Джакомо Леопарди О, тысячу раз счастлив человек В ком не слабеет чудный дар мечтаний, Кто и с годами в сердце сохранил По воле рока молодость и свежесть;

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку (мировая художественная культура, 11 класс) по теме: Романтизм в живописи
Advertisements

Европейская культура. Живопись XIX века
Презентация к уроку по МХК (11 класс) по теме: "Феникс Романтизма"
Романтизм в изобразительном искусстве МХК 11 класс, 3 четверть.
Романтизм в изобразительном искусстве. Проверь себя! Расскажи о происхождении термина «романтизм» Назови два значения слова «романтизм» Какие явления.
«Путь к свободе через красоту»: философия и эстетика романтизма.
Романтизм как художественное направление. РОМАНТИЗМ - идейное и художественное направление конца XVIII – первой половины XIX вв., основанное на обострённом.
Изображая природу, художник передает свои мысли и переживания, свое понимание жизни. Ценность произведения живописи в том, что оно показывает нам мир.
. Группа облаков.. Радуга. Вид Леандровой башни. Чёрное море Девятый вал
Романтизм в литературе и живописи. Исторические корни романтизма, примеры, особенности, характерные черты.
Изобразительное искусство романтизма. Религиозные сюжеты.
Шедевры русской литературы 19 века.. Русская литература всегда отличалась необыкновенной чуткостью к решению нравственных вопросов. Великий поэт гордился.
1. Постановка учебной задачи -Сегодня мы будем писать сочинение по картине великого художника И.К. Айвазовского «Чёрное море». Наша задача : 1)передать.
РОМАНТИЗМ в художественной культуре Европы 19 в.: открытие внутреннего человека. По учебнику Рапацкой Л.А Автор: Скоробогатова А.Г.
Романтизм как направление в искусстве Выполнила: Махова Н. С., учитель русского языка и литературы.
Творчество В.А. Жуковского.. Этот урок посвящен судьбе и творчеству В.А.Жуковского. Мы познакомимся с особенностями жанра баллады. Прочитаем и проанализируем.
Лирическая поэзия Генриха Гейне. Цель: Цель: исследовать лирику Гейне, выразительные средства. Задачи: Изучить биографию поэта Выбрать характерные лирические.
Море Море Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное.
МБОУ СОШ 4 Живопись первой половины XX века. Выполнил Лубянский Иван 9 «А» класс Учитель : Андрющенко Юлия Борисовна г. Михайловск 2108 г.
Транксрипт:

Джакомо Леопарди О, тысячу раз счастлив человек В ком не слабеет чудный дар мечтаний, Кто и с годами в сердце сохранил По воле рока молодость и свежесть; Кто и на склоне охлаждённых лет, Как юноша, умеет замыкаться В своей мечте – и обновляет мир, Всё, даже смерть, пустыню оживляя.

Романтизм в литературе и живописи

Романтизм - идейное художественное направление в европейской культуре конца XVIII – первой половины XIX в.в. Романтизм - идейное художественное направление в европейской культуре конца XVIII – первой половины XIX в.в.

Эстетические принципы романтизма Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное Исключительность романтического героя Исключительность романтического героя Природа – прообраз Свободы Природа – прообраз Свободы Идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору Идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору Экзотика дальних стран Экзотика дальних стран

АРТУР ШОПЕНГАУ ЕР немецкий философ, рационалист, мизантроп.

Гораздо ярче романтизм расцвел в английской прозе, где заблистало имя Вальтера Скотта ( ), создателя жанра исторического романа. Знаменитым писатель стал в 1814 г., когда вышел в свет его первый роман «Уэверли». Вслед за этим «шотландский чародей» (как назвал В. Скотта А.С. Пушкин) написал 25 исторических романов, несколько сборников стихов, пьесы, поэмы, двухтомник «История Шотландии» и многотомное сочинение «Жизнь Наполеона Бонапарта». Каждое новое произведение Скотта тотчас переводилось на иностранные языки, и его влияние на развитие европейской литературы было огромным. Вальтер Скотт

В истории немецкого романтизма трудно переоценить роль фольклорного сборника «Волшебный рог мальчика» ( ), составленного двумя друзьями Клеменсом Брентано ( ) и Ахимом фон и Арнимом ( ). Живая простота народной поэзии, Живая простота народной поэзии, выразившей естественные чувства людей, не испорченных цивилизацией, нашла горячий цивилизацией, нашла горячий отклик в сердцах современников. отклик в сердцах современников. Как писал позднее Генрих Гейне, в этой книге «заключаются самые в этой книге «заключаются самые Чарующие цветы немецкого духа». В числе прочих «чарующих цветов» сборника есть и такое стихотворение: Ахимом фон Арнимом Клеменс Брентано Как распознаю я твой дом, Скажи, разумница моя! Ходи по уличкам кругом, Так и по уличкам кругом, Так и узнаешь, где мой дом. Молчок! молчок! Попридержи-ка язычок! А что мне делать поутру, Скажи, разумница моя! Надень, что снял, забудь что знал... Свет всюду бел, а мир не мал! Молчок! молчок! Попридержи-ка язычок! {Перевод М. Цветаевой)

Яркая индивидуальность немецкого романтизма Яркая индивидуальность немецкого романтизма Фридрих Гёльдерлин ( ). Писателю не было и тридцати, когда его роман «Гиперион» получил широкую известность. В нем Гёльдерлин поведал о пылком греческом юноше Гиперионе, отдавшем себя борьбе за освобождение родного края. Судьба героя была трагичной. Печальный, не понятый людьми, всеми покинутый отшельник, он приходит к выводу: «...Лучше жить на любой другой планете, только Не на Земле». Вы бродите там, в лучах, По тропам зыбким, ясные гении! Вас тихо нежит Сияющий воздух богов, Так касаются вещих струн Пальцы арфистки. Рок незнаком небожителям. Как младенческий сон, их дыхание... Но нам в этом мире Покоя не будет нигде. ( «Песнь судьбы». Перевод Г. Ратгауза)

Среди высших достижений немецкого романтизма Среди высших достижений немецкого романтизма творчество Генриха Гейне ( ). В России Гейне был известен прежде всего как прекрасный лирический поэт. Хотел бы в единое слово Я слить мою грусть и печаль И бросить то слово на ветер, Чтоб ветер унес его вдаль. И пусть бы то слово печали По ветру к тебе донеслось, И пусть бы всегда и повсюду Оно тебе в сердце лилось! И если б усталые очи Сомкнулись под грезой ночной, О, пусть бы то слово печали Звучало во сне над тобой! Это стихотворение в переводе русского поэта Л. Мея, положено на музыку П.И. Чайковским. Всего же на стихи немецкого романтика создано свыше 4000 музыкальных произведений, в том числе сочинения таких композиторов, как Шуберт, Шуман, Брамс, Мендельсон. Так что слава и известность поэта перешагнули границы Германии. Генрих Гейне

Развитие романтизма во Франции наиболее весомо представлено литературой и изобразительным искусством. Французские романтики заявили о себе в начале XIX в. Развитие романтизма во Франции наиболее весомо представлено литературой и изобразительным искусством. Французские романтики заявили о себе в начале XIX в. Среди них выделим фигуру виконта Франсуа-Рене де Шатобриана ( ). Пушкин назвал его «первым из современных французских писателей, учителем всего пишущего поколения». Среди них выделим фигуру виконта Франсуа-Рене де Шатобриана ( ). Пушкин назвал его «первым из современных французских писателей, учителем всего пишущего поколения». В отличие от многих своих соотечественников Шатобриан не порвал с религией. В своем знаменитом трактате В отличие от многих своих соотечественников Шатобриан не порвал с религией. В своем знаменитом трактате «Гений христианства» (1802) он доказывает, какую огромную роль сыграли духовные ориентиры человечества евангельские заповеди в развитии творческой мысли и искусства. «Гений христианства» (1802) он доказывает, какую огромную роль сыграли духовные ориентиры человечества евангельские заповеди в развитии творческой мысли и искусства. Франсуа-Рене де Шатобриан

Французский романтизм открыл дорогу в большую литературу писателям-женщинам. Первенство на этом поприще по праву принадлежит Жермене де Сталь ( ). Эту женщину, как сказал А.С. Пушкин, «удостоил Наполеон гонения, монархи доверенности, Байрон своей дружбы, Европа своего уважения». Публицист по дарованию, Сталь выступила в защиту прав и свобод женщин, обвиняя общество в лицемерной морали. Большую роль в культуре XIX в. сыграла Аврора Дюдеван ( ), известная всему миру под псевдонимом Жорж Санд. В лучших книгах (а всего Жорж Санд принадлежат свыше 100 произведений) писательница отразила идейные искания эпохи и идеалы свободной личности («Странствующий подмастерье», «Орас», «Консуэло» и др.) В числе больших почитателей ее таланта был И.С. Тургенев.

Возрождение французской поэзии связано с творчеством поэта-романтика Альфонса де Ламартина ( ). Когда-то язвительный критик В.Г. Белинский упрекнул Ламартина в «сладкозвучности» и в том, что его лирика соткана «из вздохов, охов, облаков туманов, паров, теней и призраков». По - видимому, неприязненная суровость этих слов вызвана не столько лирическим слогом поэта, сколько христианской мистикой, духом которой пронизано все творчество. Возрождение французской поэзии связано с творчеством поэта-романтика Альфонса де Ламартина ( ). Когда-то язвительный критик В.Г. Белинский упрекнул Ламартина в «сладкозвучности» и в том, что его лирика соткана «из вздохов, охов, облаков туманов, паров, теней и призраков». По - видимому, неприязненная суровость этих слов вызвана не столько лирическим слогом поэта, сколько христианской мистикой, духом которой пронизано все творчество. Встает ли день, ночные ль сходят тени, И мрак и свет противны мне... Моя судьба не знает изменений И горесть вечная в душевной глубине! Но долго ль страннику томиться в заточенье? Когда на лучший мир покину дольний прах Тот мир, где нет сирот, где вере исполненье; Где солнце истины в нетленных небесах?.. Тогда, быть может, прояснится Надежд таинственных спасительный предмет, К чему душа и здесь еще стремится И токмо там, в отчизне, обоймет... (Перевод Ф.Тютчева)

В кругу французских романтиков Александ Дюма ( ) колоритная, необыкновенная фигура. Долгое время ему отказывали в «серьезности» и упрекали в том, что сегодня называется «идти на поводу у публики». Однако романы Дюма имели феноменальный успех у современников. Потомки же часто «изучают» историю Франции по его книгам. Лучшие сочинения писателя относятся к 1840-м гг.: «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Королева Марго», «Граф Монте- Кристо». В текстах этих произведений прослеживается влияние и бульварной мелодрамы, и романа-фельетона с его преувеличенными страстями и лихо закрученной интригой. Дюма разыскивал в старинных мемуарах и документах яркие, порой анекдотичные случаи и переиначивал их, давая волю своей искрометной фантазии, воспевая энергию, отвагу, чувство долга и благородства. сражаются на стороне обиженных и слабых против зла и насилия. Александ Дюма

Большое влияние романтизма испытал могучий талант писателя-реалиста Оноре де Бальзака ( ). Он родился в простой семье, и дворянская частица «де», самовольно присвоенная писателем в юности, дань мечтаниям о дворянском титуле и гербе, характерным для молодых парижских честолюбцев. Отец Бальзака не одобрил решения сына стать писателем и лишил его всякой материальной поддержки. Безденежье, с которым столкнулся начинающий литератор, преследовало его всю жизнь. Бальзак жаждал богатства, что было в духе меркантильного времени, но все его деловые начинания оканчивались крахом (например, разработка заброшенных римлянами серебряных рудников). Оставался единственный выход каторжный литературный труд, который едва позволял сводить концы с концами. В письме от 15 февраля 1845 г. писатель признался: «Работать...это значит вставать всегда в полночь, писать до 8 утра, позавтракать за пятнадцать минут и снова работать до пяти, пообедать, лечь спать и назавтра все сначала». Преследуемый кредиторами, ростовщиками, издателями, он месяцами не выходил из дома, работая с лихорадочной быстротой и сверхчеловеческим напряжением. Переутомление расстроило некогда могучее здоровье Бальзака и привело его к ранней смерти. Эпопея «Человеческая комедия» блистательный результат трудов писателя, итог всей его жизни. Из задуманных 150 произведений Бальзак успел написать 98 романов и новелл, где нарисовал грандиозную по широте охвата картину жизни французского общества. «Человеческая комедия» (названа по аналогии с «Божественной комедией» Данте) это необъятный мир, населенный тысячами персонажей, как выдуманных автором, так и исторически реальных. Невидимый «главный герой» «Человеческой комедии» деньги, та могучая сила, что подчиняет себе политику, семью, мораль, искусство, даже любовь. От сочинения к сочинению Бальзак анализирует проблемы общества, поклоняющегося золотому тельцу, обнажает его неприглядное нутро, скрываемое за благопристойным, но фальшивым фасадом. Он не отворачивается от жизни, как это делали многие романтики, а пытается понять ее и принять такой, какая она есть. Неслучайно писатель называл себя «доктором социальных наук».Романы «Человеческой комедии» объединяет не только эпоха, но и «переходящие» из сочинения в сочинение герои. Среди них нет главных или второстепенных, все они в равной степени интересны автору своей неповторимой личностью. Романы «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио», «Утраченные иллюзии», новелла «Гобсек» никого не оставят равнодушными. Воссозданные творческим воображением гения жизненные коллизии вне времени и не утратили своей остроты в наши дни. Оноре де Бальзак

Поэт, драматург, писатель Виктор Гюго ( ) имеет мало соперников во французской романтической прозе. Его жизненный и творческий путь длился долго, почти весь XIX в. Сочинения Гюго отличаются редким художественным единством. Во всем, что выходило из-под его пера, чувствуется мощная индивидуальность, слышится взволнованный голос автора, исполненного страстного желания защитить добро и справедливость. Как признается он сам: Я был непримирим во дни лихих годин, Я был непримирим во дни лихих годин, На многих деспотов я шел войной один... Жизнь представляется Гюго ареной борьбы добра и зла, и свой удел писатель видит в том, чтобы передать в художественной форме вопиющие противоречия прекрасного и безобразного, счастья и страданий. Взор Гюго обращен к крушению цивилизаций, к кровавой борьбе народов против тирании. Эти катастрофы истории сродни тем пугающим безднам, которые открывает писатель в душах людских. Но он верит в добрые начала жизни и твердо ведет своих героев «от мрака к свету». Так, в романе «Собор Парижской богоматери» Гюго показывает нескончаемые человеческие страдания, обнажает перед читателем омерзительное лицо пороков и преступлений. И тут же возносит своих персонажей к вершинам возвышенных чувств, к подлинной красоте и величию души. Жизнь представляется Гюго ареной борьбы добра и зла, и свой удел писатель видит в том, чтобы передать в художественной форме вопиющие противоречия прекрасного и безобразного, счастья и страданий. Взор Гюго обращен к крушению цивилизаций, к кровавой борьбе народов против тирании. Эти катастрофы истории сродни тем пугающим безднам, которые открывает писатель в душах людских. Но он верит в добрые начала жизни и твердо ведет своих героев «от мрака к свету». Так, в романе «Собор Парижской богоматери» Гюго показывает нескончаемые человеческие страдания, обнажает перед читателем омерзительное лицо пороков и преступлений. И тут же возносит своих персонажей к вершинам возвышенных чувств, к подлинной красоте и величию души. Виктор Гюго

Стендаль Мари Анри Бейль

Хотел бы в единое слово Хотел бы в единое слово Я слить свою грусть и печаль Я слить свою грусть и печаль И бросить то слово на ветер И бросить то слово на ветер Чтоб ветер унёс его в даль. Чтоб ветер унёс его в даль.

ДЕЛАКРУА Эжен французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма в изобразительном искусстве. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно- напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях. ДЕЛАКРУА Эжен французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма в изобразительном искусстве. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно- напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях. Эжен Делакруа. Автопортрет. Фрагмент годы. Лувр. Париж.

Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности. Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя. Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала. Рефлексирующий свет выхватывает из темноты окутанный клубящимся туманом траурный костюм художника. Эжен Делакруа. Автопортрет в костюме Гамлета г. Собрание Жамо, Париж.

Запечатленный миг творческого порыва и вдохновения предстает перед нами и в романтическом портрете великого композитора Фридерика Шопена. Запечатленный миг творческого порыва и вдохновения предстает перед нами и в романтическом портрете великого композитора Фридерика Шопена. Измученное, скорбное лицо пианиста становится подлинным символом романтической концепции, требующей, чтобы человек целиком и полностью посвятил себя творчеству. Редкостный дар Делакруа позволил уловить сложнейшее состояние души композитора, его одухотворенность и страдание, грусть и вдохновение. Измученное, скорбное лицо пианиста становится подлинным символом романтической концепции, требующей, чтобы человек целиком и полностью посвятил себя творчеству. Редкостный дар Делакруа позволил уловить сложнейшее состояние души композитора, его одухотворенность и страдание, грусть и вдохновение. Эжен Делакруа. Портрет Фредерика Шопена г. Лувр, Париж.

О.А.Кипренский. Автопортрет. О.А.Кипренский. Автопортрет.

Будучи современником Пушкина, он создал целую галерею образов, входящих в близкое окружение поэта: П. А. Вяземского, Н. И. Гнедича, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева, В.А.Жуковского. Ему принадлежит знаменитый портрет А. С. Пушкина (1827) «питомца чистых муз», исполненный творческого порыва и вдохновения. Будучи современником Пушкина, он создал целую галерею образов, входящих в близкое окружение поэта: П. А. Вяземского, Н. И. Гнедича, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева, В.А.Жуковского. Ему принадлежит знаменитый портрет А. С. Пушкина (1827) «питомца чистых муз», исполненный творческого порыва и вдохновения. А. С. Пушкин. Портрет работы О. А. Кипренского. 1827, Третьяковская галерея. Москва.

О.А.Кипренский. Портрет В.А.Жуковского г.

Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова ( ). Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно. Лучшие из них портреты поэтов В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и Т. Г. Шевченко, баснописца И. А. Крылова, поэта, переводчика и издателя А. Струговщикова, скульптора Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова ( ). Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно. Лучшие из них портреты поэтов В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и Т. Г. Шевченко, баснописца И. А. Крылова, поэта, переводчика и издателя А. Струговщикова, скульптора И. Витали, археолога М. Ланчи. для него не имела значения внешняя красота портретируемого, гораздо важнее была внутренняя красота, жизнь души человеческой. К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен. И. Витали, археолога М. Ланчи. для него не имела значения внешняя красота портретируемого, гораздо важнее была внутренняя красота, жизнь души человеческой. К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен. К. П. Брюллов. Автопортрет г.

К.П.Брюллов. Портрет баснописца И.А.Крылова. К.П.Брюллов. Портрет баснописца И.А.Крылова.

ЖЕРИКО Теодор ( ), французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Драматично- напряженные произведения («Плот Медузы», ) отличаются актуальностью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени; бытовые сцены, пейзажи («Дебри в Эпсоме», 1821) повлияли на реалистов сер. 19 в. ЖЕРИКО Теодор ( ), французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Драматично- напряженные произведения («Плот Медузы», ) отличаются актуальностью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени; бытовые сцены, пейзажи («Дебри в Эпсоме», 1821) повлияли на реалистов сер. 19 в. Теодор Жерико. Автопортрет.

В течение двенадцати дней чудом спасшиеся люди неистово боролись за жизнь, Вдруг они увидели на горизонте, в узком просвете между сумрачяыми облаками, едва различимую точку далекого корабля. В отчаянном и страстном порыве изможденные и обессиленные люди тянутся к ней, хватаясь друг за друга. Они приподнимаются, ползут на коленях, жадно вытягивают вперед руки к спасительному кораблю. Мощный порьтв чувств и отчаяния неудержимо нарастает, он передан в фигуре негра, забравшегося на бочку. Поддерживаемый руками людей, он яростно машет красным платком, пытаясь подать знак кораблю. В течение двенадцати дней чудом спасшиеся люди неистово боролись за жизнь, Вдруг они увидели на горизонте, в узком просвете между сумрачяыми облаками, едва различимую точку далекого корабля. В отчаянном и страстном порыве изможденные и обессиленные люди тянутся к ней, хватаясь друг за друга. Они приподнимаются, ползут на коленях, жадно вытягивают вперед руки к спасительному кораблю. Мощный порьтв чувств и отчаяния неудержимо нарастает, он передан в фигуре негра, забравшегося на бочку. Поддерживаемый руками людей, он яростно машет красным платком, пытаясь подать знак кораблю. В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. драматическая сцена скитаний потерпевших бедствие среди волн бушующего океана передана в картине французского художника Теодора Жерико ( ) «Плот «Медузы». В основе сюжета реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза». Теодор Жерико. Плот «Медузы» г. Лувр. Париж.

Темная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Здесь 3 мая 1808 г. безликая, серая толпа солдат выполнила страшный приказ расстреляла без суда и следствия ни в чем не повинных людей. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. До крови сжаты кулаки не покорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. В центре – рванувшийся навстречу палачам человек в ослепительно белой рубашке. Он стоит, широко раскинув крестом руки, напоминая распятого Христа. Темная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Здесь 3 мая 1808 г. безликая, серая толпа солдат выполнила страшный приказ расстреляла без суда и следствия ни в чем не повинных людей. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. До крови сжаты кулаки не покорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. В центре – рванувшийся навстречу палачам человек в ослепительно белой рубашке. Он стоит, широко раскинув крестом руки, напоминая распятого Христа. Картина «Расстрел повстанцев» явилась обвинительным актом художника злу и насилию. Ничего не слыша вокруг, он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии. Франсиско Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года г. Прадо, Мадрид

Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж. На башне Собора Парижской Богоматери реет трехцветное знамя, такое же в руках прекрасной женщины, олицетворяющей Свободу. Делакруа чувствует себя плотью от плоти свободной Франции, недаром он поместил себя среди защитников баррикады. Его влекут яркие характеры, драматические судьбы, пафос борьбы человека с обстоятельствами, стихиями Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж. На башне Собора Парижской Богоматери реет трехцветное знамя, такое же в руках прекрасной женщины, олицетворяющей Свободу. Делакруа чувствует себя плотью от плоти свободной Франции, недаром он поместил себя среди защитников баррикады. Его влекут яркие характеры, драматические судьбы, пафос борьбы человека с обстоятельствами, стихиями Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах год. Лувр. Париж.

Жажда вырваться из рамок обыденности влекла романтиков в экзотические страны. В 1832 в составе французского посольства Делакруа едет в Марокко. Результатом были сотни зарисовок, десятки картин, запечатлевших страну, ее жителей, костюмы, обычаи, в том числе «Марокканец, седлающий коня» Жажда вырваться из рамок обыденности влекла романтиков в экзотические страны. В 1832 в составе французского посольства Делакруа едет в Марокко. Результатом были сотни зарисовок, десятки картин, запечатлевших страну, ее жителей, костюмы, обычаи, в том числе «Марокканец, седлающий коня» Эжен Делакруа. Марокканец, седлающий коня год. Эрмитаж. Петербург.

и знаменитые «Алжирские женщины». Написанная широкими рельефными мазками, картина представляет собой подлинное пиршество цвета. и знаменитые «Алжирские женщины». Написанная широкими рельефными мазками, картина представляет собой подлинное пиршество цвета. Эжен Делакруа. Алжирские женщины.

Уильям Тёрнер. Кораблекрушение. Природная стихия огня, воды и снежной бури пронизывает полотна замечательного английского пейзажиста-романтика Уильяма Тёрнера. Лучшие картины художника «Кораблекрушение», « Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях. Человек, попавший в фантастический мир, созданный воображением художника, нередко ощущает свое бессилие и незначительность перед бесконечностью мироздания.

Уильям Тёрнер. Дождь, пар, скорость. Уильям Тёрнер. Дождь, пар, скорость.

Тёрнер был убежден, что воспроизведение картин разбушевавшейся природной стихии способно наиболее полно и ярко передать смятение человеческого сердца, порыв его духа и мысли. «Пейзажи-катастрофы» и «пейзажи-очарования», удивительным образом сотканные с помощью света и цвета, создавали фантасмагорические зрительные эффекты. Уильям Тёрнер. Пожар лондонского парлпмента.

Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Почти всю ее композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Внизу узкая полоска почти белого прибрежного песка, затем черно-синего, свинцово-серого моря и затем светлеющего в вышине мрачного неба. Линия горизонта уводит взгляд зрителя вдаль, в самую глубину картины, открывая беспредельность мироздания. Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Почти всю ее композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Внизу узкая полоска почти белого прибрежного песка, затем черно-синего, свинцово-серого моря и затем светлеющего в вышине мрачного неба. Линия горизонта уводит взгляд зрителя вдаль, в самую глубину картины, открывая беспредельность мироздания. На этом необычном фоне художник изображает маленькую фигурку монаха, оказавшегося один на один е величественной Природой. Одинокий монах-скиталец воплощает романтический идеал художника, раскрывает тему трагической затерянности человека в бесконечном пространстве. На этом необычном фоне художник изображает маленькую фигурку монаха, оказавшегося один на один е величественной Природой. Одинокий монах-скиталец воплощает романтический идеал художника, раскрывает тему трагической затерянности человека в бесконечном пространстве. Каспар Давид Фридрих. Монах на берегу моря гг. Государственный музей, Берлин

Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. В созданных маринах он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворенной природы. Если в молодые годы его больше интересовала безмятежная тишина моря, то позднее он обращается к образу могучей, разбушевавшейся стихии, предвещающей грандиозные катастрофы. Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. В созданных маринах он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворенной природы. Если в молодые годы его больше интересовала безмятежная тишина моря, то позднее он обращается к образу могучей, разбушевавшейся стихии, предвещающей грандиозные катастрофы. «И. К. Айвазовский». Портрет работы А. Тыранова год.

Но вот первые лучи солнца пронзили воду, осветив ее тысячами ярких бликов и тончайших оттенков цветов. Вода кажется прозрачной, она как будто светится изнутри, вбирая в себя клокочущую ярость волн, а значит, давая хрупкую надежду на спасение. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Смогут ли устоять люди? Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией? Трудно ответить на этот вопрос, но колористический строй картины, полный оптимиама, вселяет такую уверенность. Но вот первые лучи солнца пронзили воду, осветив ее тысячами ярких бликов и тончайших оттенков цветов. Вода кажется прозрачной, она как будто светится изнутри, вбирая в себя клокочущую ярость волн, а значит, давая хрупкую надежду на спасение. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма. Смогут ли устоять люди? Выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией? Трудно ответить на этот вопрос, но колористический строй картины, полный оптимиама, вселяет такую уверенность. И. К. Айвазовский. «Девятый вал» год. Русский музей. Картина Айвазовского «Девятый вал» вызвала настоящее паломничество восхищенных зрителей. Громадная волна бушующего моря готова обрушиться на людей, судорожно цепляющихся за обломки мачт погибшего корабля. Всю ночь экипаж бесстрашно боролся с морской стихией.

Значение романтизма Отражение всей сложности переходной исторической эпохи от классицизма к реализму. Отражение всей сложности переходной исторической эпохи от классицизма к реализму. Провозглашение ценности отдельной человеческой личности и полной свободы художественного творчества. Провозглашение ценности отдельной человеческой личности и полной свободы художественного творчества. Феноменальность романтизма в том, что он трансформировался в другие стилевые течения. Феноменальность романтизма в том, что он трансформировался в другие стилевые течения.