Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении. Урок 2 АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виды вступлений к тексту Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (Часть С)
Advertisements

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЙ К СОЧИНЕНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ( С 1) ВСТУПЛЕНИЕ. 1.ВОПРОСНО-ОТВЕТНОЕ ЕДИНСТВО. ДИАЛОГ ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ БОЛЕЕ ЭНЕРГИЧНЫМ.
Виды вступлений Готовимся к сочинению ЕГЭ. Как правильно понять исходный текст. 1.О чем текст? (Ты увидишь тему). 2.Какие вопросы рассматривает автор?
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише. Выполнила: учитель русского языка.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Мастер - класс. " Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише "
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ ЧАСТЬ 3 (С 2. 2.) ГИА Заговори, чтоб я тебя увидел. Сократ.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь.
Проблематика текстов для ЕГЭ. Проблемы семьи проблема памяти о своих истоках, о своем детстве; проблема роли детства в жизни человека; проблема исторической;
Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении. Урок 1 АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ,
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
У РОК – ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ : «О Т АНАЛИЗА ТЕКСТА – К СОЧИНЕНИЮ »
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Автор : учитель русского языка Автор : учитель русского языка и литературы первой и литературы первой квалификационной категории квалификационной категории.
Транксрипт:

Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении. Урок 2 АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ

Завершение Завершениесочинения

Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: в ней может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам; Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: в ней может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам;

может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного. может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного.

Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как: Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:

а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения) а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения)

Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что духовность это качество, которое многие хотели бы в себе развить, нередко даже не зная, в чем оно проявляется. Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что духовность это качество, которое многие хотели бы в себе развить, нередко даже не зная, в чем оно проявляется.

Автор учит нас тому, что духовность нельзя путать с образованностью. Человеку нужно поддерживать в себе стремление к добру, правде, красоте, а не формальные навыки вроде хороших манер. Вероятно, наш идеал окажется недостижимым, но иным образом духовным человеком не стать; Автор учит нас тому, что духовность нельзя путать с образованностью. Человеку нужно поддерживать в себе стремление к добру, правде, красоте, а не формальные навыки вроде хороших манер. Вероятно, наш идеал окажется недостижимым, но иным образом духовным человеком не стать;

б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например: б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например:

Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее»; Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее»;

в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении некую смысловую точку), например: в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении некую смысловую точку), например:

Прочитав этот текст, понимаешь, что родная земля это самое дорогое, что есть у человека. Недаром говорят: «Родная земля мать, чужая мачеха»; Прочитав этот текст, понимаешь, что родная земля это самое дорогое, что есть у человека. Недаром говорят: «Родная земля мать, чужая мачеха»;

например: «Солнце спрятано в каждом!» писал известный русский поэт и писатель В. Солоухин. Именно так оно и есть: в каждом есть солнце, но оно спрятано, а надо, чтобы его лучи радостно озарили нашу землю светом любви и добра. «Солнце спрятано в каждом!» писал известный русский поэт и писатель В. Солоухин. Именно так оно и есть: в каждом есть солнце, но оно спрятано, а надо, чтобы его лучи радостно озарили нашу землю светом любви и добра.

Заключение. Заключение.

1. Итог и обобщение сказанному. 1. Итог и обобщение сказанному.

Прочитав текст Д.С. Лихачева, понимаешь, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому. Прочитав текст Д.С. Лихачева, понимаешь, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому.

2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части. 2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части.

Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится. Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме. 3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

Рассуждение Д.С. Лихачева не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе чувство. Добро порождает добро. Рассуждение Д.С. Лихачева не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе чувство. Добро порождает добро.

4. Концовка- афоризм. 4. Концовка- афоризм.

Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле. Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле. «Безумству храбрых поем мы песню»! «Безумству храбрых поем мы песню»!

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения. 5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком. Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком.

6. Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста. 6. Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.

Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время». Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время».

7. Корректное возражение автору. 7. Корректное возражение автору.

Сложно не согласиться с автором текста М.Веллером, что риск ведет к счастью победы. Но где же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва – подвиг. Сложно не согласиться с автором текста М.Веллером, что риск ведет к счастью победы. Но где же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва – подвиг.

8. Яркий пример, обобщающий рассуждение. 8. Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды. Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды.

Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью. Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью.

Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота-…это внутренняя одухотворённость – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе… Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах. Во внешней человеческой красоте воплощены наши представления об идеале прекрасного. Внешняя красота-…это внутренняя одухотворённость – богатый мир мыслей и чувств, нравственного достоинства, уважения к людям и к себе… Чем выше нравственное развитие и общий уровень духовной культуры человека, тем ярче отражается внутренний духовный мир во внешних чертах.

Это свечение души, по выражению Гегеля, всё больше проявляется, понимается и чувствуется современным человеком. Внутренняя красота отражается на внешнем облике… Это свечение души, по выражению Гегеля, всё больше проявляется, понимается и чувствуется современным человеком. Внутренняя красота отражается на внешнем облике… Единство внутренней и внешней красоты - это эстетическое выражение нравственного достоинства человека. Единство внутренней и внешней красоты - это эстетическое выражение нравственного достоинства человека.

Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчёркивает в нём что-то хорошее, свойственное его личности… Нравственность этого стремления определяется тем, в какой мере эта красота выражает творческую, деятельную сущность человека. Ярче всего красота человека проявляется тогда, когда он занят любимой деятельностью, которая по своему характеру подчёркивает в нём что-то хорошее, свойственное его личности…

Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки. Любимое творчество делает человека красивым, преобразует черты лица - делает их тонкими, выразительными. Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки. Любимое творчество делает человека красивым, преобразует черты лица - делает их тонкими, выразительными. Красоту создаёт и тревога, забота- то, что обычно называют «муками творчества». Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины., так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым. Красоту создаёт и тревога, забота- то, что обычно называют «муками творчества». Как горе откладывает на лице неизгладимые морщины., так и творческие заботы являются самым тонким, самым искусным скульптором, делающим лицо красивым.

И наоборот, внутренняя пустота придаёт внешним чертам лица выражение тупого равнодушия. И наоборот, внутренняя пустота придаёт внешним чертам лица выражение тупого равнодушия. Безнравственная деятельность уродует. Привычка лгать, лицемерить, пустосло - вить создаёт блуждающий взгляд: человека избегает смотреть в глаза другим людям ; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет её… Зависть, эгоизм, подозрительность, боязнь того, что «меня не ценят»,- все эти чувства постепенно огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость. Безнравственная деятельность уродует. Привычка лгать, лицемерить, пустосло - вить создаёт блуждающий взгляд: человека избегает смотреть в глаза другим людям ; в его глазах трудно увидеть мысль, он прячет её… Зависть, эгоизм, подозрительность, боязнь того, что «меня не ценят»,- все эти чувства постепенно огрубляют черты лица, придают ему угрюмость, нелюдимость.

Проблема человеческой красоты издавна была актуальной, остаётся актуальной и до сих пор, причём каждое поколение решает её по-своему. Идеалы внешней красоты меняются: Венера Милосская, Джоконда, современные поп-дивы… Список не закончен. Однако даже беглого взгляда на него достаточно, чтобы увидеть, что нет вечных канонов, и сегодня превозносимое ранее может не вызвать тех же эмоций. А завтра? А что же тогда вечно? Что же «спасёт мир»? Проблема человеческой красоты издавна была актуальной, остаётся актуальной и до сих пор, причём каждое поколение решает её по-своему. Идеалы внешней красоты меняются: Венера Милосская, Джоконда, современные поп-дивы… Список не закончен. Однако даже беглого взгляда на него достаточно, чтобы увидеть, что нет вечных канонов, и сегодня превозносимое ранее может не вызвать тех же эмоций. А завтра? А что же тогда вечно? Что же «спасёт мир»?

Перечитывая статью В.А. Сухомлинского, я подумала, что вряд ли смогу сказать, красивые ли мои друзья, потому что слишком к ним привыкла. Я скорее вспомню ощущения, запахи, голоса, чем цвет волос или длину юбки. А ведь чувства – это душа, значит, внешность всё-таки не имеет значения, и никто ничего не сможет с этим поделать. Конечно, В.А. Сухомлинский был тысячу раз прав. Ведь вы не поменяете любимую подругу на куклу, даже если у последней будут самые красивые в мире ресницы, правда? Перечитывая статью В.А. Сухомлинского, я подумала, что вряд ли смогу сказать, красивые ли мои друзья, потому что слишком к ним привыкла. Я скорее вспомню ощущения, запахи, голоса, чем цвет волос или длину юбки. А ведь чувства – это душа, значит, внешность всё-таки не имеет значения, и никто ничего не сможет с этим поделать. Конечно, В.А. Сухомлинский был тысячу раз прав. Ведь вы не поменяете любимую подругу на куклу, даже если у последней будут самые красивые в мире ресницы, правда?

Идеал человеческой красоты» - это вместе с тем и идеал нравственности, – пишет В. А. Сухомлинский, и я с ним полностью согласен. Идеал человеческой красоты» - это вместе с тем и идеал нравственности, – пишет В. А. Сухомлинский, и я с ним полностью согласен.

«С лица воду не пить», - гласит пословица. Знакомство с размышлениями Сухомлинского заставило меня ещё раз вспомнить эту пословицу и подумать о её справедливости. «С лица воду не пить», - гласит пословица. Знакомство с размышлениями Сухомлинского заставило меня ещё раз вспомнить эту пословицу и подумать о её справедливости.

«Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки»,- пишет автор. И эта мудрость мною воспринимается как аксиома. «Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки»,- пишет автор. И эта мудрость мною воспринимается как аксиома.

Сколько людей на свете, столько и понятий о счастье, потому что счастье состоит в удовлетворении запросов, а запросы бывают разные. Сколько людей на свете, столько и понятий о счастье, потому что счастье состоит в удовлетворении запросов, а запросы бывают разные. Тем не менее у любого счастья существует фон или, вернее, основа, и есть подробности крупных планов. Тем не менее у любого счастья существует фон или, вернее, основа, и есть подробности крупных планов.

Волнующая всех нас проблема счастья поднимается известным автором… Волнующая всех нас проблема счастья поднимается известным автором… Обращение к тексту В. Солоухина заставила меня задуматься о проблеме счастья, которую и рассматривает автор. Обращение к тексту В. Солоухина заставила меня задуматься о проблеме счастья, которую и рассматривает автор.

Что такое счастье? В чём оно заключается? Эту важную для каждого проблему поднимает В. Солоухин. Что такое счастье? В чём оно заключается? Эту важную для каждого проблему поднимает В. Солоухин. Счастье и мы. Как часто предел мечтаний любого человека заключён в достижении именно этого понятия? Счастье и мы. Как часто предел мечтаний любого человека заключён в достижении именно этого понятия? Радость, любовь, приятие мира и счастье – как дороги эти понятия каждому из нас… Радость, любовь, приятие мира и счастье – как дороги эти понятия каждому из нас…

…Хорошая речь – речь не стереотипная, повторяющая набившие оскомину штампы, затасканные выражения, а творческая, … вызывающая адекватное понимание у адресата. Именно адекватность понимания делает речь …Хорошая речь – речь не стереотипная, повторяющая набившие оскомину штампы, затасканные выражения, а творческая, … вызывающая адекватное понимание у адресата. Именно адекватность понимания делает речь эффективной и поэтому далеко не всякую несомненно творческую, оригинальную речь можно назвать хорошей… эффективной и поэтому далеко не всякую несомненно творческую, оригинальную речь можно назвать хорошей…

Что такое речь? Что такое речь? Речь и интеллект. Связаны ли эти понятия. Автор… считает… Речь и интеллект. Связаны ли эти понятия. Автор… считает… Обращение к тексту … заставила меня глубоко задуматься о том, насколько связаны речь и интеллект. Обращение к тексту … заставила меня глубоко задуматься о том, насколько связаны речь и интеллект.

Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении. Урок 2

Коммуникативное намерение – это то, ради чего человек вступает в устное или письменное общение, что именно он хочет сказать. Коммуникативное намерение – это то, ради чего человек вступает в устное или письменное общение, что именно он хочет сказать.

Вступление и концовка должны соответствовать теме и содержанию основной части. Их роль в том, чтобы установить контакт с читателем и завершить его, ввести в тему и подвести итог. Вступление и концовка должны соответствовать теме и содержанию основной части. Их роль в том, чтобы установить контакт с читателем и завершить его, ввести в тему и подвести итог.

Если же эти структурные элементы лишь косвенно относятся к тексту или представляют собой просто набор красивых фраз, то они нарушают смысловую цельность текста. Если же эти структурные элементы лишь косвенно относятся к тексту или представляют собой просто набор красивых фраз, то они нарушают смысловую цельность текста.

Минимум в тексте выделяются абзацным отступом вступление, основная часть и заключение. Минимум в тексте выделяются абзацным отступом вступление, основная часть и заключение.

Объём: 3 – 7 предложений Объём: 3 – 7 предложений

Оценка по критерию «Цельность текста» снижается, если: Оценка по критерию «Цельность текста» снижается, если:

- нет вступления или концовки; - нет вступления или концовки; - части (в том числе и микротемы) несоразмерны; - части (в том числе и микротемы) несоразмерны;

- имеется лишняя информация, не относящаяся к теме сочинения, (не служащая реализации коммуникативного замысла говорящего); - имеется лишняя информация, не относящаяся к теме сочинения, (не служащая реализации коммуникативного замысла говорящего);

- имеется пропуск важного, предложения не отличаются структурной полнотой; - имеется пропуск важного, предложения не отличаются структурной полнотой;

- имеются элементы, нарушающие стилевое единство текста; - имеются элементы, нарушающие стилевое единство текста;

- в тексте сочинения имеются логические ошибки; - в тексте сочинения имеются логические ошибки; - нарушено абзацное членение текста; - нарушено абзацное членение текста; - нарушена последовательность изложения; - нарушена последовательность изложения;

- отсутствуют средства связи между отдельными элементами текста ( например, между доводами); - отсутствуют средства связи между отдельными элементами текста ( например, между доводами); - нарушена связь между отдельными предложениями. - нарушена связь между отдельными предложениями.

Объём: 3 – 7 предложений Объём: 3 – 7 предложений

Русский язык! Какой долгий путь развития прошел он! И сегодня продолжаются языковые изменения: в языке постоянно что-то отмирает и появляется новое. Давайте вслед за Успенским поразмышляем о судьбе диалектных слов, которые отличаются от литературных ограниченностью употребления. Русский язык! Какой долгий путь развития прошел он! И сегодня продолжаются языковые изменения: в языке постоянно что-то отмирает и появляется новое. Давайте вслед за Успенским поразмышляем о судьбе диалектных слов, которые отличаются от литературных ограниченностью употребления.

Задачи: 1) вступить в контакт с читателем; 1) вступить в контакт с читателем; 2) ввести читателя в тему; 2) ввести читателя в тему; 3)подготовить к восприятию текста. 3)подготовить к восприятию текста.

Приемы: 1) сообщение о теме 1) сообщение о теме 2) сообщение об авторе 2) сообщение об авторе 3) цитата 3) цитата 4) афоризм 4) афоризм 5) риторический вопрос 5) риторический вопрос 6) вопросно- ответное единство 6) вопросно- ответное единство 7) именительной темы 7) именительной темы 8) риторическое восклицание 8) риторическое восклицание 9) сообщение о прочтении текста 9) сообщение о прочтении текста 10)аналогия 10)аналогия 11)парадокс 11)парадокс

1. Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным. 1. Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.

Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? Об этом и размышляет автор предложенного текста М.Веллер. Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? Об этом и размышляет автор предложенного текста М.Веллер. опасность

2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста. 2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.

Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева. Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева.

3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте. 3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.

Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась. Все это ждет человека, если он продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье. Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась. Все это ждет человека, если он продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье.

4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию. 4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.

Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть разные способы ведения спора. Их и рассматривает в тексте Л.Павлова. Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть разные способы ведения спора. Их и рассматривает в тексте Л.Павлова.

5. Цитата. 5. Цитата.

«Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин. «Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин.

6. Лирическое вступление. 6. Лирическое вступление.

Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем. Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем.

7. Краткая справка о писателе. 7. Краткая справка о писателе.

М. Веллер- современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником- промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте. М. Веллер- современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником- промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте.

8. Определение темы текста. 8. Определение темы текста.

Настоящий текст о том, что память- творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи. Настоящий текст о том, что память- творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи.

9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий. 9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.

В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые. В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые.

10. Заглавие, которое можно дать тексту. 10. Заглавие, которое можно дать тексту.

Заклятые друзья природы- вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чем пишет В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся к этому тексту. Заклятые друзья природы- вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чем пишет В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся к этому тексту.

11. Связь с современностью. 11. Связь с современностью.

В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного. В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного.

12. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста. 12. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.

13. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей. 13. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально-экономических, нравственных, культурных особенностей.

В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование. В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.

Задачи : Задачи : 1) завершить контакт с читателем; 1) завершить контакт с читателем; 2) подвести итог; 2) подвести итог; 3) побудить читателя к дальнейшему осмыслению проблемы. 3) побудить читателя к дальнейшему осмыслению проблемы.

Приемы (объем: 3 – 5 предложений). Нравственный вывод; Нравственный вывод; Резюмирование Резюмирование Цитата Цитата Афоризм Афоризм Призыв Призыв Вопросно- ответное единство Вопросно- ответное единство Возвращение к началу Возвращение к началу Риторическое восклицание Риторическое восклицание Сообщение об итоге анализа текста Сообщение об итоге анализа текста Пословица Пословица Пожелание на будущее. Пожелание на будущее.

Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как: Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:

а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения) а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения)

Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что духовность это качество, которое многие хотели бы в себе развить, нередко даже не зная, в чем оно проявляется. Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что духовность это качество, которое многие хотели бы в себе развить, нередко даже не зная, в чем оно проявляется.

б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например: б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например:

Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее»; Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее»;

в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении некую смысловую точку), например: в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении некую смысловую точку), например:

Прочитав этот текст, понимаешь, что родная земля это самое дорогое, что есть у человека. Недаром говорят: «Родная земля мать, чужая мачеха»; Прочитав этот текст, понимаешь, что родная земля это самое дорогое, что есть у человека. Недаром говорят: «Родная земля мать, чужая мачеха»;

например: «Солнце спрятано в каждом!» писал известный русский поэт и писатель В. Солоухин. Именно так оно и есть: в каждом есть солнце, но оно спрятано, а надо, чтобы его лучи радостно озарили нашу землю светом любви и добра. «Солнце спрятано в каждом!» писал известный русский поэт и писатель В. Солоухин. Именно так оно и есть: в каждом есть солнце, но оно спрятано, а надо, чтобы его лучи радостно озарили нашу землю светом любви и добра.

Заключение. Заключение.

1. Итог и обобщение сказанному. 1. Итог и обобщение сказанному.

Прочитав текст Д.С. Лихачева, понимаешь, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому. Прочитав текст Д.С. Лихачева, понимаешь, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому.

2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части. 2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части.

Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится. Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме. 3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

Рассуждение Д.С. Лихачева не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе чувство. Добро порождает добро. Рассуждение Д.С. Лихачева не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе чувство. Добро порождает добро.

4. Концовка- афоризм. 4. Концовка- афоризм.

Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле. Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле. «Безумству храбрых поем мы песню»! «Безумству храбрых поем мы песню»!

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения. 5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком. Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком.

6. Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста. 6. Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.

Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время». Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время».

7. Корректное возражение автору. 7. Корректное возражение автору.

Сложно не согласиться с автором текста М.Веллером, что риск ведет к счастью победы. Но где же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва – подвиг. Сложно не согласиться с автором текста М.Веллером, что риск ведет к счастью победы. Но где же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва – подвиг.

8. Яркий пример, обобщающий рассуждение. 8. Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды. Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды.

Заключение : Заключение : «Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки», - пишет автор. И эта мудрость мною воспринимается как аксиома. «Внешняя красота имеет свои внутренние, нравственные истоки», - пишет автор. И эта мудрость мною воспринимается как аксиома.

Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении. Урок 2