Модернизация образования Модель новой школы Учитель нового времени Компетенции Компетентность Современный урок 2015.03.06 Институт православного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сообщение «Развитие профессиональной компетентности педагогов, как основное условие повышения качества образования» Педагогический совет г. Учитель.
Advertisements

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Семинар на тему:. содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов для достижения более высокого качества образования путем овладения.
Педагогический совет Творчески работающий учитель-…
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Повышение профессиональной компетентности педагогов – необходимое условие повышения качества образования»
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Психологические особенности подросткового возраста.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
«Компетентностный подход в обучении как одно из условий повышения качества образования» Чайникова Елена Викторовна, заместитель директора по УВР МБОУ «Ребрихинская.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сущность профессионально – педагогической деятельности Педагогическая деятельность представляет собой особый.
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. Воспитание творческой, самоактуализирующейся личности ребенка предполагает: признание важности процессов саморазвития ребенка,
Доклад: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД» (УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ) Подготовила учительница начальных классов Гаджиева П.А.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Презентация урока для интерактивной доски по теме: Презентация к педагогическому совету «Инновационные технологии в дошкольном образовательном учреждении»
МЕТОДИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ»
ИСПОЛНИТЕЛЬ: ШЕРСТНЁВА С.А. ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ МКОУ СОШ 8 С. БЛАГОДАТНОЕ. Основные звенья стратегии профессионального роста педагога- психолога.
Системно- деятельностный подход в обучении и образовании.
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов План: 1. Определение мотива 2. Виды мотивов 3. Группы мотивов.
Транксрипт:

Модернизация образования Модель новой школы Учитель нового времени Компетенции Компетентность Современный урок Институт православного образования и воспитания 1

Возникновение педагогической профессии Педагог – детоводитель, выполняющий обучающие и воспитательные функции, формирующий, преобразующий… Педагогическая деятельность – это целенаправленное, специально организованное педагогическое взаимодействие, целью которого является создание условий для развития обучающегося и воспитывающегося. СУБЪЕКТ ОБЪЕКТ СРЕДСТВА ПРОДУКТ ПЕДАГОГ УЧЕНИК Формирование и развитие Методы обучения и воспитания Духовные ценности: образованность Институт православного образования и воспитания 2

Какой он - учитель… Основные категории: Посредственные учитель рассказывает Хороший учитель объясняет Замечательный учитель показывает Гениальный учитель вдохновляет Педагогическая деятельность представляет собой особый вид деятельности по вслушиванию в Промысел Божий о том, кто доверен педагогу. Цель педагогической деятельности неотделима от цели жизни верующего человека: закон любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» «Возлюби ближнего твоего как самого себя» Институт православного образования и воспитания 3

Педагогическая позиция, установки педагога Педагог имеет дело с высшей ценностью – личностью ученика, который является субъектом своей собственной деятельности по саморазвитию, самосовершенствованию, самообучению. Ведущим видом деятельности подростка является не учение, а личностное общение, зависящее от сверстников и учителей. Ориентация на построение «субъект-субъектных» отношений, сотрудничества и совместной творческой деятельности в процессе обучения. Педагогический процесс представляет собой систему взаимосвязанных учебно-воспитательных задач, в решение которых воспитанник принимает непосредственное участие и функционирует как главный компонент Институт православного образования и воспитания 4

Творческий характер труда учителя Побуждает учителя к постоянному поиску и решению сложных педагогических задач. Креативность – способность создавать нечто новое, оригинальное, принимать нестандартные решения. Уровни педагогического творчества: Репродуктивный – воспроизведение готовых рекомендаций, освоение того, что создано другими; Эвристический уровень – поиск нового, обогащение известного своими собственными находками; Самостоятельный уровень – педагог сам продуцирует идеи и конструирует педагогический процесс, создает новые способы педагогической деятельности. Социальная миссия учителя: Образование – результат целостного становления личности ребенка. Воспитание – формирование внутренних убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения и качеств личности ребенка. Обучение – организация усвоения системы знаний Институт православного образования и воспитания 5

Сущность и специфика педагогической деятельности Педагог призван прежде всего не сообщать знания, а организовывать учебную и воспитательную деятельность учащихся. Одна из педагогических истин гласит: плохой учитель сообщает истину, а хороший помогает ее находить. Распространенная ошибка – убежденность учителя в том, что для него достаточно глубоко знать свой предмет и транслировать знания. Передать другому человеку свои знания и опыт, свою систему ценностей невозможно. Он может лишь создать условия для того, чтобы ребенок захотел с его помощью учиться и совершенствовать себя Институт православного образования и воспитания 6

Основные вопросы педагогической деятельности учителя Вопрос Аспекты в педагогике Для чего необходимы воспитание и обучение и какие цели и задания решают? Цель воспитания и целеполагания в целостном педагогическом процессе Кто и ради кого осуществляется воспитание и обучение? Субъекты педагогического процесса Чему учить и какие ценности передавать в целостном педагогическом процессе? Содержание воспитания и обучения (культура в широком понимании) Как учить? Методы средства, формы обучения и воспитания и общие подходы в их разработке Где учить и воспитывать и какими должны быть педагогические системы в образовании? Системы, виды и формы образования Институт православного образования и воспитания 7

Виды педагогической деятельности учителя Среди многообразных видов педагогической деятельности ведущая роль принадлежит преподавательской и воспитательной. Специфика преподавательской деятельности – организация процесса обучения, организация активной познавательной деятельности, направленной на решение познавательных задач. Воспитательная деятельность – организация воспитательной среды и управление внутренними видами деятельности школьников. Культурно-просветительская деятельность – приобщение учащихся к культуре, акт творчества. Методическая деятельность – освоение учителем современных теорий и технологий воспитания, разработка собственных подходов, содержания и способов организации учебного процесса и оформление программ, тематических планов Институт православного образования и воспитания 8

На что ориентируются современные родители и школа в воспитании ребенка? Институт православного образования и воспитания 9

На что ориентированы современные родители и школа Родители желают, чтобы ребенок вышел из школы: Самостоятельным; Инициативным; Уверенным в себе; Успешным в будущем; Чтобы у него было много друзей; Чтобы он смог стать лидером; Умел формулировать задачи; Умел определять приоритеты; Умел добиваться поставленных целей. Родители меньше озабочены: какое количество знаний получит ребенок Родители меньше озабочены: какое количество знаний получит ребенок Вопрос: На что ориентировано современное образование? Вопрос: На что ориентировано современное образование? Новые стандарты: Школа ответственна за качество знаний Школа формирует и развивает ребенка Школа готовит ребенка к самоопределению Новые стандарты: Школа ответственна за качество знаний Школа формирует и развивает ребенка Школа готовит ребенка к самоопределению Институт православного образования и воспитания 10

Направление – мотивация к обучению У большинства школьников есть одна большая проблема – отсутствие мотивации к учебе. Раньше полагали, что если ребенку не интересно, это проблема родителей. Ни педагог, ни школа не обязаны были формировать мотивацию (смысл учения). Теперь же школа должна так организовать урок, чтобы ребенку было интересно, чтобы он осознал, зачем он сюда пришел, что делать с полученными знаниями… МОТИВАЦИЯ НЕ АЛГОРИТМ, по которому можно проводить шаблонные уроки… Мы не просто даем задачу, а организуем процесс познания (предметных, социальных, нравственных задач) ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ – КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СГРУППИРОВАНЫ В ТРИ КАТЕГОРИИ – ЛИЧНОСТНЫЕ, ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ Институт православного образования и воспитания 11

Направление – УЧИМСЯ УЧИТЬСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – это Действия поиска необходимой информации Действия исследования необходимой информации Действия отбора необходимой информации Действия структурирования необходимой информации Действия моделирования изучаемого содержания Логические действия и операции Способы решения задач … КАКИЕ УМЕНИЯ ВЫ ДОБАВИТЕ В ЭТОТ СПИСОК? АРГУМЕНТЫ… КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – это Быть лидером – принять ответственность Научиться работать в команде Конструктивно выходить из конфликта Владеть вниманием Другого для того, чтобы он был способен слушать и слышать тебя Слушать и слышать Другого Институт православного образования и воспитания 12

Профессиональные качества педагога Интерес и любовь к детям Увлеченность педагогической деятельностью Дисциплинированность Психолого-педагогическая зрелость и наблюдательность Педагогический такт Педагогический оптимизм Педагогическое воображение Организаторские способности ……………………… Институт православного образования и воспитания 13

Какие свойства характеризуют личность учителя? Коммуникативные способности Проявляются при общении детьми, коллегами, родителями, представителями общественности. Качества: чуткость, эмоциональная устойчивость, умение слушать и разговаривать. Академические способности Знание предмета не только в объеме своего предмета, а значительно шире и глубже. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Перцептивные способности Умение видеть внутренний мир ребенка. Понимать его психическое состояние. Организаторские способности Умение учителя организовать учащихся, вовлечь их в те или иные формы учебно- воспитательного процесса. Дидактические способности Умение учителя передавать учебный материал, делая его доступным. Умение вызывать интерес к предмету, активизировать учащихся. Реконструировать учебный материал, делая его более или менее сложным. Прогностические способности Предвидение последствий своих действий. Воспитательное проектирование развития тех или иных качеств личности ребенка. Конструктивные способности Создание творческой атмосферы в учебном процессе, оптимальное построение уроков и др. мероприятий Институт православного образования и воспитания 14

В чем проявляется профессионализм современного учителя? Модернизация образования Модель новой школы Учитель нового времени Компетенции Компетентность Институт православного образования и воспитания 15

Профессиональная компетентность педагога. Профессиограмма. Основные понятия: Компетенция – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; круг чьих либо полномочий, прав. Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание знаниями, качество человека, системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих решать функциональные задачи КОМПЕТЕНЦИИ – ЭТО ТРЕБОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ ЭТИХ ТРЕБОВАНИЙ Институт православного образования и воспитания 16

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ Повышать свою квалификацию Самостоятельно учиться Адаптироваться к меняющимся условиям жизни и труда Нарабатывать новые способы деятельности и совершенствовать прежние УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Знания, умения, целеполагание Планирование и анализ Рефлексия и самооценка ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Мировоззрение Ценностные представления учителя Способность видеть и понимать окружающий мир Выбирать целевые и смысловые установки ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ – СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, РАЗВИТИЕ У УЧЕНИКОВ ТВОРЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗНАНИЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ, ПОВЫШАТЬ МОТИВАЦИЮ К ИЗУЧЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ Институт православного образования и воспитания 17

СТРУКТУРА КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ УЧЕБНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Организовать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования. Связывать воедино и использовать отдельные части знания. Извлекать пользу из образовательного опыта. Принимать на себя ответственность за получаемое образование СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Критическое мышление Видеть связь между настоящим и прошлым Оценивать обстоятельства ситуаций СОТРУДНИЧЕСТВО Принимать решения Сотрудничать и работать в команде КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей Понимать и говорить Риторика и ораторское мастерство Дискуссии и защита своей позиции ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ Обращение к различным источникам знаний и их использование Получение и обработка информации Консультации с экспертами Институт православного образования и воспитания 18

Принципы православной педагогики Христоцентричность – принцип уподобления Иисусу Христу как высочайшему нравственному идеалу для духовного подражания, ориентируясь на который человек может совершать работу над собой для того, чтобы образ Божий раскрылся во всей силе и полноте. Воцерковление – вхождение в литургическую жизнь, создание церковной среды, церковного быта, благодатное преображение социальной жизни. Целенаправленное и иерархическое развитие личности – личность развивается иерархично – развитие духа (воспитание страха Божия, молитвы и совести); душа – благочестие; тело – владеть, а не подчиняться ему, что особенно важно для христианской жизни. Сообразность с природой воспитанника – христианство высоко оценивает категорию «детства». Раскрытие тех даров ребенка, которые могут способствовать выявлению образа Божия в человеке. Послушание – важнейшая добродетель христианина вместе со смирением и любовью. Послушание есть победа над самостью и эгоизмом Институт православного образования и воспитания 19

Вопросы для самоконтроля Выделите наиболее существенные особенности педагогической деятельности, отличающие ее от любой другой профессиональной деятельности. Какие профессиональные функции должен выполнять педагог? Какова структура педагогической деятельности? Постройте на основе ее последовательность действий педагога, лежащих в основе преподавания. Какими профессионально значимыми качествами должен обладать творческий учитель? Назовите 5-6 качеств (доброжелательность, чуткость, внимательность, душевность – любовь к детям ; оптимизм – вера в силы и возможности позитивного развития ученика; справедливость – честность, способность действовать беспристрастно; общительность – педагогический такт, коммуникабельность; требовательность к себе и к детям – ответственность, организованность, самокритичность, скромность, инициативность, активность; эмпатия – способность понимать внутренне состояние ученика и сопереживание этого состояние с учеником; креативность – творчество) Институт православного образования и воспитания 20

Задания для дискуссии в группах Почему возникла необходимость в педагогической профессии? Чем отличается педагогическая профессия от других профессий? В чем особенности педагогической деятельности? Какова структура педагогической деятельности. В современных исследованиях выделяют около пятидесяти личностных свойств учителя: Вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка, самообладание, гибкость поведения, гражданственность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, инициативность, искренность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чуткость, эмоциональность. Какие из указанных выше свойств являются нравственными качествами, объективными или субъективными свойствами учителя? Ответ представьте в виде ролевой ситуации. Проиграйте ее в группах Институт православного образования и воспитания 21

Задания для практики Написать эссе на тему «Мой любимый учитель» или «Мой идеал учителя» Методические рекомендации: Эссе – это рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Эссе выражает индивидуальный впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и не претендует на исчерпывающую трактовку предмета. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей(не более 2 страниц). Подготовьте презентацию по теме «Педагогические ценности» и дайте их характеристику (не более 5 слайдов). Опишите одну педагогическую ситуацию. Используя педагогические компетенции, определите проблему и пути ее решения. Аргументируйте свое педагогическое решение (не более 1 страницы) Институт православного образования и воспитания 22