ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ») Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность Базовые образовательные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Advertisements

Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Хазова Зинаида Акингиновна, учитель начальных классов МОУ «Верховажская начальная общеобразовательная.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Педагогический проект: Учебно-исследовательская деятельность в технологии современного урока математики и внеклассных занятий Учитель математики МКОУ ООШ.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим.
« Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда ». Древняя мудрость.
Создание проблемных ситуаций на уроке и пути их решения Ратушная И.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках математики, как средство формирования личностного развития обучающихся Воропаева Ирина Михайловна.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК Как открывать знания вместе с учениками.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством.
Применение технологии проблемного диалога Учитель начальных классов: Татуревич Нинель Владимировна МОУ ИРМО Пивоваровская СОШ.
Методы и приёмы проблемно-диалогического обучения Косарева С.А., учитель начальных классов Косарева Н.Н., учитель начальных классов МБОУ «ООШ 10» г. Гурьевска.
Учитель биологии Червоненко Н.Ю. Калининградская область Нестеровский район. МБОУ Замковская СОШ п Ясная Поляна 2012 год.
Моделирование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе Семинар - практикум Заместитель директора по учебной работе МБОУ Лукояновская СОШ 1 М. Б.
Юдина Л.В., учитель английского языка МБОУ «Ковылкинская СОШ 4»
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Макашова Елена Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 18.
Транксрипт:

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ») Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность Базовые образовательные технологии образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

Основные этапы традиционного урока: Объяснение и закрепление учебного материала. Главная цель учителя на традиционном уроке: Выдать то, что запланировано. Большое количество времени занимает речь учителя Базовые образовательные технологии «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г. «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г.

На традиционном уроке ученику отведена пассивная роль слушать учителя, следовать за его мыслью, запоминать данное учителем определение, сформулированное правило. Учитель в создаваемой им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает ее сам. Базовые образовательные технологии «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г. «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г.

Основной девиз проблемного урока «Ничему нельзя научить можно только научиться» Базовые образовательные технологии «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г. «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г.

БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ» БАУМТРОК Е.Г. постановка учебной проблемы начинается с проблемной ситуации Проблемная ситуация – осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действия Типы проблемных ситуаций, вызывающие чувство удивления

Постановка учебной проблемы, связанной с удивлением Прием 1 Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения. Пример: при изучении темы «Скобки», сделав записи на доске: 2+5 х 3=17 и 2+5 х 3=21, учитель сталкивает в восприятии детей два факта: левые части одинаковы, а правые отличаются. Реакция удивления школьников означает возникновение проблемной ситуации. Базовые образовательные технологии «Проблемное обучение»

Постановка учебной проблемы, связанной с удивлением Прием 2 Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, предлагая классу вопрос или практическое задание на новый материал. Пример: при изучении темы «Степень с натуральным показателем», учитель задает вопрос: Как вы думаете, какие действия можно выполнять со степенями: а 3 +а 5 ; а 3 а 5 ; а 3 :а 5 У ребят возникают разные ответы: возможны все действия, только умножение и деление, только возведение в степень. Эти ответы ведут к столкновению мнений (что обычно вызывает у школьников реакцию удивления).

Учитель предлагает учащимся задание, не выполнимое вообще, в принципе. Пример: Тема «Сумма углов треугольника». Учащимся предлагается построить треугольник с углами 90 0,120 0,60 0 (задание не выполнимое вообще) Попытавшись его выполнить, ученики оказываются в затруднении (возникла проблемная ситуация). Базовые образовательные технологии «Проблемое обучение» Баумтрок Е.Г. «Проблемое обучение» Баумтрок Е.Г.

Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Пример: тема «Деление на дробь». Учитель предлагает такую задачу: Найти сторону прямоугольника, если его площадь равна 5/7 кв. м, а одна из сторон – 3/4 м. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение (возникла проблемная ситуация). Базовые образовательные технологии «Проблемое обучение» Баумтрок Е.Г. «Проблемое обучение» Баумтрок Е.Г.

Вариант 1: Учитель сам заостряет противоречие и формулирует проблему. Вариант 2: Ученики сами осознают противоречие и ставят проблему. Вариант 3: Учитель разворачивает побуждающий диалог. Базовые образовательные технологии «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г. «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г.

побуждающий диалог отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают учащимся осознать противоречие и сформулировать учебную проблему. Базовые образовательные технологии «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г. «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г.

О фактах: что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? О теориях: что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? Сколько же в нашем классе мнений? Базовые образовательные технологии «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г. «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г.

Вы сначала как думали? А как на самом деле? Базовые образовательные технологии «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г. «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г.

Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Базовые образовательные технологии «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г. «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г.

Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? Базовые образовательные технологии «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г. «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г.

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Базовые образовательные технологии «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г. «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г.

БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ» БАУМТРОК Е.Г. Побуждающий диалог - Вы выполнили моё задание? - Нет. - Почему? В чем затруднение? - (побуждение к осознанию противоречия) - Не получается. Такой треугольник не строится (осознание затруднения) - Какой вопрос возникает? - (побуждение к формулированию проблемы) - Почему не строится треугольник? - (учебная проблема как вопрос)

БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ» БАУМТРОК Е.Г. Побуждающий диалог - Выполнили задание? - Нет. - Почему не смогли? Чем это задание отличается от предыдущего? - (побуждение к осознанию противоречия) - В первом задании мы умножали дроби, а здесь надо делить дробь на дробь. Мы этого не проходили - (осознание затруднения) - Какова же тема урока? - (побуждение к формулированию проблемы) - Деление на дробь - (учебная проблема как тема урока)

Мотивирующие приемы создания проблемной ситуации В качестве «яркого пятна» могут использованы сказки и легенды, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но связанный с темой. Прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся, лично для каждого.

рост бактерий в идеальных условиях соответствует процессу органического роста и выражается формулой N =N*e*kt В природе, технике и экономике встречаются многочисленные процессы, в ходе которых значение величины меняется в одно и то же число раз, т.е. по закону показательной функции. Эти процессы называются процессами органического роста или органического затухания.

БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ» БАУМТРОК Е.Г. Поиск решения учебной проблемы: 1 шаг – выдвижение гипотезы. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. 2 шаг – проверка гипотезы. Смысл проверки состоит в обосновании принятия или опровержении гипотезы, в порождении довода за или против, в приведении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную («это не так, потому что»).

БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ» БАУМТРОК Е.Г. Технология обучения : Проблемное обучение Методы обучения: Проектная деятельность Исследовательская деятельность

более качественное усвоение знаний; мощное развитие интеллекта ; творческих возможностей; воспитание активной личности; творческое усвоение знаний. Развитие УУД Базовые образовательные технологии «Проблемное обучение» Баумтрок Е.Г.