Европейская философия 19-20 веков. План: Основные проблемы и течения философии 19-20 веков Психоанализ З. Фрейда Философия жизни. Ф. Ницше.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема Современная западная философия © О.В. Кормилицина, 2016 г.
Advertisements

Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Русские религиозные философы «серебряного века». Николай Онуфриевич Лосский ( )
Соотношение знания и веры.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В ТРУДЕ ТОЛКОВАНИЙ СНОВИДЕНИЙ ЗИГМУНТА РЕЙДА / ФИЛОСОФИЯ / ПРЕКРАСНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Философия XIX и XX вв. 1.Классическая философия XIX в. 2.Неклассическая философия XIX в. 3.Особенности философии ХХ в.
Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер. Философские теории воли. Воля как волюнтаризм. А.Шопенгауер.
ФИЛОСОФСКАЯ НЕКЛАССИКА План 1. Эпоха модерна. 2. Артур Шопенгауэр (последний классик?). 3. Серен Кьеркегор (самый христианский философ?). 4. Фридрих Ницше:
Презентация к уроку (4 класс) по теме: Презентация к уроку "Православное учение о человеке"
Свобода – возможность делать самостоятельный выбор и принимать решение в любых, даже самых важных вопросах. Она тесно связана с самореализацией и является.
Зигмунд Фрейд Подготовили: Атясова Екатерина Балдина Ангелина.
Тема: ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ВОПРОСЫ Понятие личности. Понятие личности. Структура личности. Структура личности. Основные направления.
Неклассическая философия XIX века Выполнила: Смагулова Аида Группа ОМ Проверила: К.ф.н. Бисембаева З.У.
Мораль представляет собой довольно сложное явление. В повседневном обиходе, а порой и в публицистике, в популярной литературе под моралью понимают совокупность.
Тема 1. 1.Структура и основные формы бытия 2.Становление проблемы бытия в западноевропейской философии (античность, средневековье, Новое время). 3.Попытки.
Духовная жизнь человека. Урок по обществознанию в 10 классе
Проблема кризиса культуры И её осмысление в экзистенциализме, фрейдизме, неофрейдизме.
Развитие социально- гуманитарных наук 1.Классический 2.Неклассический 3.Постнеклассический.
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Транксрипт:

Европейская философия веков

План: Основные проблемы и течения философии веков Психоанализ З. Фрейда Философия жизни. Ф. Ницше

Литература Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия. – М.,2008. – С Введение в философию: учебник для вузов в 2-х ч. – Ч. 1. – М.,1989. – С Философия. – М., – С

Основные проблемы и течения философии веков Антропологизм – совокупность учений, центральной проблемой которых является проблема человека. Экзистенциализм – философское учение о сущности и существовании человека (К.Ясперс, Ж.-П. Сартр, С. Кьеркегор, А. Камю) Фрейдизм – учение, ставящее в центр понимания человека бессознательные инстинкты Философия жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) Философия деятельности Марксизм Сциентизм – направление, абсолютизирующее роль науки Позитивизм – направление, абсолютизирующее роль конкретно-научных фактов в процессе познания (О. Конт, Г. Спенсер, Л. Витгенштейн, Б. Рассел) Философия науки (К.Поппер, Т. Кун, И. Лакатос)

Зигмунд Фрейд

Теорию Фрейда можно подразделить: Психоанализ – в центре внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Фрейдизм – философское учение, переносящее антропологические принципы психоанализа на общество. Неофрейдизм – философское учение возникшее в процессе реформации и критики Фрейдизма. Идея, общая с фрейдизмом, что причина действия – бессознательные побуждения.

Основная доктрина Фрейда: Все проявления человеческой психики и сознания есть отражение врожденных родовых сексуальных инстинктов, т.е. бессознательного.

Бессознательное Родовое Индивидуальное (заложенные неосознанные (каждый элемент покоится на врожденные воспоминания) соотв. компоненте родового бессознательного)

Варианты теории влечений: Двойственность Я - влечения и полового влечения, акцент на половом влечении. Переход от признания дуализма влечений к признанию единственного влечения, основа- концепция; Я – либидо. Возврат к несколько видоизмененному признанию – двойственности влечений.

Организм В нем действуют два основных влечения: Влечение к жизни Влечение к смерти (эрос) (танатос) Стремление к: Объединению живых Возвращению в безболез- субстанций во все более ценное состояние, крупные и прочные предшествующее рождению целостности (покой)

Влечения сталкиваются с внешним миром Результат: Заторможенное, отсроченное, основанное на замещении, но лишь благодаря этому ненасильственное и приносящее пользу действие. Удовлетворение влечений Динамика влечений выступает как борьба между Эросом Танатосом Внешним миром Этой динамике влечений соответствуют три принципа: Принцип наслаждений Принцип нирваны Принцип реальности

Структура человеческой личности по Фрейду: Воспитание Влияние Окружающая действительность Сознание аналоги «сверх-Я» «Я» Развитие (4-5 лет): совесть, идеалы, запреты и т.д. устранение Предсознание «Цензура» «Сверх-Я» «ОНО» Подсознание

Психоанализ выделяет три аспекта психических явлений: Динамический ( взаимодействие различных психических сил) Энергетический (распределение энергии психический зарядов в ходе этих взаимодействий) Структурный (выделение сферы психики)

Задача психоаналитика: Знать и уметь расшифровать символически язык бессознательного, довести истинное значение сублимированных символов до сознания индивида, подавить «Бунт» воспоминаний.

Техника психоанализа: Совокупность правил толкования сновидений, интерпретации свободных ассоциаций, особое толкование «скрытого смысла» речи и галлюцинаций психически больных людей.

Профессор классической филологии Базельского университета.

«…дерзкий внутренний скептицизм вырос в Германии именно среди детей протестантских пасторов». «Слишком много в Германии учёных и философов, которым случалось в детстве, послушав проповедь, перевести глаза на самого проповедника – и в результате они больше не верят в Бога…» Ф. Ницше

«Генеалогия морали» «Сумерки идолов» «Антихрист» «Воля к власти» «По ту сторону добра и зла» «Так говорил Заратустра» «Рождение трагедии из духа музыки»

Идея «перспективизма»: Существует множество оценок одного и того же разными субъектами, что не означает неправомерности каждой их них.

«Всё, в применение к чему слово «познание» имеет смысл, относится к той области, где можно считать, взвешивать, измерять, - к количеству, в то время как все наши оценочные восприятия привязаны к качествам, т.е к нашим и только нам одним принадлежащим «истинам», которые вообще не могут быть познаны».

«По ту сторону добра и зла» «Генеалогия морали» До сих пор не было ни малейшего сомнения в превосходстве «хорошего» над «плохим».

Недопустимо смешение аристократической морали сильных с моралью рабов, неудачников. Слабому невыносимо сознавать себя слабым перед лицом сильного, поэтому уничтожить сильного – цель его самосохранения. Аристократическая мораль достаточна в своей позитивности, мораль рабов отрицает всё, что не является её частью. В своём не-Я рабы обретают Творчество.

Отвага Щедрость Индивидуализм Мораль сильных Мораль неудачников Демократия Социализм

Мораль играет разлагающую роль. Мораль – есть послушание, «формальная совесть», выработанная человеком в коллективах. Вместо того, чтобы расти вверх и создавать мир красоты и великих шедевров, человек прорастает внутрь – вкривь да вкось. Так рождается больная душа. Чем незаметнее этот душевный мрак, тем опаснее.

1. Полная произвольность всех критериев морали (отрицание существования свободы воли). 2. Все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти», которая у людей слабых проявляется как «воля к свободе», у более сильных как «воля к большой власти», у самых сильных как любовь к человечеству, чем прикрывается стремление к подавлению чужой воли.

Хаотичность мира, отсутствие закономерного развития Бессмысленность морали Человек - биологический организм, в первую очередь тело, в процессе развития вырабатывающий всё более сложные формы приспособления к миру. Интеллект – высший слой, необходимый для сохранения низших, жизненных и жизненно- необходимых инстинктов.

Нигилизм – неизбежное следствие из христианства, морали и философского понятия истины. Когда иллюзии разоблачены, остаётся зияющее Ничто, пропасть небытия.

I. Нигилизм есть психологическая замена необходимости. II. Причина нигилизма – разочарование в поисках осмысленности жизни. III. Тотальной систематизации и организации, придуманных человеком для собственного удобства, в реальном мире не существует. Абсолютных ценностей нет. Положение мира отныне – Хаос в смысле утраты порядка, структуры, формы, красоты.

Линеарная модель развития христианства Гегелевская схема прогресса Фигура круга «Все вещи возвращаются и мы вместе с ними, мы повторялись бесконечное множество раз и всё вместе с нами». Всякая боль и радость, каждая мысль и вздох, всякая вещь, большая и маленькая, непременно возвратятся. «И даже этот миг и я в нём – всё будет снова».

Мир, не отвергающий, а принимающий и повторяющий сам себя – такова космология Ницше (amor fati – «любовь к року»). Человек, принявший мир, открывает, что воля – его сущность. Воля – движущая сила «становления», воля к власти, к расширению своего Я. В вечном возвращении он сливается с миром, его воля, принимающая мир, узнает себя в примирении с самой собой. Такой человек добровольно следует по пути, по которому другие бредут слепо.

«Это мы его убили: я и вы». Убийство Бога – в последовательном отказе от ценностей, которые всегда были в основании западной цивилизации. Мы устранили мир сверхъестественного и всё, что с ним связано: идеалы, ценности. Бог исчез вместе с эти миром, исчез и старый человек, а нового еще нет.

Христианство – религия сострадания, но когда сочувствуют, теряют силу, развития уже нет, ведь закон роста – селекция. Сострадания – praxis (проявление) нигилизма. Нет ничего более нездорового и губительного для человечества. Иисус – «самый благородный человек, символ креста, самый возвышенный из существовавших». Свою жизнь - вот, что оставил он людям. Евангелие умерло, осталось забыто на кресте, оно переродилось в церковь, в христианство, а значит в ненависть и предательство.

«Чувство правдивости не может не внушить отвращения к фальшивому и насквозь изолгавшемуся христианскому мироосмыслению». Культ Диониса Истинная идея жизни Культ Диониса Истинная идея жизни БОГ Моральный миропорядок Бессмертие Грех Милость Искупление БОГ Моральный миропорядок Бессмертие Грех Милость Искупление

в том же смысле, что и князь Мышкин Достоевского. Иисус – представитель истинного декаданса, главной целью которого является жизни отрицание. «Его место в монастыре». Христианство Церкви - фальшивый декаданс, извращение христианства Иисуса. Христианство переиначило исходные ценности, превращая немощь – в мощь, ничтожество – в ценность. Сострадать человеку, значит признать, что больше ему ничем нельзя помочь.

Христианство есть форма выживания слабейшего, выживания любой ценой. Больные и слабые «хотели избежать своей нищеты, а звёзды был для них слишком далеки. «О, если б существовали небесные пути, чтобы прокрасться в другое бытие и счастье!» - тогда изобрели они свою выдумку и кровавое пойло!» Изворотливость, лживость рессантимента немощи Несовершенство христианства, его самоотрицание

«Так говорил Заратустра». Заратустра – образец Сверхчеловека. В своём отрицании «последних людей» он желает через отречение от существующего человека преодолеть груз лжи и ненависти. «Разве сострадание не есть крест, на котором распинают того, кто любит людей?» Любовь к ближнему Сострадание «Любовь к дальнему» «Великое презрение»

Сверхчеловек – аристократ духа, человек творчества и гармонии, человек жизни. Сверхчеловек – бунт жизни против умиротворяющего потустороннего сна «добрых». Необходимо разбудить человека к жизни, прервать вековую спячку, предающуюся по наследству. Человек должен сотворить новый земной смысл, разорвав старые цепи и сбросив тяжелые колодки. Человек – натянутая струна между животным и Сверхчеловеком.

Человек – мера всех вещей, дающий бытие новым ценностям. Безобразен человек, согнувший спину перед иллюзиями потустороннего, потерявший веру в жизнь. Достоин уважения лишь Сверхчеловек, верующий в земное, творящий смысл земного, исполненный воли к победе. В этом его воля к власти.