Начало Нового времени Начало Глава II. Художественная культура XVII в. Западная Европа §6. Право на познание, или О том, как был поставлен главный вопрос новой эпохи Право на познание
Потерянный рай. Джон Мильтон. 2011, аудиокнига. «Убить книгу почти то же, что убить человека. Тот, кто уничтожает книгу, убивает самый разум…» Дж. Мильтон
Джон Мильтон ( ) ( ) английский поэт, политический деятель и мыслитель, английский поэт, политический деятель и мыслитель, автор политических памфлетов и религиозных трактатов.
Сформулируйте три вопроса к видеофрагменту
Основные работы:
Родился в семье нотариуса, близкого пуританским кругам. В 1632 году окончил Кембридж- ский университет, получив степень магистра искусств. В период Английской буржуазной революции XVII в. Мильтон - выдающийся публицист. Неоднократно высказывал тревогу по поводу положения дел в Англии, порицая нарушение прав парламента, отсутствие религиозной свободы, расправу с демократическим движением. К этому времени относятся его переводы псалмов и сонеты.
После реставрации Стюартов (1660) сочинения Мильтона "Иконоборец" и оба памфлета "Защита английского народа" были публично сожжены. Избежав тюрьмы и смерти, Мильтон вёл уединённую жизнь. Его бедствия усугубила слепота. В этот период напряжённого творчества им созданы поэмы на библейском материале "Потерянный рай" (1667) и "Возвращённый рай" (1671). Окончанием творческого пути явилось созданием поэмы «Самсон-борец» (1671), прославляющей борьбу народа против тирании. Умер в Лондоне в 1674 г. Литературная слава пришла к нему после смерти.
эпическая поэма о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. эпическая поэма о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека. Мильтон избрал библейский сюжет и передавал его согласно словам Писания; кроме того, его действующие лица принадлежат большей частью к области сверхчеловеческой и не допускают реализма описаний. Потерянный рай
Значение «Потерянного Рая» «Потерянного Рая» в психологической картине борьбы неба и ада. Кипучие политические страсти помогли Мильтону создать грандиозный образ Сатаны, которого жажда свободы довела до зла.
"Ты слышал, Рафаил, - сказал Господь, - Какую смуту учинил в Раю Из Ада ускользнувший Сатана, Успешно бездну тьмы преодолев; Как он супругов ночью возмущал, Чтоб их и заодно весь род людской Сгубить. Поговори, как с другом друг, Полдня с Адамом... В беседе растолкуй, Сколь он безмерно счастлив, и внуши, Что вправе счастьем он располагать По воле собственной, что эта воля Свободна, но переменчива, и пусть
Сие запомнит; преподай совет Быть осторожным, чтоб на ложный путь В беспечности излишней не вступить; Ему открой грозящую опасность Со стороны коварного Врага, С Небес низверженного и теперь Замыслившего и других склонить К паденью, чтоб лишились и они Блаженства... Враг пустит в ход предательство и ложь. Открой Адаму всё, дабы не мог Оправдываться, если он падёт По воле собственной; что, мол, врасплох Застигнут был и что его никто Не вразумил и не предостерёг!"
Оборотясь, они в последний раз На свой недавний, радостный приют, На Рай взглянули: весь восточный склон, Объятый полыханием меча, Струясь, клубился, а в проёме Врат Виднелись лики грозные, страша Оружьем огненным. Они невольно Всплакнули - не надолго. Целый мир Лежал пред ними, где жильё избрать Им предстояло. Промыслом Творца Ведомые, шагая тяжело, Как странники, они рука в руке, Эдем пересекая, побрели Пустынною дорогою своей.
Война в Небесах
Падший ангел, изгнанный из Рая
Пробуждение Сатаны с его войском Пандемоний столица Ада в поэме Джона Мильтона
Он вырывается из Ада, где у ворот Грех и Смерть
Сатана спускается на Землю
Мякоть душистых плодов служила им пищей, а твёрдой кожурой черпали они воду из светлого ручья
Сатана поражён видом Рая на Земле. Второе сильнейшее впечатление на него оказывает вид первых людей. Он сознаётся себе в том, что готов их полюбить за совершенство, но считает, что его долг как предводителя падших ангелов довести до конца задуманное.
Рафаил беседует с Адамом и Евой
Сатана вселяется в спящего змея
Изгнание из Рая
Ужасными звуками, пронзительным шипением наполнило чертог
Глубокие чувства и вдохновенные картины природы, эмоциональные описания, тонкий лиризм, музыкальность стиха сделали поэму Мильтона шедевром мировой литературы XVII века. Автор отстаивает право человека на свободное познание окружающего мира. ВЫВОДЫ
«Добро и Зло, познаваемые нами на почве этого мира, произрастают вместе и почти не отделимы, пишет Мильтон. С тех пор как вкусили всем известное яблоко, в мир явилось познание Добра и Зла, этих двух неотделимых друг от друга близнецов. И быть может, осуждение Адама за познание Добра и Зла именно в том и состоит, что он должен Добро познавать через Зло»