«Над ЗАМЫСЛОМ слезами обольюсь…» (А. С. Пушкин) Творческая лаборатория. Педагогический проект по теме: «Сценическое воплощение литературного произведения».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ГБДОУ ЦРР- детский сад 7ГБДОУ ЦРР- детский сад 7 Инновационный продукт «Семь шагов к сказке» – технология создания музыкально – хореографической сказки.
Advertisements

Апрель 2011 год ГОУ СОШ 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга Скрыльникова Е.С., зам. директора по УВР.
Это волшебное слово - театр. Актуальные вопросы образования: Формирование коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся Усиление роли.
Кузнецова М.Н. Внеурочная деятельность: «Юный художник»
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Автор проекта: Веселова Галина Николаевна - старший воспитатель МДОБУ города Бузулука «Детский сад 30 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.
Проект – «брошенный вперёд», т.е. прототип прообраз какого либо объекта, вида деятельности.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 84» г. Перми Проект «Школьный театр» Авторы:Кориненко Арина.
Стандарты Требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям Достижение планируемых результатов.
Кукольный театр «Петрушка» Влияние творческой деятельности на развитие личности ребёнка во внеурочное время МОКУ «Владимировская СОШ»
«Театр в жизни детей » МДОУ детский сад «Родничок» р.п. Мокроус Воспитатель Ципунова Евгения Александровна воспитатель.
Стандарты второго поколения Начальное общее образование. (Изобразительное искусство)
Ерёменко Ирина Юрьевна преподаватель методики преподавания музыки ВКК ГБОУ СПО НСО «Татарское педагогическое училище»
Игровой театр «Золотая карусель» «Теоретическая физика – это детские игрушки по сравнению с игрой» А. Эйнштейн.
Семейный театр – как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей муз.руководитель: Васильева О.И. муз.руководитель: Васильева.
Учитель музыки Харькова Р.А.. Уроки музыки – уроки жизни!
Учитель русского языка и литературы Бурчук Любовь Николаевна Санкт-Петербург ГБОУ СОШ 184.
Дополнительная образовательная ПРОГРАММА художественно - эстетической направленности возраст детей : 7-10 лет, срок реализации - 2 года возраст детей :
«Развитие творческих способностей на интегративных уроках» Сивцева Ирина Витальевна учительница русского языка и литературы Чакырской СОШ.
Основные положения данного проекта были представлены на Россйском конкурсе «Педагогические инновации-2011» ( г.Москва,РАН ) и удостоены Диплома 2 степени.
Транксрипт:

«Над ЗАМЫСЛОМ слезами обольюсь…» (А. С. Пушкин) Творческая лаборатория. Педагогический проект по теме: «Сценическое воплощение литературного произведения». Автор проекта – учитель МОУ СОШ 2 города Тамбова Третьякова Людмила Петровна. Тамбов 2010 год.

Цель проекта: Научить учащихся проникать в замысел автора и раскрывать его выразительными средствами театрального искусства.

Задачи проекта: - Формирование сценической грамотности учащихся: знаний, умений и навыков по идейно-тематическому разбору произведения, использованию результатов анализа в создании сценической трактовки. - Формирование навыков работы в команде, самостоятельной работы с большими объемами информации, умений наметить проблему и найти пути ее решения. - Воспитание художественно – эстетического вкуса и культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к автору, его замыслу, ответственности в его реализации перед зрителем. - Развитие чувств, образного, ассоциативного, критического мышления, пластической выразительности учащихся. - Овладение умением использовать драматургический, прозаический, стихотворный, документальный, изобразительный, музыкальный материал для раскрытия и воплощения замысла, вырабатывать собственную эстетическую оценку. - Использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Необходимость создания проекта: Развитие глубины понимания явления, темы, предмета искусства с помощью анализа и синтеза изучаемого объекта. Дилетантизм и поверхностное знание замысла автора рождают сегодня сценические и кино – интерпретации, искажающие авторскую трактовку. Молодое поколение лишается глубины понимания художественных произведений, эпох, традиций, вечных тем в искусстве в погоне за сиюминутной, яркой формой, не наполненной авторским содержанием.

Основополагающий вопрос Чтобы воплотить художественное произведение, нужно ли его анализировать? Гипотеза Сценическая трактовка литературного произведения должна быть основана на глубоком анализе замысла автора

Какие компетентности формирует проект: В сфере самостоятельной, творческой, научно- исследовательской, культурно – досуговой деятельности. Предметные области, которые охватывает проект: Литература, история, обществознание, МХК, актерское мастерство, музыка, хореография. Возраст учащихся: классы.

Вопросы учебной темы: 1. Выбор произведения для постановки. 2. Идейно – тематический анализ произведения. 3. Сверхзадача спектакля. 4. Технология постановки спектакля. 5. Работа актера над ролью. 6. Оформление спектакля.

Содержательные вопросы для исследования учащихся: 1. Автор и его время. 2. Знакомство с произведением. Фабула произведения. 3. Тема, идея произведения. 4. Сверхзадача и сквозное действие произведения. 5. Конфликт. 6. Образы персонажей и их место в общем конфликте произведения. 7. Биография роли. 8. Выстраивание действенной линии персонажа. 9. Поиск выразительной пластики, характеризующей внутренний мир персонажа. 10. Поиск музыкального материала к спектаклю, отражающего эпоху, событие, сверхзадачу, атмосферу спектакля. 11. Создание костюма персонажа.

Ключевые понятия проекта: Идейно – тематический анализ произведения (тема, идея, конфликт, сверхзадача, сквозное действие, контрдействие). Фабула произведения. Событие. Предлагаемые обстоятельства. Действенная линия персонажа. Мизансцена. Атмосфера. Жанр Темпо – ритм. Композиция произведения. Компоненты театрального искусства. Сценическая интерпретация. Художественный образ спектакля.

Краткая аннотация проекта. Проект должен помочь учащимся научиться раскрывать тайну замысла автора и грамотно создавать сценическую интерпретацию произведения, использовать собственный интеллектуальный, психо-физический потенциал личности для создания креативного, современного решения замысла автора.

Этапы и сроки проведения проекта. Одна четверть или одно полугодие. В зависимости от объема литературного материала.

Оформление результатов проекта. 1. Показ творческих работ учащихся. 2. Спектакль. 3. Литературно – музыкальная композиция. 4. Творческий вечер, посвященный писателю. 5. Программка (буклет). «… Невольно предавался ум Неизъяснимому волненью, И по дворцу летучей тенью Мелькала дева предо мной!..» А. С. Пушкин Театральный коллектив «ШУТ» МОУ СОШ 2 города Тамбова 2007 год Действующие лица и исполнители : Хан ГирейСмолин Дмитрий ЗаремаЕгорова Дарья МарияШевалдина Ирина СтранникДубенский Алексей ЭвнухСавельев Константин ВизирьШаповалов Игорь Слуги хана Бирюков Олег, Ткаченко Роман, Морозов Макар, Карасев Алексей Жены ханаХалак Анна Мамонтова Екатерина, Морозова Ксения, Пилягина Ульяна, Арзамасцева Виктория, Вяткина Анна, Шанина Ирина, Кульба Екатерина, Клейменова Нелли. Наложницы хана Морозова Юлиана, Башканкова Алена, Пыльнева Ольга, Погуляева Ирина, Лятская Анастасия. А. С. Пушкин Бахчисарайский фонтан. легенда

Реализованные сценические проекты: 2005 год – литературно – музыкальная композиция о творчестве С. Есенина «Ты – птица поднебесной глубины», 2006 год – спектакль по пьесе А. Н. Островского « Снегурочка»,

2007 год – учебно – творческая работа по пьесе Н. В. Гоголя «Женитьба».

2007 год – учебно – творческия работа по пьесе Д. Аверкиева «Комедия о Фроле Скобееве» - 1 место на городском фестивале – конкурсе «Ярче звезд тамбовские таланты».

2007 год – спектакль по поэме А. С. Пушкина « Бахчисарайский фонтан» -2 место на городском конкурсе, посвященном творчеству А. С Пушкина «Дыхание осени», 2008 год - 3 место на региональном этапе Всероссийского фестиваля детских театральных коллективов.

2008 год - спектакль по комедии И. А. Крылова «Урок дочкам» год - учебно – творческая работа по комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Программно – техническое обеспечение, необходимое для проведения учебного проекта. Техническое оснащение: компьютеры, DVD – проигрыватель, доступ к Интернету, CD –проигрыватель, принтер, сканер, телевизор, световая и музыкальная аппаратура. Программное обеспечение: мультимедийные энциклопедии, программы обработки изображений, текстовые процессоры, веб –браузер, программы работы с мультимедиа, программы для обработки звука и видео..Материалы на печатной основе: К.С. Станиславский «Работа над собой в творческом процессе воплощения», М. «Искусство»,1989 год, Л. П. Новицкая «Уроки вдохновения», М., ВТО, 1984 год. Г. А. Товстоногов «Зеркало сцены», том 1 – 2, Л., 1985 год. М. О. Кнебель «Поэзия педагогики», М, «Искусство», 1984 год. А. П. Ершова «Уроки театра на уроках в школе», М., НИИ художественного воспитания, 1990 год. А. Д. Попов «О художественной целостности спектакля», М.,ВТО,1979 год, А. П. Ершова, Б. Букатов «Актерская грамота – подросткам», М., «Глаголь»,1979 год.

Результативность проекта. В процессе осуществления проекта по сценическому воплощению литературного произведения осуществляется главный методологический принцип театральной педагогики – освоение закономерностей человеческого поведения в сценических условиях. Изучение замысла автора как жизненной истории помогает учащимся разобраться в проблемах современности, способствует формированию нравственных установок личности ребенка, удовлетворению потребностей в общении, в познании себя, в творчестве.