Практики нечестного поведения в студенческой среде: распространенность и влияние на вовлеченность в учебный процесс (Мониторинг студенческих характеристик.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Описание проекта «Мониторинг траекторий и характеристик студентов» Игорь Сергеевич Чириков Директор Центра внутреннего мониторинга, помощник ректора Высшая.
Advertisements

Презентация СК «Город» Отношение студентов и преподавателей к наказанию за плагиат и списывание На основании результатов «Единого Мониторинга 2004»
Предложения Высшей школы экономики по реализации проекта «Мониторинг траекторий и характеристик студентов в вузах АВВЭМ» Игорь Сергеевич Чириков Директор.
Выполнили: студенты гр Миняева Юлия Николаева Анна.
Коваленко Влада Валерьевна, начальник отдела мониторинга качества образования управления академического развития Анализ результатов оценки.
1 Национальный фонд подготовки кадров Государственный университет – Высшая школа экономики «БОЛОНЬЯ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ» РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Общее собрание членов Ассоциации Председатель Совета Ассоциации Совет Ассоциации Ревизионная комиссия Функциональные комиссии нацелены на разработку инструментов.
Семинар «Роль студентов в повышение качества образования» Анализ анкет обратной связи с участниками семинара.
Высшая школа экономики, Москва, Реализация эффективного контракта с ППС в форме академических надбавок В. В. Радаев, первый проректор НИУ.
ВВЕДЕНИЕ В СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ Долженко Руслан Алексеевич Кафедра Стратегического маркетинга Высшая школа экономики, Москва,
Что такое эффективное учреждение дополнительного образования детей? Высшая школа экономики, Москва, Куприянов Б.В. д.п.н., профессор.
Исследование «Взаимодействие СПбГЭТУ с предприятиями Санкт-Петербурга» По заказу СПбГЭТУ «ЛЭТИ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ.
Высшая школа экономики, Москва, 2012 Опыт и перспективы изучения студенческой вовлеченности в российских вузах Наталья Малошонок
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ СПО.
Программа «Фонд образовательных инноваций НИУ ВШЭ» как инструмент поддержки преподавательских инициатив Оксана Эдуардовна Черненко, Исп. Директор программы.
Исследовательский проект "Разработка Базы данных демографических показателей по регионам России и странам мира" по конкурсу Программы "Научный.
Об основных направлениях деятельности АВВЭМ Ассоциация ведущих вузов в области экономики и менеджмента (АВВЭМ) Я.И. Кузьминов, Председатель.
О деятельности Ассоциации ведущих вузов в области экономики и менеджмента в 2014 году 22 декабря 2014 года.
О перспективах развития ведущих университетов Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки.
ФИНАНСОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В : НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДИЛЯРА ИБРАГИМОВА доцент НИУ-ВШЭ Диляра Ибрагимова доцент кафедры экономической социологии.
Транксрипт:

Практики нечестного поведения в студенческой среде: распространенность и влияние на вовлеченность в учебный процесс (Мониторинг студенческих характеристик и траекторий в вузах АВВЭМ) Наталья Малошонок Центр социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Высшая школа экономики, Москва,

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Распространенность нечестного поведения в учебном процессе фото Мониторинг экономики образования, 2013 г. Приходилось ли Вам в этом учебном году… (студенты ВПО, N=2995)

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Отношение к списыванию фото Отношение молодежи к использованию шпаргалок во время обучения в школе и университете в сравнении с мнением населения старшего возраста Источник: данные общероссийского исследования "Курьер" (Левада-центр), 2013 г., 9 волна. Вопрос: В какой мере допустимо или предосудительно пользоваться шпаргалками во время учебы в школе, институте?

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Отношение к плагиату фото Отношение молодежи к защите дипломов и диссертаций, написанных другими, в сравнении с мнением населения старшего возраста Источник: данные общероссийского исследования "Курьер" (Левада-центр), 2013 г., 9 волна. Вопрос: В какой мере допустимо или предосудительно защитить написанные кем-то другим диплом или диссертацию?

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Негативные последствия нечестного поведения в университете фото 1. Низкая эффективность инвестирования государственных и частных ресурсов в высшее образование; 2. Снижение экономического потенциала из-за низкой квалификации подготовленных кадров, препятствие экономическому развитию; 3. Эмпирические исследования показали, что широкое распространение в образовательной среде академического обмана приводит к тому, что высокомотивированные студенты начинают также использовать данные практики в своей учебной деятельности [Callahan 2004; McCabe, Butterfield, Trevino 2006]. 4.Выпускники, практиковавшие нечестное поведение во время обучения, с большей вероятностью будут прибегать к обману в своей трудовой деятельности [Sims 1993; McCabe et al. 1996; Nonis, Swift 2001]

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Исследовательский вопрос фото Распространенность списывания Характеристики образовательной среды Индивидуальные поведение и установки Распространенность плагиата Распространенность покупки работ Распространенность взяток Студенческая вовлеченность Отношение к списыванию Отношение к плагиату Какие характеристики образовательной среды и насколько сильно влияют на студенческую вовлеченность и установки студентов по отношению к списыванию и плагиату? Вовлеченность студента в нечестное поведение

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Мониторинг студенческих характеристик и траекторий (МСХТ) фото Цель исследования: получение сопоставительных данных о характеристиках и траекториях студентов вузов АВВЭМ для совершенствования образовательных программ в области экономики и менеджмента. Эмпирический объект: студенты бакалавриата и специалитета, обучающиеся на экономических и менеджериальных специальностях. Полевой этап: ноябрь 2013 г. – февраль 2014 г. Организация опроса (онлайн формат): 1. рассылка ссылки на анкету на электронные адреса студентов вуза 2. заполнение онлайн-анкеты в компьютерном классе Отклик: в среднем по вузам – 20%.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Мониторинг студенческих характеристик и траекторий (МСХТ) фото Темы исследования: A.Обязательный блок 1. Учебная активность студентов 2.Научно-исследовательская деятельность студентов 3. Нечестное поведение, практики плагиата и списывания в студенческой среде 4. Образовательные и карьерные планы студентов 5. Удовлетворенность обучением 6. Оценка приобретаемых компетенций 7. Академическая успеваемость студентов и факторы, влияющие на нее 8. Социально-демографические характеристики студентов Б. Опциональный блок 1. Международная и внутрироссийская образовательная мобильность 2. Оплачиваемая работа студентов в процессе обучения 3. Использование компьютерных и интернет технологий

Высшая школа экономики, Москва, 2014 Вузы, участвовавшие в МСХТ фото Способ проведения опроса Количество студентов, принявших участие в опросе Отклик на опрос, в % Воронежский государственный университет (ВГУ) рассылка 15313,1 Государственный университет управления (ГУУ) компьютерный класс 20735,6 Ижевский государственный технический университет (ИжГТУ) рассылка 8810,8 Казанский федеральный университет (КФУ) компьютерный класс 91736,9 Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) рассылка 48012,3 Национальный исследовательский Новосибирский государственный университет (НГУ) компьютерный класс 26144,0 Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) компьютерный класс 36334,3 Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) рассылка 93714,6 Северный (Арктический) федеральный университет (САФУ) компьютерный класс 25141,2 Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ) рассылка 35511,5 Финансово-промышленный университет "Синергия" компьютерный класс 36434, ,0

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Характеристики итоговой выборки фото В итоговую выборку вошли студенты экономических и менеджериальных направлений подготовки из 8 вузов: ВГУ, КФУ, МЭСИ, НГУ, ТГУ, НИУ ВШЭ, САФУ, УрФУ. Объем итоговой выборки: 3717 студентов

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Распространенность нечестных практик в вузах АВВЭМ фото * Указан % согласных с высказыванием. Вопрос: Укажите, согласны ли Вы со следующими высказываниями

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Отношение к списыванию фото Вопрос: Если преподаватель обнаружит, что студент списывает на экзамене или зачете, как он(а), по Вашему мнению, должен(на) поступить?

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Отношение к плагиату фото Вопрос: Если преподаватель обнаружит в сданной студенческой письменной работе наличие явного плагиата, как он(а), по Вашему мнению, должен(на) поступить?

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Стили студенческой вовлеченности (1) фото * Метод главных компонент с вращением VARIMAX. Полученная факторная модель объясняет 61,4% дисперсии исходных показателей. 1. Активное взаимодействие с преподавателями обсуждали индивидуально с преподавателями Ваши оценки и задания по курсу (0,602), обсуждали с преподавателями свои профессиональные, карьерные планы (0,737), обсуждали с преподавателями во внеаудиторное время вопросы и идеи, связанные с курсом (0,757), получали письменные комментарии преподавателей к выполненной Вами работе (0,634), получали устные комментарии преподавателей к выполненной Вами работе (0,561), обсуждали с преподавателями черновики письменных работ (за исключением курсовых и дипломных работ) (0,728), работали с преподавателем во внеаудиторное время над исследовательским или творческим проектом (который не входит в Ваш учебный план) (0,677).

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Стили студенческой вовлеченности (2) фото 2. Вовлеченность в обучение Решали задачи у доски на семинаре или отвечали на вопрос преподавателя по содержанию учебного курса (0,516), Выступали с докладом или презентацией на семинарских занятиях (0,753) Работали над дополнительными заданиями по курсу, выполнение которых необязательно для получения отличной оценки (0,578) Работали над групповым заданием совместно с одногруппниками/однокурсниками во время семинарского занятия (0,691) 3. Невыполнение требований учебного процесса Выполняли задания по курсу позже назначенного срока (0,675), Приходили на занятия неподготовленными (0,843), Присутствовали на занятиях, но не вникали в материал, не слушали преподавателя (0,787).

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Стили студенческой вовлеченности (3) фото 4. Вовлеченность в дискуссии на занятиях Участвовали в дискуссии на занятиях (0,800) Использовали знания из разных курсов в дискуссии на занятиях (0,760) 5. Посещаемость Оцените примерно, какой процент лекций Вы посетили в текущем учебном году (0,835), Оцените примерно, какой процент семинаров Вы посетили в текущем учебном году (0,885).

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Модель для «активного взаимодействия с преподавателями» фото Стандартизированный коэффициент Бета Уровень значимости Предикторы Скачивание работ из интернета – распространенная практика в моем департаменте -0,096< 0,001 Большинство экзаменов в моем департаменте можно без труда сдать с помощью списывания -0,0520,019 Многие из моих одногруппников хотя бы раз покупали работу по курсу, написанную для них на заказ -0,0240,260 Некоторые из преподавателей моего департамента могут поставить положительную оценку за денежное вознаграждение или подарок 0,0170,425 Контрольные переменные Форма обучения (бюджет) 0,0570,005 Направление подготовки (эконом. науки) -0,0250,214 Пол (мужской) 0,187< 0,001

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Модель для «вовлеченности в обучение» фото Стандартизированный коэффициент Бета Уровень значимости Предикторы Скачивание работ из интернета – распространенная практика в моем департаменте 0,081< 0,001 Большинство экзаменов в моем департаменте можно без труда сдать с помощью списывания -0,0740,001 Многие из моих одногруппников хотя бы раз покупали работу по курсу, написанную для них на заказ 0,0690,001 Некоторые из преподавателей моего департамента могут поставить положительную оценку за денежное вознаграждение или подарок -0,0100,624 Контрольные переменные Форма обучения (бюджет) 0,151< 0,001 Направление подготовки (эконом. науки) -0,228< 0,001 Пол (мужской) 0,0440,026

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Модель для «невыполнения требований учебного процесса» фото Стандартизированный коэффициент Бета Уровень значимости Предикторы Скачивание работ из интернета – распространенная практика в моем департаменте 0,097< 0,001 Большинство экзаменов в моем департаменте можно без труда сдать с помощью списывания 0,0590,008 Многие из моих одногруппников хотя бы раз покупали работу по курсу, написанную для них на заказ 0,0680,002 Некоторые из преподавателей моего департамента могут поставить положительную оценку за денежное вознаграждение или подарок 0,0020,917 Контрольные переменные Форма обучения (бюджет) -0,111< 0,001 Направление подготовки (эконом. науки) -0,0200,314 Пол (мужской) 0,131< 0,001

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Модель для «вовлеченности в дискуссии на занятиях» фото Стандартизированный коэффициент Бета Уровень значимости Предикторы Скачивание работ из интернета – распространенная практика в моем департаменте -0,088< 0,001 Большинство экзаменов в моем департаменте можно без труда сдать с помощью списывания 0,0690,002 Многие из моих одногруппников хотя бы раз покупали работу по курсу, написанную для них на заказ 0,0130,557 Некоторые из преподавателей моего департамента могут поставить положительную оценку за денежное вознаграждение или подарок -0,0700,001 Контрольные переменные Форма обучения (бюджет) 0,0050,823 Направление подготовки (эконом. науки) 0,0240,240 Пол (мужской) -0,0180,381

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Интерпретация результатов регрессионного анализа фото 1. Распространенность на факультете скачивания работ из интернета и списывания во время экзаменов имеет значимое негативное влияние на стиль вовлеченности «активное взаимодействие с преподавателями». 2. Распространенность списывания на экзаменах влияет отрицательно на выраженность стиля «вовлеченность в обучение». Удивительным стал результат о том, что распространенность скачивания работ из интернета и покупки работ положительно влияет на вовлеченность в обучение. Возможно, это связано с тем, что студенты с высокой вовлеченностью в обучение более критично оценивают поведение своих однокурсников и более склонны утвердительно отвечать на вопрос о распространенности данного явления на факультете. 3. На невыполнение требований учебного процесса оказывают влияние распространенность скачивания работ из интернета, списывания, и покупки работ. 4. На вовлеченность в дискуссии на занятиях оказывает отрицательное влияние распространенность скачивания работ в интернете и их покупки. Наблюдается положительная взаимосвязь между распространенностью списывания и вовлеченностью в дискуссии на занятиях.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Модель для «посещаемости лекций» фото Стандартизированный коэффициент Бета Уровень значимости Предикторы Скачивание работ из интернета – распространенная практика в моем департаменте -0,0450,011 Большинство экзаменов в моем департаменте можно без труда сдать с помощью списывания -0,088< 0,001 Многие из моих одногруппников хотя бы раз покупали работу по курсу, написанную для них на заказ -0,074< 0,001 Некоторые из преподавателей моего департамента могут поставить положительную оценку за денежное вознаграждение или подарок 0,0260,137 Контрольные переменные Форма обучения (бюджет) 0,0490,002 Направление подготовки (эконом. науки) -0,0440,006 Пол (мужской) -0,096< 0,001

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Модель для «посещаемости семинаров» фото Стандартизированный коэффициент Бета Уровень значимости Предикторы Скачивание работ из интернета – распространенная практика в моем департаменте -0,0190,284 Большинство экзаменов в моем департаменте можно без труда сдать с помощью списывания -0,0380,037 Многие из моих одногруппников хотя бы раз покупали работу по курсу, написанную для них на заказ -0,0200,265 Некоторые из преподавателей моего департамента могут поставить положительную оценку за денежное вознаграждение или подарок -0,0060,739 Контрольные переменные Форма обучения (бюджет) 0,0350,034 Направление подготовки (эконом. науки) -0,0070,675 Пол (мужской) -0,104< 0,001

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Интерпретация результатов регрессионного анализа фото 1. На посещаемость лекций негативно влияют распространенность скачивания работ из интернета, списывания на экзаменах и покупки работ, выполненных на заказ. 2. На посещаемость семинаров значимое отрицательное влияние оказывает только возможность без труда списать на экзамене.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Влияние распространенности практик нечестного поведения на отношение к плагиату и списыванию фото 1.Студенты, отмечающие, что на их факультете распространено скачивание работ из интернета, чаще других считают, что за списывание на экзамене или зачете преподаватель на первый раз должен ограничиться строгим замечанием (53% против 43%). Студенты, у которых данная практика не распространена в большей мере высказываются за более строгое наказание (42% против 29%). 2.Респонденты, считающие, что на их факультете распространено скачивание работ из интернета, также чаще имеют лояльное отношение к плагиату (46% против 34%). 3.Учащиеся, отметившие, что некоторые преподаватели их факультета могут поставить положительную оценку, чаще высказывают лояльное отношение к плагиату (47% против 37%).

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Выводы фото 1. Среди студентов вузов АВВЭМ, а также среди населения России наблюдается лояльное отношение к списыванию во время контрольных и экзаменов. Плагиат – рассматривается как более серьезное и менее допустимое нарушение. 2. Такая характеристика образовательной среды, как ее «академическая честность» влияет на индивидуальное поведение студентов. Высокая распространенность академического обмана приводит к снижению студенческой вовлеченности учащихся экономических и менеджериальных специальностей. 3. Степень «академической честности» студентов влияет на их отношение к плагиату и списыванию.

Высшая школа экономики, Москва, 2015 Вопросы для дискуссии фото 1. Какие меры могут быть предприняты для формирования в университетах «академически честной» образовательной среды? 2. Какие преподавательские практики могут быть эффективны для снижения уровня академического обмана в университете? 3. Как бороться с нечестным поведением в университетах на системном уровне?

101000, Россия, Москва, Мясницкая ул., д. 20 Тел.: (495) , факс: (495)