ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ (типология по Семаго Н.Я., Семаго М.М.) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.М. Семаго, Н.Я. Семаго г. Москва. КЛАССИЧЕСКАЯ СИСТЕМОЛОГИЯ ДИЗОНТОГЕНЕЗА ПЕРВИЧНЫЙ ДЕФЕКТ (основные причины) ВТОРИЧНЫЙ ДЕФЕКТ (наблюдаемые отклонения)
Advertisements

ТИПЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ : НЕДОСТАТОЧНОЕ Проект ОМЦ _ центр « Развитие »
Психологические особенности проблемных детей Авторский курс: СЕМАГО Наталья Яковлевна – кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Классификация отклонений в развитии. В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии описаны различные варианты психического дизонтогенеза, но.
Педагогическая дифференциация ЗПР от умственной отсталости в условиях общеобразовательного учреждения Областной центр диагностики и консультирования.
Характеристика нарушений развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению.
Муниципальный семинар Система раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями.
Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010.
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
Понятие дисонтогенез. Понятие «дизонтогенез» («дизонтогении») было впервые введено клиницистами (Швальбе, 1927) в связи с запросами новой самостоятельной.
Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
Дисгармоничное развитие. Дисгармоническое психическое развитие – это тип дизонтогенеза, основой которого является врожденная или рано приобретенная диспропорциональность.
Дифференциальная диагностика детей с ОНР и другими нарушениями.
Психологические особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития 2010 год Презентация к выступлению учителя биологии МОУ «детский.
Неуспевающий ученик это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень, знаний, умений и навыков,скорость мышления и выполнение операций,который.
Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.
Педагогическая диагностика компетенций ребенка с ОВЗ Хотылева Т.Ю. ГОУ ЦПМССДиП.
1 ) Проблема в психическом развитие. 2) Какие нарушения связаны с отставанием психического развития ? 3 ) По какому принципу идут нарушения. 4) Из - за.
Лекция 3 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития Лектор: Скоробач Т.В.
Транксрипт:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ (типология по Семаго Н.Я., Семаго М.М.) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМНЫХ ДЕТЕЙ. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУПП ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ (типология по Семаго Н.Я., Семаго М.М.)

Группы отклоняющегося развития ДЕФИЦИТАРНОЕДЕФИЦИТАРНОЕ ПОВРЕЖДЕННОЕПОВРЕЖДЕННОЕ асинхронное недостаточное

Дефицитарное развитие Раннедефицитарное развитие (возникшая в раннем возрасте (или пренатальной) недостаточность отдельных анализаторных систем (или их сочетание), т.е у ребенка с самого раннего возраста наблюдается дефицит информации.) Позднедефицитарное развитие (случаи позднего повреждения различных анализаторных систем традиционно рассматривается в рамках дефицитарного развития, хотя строго по всем критериям должны быть отнесены к категории поврежденного развития.)

Подгруппы дефицитарного развития Дефицитарное развитие Недостаточность Сенсорных систем Сложные нарушения Недостаточность опорно-двигательной и других систем

Дефицитарное развитие Недостаточность сенсорных систем СЛУХОВОЙСЛУХОВОЙ ЗРИТЕЛЬНОЙЗРИТЕЛЬНОЙ

Дефицитарное развитие Нарушения слуха ПОЗДНООГЛОХШИЕПОЗДНООГЛОХШИЕ глухие (ранооглохшие) СЛАБОСЛЫШАЩИЕСЛАБОСЛЫШАЩИЕ

Дефицитарное развитие Нарушения зрения СЛЕПОРОЖДЕННЫЕСЛЕПОРОЖДЕННЫЕ СЛАБОВИДЯЩИЕСЛАБОВИДЯЩИЕ ослепшие (утратившие зрение после 3-х лет)

Дефицитарное развитие Недостаточность опорно-двигательной и других систем заболевания нервной сис- темы врожденная патология приобретенные заболевания, деформации и повреждения опорно-двигательного аппарата

Дефицитарное развитие Сложные (множественные нарушения развития) Наличие двух и более первичных нарушений у ребенка

Подгруппы недостаточного развития недостаточное развитие задержанное недоразвитие тотальное недоразвитие парциальная несформированность компонентов психической деятельности

недостаточное развитие Тотальное недоразвитие простой уравновешенный тип аффективно- неустойчивый тип Тормозимо-инертный тип

Недостаточное развитие. Тотальное недоразвитие. Простой уравновешенный тип Характерна относительная уравновешенность в поведении, сочетающаяся с непосредственностью реакции, присущей детям значительно более младшего возраста, или, наоборот, сниженность, «приглушенность» ориентировочного реагирования. Адекватность поведения недостаточна. Критичность к результатам своей деятельности грубо снижена. Обучаемость снижена.

Недостаточное развитие. Тотальное недоразвитие. Аффективно-неустойчивый тип Характеризуется выраженной импульсивностью. Достаточно грубыми нарушениями целенаправленности, самоконтроля, регуляции и организации своего поведения и деятельности при явном интеллектуальном дефиците. Ярко выражено снижение адекватности. Ярко выражено снижение критичности. Обучаемость новым видам деятельности крайне замедлена, как и темп обучения.

Недостаточное развитие. Тотальное недоразвитие. Тормозимо-инертный тип Помимо выраженных проблем формирования всех сторон познавательной деятельности, значительная вялость, заторможенность, инертность (ригидность), низкий уровень психической активности в целом. Иногда создается впечатление достаточной адекватности, но при тщательном анализе видно, что в целом адекватность явно недостаточна. Создается впечатление достаточной критичности, однако критичность к результатам своей деятельности значительно снижена, равно как и критичность к самой ситуации обследования. Грубая несформированность всей иерархии психических процессов и функций. Наблюдается значительное снижение продуктивности, и результативности выполнения заданий вербального и невербального характера. Страдают не только интегративные уровни когнитивной сферы, но и большинство элементарных, базовых компонентов.

Недостаточное развитие Задержанное развитие Неравномерно задержанное развитие (Дисгармонический инфантилизм) Равномерно задержанное развитие (темпов о) (Гармонический инфантилизм)

Недостаточное развитие. Задержанное развитие Критерием выделения задержанного типа развития является равномерное и незначительное достаточно гармоничное темпов ое отставание формирования всех психических функций от условно нормативного. К 9-11-летнему возрасту такой ребенок способен реально догнать своих сверстников.

Недостаточное развитие. Задержанное развитие. Четыре варианта задержанного развития ЗПР конституционального происхождения. ЗПР соматогенного происхождения. ЗПР психогенного происхождения. ЗПР церебрально-органического происхождения.

Недостаточное развитие. Задержанное развитие. Гармонический инфантилизм По всем показателям, в том числе интеллектуальным, такой ребенок демонстрирует абсолютно условно нормативное развитие …только ребенка на 1-1,5 года младше. Само же отставание становится заметно обычно после 5,5-6 лет.

Недостаточное развитие. Задержанное развитие. Дисгармонический инфантилизм Дети характеризуются более высоким уровнем сформированности когнитивного компонента психической деятельности по сравнению с уровнем развития произвольной регуляции собственной деятельности, мотивационной и аффективно-эмоциональной сфер. Характерна недостаточная зрелость как регуляторных, так и аффективно-эмоциональных механизмов деятельности. Обучаемость (особенно в специально организованных занятий когнитивного плана), может быть нормативной по возрасту, а в некоторых случаях даже превышать соответствующие возрастные показатели. Предпочитают общение со взрослыми или более старшими детьми.

Недостаточное развитие Парциальная несформированность компонентов психической деятельности парциальная несформированность преимущественно регуляторного компонента деятельности парциальная несформированность преимущественно когнитивного компонента деятельности парциальная несформированность смешанного типа

Недостаточное развитие. Парциальная несформированность компонентов психической деятельности. Парциальная несформированность преимущественно регуляторного компонента психической деятельности Адекватность снижена в силу импульсивности ребенка и трудности целенаправленной деятельности, особенно в ситуации утомления. Критичность снижена в силу импульсивности ребенка и трудности целенаправленной деятельности, особенно в ситуации утомления. Дефицитарна именно произвольная регуляция психической активности. Дефицит познавательной деятельности в целом.

Недостаточное развитие. Парциальная несформированность компонентов психической деятельности. Парциальная несформированность преимущественно когнитивного компонента психической деятельности Выделена в отдельную группу в связи с несформированностью всей системы пространственно-временных репрезентаций. Значительная часть детей этой категории – дети с нарушениями речи.

Недостаточное развитие. Парциальная несформированность компонентов психической деятельности. Парциальная несформированность преимущественно смешанного типа Недостаточность как регуляторного, так и когнитивного компонентов деятельности. Иногда даже нормативные в начале работы адекватность и критичность на фоне истощения снижаются, вплоть до выраженной неадекватности и некритичности. Обучаемость замедлена, дети лучше реагируют на показ, чем на речевое объяснение. Пространственные представления сформированы недостаточно (часто начиная от уровня «схемы тела»).

Подгруппы поврежденного развития П О В Р Е Ж Д Е Н О Е Р А З В И Т И Е Локально поврежденное развитие диффузно поврежденное развитие Психическая травма

Поврежденное развитие. Локально поврежденное развитие Нарушения в зависимости от локализации повреждения: Опухоли; локальные кровоизлияния; кисты; очаги эпилептической активности. Ведущий специалист – медицинского профиля (невролог, психиатр, врач восстановительного лечения; необходим и педагог-дефектолог).

Поврежденное развитие. Диффузно поврежденное развитие Менингит. Энцефалит. Мозговые инфекции. Выраженный эписиндром, возникший после 3-3,5 лет. Обширные кровоизлияния. Ведущие специалисты: медицинский работник (профильный специалист), педагог-дефектолог. Проявляется не только в трудностях регуляции собственной психической активности как на познавательном, так и на аффективном уровня, но и в трудностях программирования и контроля деятельности в целом.

Поврежденное развитие. Психическая травма ПСИХИЧЕСКАЯТРАВМАПСИХИЧЕСКАЯТРАВМА Психическое развитие в условиях хронической психической травмы Психическое развитие после «острой» психической травмы

Поврежденное развитие. Психическая травма ПСИХИЧЕСКАЯТРАВМАПСИХИЧЕСКАЯТРАВМА Травмы физического типа (ситуации, затрагивающие тело человека и его физический мир) Травмы нарциссического типа (зона отношений с другими людьми и формирования субъективности) Травмы, касающиеся системы социальных отношений (резкая смена жизненной ситуации, стихийные бедствия, пожар, катастрофа) РАБОТАПСИХОЛОГАРАБОТАПСИХОЛОГА

Подгруппы асинхронного развития АСИНХРОННОЕРАЗВИТИЕАСИНХРОННОЕРАЗВИТИЕ дисгармоничное развитие искаженное развитие

Асинхронное развитие. Дисгармоническое развитие ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ экстрапунитивный тип интрапунитивный тип

Асинхронное развитие. Дисгармоническое развитие. Экстрапунитивный тип В первую очередь обращает на себя внимание достаточно выраженная специфика поведения ребенка: от нарочитой независимости до выраженной демонстративности, порой демонстративного негативизма. Критичность к своему поведению часто бывает сниженной. Совершенно адекватны в привычных ситуациях, но, когда есть повод «проявить себя», могут быть и демонстративно неадекватны. Общий уровень познавательного развития бывает достаточным. Речевая активность чрезвычайно высокая, хорошо контролируемая.

Асинхронное развитие. Дисгармоническое развитие. Интрапунитивный тип Характеризуется противоположными формами аффективного реагирования ребенка в различных жизненных (в том числе и стрессогенных) ситуациях. Помимо высокой тревожности, неуверенности в своих силах часто встречаются навязчивости, элементы ритуального характера, инертность. Работоспособность ниже возрастных показателей. Речевая активность невысокая. В большинстве случаев снижение адекватности не отмечается. Сверхкритичны к результатам своей деятельности. Обучаемость вполне достаточная, но негативную роль играет общий сниженный фон психической активности.

Асинхронное развитие. Искаженное развитие ИСКАЖЕННОЕРАЗВИТИЕИСКАЖЕННОЕРАЗВИТИЕ искажение преимущественно аффективно-эмоциональной сферы (РДА) искажение преимущественно когнитивной сферы мозаичные варианты искаженного развития

Асинхронное развитие. Искаженное развитие. Искажение преимущественно аффективно-эмоциональной сферы РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ. В основе лежит тяжелейшая дефицитарность аффективного тонуса, препятствующая формированию активных и дифференцированных контактов со средой, выраженное снижение порогов аффективного дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояния тревоги, страха перед окружающим. Спецификой раннего развития является отсутствие хотя бы короткого периода нормативного развития.

Асинхронное развитие. Искаженное развитие. Искажение преимущественно когнитивной сферы В данной ситуации мы вынуждены оперировать психиатрической терминологией и понятиями, знание которых психологам образования не дает ему права употреблять их в повседневной деятельности с самими детьми, с их родителями или коллегами-педагогами. Речь идет о детской шизофрении. Специфическим признаком данного искажения является период нормативного, часто даже опережающего речевого и собственно когнитивного развития. Часто при этом варианте развития существует как бы «спусковой механизм», момент начала, от которого родители и отсчитывают начало изменений в ребенке (испуг, укус собаки, помещение в детский сад, прививка…). Начало проявлений – как в 608 лет, так и позже – в Ребенок начинает терять познавательные интересы, «уходит речь», становится беспричинно вялым или возбужденным, могут возникнуть необъяснимые страхи. Поведение становится странным. Дети с этим типом искаженного развития нуждаются в постоянном наблюдении и лечении у врача-психиатра. Вопрос о подключении любой психологической коррекционной работы должен согласовываться только по согласованию с лечащим врачем.

Асинхронное развитие. Искаженное развитие. Мозаичные варианты искаженного развития Такие варианты вплоть до младшего подросткового возраста крайне затруднительно оценить: тип ли это преимущественного искажения эмоционально-аффективного развития или преимущественного искажения когнитивного развития т.к. этому варианту свойственны черты как первого, так и второго типа. В периоды обострения (весной и осенью) возможен значительный «откат» и в общей динамике развития, и в способах взаимодействия с миром, и в целом в приобретенных социальных навыках. Весь спектр помощи определяет психиатр. Вопрос о подключении любой психологической коррекционной работы должен решаться только по согласованию с лечащим врачом.