1 Управление как социосистемный процесс. 2 1.Понятие управления. Обратная связь в управлении 2.Теорема об информационном автокатализе 3.Гомеостатическое.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации

Advertisements

1. Определить последовательность проезда перекрестка
3 Законы Кирхгофа справедливы для линейных и нелинейных цепей при постоянных и переменных напряжениях и токах.
1 Основы надежности ЛА Надежность сложных систем.
Рисуем параллелепипед Известно, что параллельная проекция тетраэдра, без учета пунктирных линий, однозначно определяется заданием проекций его вершин (рис.
Таблица умножения на 8. Разработан: Бычкуновой О.В. г.Красноярск год.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Проверка статистических гипотез Основные понятия и терминология Что такое статистическая гипотеза? Лекция 6.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Набор игр Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает.
Проектирование архитектуры ИСО 1. UML 2 Структура определения языка 4.
Математические модели Динамические системы. Модели Математическое моделирование процессов отбора2.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его.
Урок-обобщение (7 класс – алгебра) МОУ "СОШ 45 г. Чебоксары" Кабуркина М. Н.1.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Чтобы выжить, организация должна сохранять устойчивость. Для этого организация развивает и сохраняет свои структуру и культуру. Сотрудники организации.
7 лекция Нелинейные резистивные элементы. Расчет нелинейныйх резистивных цепей © 2002 Томский политехнический университет, кафедра ТОЭ, автор Носов Геннадий.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 6000 Приложение 7 к решению Совета депутатов города Новосибирска.
Транксрипт:

1 Управление как социосистемный процесс

2 1. Понятие управления. Обратная связь в управлении 2. Теорема об информационном автокатализе 3. Гомеостатическое и индукционное управление 4. Иерархическое управление 5. Неиерархические управленческие системы 6. Теоремы о гомеостатическом управлении 7. Законы управления 8. Управленческие задачи. Обобщенная задача управления 9. Управленческие ошибки 10. Кризисное управление

3 Управление является базовым социосистемным процессом. И имеет две основные формы: Организацию (собственно, управление) Самоорганизацию (прокрустику). Управление – это работа с информацией, ее пересборка с последующим распределением. 1. Понятие управления. Обратная связь в управлении

4 Управление разбивается на следующие шаги: 1. Распаковка поступающей информации. 2. Структуризация полученной информации: информация классифицируется по степени значимости, незначимая – отсеивается. 3. Информационное усиление. 4. Пересборка информации в пакеты, оптимизированные для ее последующего распределения. 5. Передача информации исполнителям.

5

6 Атрибутивный признак управления – инсталляция в социосистеме контура обратной связи: разделение информации на директивный и индикативный потоки.

7 Акт управления изменяет социосистему и окружающий мир. Это приводит к изменению информационных потоков и необходимости воспроизводства управленческой деятельности. Поскольку контур управления является замкнутым, существует специфическая информация, которая циркулирует в этом контуре, то есть проходит как по индикативному, так и по директивному каналу – управленческая команда. Команда воспроизводит себя на каждом такте управления, модифицирует социосистему и оказывает воздействие на внешнюю среду в соответствии с целевой функцией управления.

8 Система управления состоит из аппарата управления и Руководителя (Пользователя). Руководитель является высшим и незаменимым звеном системы управления. Он задает алгоритмы распаковки и упаковки информации, исходя из своих субъективных представлений о целевой функции управления. Он привносит в систему управления субъективность, эмоциональность, волевое начало, непредсказуемость. Он определяет аксиологию и телеологию процесса управления. В конечном итоге задачей Руководителя являются необоснованные операции над информацией.

9 Разумно предположить, что именно генерация Руководителем произвола: логически, эволюционно, популяционно необоснованных операций с информацией, способствует насыщению социосистемы противоречиями и является причиной «ноозойного ускорения» развития.

10 2. Теорема об информационном автокатализе Работой управляющего является выбор между несколькими предложенными ему вариантами. Чем более грамотен и интеллигентен бюрократ, тем более осмысленным является его решение. Для того чтобы оно стало безошибочным, проблема выбора подвергается информационному усилению: она обсуждается на коллегиях, в комиссиях, на экспертных совещаниях и т.п.

11 При этом должны выполняться два условия: существует алгоритм, выделяющий безошибочное решение из всей совокупности выборов; время принятия решения не ограничено. Эти два условия вблизи фазового барьера, когда характерные частоты событий и сложность задач нарастают, не выполняются вообще.

12 В ситуации, не допускающей рационального выбора, современный управленец ведет себя рационально. Но «информационному усилению» комиссий и подкомитетов, экспертных советов и межотраслевых коллегий, подвергается не только «сигнал» (правильное решение), но и «шум» (ошибочные решения). Таким образом, активность бюрократической системы не влияет на исходную задачу и приводит лишь к задержке принятия решения.

13 Иррациональное решение может быть принято лишь после того, как сам чиновник и ассоциированный с ним аппарат «достаточно поработал». При этом измерением работы служит количество созданных в сети управления документов. Поэтому иррациональные управленческие задачи приводят к перегрузке административных каналов вновь произведенной информацией.

14 Поскольку каждый чиновник стремится занять свое рабочее время полностью, эти каналы оказываются полностью задействованными даже в отсутствии задач, на «холостом ходу» системы. Переход системы в рабочий режим и, прежде всего, загрузка ее иррациональными управленческими задачами, вызывает фрагментацию информационных потоков и распад системы управления.

15 Административные системы пытаются бороться с информационным автокатализом апробированными методами: ростом числа управленческих звеньев, повышением их качества, уточнением рамочных ограничений, наложенных на управление. Результатом является рост плотности административного поля и переход системы в такое состояние, когда практически любое управленческое решение противоречит либо закону и внутренним инструкциям, либо затрагивает интересы параллельных управленческих звеньев.

16 Информационный автокатализ приводит к блокировке управления из-за: возрастания сложности управленческих задач; сокращения характерного времени принятия решения; смещения равновесия в сторону иррациональных проблем и неизмеримых пространств выбора; роста взаимных обусловленности задач, их прогрессирующей междисциплинарности.

17 Все системы управления, независимо от своей структуры, исторических, типологических и иных особенностей, могут быть разделены на гомеостатические и индуктивные. 3. Гомеостатическое и индуктивное управление

18 В индуктивных системах источником управленческих команд является Руководитель, который организует систему деятельностей, направленную на изменение социосистемы и окружающей среды в избранном им направлении. Индуктивное управление направлено на изменение существующего, что подразумевает отказ от сохранения существующего.

19 Индуктивное управление субъективно, неустойчиво, необратимо, ресурсоемко, рискованно, провоцирует более или менее значительные социосистемные кризисы

20 Гомеостатические системы ориентированы на сохранение существующего, что приводит к явному или скрытому отказу от развития или попытке свести его к количественному изменению отдельных параметров – концепция устойчивого развития. Источником управленческих команд служит отклонение от заданного «нормального» состояния социосистемы или внешней среды, деятельность Руководителя направлена на компенсацию возникших изменений.

21 Гомеостатическое управление устойчиво, объективно, в том смысле, что мало зависит от личности Руководителя и свойств аппарата управления, обратимо, является безрисковым. Ресурсоемкость гомеостатического управления, обычно, меньше, чем у индуктивного. Гомеостатическое управление заведомо не работает в условиях кризиса. Гомеостатическое управление

22 По структуре административного аппарата управление может быть разделено на иерархическое и неиерархическое: сетевое гетерархическое перемешивающее 4. Иерархическое управление

23 В иерархическом управлении аппарат разделен на уровни управления, причем выполняются следующие правила: 1. Верхним уровнем управления является Руководитель 2. Каждый элемент уровня N+1 связан с m элементами уровня N, причем m>1 (каждый начальник имеет более одного подчиненного) 3. Каждый элемент уровня N связан с одним и только одним элементом уровня N+1 (у каждого подчиненного только один непосредственный начальник) 4. Директивная информация распространяется только «сверху вниз», только последовательно (с уровня N+1 на уровень N) и только непосредственным подчиненным 5. Индикативная информация распространяется только снизу вверх, только последовательно (с уровня N на уровень N+1) и только непосредственному начальнику.

24 Руководитель Иерархическая структура управления имеет древовидную форму (управленческая пирамида), связи в ней – только вертикальные (межуровневые).

25 Любая связная подсистема иерархической системы управления является иерархической системой управления. Это объясняет высокую устойчивость иерархического управления к внешним воздействиям и их способность к регенерации. При переходе с уровня на уровень информация модифицируется, причем общий объем ее уменьшается: иерархическая система обладает информационным сопротивлением.

26 Если координационное число m одинаково на всех уровнях управления иерархическая структура является регулярной. Если чередуются два разных координационных числа, говорят о квазирегулярной иерархической структуре. Иерархическая управленческая структура называется оптимизированной, если она регулярна, и координационное число максимально, при условии, что управление остается эффективным. Эта величина у различных культур различна, но везде лежит в интервале от трех (европейская парадигма) до пяти (китайская парадигма).

27 Неоптимизированные иерархические структуры либо неэкономичны либо неэффективны! Неэкономичность: управленческие звенья недогружены, численность управленческого аппарата завышена. Неэффективность: некоторые управленческие звенья перегружены, начальник не в состоянии в реальном времени управлять всеми своими подчиненными.

28 Перегруженные иерархические системы либо фрагментируются – часть звеньев выпадает из контура управления и начинает «жить самостоятельной жизнью», либо «тормозят», теряя связь с реальным временем Возникает явление, называемое запаздыванием в контуре управления. При значительном запаздывании гомеостатическое управление перестает поддерживать равновесие, а индуктивное перестает быть целенаправленным

29 Для иерархических управленческих систем характерна семантическая сегрегация: Разные уровни организации решают очень разные задачи, координируют различные деятельности, получают в пользование неодинаковую часть совокупного общественного продукта, поэтому и потребление их различно В результате речь представителей разных уровней управления начинает различаться, и чем дальше, тем больше Иногда высший управленческой слой вообще говорит на своем особом языке: латынь в раннесредневековых европейских государствах, французский – в России XVIII– XIX веков, английский – в целом ряде современных государств

30 Часто выделяются отдельные языковые страты, соответствующие различным уровням организации, причем речь «высших каст» для «низших каст» табуирована. Как правило, выделяются следующие уровни языка: Уровень деятельности Уровень планирования, проектирования, стратегирования Уровень транспрофессионального управления (новый) Уровень концептуального управления

31 Все иерархические системы стремятся к росту числа управленческих этажей! Эта эволюция заканчивается, когда суммарное информационное сопротивление системы становится бесконечным, то есть когда в ней затухают любые управленческие команды

32 Система управления перестает функционировать. Это противоречит социосистемным императивам. В управлении начинают возникать горизонтальные и диагональные связи. Такие связи называются коррупцией вне всякой зависимости от того, почему они образовались. Источником коррупционных связей может быть материальная заинтересованность, личные отношения, и даже интересы дела.

33 Коррупционные связи

34 Все известные современные иерархические системы насыщены коррупционными связями и работают только благодаря этим связям. В абсолютном большинстве случаев борьба с коррупцией понижает эффективность управленческой системы! При наличии коррупции, особенно – при насыщении управленческой структуры диагональными связями, процесс семантической сегрегации замедляется, и семантические касты не образуются

35 Если в управленческой системе не может быть выделена позиция Руководителя и выстроены управленческие этажи, система управления называется сетевой. Сетевое управление можно представить, как иерархическое управление с абсолютной коррупцией – все управленческие звенья связаны со всеми. Сетевое управление также правомерно рассматривать как совокупность короткоживущих иерархических систем: в каждый момент времени система ведет себя, как иерархическая, но ее структура связей, этажи, позиция Руководителя, – все это непрерывно меняется. 5. Неиерархические управленческие системы

36 Сетевая структура управления непредсказуема, ее эффективность переменна. Если в системе выстроен консенсус, она работоспособна и обладает низким информационным сопротивлением. Иначе – возникает конкуренция виртуальных Руководителей, директивный и индикативный информационные потоки смешиваются, и система выпадает из реального времени. Если рассмотреть обработку информации административной системой, как периодический процесс, то можно сказать, что если в иерархическом управлении запаздывание меняется от 0 до полупериода плавно, то в сетевых – дискретно с шагом в четверть периода.

37 Время на достижение консенсуса в сетевой системе пропорционально факториалу числа управленческих узлов. Следовательно, сетевые системы работают эффективно только при малом числе узлов. С другой стороны, никто не анализировал поведение сетевых управленческих систем с очень большим числом узлов (более десяти миллионов). Такие управленческие системы подобны нейронным сетям и должны не программироваться, а обучаться, постепенно оптимизируя внутренние и внешние информационные потоки.

38 В олигархических (гетерархических) системах верхний управленческий уровень организован по сетевому признаку, в то время как все остальные – по иерархическому. Эти системы обладают всеми недостатками как иерархических, так и сетевых систем, не имея их достоинств. Мыслима возможность синтеза иерархической и сетевой схемы управления: схема управления неизменна, но элементы управления – люди регулярно, например, ежедневно или ежемесячно, меняют свои позиции в этой схеме (перемешивание).

39

40 Рассмотрим обратные связи между управляемым и управляющим блоками социосистемы Эти связи могут быть реализованы: Через всеобщий избирательный механизм (демократическая система) Через ограниченный избирательный механизм (аристократическая или олигархическая система) Через систему прямого и непосредственного контроля Через систему ограничений (фильтров) на директивную или, отчасти, индикативную информацию – культурные, конфессиональные или нормативные ограничения Через произвольное сочетание перечисленных механизмов 6. Теоремы о гомеостатическом управлении

41 Современное международное право рассматривает, как единственно легитимную, политическую систему демократическое правовое государство или посттоталитарную демократию. Ее признаки: всеобщая представительная демократия и развитая нормативная система ограничений – Я имею право? – Да! – А могу? – Нет!

42 Чем глубже отрицательные обратные связи в контуре управления, тем сильнее смешиваются директивная и индикативная информация и тем менее эффективна система управления. Посттоталитарная демократия не поддерживает спонтанного и индуктивного управления и может функционировать только в режиме гомеостаза и лишь в условиях отсутствия серьезных внешних или внутренних кризисов.

43 Отсутствие отрицательных обратных связей в контуре управления чревато самовозбуждением административной системы, отрывом ее от реальности и, в конечном итоге, системной катастрофой. Задача оптимизации обратных связей в контуре управления на сегодняшний день не решена.

44 Первая теорема о гомеостатическом управлении: Демократическая форма правления подразумевает иерархически организованное администрирование с образованием семантических каст. Формально, это вытекает из естественного «желания» системы восстановить нормальное управление, разделив директивную и индикативную информацию.

45 В семантически кастовой системе такое разделение происходит естественно: язык директивной и индикативной информации различен, смешивается она лишь на позициях переводчиков- транспрофессионалов, обрабатывается лишь – на верхнем концептуальном уровне.

46 Посттоталитарные демократии стремятся к управляемости, и такое стремление системно оправдано (пример – Перестройка в РФ). Демократия может быть управляемой, если высшие семантически господствуют над низшими и этим модулируют их поведение на избирательных участках Семантическое господство создается за счет транспрофессиональной или концептуальной семантики: развитой, сложной речи, использующей все богатство данного языка. Низшие, даже поставленные в управленческую позицию в момент выборов, не могут ее занимать, поскольку не умеют пользоваться языком управления.

47 В семантически кастовой системе образование – сугубо профессионально и конкретно, приобретение универсальных знаний не поощряется, и выход в высшую касту возможен лишь для тех немногих людей, которые сумели отрефлектировать и обмануть систему образования

48 При наличии универсального образования и развитой коррупции семантический барьер между управленческими этажами не возникает: каждый человек примеряет на себя позицию Руководителя и, как правило, пытается ее занять. В таких условиях демократические выборы трудно предсказуемы.

49 В этом случае управление не может быть гомеостатическим. Вариант А: Перемен! Мы ждем Перемен! Демократически избранный «снизу» лидер привносит новые императивы, заведомо направленные на изменение социосистемы Вариант В : Мы наведем тут порядок! Тоталитарная власть легитимизирует себя через программы развития, масштабную проектность, войну. Вторая теорема о гомеостатическом управлении: Гомеостатическое управление и устойчивое развитие несовместны с универсальным образованием.

50 Два основных политических сценария: Профессиональное образование – неоптимизированное иерархическое управление с минимизацией коррупции ( ликвидация диагональных связей) – семантические барьеры – семантическая кастовость – семантические политтехнологи – посттоталитарная (управляемая) демократия – гомеостатическое управление; Универсальное образование – коррумпированное иерархическое управление с горизонтальными и диагональными связями – отсутствие семантических барьеров – семантическое равенство – насилие, как политтехнология – автократические, тоталитарные или квазитоталитарные режимы – индуктивное управление

51 7. Законы управления В узком смысле под «управлением» можно понимать единство: Субъекта управления (Руководителя) Объекта управления Аппарата управления, организованного иерархически, гетерархически или сетевым способом Метода управления Политической системы, обеспечивающей воспроизводство процесса управления через кооптацию элементов управляемой системы в контур управления, в том числе – на позицию Руководителя

52 Управление всегда погружено в нормативно-правовую регламентирующую среду, которая накладывает ограничения на движение директивной, а в некоторых случаях – и индикативной информации Управление всегда погружено в семантическую среду, особенности которой в значительной степени определяют метод управления и структуру аппарата управления Позиция Руководителя конкурентна Право Руководителя на управление обуславливается онтологически или аксиологически, поддерживается нормативно и обеспечивается силой

53 Управление подчиняется следующей системе законов: 1. Будучи социосистемным процессом, управление всегда функционирует и при любых условиях воспроизводится 2. Управление решает базовую социосистемную задачу (распределение информации) даже в ущерб деятельности по достижению конкурентных преимуществ 3. Управление стремится к максимальной эффективности социосистемы, как информационного конвертора, даже в ущерб деятельности по достижению конкурентных преимуществ 4. Административный аппарат стремится к максимальному количественному росту при сохранении своей структуры 5. Управление стремится к тому, чтобы управляемая система получила бы максимальные преимущества по отношению к системам-конкурентам, если это не противоречит законам (1)–(4)

54 Эти законы имеют три важных следствия: 1. Численность административного аппарата является неубывающей функцией времени. 2. Невозможно изменить структуру административного аппарата, не привлекая внешние по отношению к аппарату управления административные ресурсы, даже при наличии воли Руководителя 3. Законы (3) и (4) несовместны и образуют базовое противоречие управления.

55 8. Управленческие задачи. Обобщенная задача управления Управленческие задачи: Жизнеобеспечивающие задачи (поддержание и воспроизводство системы управления, количественный рост системы управления, сохранение структуры системы управления); Социосистемные задачи (распределение информации внутри социосистемы в целях поддержания базовых и иллюзорных социосистемных процессов, обеспечение информационной эффективности социосистемы); Конкурентные задачи (получение преимущества по сравнению с конкурентами); Онтологические задачи (равновесие, эволюционное развитие, спонтанное развитие); Личные задачи (удовлетворение интересов Руководителя и, отчасти, административного аппарата).

56 Перечисленные задачи, как правило, несовместны. Их решение усложняется нормативно- правовыми, культурными, этическими, этно-конфессиональными и, собственно, административными ограничениями. Весь набор ограничений, наложенных на управление, создает граничные условия управленческой задачи.

57 Предположим, что существует способ создать систему количественных параметров, являющихся индикаторами реализации различных управленческих задач. Тогда обобщенная задача управления может быть сформулирована, как создание оценочной функции, связывающей эти параметры, нахождение экстремумов этой функции в заданных граничных условиях, выбор одного из экстремумов и его реализация.

58 Оценочная функция может формулироваться: в телеологической логике (имеется внятная цель в форме миссии, видения, проблемы или набора задач, подлежащих решению); в аксиологической логике (имеются определенные ценности, которые должны быть реализованы в процессе управления); в экологической логике (имеются определенные условия, которые должны быть сохранены в процессе управления); в методологической логике (управление должно соответствовать определенному методу); в сценарной логике (управление должно стремится к расширению возможного пространства решений, то есть – к максимуму отношения мощностей множеств, описывающих возможное и неизбежное будущее).

59 Управление может строиться: итерационно – оценочная функция максимизируется для каждого шага развития непрерывно – оценочная функция максимизируется на горизонте управления Эти два подхода образуют противоречие. На обыденном уровне оно проявляется как противоречие между стратегией и тактикой, долговременными и кратковременными целями.

60 Управление может быть прямым и рефлексивным (управление над управлением) Каждая фаза развития создает новый рефлексивный слой Построение нового рефлексивного слоя в управлении вызывается кризисами аналитичности Рефлексивное управление

61

62 9. Управленческие ошибки К внутренним ошибкам относится: Невнимание к аппарату, как к системе или инструменту Невнимание к людям, которые этот аппарат составляют, как к личностям со своими целями, ценностями, заботами К внешним ошибкам относится: Невнимание к обстоятельствам, конкурентам, состоянию социальной, информационной, нормативно-правовой среды Нахождение баланса между объективной и субъективной сторонами управленческой задачи – искусство управления

63 При решении обобщенной задачи управления Руководитель может совершить ошибку, выбирая оценочную функцию, то есть, ранжируя противоречивые цели. Речь идет о противоречиях между социосистемными и конкурентными целями, между внутренними целями Руководителя и потребностями административной системы, между тактическими и стратегическими императивами, между безопасностью и развитием… В некоторых случаях ошибка обнаруживается лишь в историческом анализе и не может быть поставлена в вину ответственному лицу. Гораздо чаще, однако, ошибка оценочной функции видна сразу и всем. Управленческие ошибки

64 Отсутствие онтологии, что приводит к оценке деятельности по текущей рыночной стоимости активов или прибыли: в основу построения оценочной функции кладется один-единственный параметр В учебниках по менеджменту типичной ошибкой считается, наоборот, наличие у менеджеров каких-либо мотивов, выходящих за рамки «чистого бизнеса» Тем не менее, если с общечеловеческой точки зрения «продавать снег эскимосам» безнравственно, то с социосистемной – это неправильно, недопустимо и наказуемо, поскольку снижает ее эффективность, как конвертора информации Поэтому получение прибыли может быть хорошим индикатором движения к цели, но никак не может быть целью. Типичные ошибки менеджмента

65 Недооценка противника Недооценка внешних, не зависящих от Руководителя обстоятельств Недостаточная рефлексия своих замыслов и недостаточное понимание замыслов противника Стремление к неоправданному снижению риска Типичные ошибки стратегического управления

66 Отсутствие должных оснований для проектирования Недооценка масштаба проекта Просчеты в априорной оценке эффективности проекта Недоучет последствий «посмертного» существования проекта Некачественное директивное управление проектом Типичные ошибки проектного управления

Кризисное управление Уровни кризисов: 1. Первый – управляемая и управляющая система находятся в стадии чрезвычайного напряжения сил. Этот тип кризиса обуславливается недостатком ресурсов и может быть преодолен работой 2. Второй – кризис потери управления: управляющая система находится в состоянии чрезвычайного напряжения сил, а в управляемой системе не совершается работа. Например, «кризис сложности» – управляющая система имеет неадекватную потребностям управления структуру 3. Третий – кризис воли: управляющая система не совершает работы, «не видит кризиса», а управляемая система находится в максимальном напряжении сил. Есть вероятность преодоления кризиса по инициативе подчиненных, однако вероятность эта мала 4. Четвертый – оперативная воронка: ни управляемая, ни управляющая система не совершают работы на преодоление внешнего воздействия, которое делает недостижимой поставленную перед системой цель

68 Главное правило при управлении кризисом первого рода: «Управление должно быть» – Скажите им хоть что-нибудь. Ну, хоть: «Прощайте, ребята…»

69