капитализма Переход экономических отношений в сферу торговли, возникновение первой экономической школы – меркантилизма. Экономические школы : меркантилизм, классическая политэкономия, физиократы, марксистская политэкономия.

Меркантилизм (XV - XVIIвв.) Предмет изучения – отношения в сфере обращения. Суть учения : в экономической политике - всемирное накопление драгоценных металлов в стране и в государственной казне ; в теории - поиск экономических закономерностей в сфере обращения. Идеи : - роль внешней торговли является определяющей для экономического роста, умножения национального богатства ; - богатство общества заключается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли ; - из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, т. к. это способствует накоплению богатства.

Этапы меркантилизма Ранний меркантилизм - политика денежного баланса ; цель - любыми средствами удержать деньги в стране ( превышение импорта над экспортом ) Поздний меркантилизм – - политика торгового баланса ( превышение экспорта над импортом ); - политика протекционизма. Представитель - Томас Манн

Классическая политическая экономия (Англия, вв.) Зарождение связано с возникновением мануфактур. Предмет исследования – отношения в сфере производства.

ОСНОВОПОЛОЖНИКИ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТЭКОНОМИИ материальной основой богатства является труд в различных сферах материального производства; стоимость товара прямо пропорциональна производительности труда; идея абстрактного труда, которая легла в основу марксистской теории стоимости Уильям Петти основой богатства является сельское хозяйство; условием экономического развития страны является пропорциональное распределение труда Пьер Буагильбер богатство общества зависит от двух факторов: производительности труда и доли населения, занятого им трудовая теория стоимости: труд имеет свою цену, которая определяется стоимостью жизненных средств, необходимых для содержания работника и его семьи Адам Смит Давид Рикардо

Марксистская политическая экономия Марксизм - направление в теоретической экономике, представляющее собой всестороннее исследование законов развития капиталистического общества и концепцию социализма ( коммунизма ) как новой экономической системы. Основоположник - Карл Маркс, немецкий ученый, социолог, экономист, общественный деятель. Основной труд - « Капитал », « К критике политической экономии »: - общественное развитие определяется взаимодействием производственных отношений ( базиса ) и производительных сил ( надстройки ); - бытие определяет сознание.

Маржинализм (70-е гг. 19 в.) Основная идея маржинализма - исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы в масштабе фирмы, отрасли ( микроэкономика ), а также в масштабе всего народного хозяйства ( макроэкономика ). Предмет изучения - рациональное поведение « экономического человека » в условиях ограниченных ресурсов.

Принцип предельной полезности Суть закона : полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара.

Основные школы маржинализма субъективно-психологический подход к объяснению экономических явлений. Главная задача политической экономии - изучение отношения человека к вещи, к окружающей природе, изучение отношения между потребностями человека и средствами их удовлетворения Австрийская школа ( К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем - Баверк ) предметом исследования являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Таким побудительным мотивом выступает определенное количество денег Кембриджская школа ( Альфред Маршалл ) защита господства монополий. Предмет изучения - оптимальные решения в условиях ограниченных производительных ресурсов Американская школа ( Дж. Б. Кларк )

3 вопрос

3 этап - Институционализм (США, начало XX в.) Альтернатива неоклассическому направлению экономической теории. Расширяется предмет экономической науки - экономические процессы рассматриваются во взаимосвязи с правовыми, социальными, психологическими, организационными, политическими отношениями.

Основные течения институционализма социально-психологическое (Т. Веблен), социально-правовое, или юридическое (Дж. Коммонс). конъюнктурно-статистическое (У. Митчелл). Установление закономерности и оценка степени влияния на экономические процессы неэкономических факторов

Кейнсианство (с началом мирового эк. кризиса гг.) Джон Мейнард Кейнс - Ооновоположник макроэкономики - концепция « эффективного спроса » Главная и новая идея теории - система рыночных экономических отношений не является совершенной и саморегулируемой, и максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Монетаризм Основатель - Милтон Фридмен - американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике. Основная идея - главным инструментом государственного вмешательства в экономику является стабильная кредитно - денежная политика. Характерны : - Попытка возродить приоритетное значение денежной массы и денежного обращения в экономических процессах. - Обоснование необходимости обеспечения соответствия между спросом на деньги и их предложением.

4 вопрос

Российские ученые- экономисты Активное пробуждение экономической мысли в России вв., вызвано образованием рынка и развитием мануфактур.

Меркантилисты Ордин - Нашокин - внес большой вклад в укрепление финансов и денежного обращения России. И. Посошков - « Книга о скудости и богатстве » - выступал за проведение эффективной налоговой политики ; особенно большое значение он придавал торговле.

Аграрии А. Н. Радищев (1749–1802) - основоположник революционной антикрепостнической идеологии в России. Рассмотрены ряд важных проблем политэкономии : - собственность, - развитие промышленности и аграрных отношений в России ; - происхождение богатства владельцев мануфактур и торговцев ; - обмен и цена товара, деньги и кредит, налоги. А. В. Чаянов (1888–1937) - исследователь узловых проблем развития аграрной сферы. - возглавил организационно - производственную школу, - разработал концепцию семейно - трудового крестьянского хозяйства, теорию сельскохозяйственной кооперации - выявил ряд существенных особенностей развития крестьянского хозяйства в России.

Классики Н. С. Мордвинов (1754–1845) : выступал за предпринимательство. доказывал неприемлемость для России теории Смита о свободной торговле, высказывался за необходимость отечественного промышленного протекционизма. разработал обширную программу развития капитализма в России, превращение ее в мощную аграрно - индустриальную державу ; подготовил денежную реформу в стране 1830–1843 гг. М. М. Сперанский (1772–1839): разделял теорию трудовой стоимости Д. Рикардо, являлся автором нескольких проектов государственных реформ в области денежного обращения, кредита и бюджета, налоговой политики. одним из первых выступил с обоснованием создания центрального банка и развертывания кредитных операций.

Марксисты XIX в. - основоположник русского анархизма М. И. Бакунин (1876), теоретик - экономист и философ Г. В. Плеханов (1856–1918), профессиональный революционер В. И. Ленин (1870–1924). Центральное место в работах Ленина 90- х гг. « Развитие капитализма в России » занимает теория товарного производства : - рынок создается самим развивающимся капитализмом, который углубляет общественное разделение труда и делит производителей на капиталистов и рабочих.

Эволюция предмета экономической теории Ведущие представители экономических школ и направлений Содержание предмета экономической теории и цель исследования 1) Ксенофонт, древнегреческий философ, гг. до н. э., автор " Домостроя " Автор названия науки ( от греческого словосочетания " ойкос "– дом, хозяйство, " номос "– правило, закон ). Предмет изучения экономики - домашнее хозяйство, способы его увеличения и умение пользоваться 2) Аристотель, древнегреческий философ, гг. до н. э. Противопоставление экономики хрематистике. Предмет хрематистики - умение наживать состояние, делать деньги 3) А. Монкретьен, французский дворянин ( ок гг.) Автор " Трактата политической экономии " (1616 г.) и нового названия науки, предмет которой состоит в изучении государственного хозяйства, управляемого абсолютными монархами 4) Школа физиократов. Ф. Кенэ, Ж. Тюрго, Д. де Немур, середина XVIII в. Предмет изучения – непреложные и всеобщие абсолютные естественные законы, установленные Свыше. Государственная власть должна быть отражением естественных законов, познанием которых занимается политэкономия 5) А. Смит, шотландский ученый ( гг.) Автор "Исследования о природе и причинах богатства народов". Предмет - богатство нации, его структура и законы функционирования рынка совершенной конкуренции. Введение понятия нормативной и позитивной экономической теории

6 ) К. Маркс, немецкий ученый ( гг.) Автор "Капитала". Предмет политэкономии - объективные экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Данные производственные отношения реализуются, взаимодействуя с производительными силами общества, и проявляются как система объективных общественных законов. 7) Австрийская школа (субъективно-психологическое направление маржинализма) К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бём- Баверк Цель политэкономии – исследование социальных законов. Их содержание составляют индивидуально-психологические мотивы деятельности хозяйствующих субъектов. Общественные законы – это арифметическая сумма действий изолированных членов общества 8) А. Маршалл, английский ученый ( гг.), основоположник неоклассического направления Автор труда "Принципы экономической науки", в котором применил ее новое название "economics", определив как науку о богатстве, часть общественной науки о действиях человека в обществе, которая относится к предпринимаемым им усилиям для удовлетворения своих потребностей в некоторых пределах, определяемых деньгами 9) Историческая школа (середина XIX в.), Ф. Лист, В. Рошер, Б. Гильдебрант, К. Книс Отрицание политэкономии как науки, изучающей законы общественного развития. Утверждение, что экономические законы различаются в зависимости от физической, социальной, политической и религиозной среды. 10) Дж. М. Кейнс, основатель макроэкономического направления ( гг.) Автор "Общей теории занятости, процента и денег". Расширил предмет исследования классической школы, включив в него экономику в состоянии депрессии. Принцип ограниченных ресурсов заменен недоиспользованием мощностей и безработицей в условиях депрессии 11) М. Фридмен, лидер монетаристского направления (1912 г. р.) Предмет экономической науки состоит в изучении законов движения денежной массы, которые объявлены первоосновой экономического развития

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !