Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ Типы воспитания, негативно влияющие на психику ребенка «Кумир семьи» «Гипероп е ка» «Гипооп е ка» «Ежовые рукавицы» «Повышенная моральная.
Advertisements

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, А не злить родителей и учителей. Ш.А. Амонашвили.
Типы родительских отношений. 14% 10% 32%44% 1. Гиперпротекция потворствующая доминирующая потворствующая доминирующая 2. Гипопротекция потворствующая.
«Общение родителей и детей». Общение это главное условие для развития и жизни человека Общение это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный.
Детство – самый поддающийся педагогическим воздействиям период. В детстве закладываются основы, создаются предпосылки гармоничной личности.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ.
«ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ Мой университет -
Типы семейного воспитания Цели: 1.Познакомить родителей с типами семейного воспитания 2.Показать возможные варианты решения семейных проблем.
Волкова Н.В.- педагог психолог МОУ начальной школы-детского сад «Ломоносов»
«ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ, Низкий уровень контроля Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь Открыты для общения с детьми,
«ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ» РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ.
РОЛЬ СЕМЬИ В ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 9.
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Солигаличская средняя общеобразовательная школа» Солигаличского муниципального района Костромской области.
Типы семейного воспитания консультация педагога социального.
Круглый стол – ноябрь 2012 МБОУ 61 г.Челябинск Семья - важнейший институт социализации личности.
Весы воспитания: интерес к ребёнку и требовательность Подготовила педагог-психолог лицея 102 Пелихова И.В.
«Общение родителей и детей» Беседа с родителями Купцова Е.В..
Плохими дети не рождаются. Ребенок рождается, чтобы узнать мир, А не злить родителей. Ш. Амонашвили.
КАКИЕ МЫ РОДИТЕЛИ?. Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чем отказа. Само воспитание,
Транксрипт:

Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье.

Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым можно. А. Макаренко

1. Авторитарный: Высокий уровень контроля; Неукоснительное выполнение родительских требований; Отношения холодные, отстранённые. 3. Либеральный: Низкий уровень контроля; Отношения тёплые; Открыты для общения. 2. Авторитетный: Высокий уровень контроля; Признание и поощрение растущий автономии своих детей; Отношения тёплые. 4. Индифферентный: Низкий уровень контроля; Холодные отношения; Закрыты для общения. Стили родительского поведения:

1. Авторитарный: Дети замкнуты, боязливы, угрюмы, непритязательны, раздражительны, склонны к конфликтам. Хорошие исполнители. Девочки в большинстве своём пассивны и зависимы. Мальчики – неуправляемы и агрессивны. 3. Либеральный: Дети склонны к непослушанию, неадекватны и импульсивны в поведении, нетребовательны к себе. В некоторых случаях, дети становятся активными, решительными, творческими людьми. Часто эгоистичны. 2. Авторитетный: Дети адаптированы, уверены в себе, энергичны, ответственны, у них хорошо развиты чувство собственного достоинства, социальные навыки и самоконтроль. 4. Индифферентный: Дети самостоятельны, им по плечу решение любых проблем, импульсивны, склонны к отклоняющемуся поведению. Черты характера ребёнка определяемые стилем родительского поведения:

Если Вы авторитарный родитель: Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребёнок, прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Ребёнку порой очень неуютно под вашим контролем. Если Вы либеральный родитель: Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Если Вы авторитетный родитель: Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Если Вы индифферентный родитель: Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Типы неадекватного поведения родителей по определению психологов

Гиперпротекция потворствующая: Ребёнок – кумир семьи Ребёнок находится в центре внимания родителей и других членов семьи. Малейшие прихоти удовлетворяются немедленно, желания предугадываются. Нет ограничений режима, дисциплины, понятия «нельзя». Влияние на развитие ребёнка Черты характера Он не приучился понимать интересы других; Он не приучился понимать интересы других; ждать своей очереди; не переносит малейшего лишения; агрессивно воспринимает любые преграды; он расторможен и неуступчив. Со сверстниками терпит неудачу, его не Со сверстниками терпит неудачу, его не хотят признать кумиром. хотят признать кумиром. Манерность Эгоистичность Склонность всегда и во всем обвинять других Истеричность Упрямство Способы поведения с ребёнком

Гиперпротекция доминирующая: Ребёнок – робот Влияние на развитие ребёнка Черты характера Ребенок живет как робот, автоматически для него всё только белое и черное; эмоционально сдержан; сориентирован на то, что скажут или подумают, как оценят его поступки другие; у него развивается неуверенность в себе; предпочитает проводить время не дома. Безынициативность Безответственность Нерешительность Неуверенность в себе и своих силах Замкнутость Пассивность Подчиненность Зависимость Способы поведения с ребёнком Чрезмерная опека, мелочный контроль, непрерывные ограничения и запреты. Ребёнок ограничен в самостоятельности, ему предписан определённый образ действий, за малейшие нарушения которого применяются санкции.

Гипопротекция потворствующая: Влияние на развитие ребёнка Черты характера Способы поведения с ребёнком Ребёнок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, не интересуются делами ребёнка, не критичны к нарушениям в поведении ребёнка. Они заняты собой. У ребёнка формируются невротические расстройства. Формируется девиантное поведение, жажда мщения, хитрость, зарождается склонность к правонарушениям. Завистливость Злобность Хитрость Лживость Мстительность

Гипопротекция доминирующая: воспитание «от случая к случаю» Влияние на развитие ребёнка Черты характера Тревожность Раздражительность Обидчивость Равнодушность Капризность Замкнутость Способы поведения с ребёнком Родители формально относятся к воспитанию, временами вспоминая, что у них есть ребёнок. Воспитание не идёт дальше «правильных» слов. Провозгласив требования, родители тут же забывают о них. Не выполняют угрозы наказаний и обещания поощрений… Дети хорошо чувствуют и переживают формальное отношение к воспитанию. Ребёнок ощущает себя ненужным, нелюбимым. Вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Со временем начинает ощущать себя неполноценным.

Повышенная моральная ответственность: Влияние на развитие ребёнка Черты характера Тревожность Мнительность Лживость Замкнутость Способы поведения с ребёнком К ребёнку предъявляются повышенные требования с пониженным вниманием к его потребностям. Даётся установка на самопожертвование. На ребёнка возлагаются непосильные и Несоответствующие возрасту обязанности. Ребёнок эмоционально уплощен, не умеет вписываться в любую жизненную ситуацию, не по возрасту серьёзен, всё время озабочен и ищет выход из создавшегося положения. Очень часто у таких детей развиваются неврозы.

Эмоциональное отвержение: воспитание по типу «Золушки» Влияние на развитие ребёнка Черты характера Эгоистичность Лживость Склонность всегда и во всем обвинять других Неуверенность в себе Пассивность Апатичность Способы поведения с ребёнком Родители открыто демонстрируют негативные эмоции по отношению к ребёнку, он помеха для родителей, с ним избегают контактов, его всё время ругают, либо не обращают внимания. Родители устраняются от воспитания. В ребёнке рождается страх, который приводит к неприятию родителей и порождает чувство протеста, с потерей самоконтроля. Он становится равнодушным к другим. Ребенок ищет компанию и утешение вне семьи.

Воспитание в культе болезни Влияние на развитие ребёнка Чертыхарактера Способы поведения с ребёнком Родители фиксируют внимание на любом недуге, на недомогании, формируют образ «больного», проявляют острую заботу о ребёнке, «трясутся» над ним, предупреждая все его желания Эгоцентризм Приспособленчест во Слабоволие Изнеженность Ребёнок воспринимает всякую болезнь как привилегию, дающею ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им. Приученный к сочувствию и состраданию, не привыкает ничем жертвовать, как правило вырастает приспособленцем или подхалимом.

Жестокое обращение Влияние на развитие ребёнка Черты характера Способы поведения с ребёнком Родители злоупотребляют наказаниями, избивают ребёнка, морально унижают, лишают его удовольствий, не удовлетворяют его потребности. Ему диктуют, приказывают, на нём срываются и разряжаются. Ему внушают лишь подчинение. Жестокость Зависимость Агрессивность Черствость Страх заставляет его смирится, страх правит действиями и поступками. Не зная ласки и тепла беспрекословно подчиняясь, ожесточается и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.

Противоречивое воспитание Влияние на развитие ребёнка Черты характера Тревожность Неуверенность Лживость Неустойчивая низкая самооценка Способы поведения с ребёнком Несогласованность воспитательных стилей в одной семье, зачастую несовместимых и не адекватных, или проявление непоследовательности в отношениях с ребёнком, необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию Пагубно влияет на психику ребёнка, он всегда находится в крайне напряженном состоянии. У ребёнка нет понятия единства требований, наказаний, он не знает как поступить в той или другой ситуации. В результате он начинает приспосабливаться, манипулировать взрослыми и сверстниками.

Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение детей (заботу о других, помощь, сочувствие и т.д.). Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными. Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей. Помогать ребенку научиться владеть собой и развивать чувство контроля над обстоятельствами. Использовать объяснение и убеждение для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение. Рекомендации психолога

Для полноценного роста и развития маленького человека нужно очень многое, но это многое можно выразить в двух словах: Любовь и Признание. Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благородных детей!

Памятка для родителей Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством упрёка. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.