Yaroslav-the-Wise Novgorod State University RUSSIA ОДАРЁННОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЫЗОВ: ВЗГЛЯД РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ Д.п.н., профессор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ « Сторожевская средняя общеобразовательная школа »
Advertisements

Тьюторское сопровождение одарённых учащихся в учреждениях общего среднего образования Заведующий кафедрой педагогики и менеджмента образования ГУО «Академия.
Психологическое сопровождение одаренных детей Педагог-психолог МОУ СОШ 2 р.п.Тумботино Легостина Е.С.
Система дополнительного образования Выбор индивидуальной образовательной траектории Самопознание, самоопределение, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенсткование,
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
Р АБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В ДОУ Щурская Е.Е., ст. преподаватель кафедры дошкольного образования СПбАППО 2011.
Одаренные дети: теория и практика развития Малеев А.Л. канд. пс. наук, доцент.
Одаренность и ее виды Педагог – психолог Г.В. Трухнина.
«Развитие способностей учащихся». Проблему развития способностей исследовали: психологи - Л.С. Выготский, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Лук, Н.С.
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
Содержание, методы и формы работы с одарёнными детьми Учитель начальных классов МОУ СОШ 3 г. Ардона Мирзаханян И. Р.
Муниципальное управление «Управление образования» Администрации Таштагольского района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
«Работа с одарёнными детьми в начальной школе» Смирнова Е.А. МОУ СОШ 7.
Значительные итоги работы школы по решению задач, поставленных на 2012 – 2013 учебный год и приоритетные направления работы на учебный год Август.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования.
Выполнила: Горбунова В. А., учитель русского языка и литературы.
Организация работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности.
Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности Алексей Сергеевич Обухов кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 21 Проект «Интеллект- XXI» г.Рыбинск 2012г.
Все одарённые? Не все одарённые?. Одаренные дети: теория и практика развития по МЕЛЬНИКОВОЙ Е.Л. МАТЮШКИНУ А.М.
Транксрипт:

Yaroslav-the-Wise Novgorod State University RUSSIA ОДАРЁННОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ВЫЗОВ: ВЗГЛЯД РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ Д.п.н., профессор Михаил Наумович Певзнер Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Семантика термина «оДАРённость» Библейская история о дарах, которые мудрецы принесли новорожденному Христу. Золото - власть над умами и душами людей. Ладан – это ответственность за судьбы людей и за собственную судьбу, умение распорядиться Божьим даром. Смирна (бальзам) – это служение людям, а не собственной гордыне.

Этапы развития исследований одарённости детей Конец XIX - нач. ХХ в. - создание системы психолого-педагогической поддержки развивающих образовательных программ (В.П.Вахтерев, А.П.Модестов, В.М.Экземплярский, П.Ф.Каптерев и др.) гг. ХХ в. – разработка когнитивных методик диагностики интеллектуального развития детей; расцвет и разгром педологии (Л.С.Выготский, А.П.Модестов, В.М.Экземплярский и др.) гг. XX в. – развитие психологии способностей (Б.М.Теплов и др.) е годы – проведение исследований творчества и творческого мышления (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.С.Лейтес и др.). Конец XX в. - начало XXI в. – создание «Рабочей концепции одарённости» (Б.Г.Богоявленская и др.)

Базовые подходы к работе с одарёнными детьми Первый подход – одарённость редкое и нестандартное явление. Второй подход – все дети потенциально талантливые и одарённые. СТРАТЕГИЯ: выявление одарённых детей и целенаправленная работа по развитию одарённости СТРАТЕГИЯ: создание условий для проявления потенциала детей, развития их способностей

Ведущие идеи «Рабочей концепции одарённости» Постановка триединой педагогической задачи: выявление, развитие и обучение одарённых детей. Постановка триединой педагогической задачи: выявление, развитие и обучение одарённых детей. Рассмотрение одарённости через призму понятий «деятельность» и «способность». Рассмотрение одарённости через призму понятий «деятельность» и «способность». Определение одарённости как системного качества психики. Определение одарённости как системного качества психики. Пересечение понятий «одарённость» и «креативность». Пересечение понятий «одарённость» и «креативность». Выделение различных видов одарённости. Выделение различных видов одарённости.

Категорийные составляющие понятия «одарённость» Д ЕЯТЕЛЬНОСТЬ как вид человеческой активности, в которой формируется и проявляется индивидуальное дарование. ОДАРЁННОСТЬ С ПОСОБНОСТЬ как совокупность личностных свойств, соответствующих требованиям деятельности.

Определение одарённости Одарённость – это системное, развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Б.Г.Богоявленская Б.Г.Богоявленская

По критерию «степень сформированности одарённости»: актуальная и потенциальная одарённость. По критерию «форма проявления одарённости»: явная и скрытая одарённость. По критерию «широта проявлений одарённости в различных видах деятельности»: глобальная одарённость. Б.Г. Богоявленская Классификации одарённости

Социологическое исследование одарённых детей Исследование проходило: в рамках проекта ТЕМПУС IV-6 «Подготовка педагогов и образовательных менеджеров к работе с гетерогенными группами и организациями». Исследование проводили: 10 университетов России, Украины и Республики Беларусь. В опросе приняли участие: 2865 учащихся, 1105 родителей, 775 педагогов.

Характеристики одарённых детей (по результатам исследований) Автономность самообучения. Автономность самообучения. Скрытая или явная неудовлетворенность образованием. Скрытая или явная неудовлетворенность образованием. Адаптационные и коммуникативные трудности. Адаптационные и коммуникативные трудности. Независимость суждений. Независимость суждений. Познавательный эгоцентризм. Познавательный эгоцентризм. Перфекционизм. Перфекционизм. Лидерство. Лидерство. Максимализм. Максимализм. Повышенные требования к себе и окружающим. Повышенные требования к себе и окружающим. Неприятие несправедливости. Неприятие несправедливости. Преувеличенные страхи. Преувеличенные страхи.

Проблема выбора педагогической стратегии Какой должна быть основная педагогическая стратегия работы с одарёнными детьми? Стратегия «выравнивания талантов» и их адаптации к существующей привычной школьной среде. Индивидуальная стратегия развития нестандартных учеников и поиска особых способов взаимодействия с ними.

Орден Марии Терезии Орден предназначался для награждения тех офицеров, которые отличались самостоятельностью мышления, воинской смекалкой и добивались успеха вопреки ошибочным приказам командиров.

«Существует нечто более редкостное, более тонкое, более незаурядное, чем одарённость. Это способность признавать одарённость других». Э.Г.Хаббард

Проблема выбора педагогической стратегии Какая форма обучения предпочтительнее для одарённых детей? Раздельное обучение одарённых детей Инклюзия одарённых детей в рамках общеобразовательной школы

Проблема выбора педагогической стратегии Какой путь обучения одарённых детей является более продуктивным ? Путь медленного и постепенного выращивания таланта в щадящих комфортных условиях Путь создания познавательных барьеров, побуждающих одарённого ребенка брать новые высоты на пути самосовершенствования

Концепция «выращивания» В центре концепции - метафорический образ «заботливого садовника». Автор концепции – Г.Фольмар и др.

Концепция «барьерной педагогики» Автор концепции – А.С.Гормин Основная идея барьерной педагогики - в учебном процессе адаптируются не внешние барьеры к личности одарённого ученика, а изменяется, «подтягивается» личность ученика к стоящим перед ним внешним барьерам.

Благодарим за внимание!