Отличие традиционного урока от современного урока.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Advertisements

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС второго поколения.
Развитие универсальных учебных действий. Повестка педагогических чтений 1. Малькова Т.А. «Новые подходы в построении урока на основе новых стандартов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
Характеристика изменений в деятельности педагога в условиях введения и реализации ФГОС.
«Деятельность педагога по достижению личностных результатов обучающихся при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения»
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Современный урок в условиях реализации ФГОС ФГОС.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
СЕМИНАР учителей физики СЕМИНАР учителей физики ОБОШИ Суджанская школа-интернат «Деятельностный подход в обучении физики в рамках реализации ФГОС общего.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
Конструкт урока. Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность.
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
Организация урока (учебного занятия) в системно-деятельностном подходе.
Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения Главным направлением в работе каждого учителя на ближайшие годы становится.
Презентация к уроку по теме: Современный урок в условиях реализации ФГОС
Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Чертушкина Елена Викторовна, учитель физики первой квалификационной категории.
Транксрипт:

Отличие традиционного урока от современного урока

2 Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. Мы не учим их; мы создаем условия, в которых они учатся. С. Паперт

Отличие традиционного урока от современного урока Триединая цель урока План- конспект Преобладающая фронтальная форма обучения Методы и приемы обучения Типы уроков Традиционный Современный ( в условиях введения ФГОС Системно –деятельностный подход в обучении Обучение через деятельность Формируются УУД, предметные и метапредметные, личностные результаты; Учитель проектирует урок Технологическая карта урока Практический опыт деятельности

Критерии Традиционный урок Урок в условиях введения ФГОС Цель :Формирование ЗУНРазвитие личности Ведущий тип деятельности Репродуктивный, воспроизводящий Исследовательский, продуктивный, творческий Способ усвоения материала Деятельность по образцу Мыслительная деятельность, рефлексия Контроль Контроль и самоконтроль усвоения нового материала Самооценка, рефлексия результатов деятельности Целеполагание Определяет учитель Определяют ученик и учитель по согласованию

Особенности урока в рамках деятельного подхода Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельности Формулировка темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определяют границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цель Планирование учащимися способов достижения цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану(применяется групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельности Осуществлен ие контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением практической работы Учащиеся осуществляют контроль( применение формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону) Осуществлен ие коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащихся осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценочной деятельности по ее результату(самооценивание, результат деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще задание – одно для всех) Учащиеся могут выбрать задания предложенные учителем с учетом индивидуальных возможностей

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется При подготовке к уроку учитель использует При подготовке к уроку учитель использует Обменивается конспектами с коллегами жестко структурированным конспектом урока сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения учебник и методические рекомендации учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег.

Основные этапы урока Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить все, что запланировано Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д. Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д. Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока Преимущественно Нестандарт ное ведение уроков – Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся Взаимодейс твие с родителями обучающихся Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образователь ная среда Создается учителем. Выставки работ обучающихся Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов Результаты обучения Предметные результаты Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Нет портфолио обучающегося Создание портфолио Основная оценка – оценка учителя Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Главное отличие деятельностного урока от традиционного состоит в: 1. Уровне активности учащихся 2. Роли учителя на уроке 3. Целях урока 4.Методах, применяемых учителем 5. Способах оценивания 6. Структуре урока

Классификация уроков: Традиционное обучение: *урок ознакомления с новым материалом *урок обобщения и систематизации изученного *комбинированный урок *урок закрепления умений и навыков *урок проверки знаний Развивающее обучение: *урок «открытия» нового знания (постановки учебной задачи) *урок рефлексии *урок общеметодологической направленности *урок развивающего контроля

Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода Уроки «открытия» нового знания Уроки рефлексии Уроки общеметодологической направленности Уроки развивающего контроля по целеполаганию: 18

Урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. Урок «открытия» нового знания Деятельностная цель: формирование способности учащих- ся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Урок развивающего контроля Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Урок рефлексии Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода 19

Структура уроков введения нового знания в рамках деятельностного подхода Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Включение в систему знаний и повторение. 1 Мотивирование к учебной деятельности. Выявления места и причины затруднения. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Самостоятель ная работа с самопроверкой й по эталону. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Реализация построенного проекта 7

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель-ученик».

«Выживает не самый сильный и не самый умный, а тот, кто лучше всех откликается на происходящие изменения» Ч.Дарвин Чарльз Дарвин

Желаем успехов в работе!

КАРТА анализа и самоанализа учебного занятия с позиции системно - деятельностного подхода Класс, количество учащихся: ______________ ФИО учителя: ____________________________ Дата: ____________________________________ Тема: ____________________________________ Цель посещения: __________________________

Направление анализа и самоанализа Критерии оценивания Баллы (уровни) Комментарии 1. Деятельность учителя Мотивация учащихся на основе освоение материала в начале уч. занятия Создание настроя на познавательную деятельность в решение поставленных задач Организация совместного формулирования целей Содержание учебного материала, особенности его предъявления Эффективность подбора учебного материала для освоения запланированного действия на основе мотивации учеников Включенность учеников в проектирование способов деятельности Проблемность, многоаспектность, открытость вопросов учителя, позволяющие искать варианты ответа Структура уч. занятия Соответствие выбранной структуры целям уч. занятия Соответствие выбранной структуры уч. занятия психологической структуре деятельности учеников: мотив – учебная задача – действия по её решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция

Формы и методы обучения Соответствие выбранных организационных форм обучения (индивидуальная, групповая, фронтальная) запланированной цели Организация контрольно-оценочной деятельности учеников Организация рефлексии деятельности учеников Взаимоотношения «учитель – ученик» Выбор позиции сотрудничества во взаимодействии с учащимися Спокойное реагирование учителя на ошибки учеников, использование приемов позитивного реагирования Внимание учителя ко всем ученикам, предоставление возможности всем учащимся высказывать свои версии, аргументировать их Создание условий для развития способностей - к выдвижению версий и идей в пространстве учебной деятельности к осознанному поведению в различных жизненных ситуациях к ориентации в мире социально значимых ценностей к позиционированию и выполнению социальных ролей

2. Деятельность обучающихся Активная позиция - включенность в урок сосредоточенность на достижении результата внимание построение диалога полные, рассудительные ответы Позиция сотрудничества - слаженность, взаимопонимание умение оценить работу свою и одноклассников рефлексия работы поведение спокойное, естественное, уверенное и непосредственное положительный эмоциональный тон Культура слушания- умение вслушиваться в вопросы и задания умение слышать ответы других, находить в них позитивные моменты Формирование личностных качеств - оптимизм уверенность в себе активность адаптивность адекватность самооценки толерантность дисциплинированность ответственность 0 1 2

Выводы: ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Рекомендации: ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Самоанализ и анализ уч. занятия проведен __________________________________ (число, месяц, год) С выводами и предложениями ознакомлен(а)_______________________________ (подпись педагога) max б. – мастер б. – высокий уровень б. – достаточный уровень б. – допустимый уровень б. – критический уровень до 40 б. – недопустимый

4 важных характеристики деятельностного урока: По своей структуре современный урок совпадает со структурой деятельности Деятельностная структура урока всегда «прозрачна» и открыта учащимся Степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности постепенно нарастает Основной этап урока направлен на формирование УУД на основе освоения и применения предметных знаний/умений

Построение урока: Традиционный подход Структура урока определяется учебно- предметной темой и этапом ее изучения Цель урока = тема + действие с учебным знанием Цель: что изучаем? Новая дидактика Структура урока определяется структурой организуемой деятельности (исследование, проект, критическое мышление, ценностное отношение…) Цель урока = результат деятельности Цель: зачем изучаем?

Общие рекомен дации: Подбирайте такое содержание мотивационных заданий, которое выводило бы учащихся на цель урока Актуализируя знания, актуализируйте и способы работы, которые вам понадобятся «Рачительность » Сформулируйте цель так, чтобы стал понятен результат По ходу урока показывайте, как ученики продвигаются к результату Нацеленность на результат Давая новые знания, помогайте осваивать новые способы работы с ними Проверяя усвоение знаний, ставьте практические задачи, требующие применения общеучебныхумений «Многослойнос ть» Помогайте ученикам осознать как полученный результат, так и способ его получения Показывайте возможность переноса нового умения в другие ситуации Рефлексивность