ОБЩЕСТВО Материал для подготовки к ГИА, ЕГЭ 1. Что такое общество? 2 Узкое понимание 1.Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ОБЩЕСТВО ©. 2 Что такое общество? Узкое понимание 1.Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) 2.Совокупность согласованно.
Advertisements

1 ОБЩЕСТВО © С.К. Свечников,
1 ОБЩЕСТВО © С.К. Свечников,
1 ОБЩЕСТВО 2 Что такое общество? Узкое понимание 1.Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) 2.Совокупность согласованно.
1 ОБЩЕСТВО 2 Что такое общество? Узкое понимание 1.Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) 2.Совокупность согласованно.
1 ОБЩЕСТВО © С.К. Свечников,
Обществознание 8 класс Урок 6. Какие виды прогресса вам известны ?
1 ОБЩЕСТВО 2 Что такое общество? Узкое понимание 1. Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) 2. Совокупность согласованно.
1 ОБЩЕСТВО 2 Что такое общество? Узкое понимание 1.Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) 2.Совокупность согласованно.
Обществознание 8 класс Урок 4. Задание на урок: Определите к какому типу относится наше с Вами общество?
Домашнее задание: § 1 © Ковалькова Н.Н 1. Типы обществ 2. Общество и природа 3. Общество и культура.
Домашнее задание: §2, повт. §1 © Ковалькова Н.Н 1. Общество как система 2. Социальные институты.
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Общество» Цель: обобщить полученные знания, умения и навыки по теме «Общество».
НА ТЕМУ: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО Выполнил работу Бондарев Даниил 8 а.
План урока 1.Что такое общество 2.Основные сферы общества 3.Ступени развития общества.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Раздел «Общество» Материалы для подготовки к ЕГЭ учителя истории и обществознания МОУ СОШ 15 Рязановой В.В.
Общество Науки, изучающие общество Психология Психология Социология Социология Экономика Экономика Демография Демография Этнография Этнография Антропология.
1.Обществом в широком смысле 1.Исторический этап в развитии человечества 2.Группа людей, объединившихся для взаимопомощи и поддержки 3.Все формы объединения.
Транксрипт:

ОБЩЕСТВО Материал для подготовки к ГИА, ЕГЭ 1

Что такое общество? 2 Узкое понимание 1. Группа людей, объединенных неким общим признаком (толстопузое общество) 2. Совокупность согласованно действующих людей (общество книголюбов, союз журналистов и др.) 3. Определенные исторические этапы развития человечества (античное общество, индустриальное общество) 4. Специфические особенности жизни одной страны (китайское общество, российское общество) 5. Человечество в целом Ш и р о к о е п о н и м а н и е Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

1. Экономическая 2. Социальная 3. Политическая 4. Духовная 3 Сферы (подсистемы) общественной жизни Отношения людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления Взаимосвязи социальных групп, слоев, общностей Взаимодействие отдельных людей и социальных групп по вопросу о государственной власти Религиозные, нравственные, эстетические и другие идеи, соответствующие им отношения и организации Материалисты: экономическая сфера – главная! Идеалисты: духовная сфера – главная!

Целостность Устойчивость Способность к саморазвитию Открытость 4 Признаки общества как системы взаимосвязанные элементы постоянные изменения стремление к самосохранению новые элементы появляются, старые исчезают Целое, составленное из частей

1. Изменяется и развивается общество в целом 2. Изменяются и развиваются его элементы 3. Элементы общества взаимосвязаны между собой и воздействуют друг на друга 4. Одни элементы прекращают свое существование, другие появляются 5 Общество как динамичная система

Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, направленной на удовлетворение важнейших жизненных потребностей 6 Социальные институты семья производство государство образование религия в воспроизводстве рода в средствах существования в безопасности и социальном порядке в средствах существования в получении знаний, социализации, подготовке кадров в решении духовных проблем смысла жизни Каких?

Религиозная версия: «Бог создал человека и дал ему весь материальный мир и нравственный закон» Космическая версия: «Инопланетяне сделали людей и манипулируют ими» Естественная версия: «Труд создал человека и превратил стадо в культурное сообщество производителей» 7 Как возникло человеческое общество?

Натуралистический подход: «Развитие общества определяется природными факторами» Идеалистический подход: «Идеи первичны по отношению к другим сторонам человеческой деятельности» Материалистический подход: «Люди в первую очередь должны удовлетворять свои материальные потребности» Плюралистический подход: «В основе развития общества лежит не один, а множество факторов» 8 Под влиянием чего общество изменяется и развивается? Ш. Монтескье, Л. Мечников И. Кант, Г. Гегель, О. Конт К. Маркс, В. Ленин Большинство современных ученых

Типы обществ Наличие письменности Число уровней управлений и степень социального расслоения Способ хозяйственной деятельности Формации, отличающиеся способом производства и формой собственности Допись- менные Пись- менные Простые (нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных) Сложные Охотников и собирателей Огородничества Скотоводов Земледельцев Индустриальное Постиндустриаль- ное Первобыт- ное Рабовла- дельческое Феодальное Капиталис- тическое 9

Назвать основные социальные институты. Чем отличается простое общество от сложного? Перечислить все 4 формации. 10

11 Общественно-экономическая формация Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства. БАЗИС НАДСТРОЙКА совокупность производственных отношений совокупность идей и взглядов общества, соответствующих им отношений и организаций

Абсолютизация экономического фактора в жизни общества Однолинейное понимание исторического процесса Претензия на абсолютную правильность и универсальность 12 Недостатки формационного подхода + цивилизационный подход!

Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Эн- гельс) Стадия упадка и деградации, когда на смену органической-жизненному приходит технико- механическое господство (О. Шпенглер) Синоним культуры (А. Тойнби) Целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно- временных границах 13 Цивилизация

История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества Народы и общества изучаются изолированно Трудно выявить закономерности в историческом процессе 14 Недостатки цивилизационного подхода

Трехэтапная периодизация (Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер, З. Бзежинский и др.) 1. Традиционное (доиндустриальное) общество 2. Индустриальное общество 3. Информационное (постиндустриальное) общество 15 Надо совместить оба подхода!

Традиционное общество 16 Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения Духовная сфера Сословное деление, отсутствие социальной мобильности Социальная сфера Абсолютная монархия, правовая незащищенность, узаконенная внеэкономическая зависимость Политика Господство натурального хозяйства, экстенсивное производство Экономика

Индустриальное общество 17 Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки Духовная сфера Классовое деление, рост социальной мобильности, формирование гражданского общества, урбанизация Социальная сфера Расширение прав и свобод, демократия, разделение властей Политика Развитая промышленность, интенсивные методы производства, революции в технике и технологии Экономика

Постиндустриальное общество 18 Приоритет отдается науке и образованию Духовная сфера Профессиональное деление, развитие гражданского общества Социальная сфера Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии Политика Сфера производства уступает сфере услуг Экономика

Основные черты восточной и западной цивилизации 19 Преобладание науки, главная цель человека – получение нового знания для улучшения комфорта Преобладание религии, главная цель человека – нравственное совершенствование Личность выступает как высшая ценность, инициативность, самостоятельность, индивидуализм Интересы личности подчинены общественным, коллективным Правовое государство, демократические формы правления Вера в мудрого правителя, его обожествление, неразвитость права, бесправие подданных Развитый рынок, частная собственность, предпринимательство и конкуренция в экономике Зависимость собственности от власти, господство государственной собственности над частной Западная цивилизация Восточная цивилизация

Это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей 20 Общественный процесс Субъект: участники исторического процесса Объект: вся историческая действительность Главный субъект: все человечество? (Л.П. Карсавин) трудящиеся? (К. Маркс) народ? (В. Ключевский) выдающиеся личности?

21 Направления общественного процесса Регресс – деградация, переход от высшего к низшему Прогресс – движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному Гесиод, Ф.Ницше, О.Шпенглер, К.Поппер Ж.Кондорсе, И.Кант, Г. Гегель, О.Конт, К.Маркс

развитие и совершенствование производительных сил увеличение объема научной информации, превращение науки в непосредственную производительную силу общества расширение свободы человека, его возможностей к активным действиям способность государства создавать оптимальные условия для жизни своих граждан рост уровня жизни, степени социальной защиты 22 Критерии общественного прогресса kriterio – мерило для оценки

23 Формы общественных изменений процесс обновления, придания тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям Модерни- зация преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы Реформа коренные, скачкообразные изменения всех или большинства сторон общественной жизни Революции постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю Эволюция

Это систематически воспроизводимые отношения в обществе в целом или в его отдельных частях 24 Закон общественного развития Закон ускорения истории: на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущее Закон неравномерности развития разных народов и наций

Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами 25 Глобализация способствует развитию экономики обеспечивает большую толерантность предостерегают государства от крайних действий не всегда ориентирована на развитие отечественного производства нивелируются запросы людей диктуются правила, выгодные развитым странам навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур появление глобальных проблем

26 Глобальные проблемы носят планетарный характер угрожают всему человечеству могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств Проблема войны и мира, экология, неравномерность развития стран, энергия и сырье, международный терроризм, СПИД, кризис духовности…

общественное разделение труда, размещение отраслей производства производительность труда способности человека темпы развития общества характер производственных отношений особенности духовной культуры менталитет 27 Влияние природы на развитие общества социально-психологический облик народа

загрязнение окружающей среды быстрое истощение природных, сырьевых и энергетических ресурсов чрезмерно быстрый рост населения 28 Экологические кризисы природные антропогенные

1. Дальнейшее развитие и совершенствование производительных сил (безотходное производство, новые искусственные материалы…) 2. Отказ от технических завоеваний, переход на «чистую» энергию (солнца, ветра, воды) 3. Развитие техники и улучшение экологического воспитания 29 Пути преодоления экологического кризиса