Платежи за загрязнение окружающей среды Маликова О.И. д.э.н., профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Практическое занятие 9 Экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды.
Advertisements

Практическое занятие 8 Экономические механизмы природопользования и охраны окружающей среды К.М. Костырев 2012г. Томский политехнический университет.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Лекция 8 Экономические инструменты стимулирования природоохранной деятельности.
VI Международный железнодорожный бизнес-форум Стратегическое партнерство 1520 Выступление начальника Управления охраны труда, промышленной безопасности.
Иванов Дмитрий Анатольевич директор Центра энергосбережения и экологии ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» Платность природопользования, виды негативного воздействия Постановлением Правительства.
Плата за загрязнение окружающей среды Практическое занятие 7.
ОРГАНИЗАЦИОННО- ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ СТОЧНЫМИ ВОДАМИ В СУБЪЕКТАХ РФ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Президент России Дмитрий Медведев утвердил «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период.
Международный форум «Транспортная наука: инновационные решения для бизнеса» Выступление начальника Управления охраны труда, промышленной безопасности и.
Утилизация попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы Руководитель Руководитель Владимир Кириллов 2013 г г.
О реализации государственной региональной политики в сфере охраны атмосферного воздуха на территории Мурманской области 28 ноября 2013 года Министр природных.
Плата за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Выполнили: Зарманбетова Диана Пацкая Анна.
СИСТЕМА УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ВЫБРОСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В.В. Цибульский НИИ Атмосфера, Санкт-Петербург, Россия.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Э. У. Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды – это фактические или возможные потери в народном хозяйстве, которые возникли или.
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
Нормирование в области охраны окружающей среды Платежи за негативное воздействие на окружающую среду Директор по развитию ООО «АЛЭМ» К.т.н. Лилия Николаевна.
Директор Департамента природопользования ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Передня Татьяна Валерьевна 03 июля 2013г. Федеральный закон «О водоснабжении.
ИНФОРМАЦИЯ О выполнении общегородских мероприятий по снижению вредного влияния автомобильного транспорта на здоровье горожан в 2009 году.
Транксрипт:

Платежи за загрязнение окружающей среды Маликова О.И. д.э.н., профессор

План 1.Основные механизмы экологизации экономики. Оптимум сокращения выбросов 2.Принципы расчета платежей за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов 3.Финансирование природоохранных мероприятий

Платежи за загрязнение окружающей среды Платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух – стационарными источниками загрязнения - промышленными предприятиями (в пределах допустимых нормативов, в пределах лимитов, сверх установленных лимитов) – передвижными источниками загрязнения - автотранспортом (за допустимые выбросы, за превышение допустимых выбросов) Платежи за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (в пределах допустимых нормативов, в пределах лимитов, сверх установленных лимитов) Платежи за размещение и складирование отходов

Соотношение платы за пользование природными ресурсами и при пользовании природными ресурсами

Доля платежей за загрязнение окружающей среды в платежах при пользовании природными ресурсами (размеры платы составляют 8% от общей суммы)

Предложения Министерства природных ресурсов РФ Ввести с 1 января 2014 г. повышающие коэффициенты к действующему уровню платежей. Для временно разрешенных нормативов 25-кратный коэффициент к действующему уровню платежей, а для воздействия сверх разрешенного стократное увеличение размеров платежей. Возможные последствия решения: Добывающим компаниям при коэффициенте 25 придется отдать 0,79% от чистой прибыли против нынешних 0,34%. Больше всех пострадают производители целлюлозы: при коэффициенте 100 им придется отдавать 18,82% прибыли.

Оптимум сокращения выбросов

Этапы развития механизма платежей 1990 г. – эксперимент в 28 городах и регионах – постановление о внедрении платежей (13;632) – инфляция, работа экологических фондов ликвидация экологических фондов 2002 – прекращение взимания платежей – принятие новых нормативов, восстановление действия механизма

Нормативная база Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632.(с изменениями от 14 июня 2001 г.) Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г. (с изменениями от 15 февраля 2000 г.) О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений. Утв. Госкомэкологии РФ 6 сентября 1999 г.

Цели платежей возмещения затрат, связанных с компенсацией воздействия выбросов и сбросов загрязняющих веществ; стимулирования снижения или поддержания выбросов и сбросов в пределах нормативов; стимулирования осуществления затрат на проектирование и строительство природоохранных объектов.

Размер платежей определяется как сумма платежей за загрязнение: в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ (ПДВ); в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов) (ВСВ); за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды. Источники платежей за загрязнение окружающей природной среды: платежи в пределах допустимых нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов в пределах лимитов - за счет себестоимости продукции (работ, услуг); платежи за превышение допустимых нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов - за счет прибыли остающейся в распоряжении природопользователей.

предельно допустимый выброс (ПДВ) - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов; временно согласованный выброс (ВСВ) - временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально - экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса

База для расчетов Формы: 2-ТП-воздух, 2-ТП-водхоз и 2-ТП-отходы. Принципы заполнения форм отчетности Природопользователи сами определяют фактический выброс (сброс, размещение отходов) за квартал на основе результатов анализов, регистрируемых в журналах учета Заполнение форм отчетности на основе балансовых расчетов Особенности системы мониторинга

Плата за выбросы в пределах нормативов (ПДВ) 1.1. Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные ПДВ, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ. n Пн атм = SUM Снi атм * Мi атм при Мi атм

Плата за выбросы в пределах лимитов (ВСВ) 1.2. Плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ. n Пл атм = SUM Слi атм * (Мi атм - Мнi атм) i=1 при Мнi атм < Мi атм

Плата за сверхлимитные выбросы Плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. n Пол атм = 5 SUM Слi атм * (Мi атм - Млi атм) (5) i=1 при Мi атм > Млi атм, где: i - вид загрязняющего вещества (i = 1,2...n); Пол атм - плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ (руб.); Слi атм - ставка платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.); Мi атм - фактический выброс i-го загрязняющего вещества; Млi атм - выброс i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (т). Слi атм = Нблi атм * Кэ атм (4), где: Нблi атм - базовый норматив платы за выброс 1 тонны i-го загрязняющего вещества в пределах установленного лимита (руб.); Кэ атм - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости атмосферы в данном регионе

Коэффициент экологической ситуации Для стимулирования снижения уровня загрязнения окружающей среды увеличиваются: 1) Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы увеличивается в 2 раза для природопользователей, расположенных: в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых и заповедных территориях эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции. 2) Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха увеличивается в 1,2 раза для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров.

Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха определяется по формуле: П атм = Пн атм + Пл атм + Пол атм

Общая формула (принцип) П = (Пн + Пл + Псл) х К Пн = Мн х N Пл = (Мл – Мн) х 5N Псл = (Мф – Мл) х 25N

Возможности снижения размеров платежей Засчитываться в общих платежах природопользователя могут затраты на выполнение следующих видов воздухоохранных мероприятий: 1) Установка газопылеулавливающих устройств, предназначенных для улавливания и обезвреживания вредных веществ из газов, отходящих от технологических агрегатов и из вентиляционного воздуха перед выбросом в атмосферу. 2) Строительство опытно-промышленных установок и цехов по разработке методов очистки отходящих газов от вредных выбросов в атмосферу. 3) Оснащение двигателей внутреннего сгорания нейтрализаторами для обезвреживания отработавших газов, создание станций (служб) регулировки двигателей автомобилей с целью снижения токсичности отработавших газов, систем снижения токсичности отработавших газов, создание и внедрение присадок к топливам, снижающих токсичность и дымность отработавших газов и др. 4) Создание автоматических систем контроля за загрязнением атмосферного воздуха, оснащение стационарных источников выброса вредных веществ в воздушный бассейн приборами контроля, строительство, приобретение и оснащение лабораторий по контролю за загрязнением атмосферного воздуха. 5) Установка устройств по дожигу и другим методам доочистки хвостовых газов перед непосредственным выбросом в атмосферу. 6) Оснащение установками для утилизации веществ из отходящих газов. 7) Приобретение, изготовление и замена топливной аппаратуры при переводе на сжигание других видов топлива или улучшение режимов сжигания топлива.

Динамика выбросов в атмосферу в гг.

ЗФ ОАО ГМК Норильский никель, г. Норильск 2008,1 ОАО "Северсталь" г. Череповец, Вологодская область 335,5 ОАО Новолипецкий металлургический комбинат, г. Липецк, Липецкая область 319,3 ОАО Магнитогорский металлургический комбинат, г. Магнитогорск, Челябинская область 265,6 ОАО Западно-Сибирский металлургический комбинат, г. Новокузнецк, Кемеровская область 208,0 ОАО "Комбинат Южуралникель", Оренбургская область 153,9 ООО Медногорский медно-серный комбинат, г. Медногорск, Оренбургская область 111,4 ОАО Нижнетагильский металлургический комбинат, г. Нижний Тагил, Свердловская область 100,7 ОАО Красноярский алюминиевый завод, г. Красноярск, Красноярский край 89,5 ОАО Челябинский металлургический комбинат, Челябинская область 89,0 ООО "Уральская сталь", Оренбургская область 81,7 АООТ "Святогор", Свердловская область 71,7 ОАО Братский алюминиевый завод, г. Братск, Иркутская область 60,2 Комбинат "Печенганикель" ОАО "Кольская ГМК ", г. Никель, Мурманская область 58,0 ОАО Тулачермет", Тульская область 57,5 Комбинат "Печенганикель" ОАО "Кольская ГМК ", г. Заполярный, Мурманская область 55,1 Комбинат "Североникель" ОАО "Кольская ГМК", г. Мончегорск, Мурманская область 47,0 ОАО "Карельский окатыш", Республика Карелия 46,2

Плата за загрязнение атмосферного воздуха для передвижных источников подразделяется на: - плату за допустимые выбросы; - плату за выбросы, превышающие допустимые.

Плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников определяется по формуле: r Пн транс = SUM Ye * Те, где: e=1 Пн транс - плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников (руб.); е - вид топлива (е = 1,2...r); Ye - удельная плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ, образующихся при использовании 1 тонны е-го вида топлива (руб.); Те - количество е-го вида топлива, израсходованного передвижным источником за отчетный период (т).

Удельная плата для различных видов топлива составляет (руб./т или руб. за куб. м): Бензин этилированный АИ А 76, Бензин неэтилированный АИ А 76, Дизельное топливо 21.0 Сжатый природный газ 9.0 Сжиженный газ 11.0

Плата за превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников определяется по формуле: p Псн транс = 5 SUM Пнj * dj (9), где: j=1 Псн транс - плата на превышение допустимых выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников (руб.); j - тип транспортного средства (j = 1,2...p); Пнj - плата за допустимые выбросы загрязняющих веществ от j-го типа транспортного средства (руб.); dj - доля транспортных средств j-го типа не соответствующих стандартам. Определяется как соотношение количества транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, к общему количеству проверенных транспортных средств.

Количество транспортных средств (ТС), подвергаемых контролю в выборке (реально по видам топлива) должно составлять не менее: 100% - для предприятий с числом ТС до 20 единиц; 50% - для предприятий с числом ТС до 50 единиц; 30% - для предприятий с числом ТС до 100 единиц; 20% - для предприятий с числом ТС до 500 единиц; 10% - для предприятий с числом ТС свыше 500 единиц;

Приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 2009 г. включает 34 города с общим числом жителей 9,7 млн. человек. В этот список включены города с очень высоким уровнем загрязнения воздуха, для которых ИЗА равен или выше 14. Загрязнение воздуха в Братске в 2009 г. достигло самого высокого уровня среди городов Приоритетного списка: средние концентрации бенз(а)пирена и формальдегида составили 5–7 ПДК, диоксида азота – 2 ПДК. В Норильске формирование очень высокого уровня загрязнения обусловлено значительными выбросами диоксида серы, составляющими более 1,9 млн. т/год. В 2009 г. ИЗА для Москвы составил 13,8. Столь высокий показатель означает, что без реализации дополнительных мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ, в первую очередь от автотранспорта, Москва в 2010 г. может быть включена в перечень городов с очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

п/п ГородСубъект Российской Федерации Вещества, определяющие высокий уровень загрязнения атмосферы 1АзовРостовская область NO 2, БП, Ф 2АчинскКрасноярский край ВВ, NO 2, БП, Ф 3БарнаулАлтайский Край ВВ, NO 2, БП, Ф 4БелоярскийХанты-Мансийский АО – Югра Ф 5БлаговещенскАмурская область БП, Ф 6БратскИркутская область ВВ, NO 2, БП, Ф, НF 7ВолгоградВолгоградская область БП, фенол, Ф, НF 8ВолжскийВолгоградская область NO 2, NH 3, БП, Ф 9ДзержинскНижегородская область ВВ, NH 3, БП, фенол, Ф 10ЕкатеринбургСвердловская область NO 2, NH 3, БП, Ф 11ЗимаИркутская область NO 2, БП, Ф 12ИркутскИркутская область ВВ, NO 2, БП, сажа, Ф 13КрасноярскКрасноярский край ВВ, NO 2, БП,Ф 14КурганКурганская область БП, сажа, Ф 15КызылРеспублика Тыва ВВ, БП, сажа, Ф 16ЛесосибирскКрасноярский край ВВ, БП, фенол, Ф 17МагнитогорскЧелябинская область ВВ, NO 2, БП, Ф 18МинусинскКрасноярский край БП, Ф 19Москва NO 2, БП, фенол, Ф 20Набережные ЧелныРеспублика Татарстан БП, фенол, Ф 21НерюнгриРеспублика Саха (Якутия) ВВ, NO 2, БП, Ф 22НижнекамскРеспублика Татарстан ВВ, БП, Ф 23Нижний ТагилСвердловская область NH 3, БП, Ф, 24НовокузнецкКемеровская область ВВ, NO 2, БП, Ф, НF 25НовочеркасскРостовская область ВВ, БП, фенол, Ф, СО 26НорильскКрасноярский край Выбросы SO 2 и NO 2 27Ростов-на-ДонуРостовская область ВВ, NO 2, БП, фенол, Ф 28Селенгинск (пгт)Республика Бурятия ВВ, NO 2, БП, фенол, Ф 29СоликамскПермский край NH 3, БП, Ф 30СтавропольСтавропольский край БП, Ф 31СтерлитамакРеспублика Башкортостан NO 2, БП, Ф 32ТверьТверская область ВВ, БП, Ф 33УссурийскПриморский край ВВ, NO 2,БП 34ЧерногорскРеспублика Хакасия БП, Ф 35ЧитаЗабайкальский край ВВ, NO 2, БП, Ф 36Южно-СахалинскСахалинская область ВВ, NO 2, БП, сажа, Ф Приоритетный список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха в 2010 г

Особенности расчета платежей за загрязнение водных объектов Сброс в поверхностные водные объекты и на городские коммунальные очистные станции Особенности системы мониторинга

Плата за размещение отходов складывается из: платы за размещении отходов в пределах установленных лимитов, платы за сверхлимитное размещение отходов

Размер платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы с учетом вида размещаемого отхода (нетоксичные, токсичные) на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов. n Пл отх = SUM Слi отх * Мi отх при Мi отх

Размер платы за сверхлимитное размещение токсичных и нетоксичных отходов определяется путем умножения соответствующих ставок платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы размещаемых отходов над установленными лимитами и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент и суммирования полученных произведений по видам размещения отходов. n Пол отх = 5 SUM Слi отх * (Мi отх - Млi отх) при i=1 Мi отх > Млi отх, где: Пол отх - размер платы за сверхлимитное размещение отходов (руб.); Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.); Мi отх - фактическое размещение i-го отхода (т, куб. м); Млi отх - годовой лимит на размещение i-го отхода (т, куб. м); Слi отх = Нблi отх * Кэ отх (18), где: Слi отх - ставка платы за размещение 1 тонны i-го отхода в пределах установленных лимитов (руб.); Нблi отх - базовый норматив платы за 1 тонну размещаемых отходов в пределах установленных лимитов (руб.); Кэ вод - коэффициент экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе.

Плата за размещения отходов 1. Отходы I класса опасности тонна 1739,2 (чрезвычайно опасные) 2. Отходы II класса опасности тонна 745,4 (высокоопасные) 3. Отходы III класса тонна 497 опасности (умеренно опасные) 4. Отходы IV класса опасности тонна 248,4 (малоопасные) 5. Отходы V класса опасности (практически неопасные): добывающей промышленности тонна 0,4 перерабатывающей куб. метр 15 промышленности

Финансирование природоохранных мероприятий Источники: Бюджет разных уровней; Внебюджетное финансирование; Собственные средства предприятий. Направления использования средств: Целевые природоохранные программы и мероприятия Финансирование НИОКР Экологические услуги

Экологические фонды Формировался за счет платежей за загрязнение, штрафов, добровольных пожертвований. Распределение средств 10:30:60 ЭФ ФЭФ 10%РЭФ 30%МЭФ 60%

Литература «Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды» от 26 января 1993 года (в ред. Приказа Госкомэкологии РФ от 15 февраля 2000 года 77) Постановления 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» 28 августа 1992 Постановление Правительства РФ 344 от 12 июня 2003 года А.А. Голуб, Г.В. Струкова. Экономика окружающей среды и природных ресурсов/ М.:2003. – гл.4 Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году» Задание Подобрать пример платежей предприятия за выбросы загрязняющих веществ (сбросы, размещение отходов)