На прошлом уроке мы с вами познакомились с новым понятием: КОМПОЗИЦИЯ Композиция - от латинского «составление», «соединение» - построение художественного.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Как вы думаете, какая сюжетная линия является основной для передачи авторской мысли?» Что важнее для автора: показать любовь Вакулы к Оксане или показать.
Advertisements

Герои и события повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Игра-викторина по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством"
Игра-викторина по повестям "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя.
Картины народной жизни, добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» 1.
Тест по литературе (5 класс) по теме: тест по произведению Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Тайны рождественской ночи По произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: Презентация к повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. (базовый уровень) Автор: Фастова С.О., учитель русского языка и литературы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ЛИТЕРАТУРЫ В 6 классе по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Учитель русского языка и литературы Первомайская СОШ Антипорович.
900igr.net Отражение в повести славянских преданий и легенд (фантастика и реальность) Формирование умения давать характеристику героям на основе исследования.
Презентация к уроку по литературе по теме: «Герои и события повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»». Приёмы создания комического эффекта.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Правописание н и нн в причастиях. Цель урока: Научиться формулировать и применять правило о написании Н и НН в причастиях.
Николай Васильевич Гоголь «Ночь перед Рождеством» тест для учащихся 5 класса подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 21 Л.А.Иванова.
1. Тема повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»: А) быт и нравы селян; Б) проказы селян в рождественскую ночь; В) искренность чувств и поступков селян;
Ночь перед Рождеством Не хочу ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего царства. Дай мне лучше мою Оксану! Труд и любовь основа народной жизни.
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
( ). Этот урок познакомит с одним из эпических жанров - повестью, а именно, вы узнаете, что такое сказочная повесть на примере произведения Н.В.
Этот урок познакомит с одним из эпических жанров – повестью, а именно, вы узнаете, что такое сказочная повесть на примере произведения Н.В.Гоголя «Ночь.
Транксрипт:

На прошлом уроке мы с вами познакомились с новым понятием: КОМПОЗИЦИЯ Композиция - от латинского «составление», «соединение» - построение художественного произведения, логика развития событий и последовательность частей в тексте Это определение должно быть записано у вас в тетради. Сегодня мы с вами будем учиться определять авторский замысел на основе наблюдения над композицией произведения. То есть нам надо ответить на вопрос: как композиция помогает автору донести до нас идею своего произведения, его главную мысль? Для этого давайте вспомним, какие события изображает Гоголь в своей повести.

События, изображенные в произведении, называются СЮЖЕТ (это вы помните из 5 класса) Мы с вами говорили на прошлом уроке, что в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» выделяются две сюжетные линии, и называли их. Содержание следующего слайда должно быть записано у вас в тетради (ТО, ЧТО ВЫДЕЛЕНО СИНИМ, ПЕРЕПИСЫВАТЬ В ТЕТРАДЬ НЕ НАДО)

Основные сюжетные линии в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством»: 1. Линия Вакулы и Оксаны (ухаживание Вакулы за Оксаной, ее условие достать черевички, выполнение этого условия, сватовство Вакулы, в финале - семья Вакулы и Оксаны) 2. Линия Вакулы и черта (их вражда в своем развитии и победа Вакулы)

Что мы с вами здесь видим? Обе линии объединяет один общий герой, значит, он и есть ГЛАВНЫЙ герой повести – кузнец Вакула. За сюжетной линией Вакулы и Оксаны мы с вами следили на прошлом уроке в понедельник. Сегодня мы посмотрим на вторую сюжетную линию, связанную с борьбой Вакулы и черта.

Комментарий к таблице Обратите внимание, кто первый начал «сражение» Посмотрите, как оно развивалось (стрелочки обозначают направление удара) Когда кузнец был близок к поражению? Благодаря чему он победил?

Как возникла и развивалась вражда Вакулы с бесом? Вакула Черт Вакула изобразил в церковном притворе, как грешники бьют и погоняют черта кнутом. Черт «всеми силами старался мешать ему…», «но, несмотря на все, работа была кончена… и с той поры черт поклялся мстить кузнецу» Чуб все равно ушел, а Вакула пришел к Оксане. Чуб услышал голос Вакулы и решил, что перепутал дом (ушел к Солохе и в итоге попал в мешок) Черт украл месяц, чтобы Чуб остался дома, «а кузнец, который был издавна не в ладах с ним, при нем ни за что не отважится идти к дочке, несмотря на свою силу». Черт наслал метель, чтобы Чуб вернулся домой

Вакула Черт Вакула пытается убедить себя, что Оксана «никогда не будет доброй хозяйкой, она только мастерица рядиться» Вакула борется с чувством к Оксане и решает «вынести мешки с мусором» из избы, чтоб на Рождество было чисто в избе «Но в то самое время, когда кузнец готовился быть решительным, какой-то злой дух проносил над ним смеющийся образ Оксаны…» Черт, сидящий в мешке, оказывается за спиной кузнеца Вакула решает утопиться, на прощание просит все свое добро раздать на церковь Вакула идет к Пацюку, чтоб просить помощи у черта. Но видя, как Пацюк ест скоромное, «набожный кузнец» убегает «Черт запрыгал в мешке от радости» Черт «не мог вытерпеть, чтоб ушла из рук его такая славная добыча», выпрыгнул из мешка и сел кузнецу на шею

Вакула Черт Кузнец соглашается Черт прыгает от радости у него на шее «выпрыгнул из мешка и сел кузнецу на шею», стал шептать ему в ухо: «Оксана будет сегодня же наша» Кузнец хватает черта за хвост и крестным знамением подчиняет себе. Черт предлагает контракт Черт обещает сделать все, только чтоб его не крестили. Летит на черте, подчиняя его себе крестным знамением и нательным крестиком. Черт несет Вакулу в Петербург и помогает достать черевички, слушается во всем.

Чем заканчивается сражение Вакулы с чертом? (стр ) 1. Вакула прилетел домой, отхлестал черта, прежде чем отпустить его, и повалился спать (стр.243, 2 абзац) 2.Проснувшись, он испугался, увидев, что солнце уже высоко: «Я проспал заутреню и обедню!» Тут благочестивый кузнец погрузился в уныние… но решил исповедоваться и бить весь год поклоны. 3. В качестве церковного покаяния он покрасил даром клирос в церкви и намалевал черта в аду, «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо…»

Теперь обратите внимание на то, каким событием автор заканчивает произведение. Это не свадьба Оксаны и Вакулы, а черт, на которого все плюют при входе в храм. К какой сюжетной линии относится это событие? Подумайте над этим вопросом и выполните домашнее задание.

Домашнее задание: Ответьте письменно на вопрос «Как вы думаете, какая сюжетная линия является основной для передачи авторской мысли?» 1. Сватовство Вакулы к Оксане 2. Борьба Вакула и чёрта 3. Обе линии равнозначны Обоснуйте свое мнение, опираясь на композиционное построение повести Гоголя. Отвечайте полными, развернутыми предложениями. Ваш ответ должен быть объемом примерно 1 страница тетрадного листа. (Посмотрите следующий слайд, на нем подсказка)

Представьте, что одна сюжетная линия – это, например, синий цвет, а другая – красный. Какой цвет начинает? Какой заканчивает? Какой преобладает в ткани произведения? Сделайте вывод – что важнее для автора: показать любовь Вакулы к Оксане или показать его духовную борьбу с чертом?