СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И САМОАНАЛИЗУ УРОКА как средство управления проектированием процесса обучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ современного урока. Анализ урока. «Анализ урока – средство систематического и всестороннего контроля за учебным процессом». (инспектор) М.И. Махмутов.
Advertisements

Информационная карта анализа урока ( занятия ) на основе деятельностного подхода Паспорт урока.
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Технологии развития универсальных учебных действий.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Технология «Учебная ситуация». Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Выполнила учитель немецкого языка МАОУ СОШ 25 Резник Т.И.
Критерии оценки эффективности и качества урока. усвоение учащимися определенных знаний; развитие общеучебных умений и навыков; включенность учащихся в.
Технология проектирования урока © МОУ ДПО «Информационно-образовательный Центр» © Тьюторы Семенова О.Ю., Волченкова Н.А.
Анализ современного урока В помощь учителю
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Самоанализ урока. Требования к уроку 1. Научность. 1. Научность. 2. Воспитывающий и развивающий характер каждого урока. 3. Осуществление связи с жизнью,
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
В логике системно-деятельностного подхода ведущей категорией при организации образовательного процесса становится учебная ситуация(игровая, трудовая,
Транксрипт:

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ И САМОАНАЛИЗУ УРОКА как средство управления проектированием процесса обучения

Дидактические требования к современному уроку «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить». А. Дистервег Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Лев Толстой Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. Уильям Уорд Дайте ребенку любознательность. Знания он возьмет сам. А.А. Гин

Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя

Хорошая импровизация возможна только при условии заранее продуманного урока

Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него

Цель образования Способность ориентироваться в окружающей действительности, формирование ключевой компетенции в соответствии с основными положениями, выработанными Советом Европы «способность брать на себя ответственность».

XXI век деятельность учителя деятельность учащегося « Деятельность влияет на личность в меру включённости человека в её свершение»

Система дидактических принципов Принцип сознательности и активности Принцип наглядности Принцип доступности Принцип систематичности и последовательности Принцип прочности Принцип научности Принцип связи теории с практикой

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ 1. Организационный - организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина. 2. Целевой - постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы. 3. Мотивационный - определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе. 4. Коммуникативный - уровень общения учителя с классом. 5. Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п. 6. Технологический - выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п. 7.Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса. 8. Аналитический - подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

« Школа своим ученьем окажет наиболее глубокое влияние в том случае, если будет следовать природным расположением учащихся, их склонностям, способностям, вкусам» Каптерев П.Ф. 19 в.

Программа общего анализа урока 1. Достижение целей урока и реализация его познавательной, развивающей и воспитывающей функций. 2.Чёткость доведения до учащихся темы и задач урока и установление связи данного урока с предыдущими. 3. Целесообразность структуры и последовательности отдельных её частей. 4. Соответствие содержания урока его целям. 5. Соответствие приёмов и методов обучения содержанию, цели урока и воздействий особенностям учащихся.

Программа общего анализа урока 6. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учащихся на разных этапах урока. Эффективность приёмов, методов и форм работы. 7. Особенности контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся. 8. Психологическая характеристика деятельности учащихся на уроке: интерес, активность, понимание материала и его значимости. 9. Характеристика отношений между участниками учебного процесса: атмосфера доброжелательности, взаимного расположения, сопереживания, поддержки, взаимного уважения и справедливости. 10. Общая оценка урока. Выводы и предложения

Анализ внешних связей урока Установление места и цели урока в изучаемой теме или разделе программы Определение характера связи данного урока с предыдущими и последующими уроками Обозначение возможных межпредметных связей.

Морфологический анализ Разделение урока на учебные ситуации и определение их учебно-воспитательных задач; характеристика учебных ситуаций ; объединение учебных ситуаций в этапы и определение учебно-воспитательных задач каждого этапа; характеристика этапов урока.

Учебная ситуация Это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.

Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию продумать содержание учебной задачи, продумать и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы- суждения, а по-буждения

Учебная задача Учебная ситуация Мотивация

Учебные ситуации: предметном над предметном Построены на содержании Типология учебных ситуаций: Ситуация - проблема Ситуация - иллюстрация Ситуация - оценка Ситуация - тренинг

Ситуация - проблема Ситуация-проблема прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения)

Ситуация-иллюстрация Ситуация-иллюстрация прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная средствами ИКТ, вырабатывает умение визуализировать информацию для нахождения более простого способа её решения)

Ситуация - иллюстрация Просмотр видеофрагмента из кинофильма «Троя». -Определите историческую ошибку во фрагменте. История Древнего мира, 5 класс.

Ситуация - оценка Ситуация-оценка прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение

Ситуация - тренинг Ситуация-тренинг прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению).

Ситуация - тренинг Берем интервью у героя После прочтения книги учащиеся берут интервью у друг друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа. Русский язык, 4 класс работа с печатным текстом

Задачи Проанализировать урок (занятие) с точки зрения реализации на нем общекультурного системно- деятельностного подхода, предусмотренного ФГОС; выявить «западающие» звенья при решении этих задач учителем; наметить пути совершенствования урока (занятия)

Системно-деятельностный подход 1.1. Участие детей в целеполагании, формулировке личностного смысла урока (занятия) Целеполагание в обучении - это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах. Позиции участников учебного процесса: педагог создает условия для самостоятельного учения; педагог вместе с обучающимися, взаимное партнерство Формы и методы динамичные формы организации учебного процесса; акцент на самостоятельную работу обучающихся Средства учебная книга дополняется мощнейшими ресурсами информационно- телекоммуникационных систем и СМИ

Системно-деятельностный подход Рефлексия обучающимися границ своего знания – незнания

Системно-деятельностный подход Осознанность постановки и решения учебных задач учащимися Наличие у решающего задачу особой связи трех компонентов: понимания поставленной задачи, представления конкретной ситуации, соответствующего построения порядка действий. Задача выступает как требование дать ответ на точно поставленный в условии вопрос в некоторой общественно- зафиксированной форме, а конкретная ситуация через сами эти условия. В каждом конкретном случае построение порядка действий определяется первыми двумя компонентами.

Учебные задачи Характер учебной деятельности – индивидуальный, коллективно-распределенный, в парах, в разновозрастных группах

Учебные задачи Этапы урока соответствуют нормативной структуре деятельности

Оптимальность типа и структуры урока 1. Тип урока, его место в системе уроков по теме. 2. Соответствие структуры урока его типу. 3. Как этапы урока способствуют выполнению главной дидактической цели. 4.Макро- и микроэлементы структуры урока, соблюдение требований к каждому элементу урока. 5. Дозировка времени, эффективность использования времени на уроке. 6. Соответствие последовательности элементов урока (повторение пройденного, изучение нового материала, подготовленность учеников, уровень их работоспособности и т.д.). 7. Оптимальное сочетание на уроке коллективных, групповых, парных и индивидуальных форм обучения. 8. Оснащенность урока наглядными пособиями, техническими средствами обучения.

Планирование учителем образовательно-воспитательно-развивающих задач урока 1.Полнота, комплексность, разносторонность задач урока, вытекающих из содержания учебного материала. 2. Учет особенностей учащихся данного класса при планировании задач и возможностей их принятия школьником. 3. Образовательные задачи урока. 4. Задачи развития учащихся на уроке. 5. Целенаправленная деятельность учителя в развитии познавательных процессов учащихся. 6. Наличие дифференцированных задач для учащихся различного уровня подготовки, с учетом их индивидуальных особенностей. 7. Правильное выделение среди всего круга задач главных, основных, наиболее существенных в данных условиях.

Соблюдение требований к содержанию урока 1. Соответствие требованиям программы. 2. Реализация основных дидактических принципов. 3. Отбор главного материала. 4. Научность изучаемых явлений. 5. Дидактическая обработка учебного материала. 6. Осуществление внутри предметной связи, подготовка учащихся к восприятию нового материала на основе изученного ранее. 7. Установление межпредметных связей, понятий. 8. Связь изучаемого материала с жизнью, с практикой, с опытом учащихся. 9. Ошибки при отборе содержания урока.

Выбор методов, приемов и средств обучения 1. Соответствие методов общей направленности обучения задачам обучения, дидактической цели, содержанию материала, возрасту учащихся, специфике предмета. 2. Методы изучения нового материала, приемы новых технологий обучения. 3. Методы закрепления и выработки умений и навыков. 4. Методы стимуляции и мотивации учебной деятельности. 5. Методы контроля и самоконтроля учащихся. 6. Виды самостоятельных работ, методика их организации. 7. Оптимальное сочетание различных методов. Обоснованность выбора методов соответствующих содержанию урока. 8. Использование учебных пособий, дидактического материала, наглядных пособий и технических средств обучения и контроля.

Организация учителем повторения пройденного материала 1. Осознание учениками стоящих перед ними задач. 2. Знание учениками цели и плана работы по повторению. 3. Мобилизация усилий учащихся на преодоление трудностей, встречающихся при повторении. 4. Тщательный отбор и планирование материала для повторения. 5. Предупреждение возможных ошибок при повторении. 6. Обеспечение органической связи между ранее пройденным и новым материалом 7. Разнообразие приемов для повторения. 8. Внесение элементов нового. 9. Правильное распределение времени на повторение. 10. Стимулирование активности учащихся в процессе повторения. 11. Соблюдение сочетания различных видов повторения.

Организация закрепления изученного учебного материала 1. Направленность на усвоение главного материала подобранных вопросов и упражнений. 2. Усложнение заданий с соблюдением их доступности. 3. Дифференцированность заданий по степени сложности учебного материала и с учетом индивидуальных способностей и подготовленности школьников. 4. Эмоциональная привлекательность заданий и упражнений. 5. Включение в задания вопросов, упражнений, операций, обеспечивающих аналитико-синтетическую мыслительную деятельность. 6. Направление мышления ученика на решение общих и частных познавательных задач, требующих творческой переработки информации. 7. Закрепление способов деятельности учащихся. 8. Обеспечение самоконтроля и самооценки работы учащихся. 9. Подведение итогов закрепления учебного материала.

Подготовка учащихся к выполнению домашних заданий 1. Ясность каждому ученику. 2. Регламентированность и согласованность с таковыми других предметов. 3. Установка на индивидуализацию. 4. Возможность проверки задания. 5. Ориентированность ученика на самостоятельный поиск решения, на использование полученных ранее знаний и умений. 6. Разумное многообразие заданий. 7. Наличие в заданиях вопросов для повторения основополагающих знаний (установка на повторение давно пройденного материала). 8. Предполагаемая преодолимая трудность в задании. 9. Наличие фронтальных заданий. 10. Введение инструктажа, алгоритма. 11. Ориентация ученика на аналитико-синтетическую мыслительную деятельность. 12. Интересность заданий, занимательность.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся 1. Место контроля в структуре урока. 2. Методы контроля, целесообразность их применения. 3. Методика проверки домашний заданий (просмотр тетрадей, проверка домашней работы, разбор домашней работы у доски и т.д.). 4. Развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля (взаимная проверка, рецензирование ответов, вопросы отвечающим и т.д.). 5. Число опрошенных учащихся (один, два и более раз). 6. Воспитывающая сторона проверки и оценки знаний учащихся. 7. Учет индивидуальных особенностей учащихся при проверке и оценке знаний и умений. 8. Способы активизации учащихся при проверке и оценке знаний. 9. Сколько и какие отметки были поставлены на уроке, их объектив­ ность и аргументация. 10. Содержание и характер вопросов и заданий (воспроизводящие, проблемные, направленные на установление причинно- следственных связей и др.). 11. Оценка качества знаний, умений и навыков (полнота, осознанность, прочность, глубина, наличие системы в ответе, связь с жизнью и т.д.).

Организация познавательной деятельности учащихся 1. Организация восприятия на уроке: подготовка к восприятию; создание условий для успешного восприятия материала; виды восприятия (непосредственное, опосредованное); новые представления, сформированные у учащихся, насколько они правильны и полны; руководство восприятием со стороны учителя. 2. Формирование понятий на уроке: какими знаниями оперируют все ученики класса; выделение в структуре знаний научных фактов, понятий, законов, теорий; формирование новых понятий, теоретические обобщения, вы­ воды (использование анализа, синтеза, сравнения); уровень сформированности понятий; использование внутрипредметных и межпредметных связей; этапы формирования понятий.

Организация познавательной деятельности учащихся 3. Организация запоминания изученного материала: установление связи нового материала с ранее пройденным; концентрация внимания учащихся на основном материале; организация повторения основных правил и законов, выведен­ных на уроке; организация закрепления (место, методы, результативность). 4. Формирование общеучебных умений и навыков на уроке: какие задачи формирования общеучебных умений и навыков были намечены; какие общеучебные умения и навыки формировались и каков уровень их сформированности; какие задания и упражнения предлагались для формирования общеучебных умений и навыков; какие методы работы были избраны и почему; как осуществляется формирование у учащихся навыков планирования учебной работы; как формируется умение выделять главное, существенное в учебном материале; какие затруднения испытывали учитель и учащиеся в решении этой задачи.

Характер взаимоотношений учителя и учащихся 1. Организация работы учеников на разных этапах урока. 2. Умение учителя владеть классом, активизировать деятельность учащихся, организовать самостоятельную работу. 3. Индивидуальный подход к учащимся на уроке. 4. Уровень педагогических требований к работе учащихся, к их ответам, к развитию мышления и речи. 5. Характер постановки вопросов ученикам. 6. Реакция на допускаемые учениками ошибки. 7. Реплики оценочного характера, аргументация отметок. 8. Характер и тон дисциплинарных замечаний. 9. Общая эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке. 10. Соблюдение норм педагогической этики. Культура общения. 11. Стиль и темп работы учителя, и их влияние на деятельность уча­щихся (бодрость, решительность, вялость, безучастность и пр.). 12. Стимулирование успехов учащихся и использование арсенала поощрений. 13. Речевое взаимодействие на уроке (культура речи, логическая стройность, эмоциональность и пр.).

Воспитательные задачи Психологический климат занятия, контакты учитель – ученик комфорт – напряжение сотрудничество – авторитарность индивидуальные – фронтальные – малые группы взаимодействия преодоление негативных установок на отдельных учащихся культура речи учителя культура неречевого общения Соответствие решаемых учебных задач: личному опыту социализации и самоопределения; индивидуальным возможностям (создание ситуаций успеха)

Дидактические требования к современному уроку «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя,- всё, что может сделать учитель, – это указать дорожки». Р. Олдингтон