Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и наркология Заместитель директора по экспертной работе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Актуальные проблемы правового обеспечения наркологии Автор-составитель - Б.П. Целинский 2012 год.
Advertisements

Слайд 1 Проблемные вопросы законодательства в наркологии Московский научно-практический центра наркологии Департамента здравоохранения города Москвы заместитель.
РОССИЯ 2014 О ходе реализации мероприятий по модернизации наркологической службы Российской Федерации в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации.
Психиатрическая помощь Принципы защиты лиц, страдающих психическими расстройствами, и улучшения психиатрической помощи, которые были приняты Генеральной.
О.В. Зыков директор Института Наркологического Здоровья Нации Анализ нормативно-правовой базы, касающейся вопросов оказания наркологической помощи Москва.
ГАРАНТИРОВАННЫЙ ОБЪЕМ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ (ГОБМП) Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан от 21 июля 2007 года N 303-III «О государственных.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Статья 20. Информированное.
Организация социально-психологического тестирования лиц, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных.
Организация социально-психологического тестирования лиц, направленного на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных.
Результаты контрольных мероприятий в части оценки деятельности врачебной комиссии Чапилова Ольга Николаевна начальник отдела Роздравнадзора по Красноярскому.
РОССИЯ 2014 О ходе реализации мероприятий по модернизации наркологической службы Российской Федерации в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации.
Основные представления о социально значимых заболеваниях.
Министерство здравоохранения Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «Особенности лицензирования медицинской деятельности.
Заместитель начальника Управления организации государственного контроля качества оказания медицинской помощи населению А.С.Карпов Разграничение полномочий.
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.
Основные представления о социально значимых заболеваниях.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Горанская Светлана Владимировна.
Об административной ответственности. Ст Административного кодекса РФ.
Правовая наркология Концепция реформы системы наркологической помощи 2011 год ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Рабочая группа по совершенствованию.
Обеспечение населения Тюменской области высокотехнологичной медицинской помощью. Финансирование скорой медицинской помощи за счет средств ОМС. Директор.
Транксрипт:

Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и наркология Заместитель директора по экспертной работе Московского научно-практического центра наркологии Департамента здравоохранения г. Москвы к.м.н. Егоров В.Ф.

1 Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и наркология

2 Не имеющая никакой юридической силы дискуссия о том, распространяется ли закон о психиатрической помощи на наркологических больных, наркологические учреждения и врачей-психиатров- наркологов, начавшись с выхода закона в 1992 году, не прекращается до настоящего времени. Не имеющая никакой юридической силы дискуссия о том, распространяется ли закон о психиатрической помощи на наркологических больных, наркологические учреждения и врачей-психиатров- наркологов, начавшись с выхода закона в 1992 году, не прекращается до настоящего времени.

3 Аргументы сторонников распространения действия закона на наркологию: Статья 10. Диагностика и лечение лиц, страдающих психическими расстройствами Статья 10. Диагностика и лечение лиц, страдающих психическими расстройствами (1) Диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами … (1) Диагноз психического расстройства ставится в соответствии с общепризнанными международными стандартами …

3-1 Международная классификация болезней МКБ-10 - коды и шифры диагнозов и заболеваний. F00-F99 Психические расстройства и расстройства поведения F00-F99 Психические расстройства и расстройства поведения F10-F19 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ F10-F19 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ

3-1-1 В свою очередь согласно статьи 1 Закона «Психиатрическая помощь … включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами». В свою очередь согласно статьи 1 Закона «Психиатрическая помощь … включает в себя психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование, профилактику и диагностику психических расстройств, лечение и медицинскую реабилитацию лиц, страдающих психическими расстройствами».

3-2 С ноября 2013 года все ранее упоминаемые в законе психиатрические и психоневрологические учреждения стали именоваться медицинскими организациями, оказывающими психиатрическую помощь. С ноября 2013 года все ранее упоминаемые в законе психиатрические и психоневрологические учреждения стали именоваться медицинскими организациями, оказывающими психиатрическую помощь.

3-3 С этого же времени во многих статьях закона, так или иначе затрагивающие права лиц, которым оказывается психиатрическая помощь, появилось дополнение «…больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет…» С этого же времени во многих статьях закона, так или иначе затрагивающие права лиц, которым оказывается психиатрическая помощь, появилось дополнение «…больному наркоманией несовершеннолетнему в возрасте до шестнадцати лет…»

4 Т.о. единственным формальным препятствием для формального распространения закона о психиатрической помощи на наркологию является то, что в законе упоминается только врач-психиатр, тогда как в номенклатуре врачебных специальностей наряду с врачом-психиатром пока еще (!!!) есть врач-психиатр- нарколог. Т.о. единственным формальным препятствием для формального распространения закона о психиатрической помощи на наркологию является то, что в законе упоминается только врач-психиатр, тогда как в номенклатуре врачебных специальностей наряду с врачом-психиатром пока еще (!!!) есть врач-психиатр- нарколог.

5 Однако, одним росчерком пера на приказе о ликвидации специальности врача- психиатра-нарколога (как это произошло с судебно-наркологической экспертизой) вряд ли удастся соединить наркологию с психиатрией, предполагая поглощение наркологии психиатрической службой. Однако, одним росчерком пера на приказе о ликвидации специальности врача- психиатра-нарколога (как это произошло с судебно-наркологической экспертизой) вряд ли удастся соединить наркологию с психиатрией, предполагая поглощение наркологии психиатрической службой.

6 Продолжая формальный подход к рассматриваемому вопросу следует назвать несколько других законов, в которых наркология еще остается выделенной. Продолжая формальный подход к рассматриваемому вопросу следует назвать несколько других законов, в которых наркология еще остается выделенной.

6-1 Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» Статья 57. Координация деятельности по оказанию наркологической помощи больным наркоманией Статья 57. Координация деятельности по оказанию наркологической помощи больным наркоманией 1. Координацию деятельности наркологической службы в Российской Федерации, в состав которой входят медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающие наркологическую помощь больным наркоманией, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. 1. Координацию деятельности наркологической службы в Российской Федерации, в состав которой входят медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающие наркологическую помощь больным наркоманией, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

6-2 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Статья 18. Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения Статья 18. Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения 1. Органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют: 2) развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь; 1. Органы управления здравоохранением в пределах своей компетенции организуют: 2) развитие сети детских и подростковых учреждений, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь;

6-3 Налоговый кодекс Российской Федерации Статья 149, пункт 3, подпункт 2, абзац 5. Статья 149, пункт 3, подпункт 2, абзац 5. "лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими (отделениями) медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, наркологическую помощь и противотуберкулезную помощь, стационарных учреждений социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, а также лечебно- производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы;" "лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими (отделениями) медицинских организаций, оказывающих психиатрическую помощь, наркологическую помощь и противотуберкулезную помощь, стационарных учреждений социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, а также лечебно- производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы;"

6-3-1 Обратите внимание, в этой статье помощь лицам, страдающим психическими расстройствами разделяют на психиатрическую помощь, наркологическую помощь Обратите внимание, в этой статье помощь лицам, страдающим психическими расстройствами разделяют на психиатрическую помощь, наркологическую помощь

6-4 Федеральный закон «Об оружии» Статья 12, часть 21 Статья 12, часть 21 «…Осмотр врачом-психиатром и врачом- психиатром-наркологом…» «…Осмотр врачом-психиатром и врачом- психиатром-наркологом…»

7 Но и эти разночтения в законах технически не так уж сложно преодолеть, внеся в указанные законы соответствующие изменения (если ФСКН и МВД позволят). Но и эти разночтения в законах технически не так уж сложно преодолеть, внеся в указанные законы соответствующие изменения (если ФСКН и МВД позволят). Но есть и более серьезные законодательные моменты, отличающие наркологических больных от принципов организации психиатрической помощи. Но есть и более серьезные законодательные моменты, отличающие наркологических больных от принципов организации психиатрической помощи.

7-1 Прежде всего, я бы назвал предусмотренную законами возможность признать психически больного невменяемым в отношении инкриминируемого ему деяния. Прежде всего, я бы назвал предусмотренную законами возможность признать психически больного невменяемым в отношении инкриминируемого ему деяния. При тяжелых формах психических заболеваний нередко совершившие преступление психически больные признаются невменяемыми в отношении инкриминируемых им деяний, что абсолютно недопустимо для больных алкоголизмом и наркоманией, совершивших преступление в состоянии опьянения или выраженной абстиненции, кроме случаев развившихся у них острых психозов. При тяжелых формах психических заболеваний нередко совершившие преступление психически больные признаются невменяемыми в отношении инкриминируемых им деяний, что абсолютно недопустимо для больных алкоголизмом и наркоманией, совершивших преступление в состоянии опьянения или выраженной абстиненции, кроме случаев развившихся у них острых психозов.

7-2 А статья 23 Уголовного кодекса Российской Федерации гласит: А статья 23 Уголовного кодекса Российской Федерации гласит: «Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности» «Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной ответственности»одурманивающих веществ одурманивающих веществ Это притом, что опьянение также входит в рубрику психических расстройств. Это притом, что опьянение также входит в рубрику психических расстройств.

7-3 Помимо указанных закон о психиатрической помощи содержит и другие позиции, которые не распространяются на больных алкоголизмом и наркоманией. Прежде всего, это касается принудительных мер медицинского характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, вопросов опеки, инвалидности, социально-бытовых льгот, вопросов социального обслуживания и др. Помимо указанных закон о психиатрической помощи содержит и другие позиции, которые не распространяются на больных алкоголизмом и наркоманией. Прежде всего, это касается принудительных мер медицинского характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, вопросов опеки, инвалидности, социально-бытовых льгот, вопросов социального обслуживания и др.

7-4 В постановлении Правительства Российской Федерации от г. 291 «О лицензировании медицинской деятельности» в перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, наркология и психиатрия представлены совершенно раздельно. В постановлении Правительства Российской Федерации от г. 291 «О лицензировании медицинской деятельности» в перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, наркология и психиатрия представлены совершенно раздельно.

7-5 За последние годы в отношении больных наркоманией приняты другие законодательные нормы, совершенно несоответствующие принципам закона о психиатрической помощи: За последние годы в отношении больных наркоманией приняты другие законодательные нормы, совершенно несоответствующие принципам закона о психиатрической помощи:

7-5-1 статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает штраф или административный арест за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривает штраф или административный арест за уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.

7-5-2 Не соответствует закону о психиатрической помощи и пакет законодательных норм, обеспечивающих так называемое альтернативной лечение больных наркоманией: статья УК России, статья УИК России, статья 398 УПК России. Не соответствует закону о психиатрической помощи и пакет законодательных норм, обеспечивающих так называемое альтернативной лечение больных наркоманией: статья УК России, статья УИК России, статья 398 УПК России.

7-5-3 Большое количество статей Главы VII «Наркологическая помощь больным наркоманией» и ряда статей других глав Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» противоречат Закону Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Это касается порядка диагностики, медицинского освидетельствования, ограничений, устанавливаемых на занятие определенными видами деятельности и др. Большое количество статей Главы VII «Наркологическая помощь больным наркоманией» и ряда статей других глав Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» противоречат Закону Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Это касается порядка диагностики, медицинского освидетельствования, ограничений, устанавливаемых на занятие определенными видами деятельности и др.

8 Останавливаясь на возможности недобровольной госпитализации больного с психическими расстройствами в настоящее время с уверенностью можно говорить только о том, что такая госпитализация возможна только в случаях, предусмотренных пунктом а) статьи 29, только по направлению врача-психиатра и только в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях. Останавливаясь на возможности недобровольной госпитализации больного с психическими расстройствами в настоящее время с уверенностью можно говорить только о том, что такая госпитализация возможна только в случаях, предусмотренных пунктом а) статьи 29, только по направлению врача-психиатра и только в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях.

9 Во всех остальных случаях неотложную госпитализацию больных алкоголизмом и наркоманией, в том числе в наркологические стационары, следует осуществлять в соответствии с частями 9 и 10 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ. Во всех остальных случаях неотложную госпитализацию больных алкоголизмом и наркоманией, в том числе в наркологические стационары, следует осуществлять в соответствии с частями 9 и 10 статьи 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 года 323-ФЗ.

10 Можно приводить и другие примеры, но и из уже изложенного можно предположить, что Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в его сегодняшней редакции на наркологические заболевания распространяться не может. Можно приводить и другие примеры, но и из уже изложенного можно предположить, что Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» в его сегодняшней редакции на наркологические заболевания распространяться не может.

11 Здесь следует отметить, что полномочиями для официального толкования законов, для разъяснений их правоприменения, чему по существу и было посвящено мое выступление, не наделен ни я, и ни один из федеральных органов исполнительной власти. Здесь следует отметить, что полномочиями для официального толкования законов, для разъяснений их правоприменения, чему по существу и было посвящено мое выступление, не наделен ни я, и ни один из федеральных органов исполнительной власти.

12 Комментарии законов также не имеют юридической силы и отражают только точку зрения их авторов. Комментарии законов также не имеют юридической силы и отражают только точку зрения их авторов. Тем не менее, нельзя игнорировать мнении авторов комментария, в котором руководитель авторского коллектива являлся засл. юрист РФ, докт. юр. наук, проф. С.В. Бородин, а среди авторов такие известные всем психиатрам и наркологам фамилии врачей и юристов, как В.П. Котов, И.Я. Гурович, С.В. Полубинская, С.Н. Шишков, В.А., Тихоненко, В.С. Ястребов и другие. Тем не менее, нельзя игнорировать мнении авторов комментария, в котором руководитель авторского коллектива являлся засл. юрист РФ, докт. юр. наук, проф. С.В. Бородин, а среди авторов такие известные всем психиатрам и наркологам фамилии врачей и юристов, как В.П. Котов, И.Я. Гурович, С.В. Полубинская, С.Н. Шишков, В.А., Тихоненко, В.С. Ястребов и другие.

13 По их мнению, необходимо внесение поправок и дополнений, распространяющих действие Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» на лиц, страдающих расстройствами наркологического профиля, или, напротив, исключающих этих пациентов из сферы его действия. По их мнению, необходимо внесение поправок и дополнений, распространяющих действие Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» на лиц, страдающих расстройствами наркологического профиля, или, напротив, исключающих этих пациентов из сферы его действия.