Невинномысский энергетический техникум Преподаватель русского языка и литературы Приходько Вера Николаевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кирилл и Мефодий Каждый год 24 мая православная церковь чествует святых апостолов Кирилла и Мефодия. Этот день посвящен этим двум ученым и просветителям-
Advertisements

24 мая в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во всём славянском мире празднуется День славянской письменности и культуры. Начиная с 1991.
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ.. Славянская письменность. Ежегодно во всех славянских странах 24 мая отмечается День славянской письменности.
День славянской письменности и культуры Кирилл и Мефодий.
КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ. АЗБУКА и АЛФАВИТ Слово азбука произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ, а слово.
Откуда «АЗБУКА» пришла? «Грамоте учиться всегда пригодится» «Если хочешь познать истину, начинай с азбуки»
День славянской письменности. 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры Праздник известен как день памяти первоучителей славянских.
24 мая День славянской письменности и культуры О празднике Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Кирилл и Мефодий. В память о великом.
Заплатникова И.В. Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 2048 ЦАО г.Москвы.
24 мая в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во всём славянском мире празднуется День славянской письменности и культуры. Начиная с 1991.
1 А) письменность Кто Руси славянскую на создал? Б) на чем Руси На писали и чём? 2.
Создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий. Учитель начальных классов МБОУ Сычевская СОШ 1 Макарова Татьяна Алексеевна.
К ИРИЛЛ и М ЕФОДИЙ – первые УЧИТЕЛЯ славян. Великие просветители славян В греческом городе Салоники (Солунь) родились братья Михаил (в 815г.) и Константин.
Окружающий мир. 4 класс ГОУ ЦО 1085 Выполнила: Мурашкина Э. Н.
Урок 12. Алфавит и его использование. Цели урока 1. Формировать представление о графике как разделе лингвистики, изучающем соотношение между звуками и.
Учитель начальных классов - Корнеева Е.А ПРАЗДНИК СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ.
Из «Повести временных лет» Расселение славян. Задаем вопросы, составленные по статье учебника «Из литературы Древней Руси» В каких целях использовалась.
Презентация к уроку по истории (6 класс) на тему: Культура Древней Руси 6 класс
Во времена Древней Руси ( урок в 4 классе) Доленко Наталья Дмитриевна, МОУ « Берёзовская СОШ», п Канифольный.
Страница первая Страница вторая 863 году – Создание Славянской Письменности.
Транксрипт:

Невинномысский энергетический техникум Преподаватель русского языка и литературы Приходько Вера Николаевна

История праздника восходит к церковной традиции, существовавшей в Болгарии в XXI веках. Самые ранние данные по празднованию 11 мая (по ст. стилю) дня равноапостольных святых просветителей Кирилла и Мефодия, известных также как «Солунские братья», датируются XI1 веком, хотя они были признаны святыми еще в конце IX века. Общий праздник святых Кирилла и Мефодия отмечался болгарской церковью и в следующие века, а в эпоху болгарского Возрождения превратился в праздник созданной ими азбуки. Этот праздник выражал духовное стремление к церковной независимости, национальному самоопределению, расцвету просвещения и культуры болгар. Праздник отмечался не только в болгарских землях, но и среди эмигрантов в России и Румынии, болгарских студентов за границей, заключенных в турецких тюрьмах. Празднование памяти святых братьев еще в старые времена имело место у всех славянских народов, но затем, под влиянием исторических и политических обстоятельств, было утрачено. В начале XIX века, вместе с возрождением славянских народностей, обновилась и память славянских первоучителей. В 1863 году на Руси было принято постановление праздновать память святых Кирилла и Мефодия 11 мая (24 мая по новому стилю). В России праздник был возрожден в 1986 году а, в 1991 году Постановлением Президиума Верховного Совета РФ он получил статус государственного.

За последние годы было органи­зовано четыре «Славянских хода»: 1-й 1997 г. Мурманск Черногория; 2-й 1999 г. Мурманск Прага (молодежный); 3-й 2002 г. Мурманск Ве­ликий Новгород Валдай: 4-й 2006 г. по 15 городам Северо- Запада. Официально это не выходной день, но проводятся фестивали, концерты. Каждый год какой-нибудь город России становится хозяином праздника. В этой роли уже выступали Самара, Мурманск. Новгород. Кострома. Владимир. Смоленск, Ярославль, Белгород, Орел, Москва, Псков, Рязань, Калуга. Новосибирск, Воронеж.

Церковнославянский язык вместе с христианством пришёл и на Русь. Вы знаете, при каком князе прошло крещение Руси? Новгородский князь Владимир Красно Солнышко. Очень занимательно Сергей Кравченко рассказывает о правителях Руси от Рюрика до Михаила Романова. Роман-хроника «Князья и цари» вышла в Ростовском издательстве «Феникс» в 2000 г. Всем нам с детства знакома картина Васнецова «Три богатыря». Алёша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич. Нас конкретно интересует правый крайний – Добрыня. Добрыня был ближним, подручным дружинником у Игоря, у его сына Святослава. Отправляясь со Святославом в очередной набег, Добрыня пристроил в терем Ольги свою младшенькую сестрёнку Малушу ключницей.

Вот перед вами княгиня Ольга как её представил художник Васнецов.Портрет её вынесен на обложку книги Людмилы Морозовой «Русские княгини», вышедшей в издательстве АСТ – ПРЕСС в 2004 г. После очередного короткого отдыха дружины в Киеве оказалось, что у Малуши будет ребёнок от Святослава. Ольга сослала Малушу с глаз долой в родную деревню, а Владимира, который у неё родился, взяла ко двору. Тем временем Добрыня был весь изранен в боях и отправлен на покой в Киев.

Тем временем Добрыня был весь изранен в боях и отправлен на покой в Киев. Все места были заняты, и Добрыню назначили наставником, «дядькой», к третьему, незаконному сыну Святослава. Когда лет в 6-8 Владимира назначили князем Новгородским, то поехал он туда, естественно с Добрыней. Добрыня стал воеводой и фактически правителем Новгорода. Надо сказать, что исторических источников о Руси IХ века почти нет. Все данные этих источников, относящихся непосредственно к Руси этого столетия, можно изложить на двух или трёх страницах.

Об этом рассказывает нам российский учёный, историк, этнограф, географ, философ Лев Николаевич Гумилёв в книге «Древняя Русь и Великая степь». (С. 155) Нестор писал свой труд в гг. Кроме того, описываемые им событ ия отстояли от него более чем на 200 лет. Может ли историк, наш современ­ник, без особой специальной подготовки изложить историю царствования Екатерины II? Даже при обилии источников это трудно. А помимо этого Нестор, подобно М.Н. Покровскому, понимал историю как «политику, обращенную в прошлое» и защищал, интересы своего монастыря и своего князя, ради чего грешил против истины. Кроме того, «Повесть временных лет» разными «соавторами» много раз переписывалась и изменялась. Но и насчёт самого Нестора всё недостоверно. Одни учёные считают, что такой человек и правда был. Другие – что под именем Нестора скрывается несколько монахов, да еще и живших в разное время. А главное - «Повесть временных лет» несколько раз основательно переписывалась.

Вся начальная часть «Повести временных лет» была коренным образом изменена под чутким руководством князя Мстислава – сына Владимира Мономаха. Все русские летописи, включая «Повесть временных лет», являются сводами, основанными на различных письменных и устных источниках. И в русских летопи­сях представле­на вовсе не одна версия начала русской исто­ рии. Мы пред­ставляем себе Нестора, эдако­го мудрого старца. Си­дел он в келье, царапал себе гусиным пером по пергамену «Повесть временных лет», и что ни слово, то правда. Таким он нам предстаёт на картинах и в скульптуре.

Святой Равноапостольный Владимир вошёл в историю тем, что крестил Русь. Что мы знаем о старших сыновьях Святослава? По существу ничего. А вот Владимир о своей известности позаботился. Вот что написано о нем в летописи: «Летописец наш… с намерением хочет наложить на Владимира-язычника как можно больше черных красок, чтобы тем ярче указать на чудотворное действие благодати крещения, представить того же князя в самом светлом виде после принятия христианства», - писал Николай Костомаров. По легенде, посланцы разных вер устроили своего рода со­стязание. Каждый хвалил свою веру, убеждал Владимира пе­рейти именно в нее. И каждому посольству Владимир давал весьма назидательный ответ. Самый «сильный» ответ достал­ся мусульманам: «Руси есть веселие пить: не можем без того быт и». Вот ведь образец государственной мудрости! Почти такой же «сильный» ответ дан был католикам: «Идите откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого». И спросил Владимир у евреев: «Что у вас за закон?» Они же ответили: «Обрезываться, не есть свинины и заячины, хранить субботу». «А где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». А он спросил: «Точно ли она там?» И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рас­сеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?» Текст рас­считан на самую широкую аудиторию, и очевидно, что в летопись он попал из устной традиции.

Владимир деятельно занимался распространением веры, крестил подданных по всем своим землям, строил цер­кви, назначал духовных. Одна из великих заслуг крестителя Руси, признанного церковью святым, в том, что Владимир смог оценить тот потенциал для сплочения нации, которым обладает хри­стианская вера! С христианством пришёл к нам и церковнославянский язык со своей азбукой. И из учебника для вузов «Культурология. История мировой культуры», вышедшей в издательстве «ЮНИТИ- ДАНА» в 2007 г. под редакцией проф. А.Н. Марковой, мы узнаём о том, что Владимир в обычной своей деятельной манере начал рас­пространять книжное просвещение - как продолжение хри­ стианизации общества. В Киеве и в других городах у значи­тельных домохозяев отбирали детей и отдавали их учиться грамоте. Матери, отправляя детей в учение, плакали о них, как о мертвых, но за какие-то 20 лет на Руси появилось по­коление, качественно превосходившее своих предков. Как отмечают наши историки, Владимир после крещения представляется крайне благодушным. Проникнутый духом христианской любви, он не хотел даже казнить злодеев и установил наказывать преступников по старым обычаям, Денежной пеней - вирой. И вел активнейший пиар своего нового образа жизни, христианства и государственности. Этому служили его зна­менитые пиры. Пир был не только для приближенных князя. Князь с боярами и дружиной пировал на высокой гале­рее дворца - сенях, а на дворе ставились столы для народа. Он кормил и поил всех, а тем, кто по каким-то причинам не в состоянии был явиться на княжеский двор, приказывал развозить блюда и питье. Здесь же гусляры сочиняли и пели, разносили песни по всей Руси. Стоит ли удивляться, что пиры Владимира народ запомнил очень прочно?! Во всех былинах Владимир вечно пирует. Богатыри побеждают чудовищ, привозят ко двору Вла­димира то пленного полевчанина, то чудище Окаянное, то Соловья-Разбойника. А Владимир все время пирует! Во вре­мя пира и награждает богатыря, принимает решение послать кого-то на очередной подвиг, общается с пленным... До сих пор существует традиция дипломатических обе­дов. На них, конечно, не только поедают всякое вкусное, но обмениваются мнениями, говорят о важных делах, со­гласовывают политику.

Истина сложна и неоднозначна. Сейчас еще не наступило время для установления точной и подробной хронологии истории древнейшей Руси. Ученые единодушно утверждают: наконец найдена родина наших предков ариев, разделившихся потом на две ветви иранскую и индо-иранскую. В 60 км от Аркаима найдена могила Заратуштры. А результаты раскопок на Алтае 2004 г.! Там в вечной мерзлоте в уди­вительной целостности и сохранности были обнаружены не вызывающие никакого сомнения в их древности многочисленные предметы, начиная от обиходной культуры до произведений прикладного искусства, насчитываю­щие свыше 6 тысяч лет! И уж совсем невероятными кажутся открытия, сделанные при строи­тельстве административного здания в центре Москвы в марте 2005 г. Оказа­лось, что там проходили гладиаторские бои во времена, относящиеся к Рим­ской империи! Как вы думаете, имея семитысячную историю, могли наши предки существовать без письменности? Найдены неопровержимые свидетельства того, что у нас существовала бо­гатая письменная культура на основе глаголицы алфавита, созданного до н. э. на основе греческого алфавита.

Так что кириллица, созданная морав­скими братьями Кириллом и Мефодием, - это лишь сугубо церковный ал­фавит, а до рунической письменности или слоговой руницы у нас была еще и глаголица. Кирилл создал христианское письмо («кириллицу») путем комбинаций существовавшей многие тысячелетия азбуки славян (русов, в первую оче­редь) и греческого алфавита, фактически «легализовав» славянскую руни­ческую письменность, существовавшую задолго до того, как у других евро­пейских народов появилась своя письменность. Исторические документы, на которые также ссылалась Екатерина II, говорят о том, что русские получили от Александра Македонского золотую грамоту за помощь и что грамоту, в смысле свою письменность, русские имели задолго до Рюрика. Это была слоговая руница.

Кирилл и Мефодий создали упрощённую церковно- славянскую азбуку, адаптированную для христианской церкви на земле Руссов. За основу они взяли Древнерусский Букварь, состоящий из 49 буквиц, из которого они убрали 5 буквиц, среди которых присутствовали горловые гласные. Четырём буквицам дали греческие названия и в результате появилась кириллица, то есть церковно-славянская Азбука уже с 44 буквицами. Кроме того Кирилл и Мефодий заменили «Ас Богов Ведает» (образы первых трёх буквиц) на «Аз, Буки, Веди», так как по христианскому учению слово «Бог» могло употребляться лишь в единственном числе. Дав славянскому миру, а значит, и нам, нашей Руси, церковный язык, братья оказали влияние на формирование духовного облика нашего народа, сблизили нас с другими славянскими народами и облегчили наши контакты с ними. Братья разработали письменность, объединяющую всех славян, и в этом их главная заслуга перед нами и всеми славянами, их подвиг.

И будет славить Русь родная Святых апостолов славян… И сладким звуком их имён Свои молитвы оглашая, Из века в век, из рода в род Она их память соблюдает! Слава Кириллу, слава Мефодию- Братьям святым! День славянской письменности и культуры укрепляет межнациональное единство, осуществляет взаимодействие славянских народов с другими народами России, позволяет каждому из нас обрести сознание причастности к великой культуре и ответственности за неё.