Работа с текстом при подготовке к сжатому изложению (ЕМЭ в 9 классе) Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Путешествие на остров Антонимов. Начинаем путешествие Декабрь за окнами блестит Пушистый снег в лицо летит Скоро, скоро Новый год! Ждёт его весь наш народ.
Advertisements

Определяю я предметы. Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь!
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Урок русского языка в 4-м классе по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Тема: « Изложение с элементами рассуждения».
Преподаватель Фоменко Т.М.. Смотрю на глобус, шар земной И вдруг вздохнул он, как живой, И шепчут мне материки! «Ты береги нас, береги!» В тревоге рощи.
Наблюдение над словами-названиями признаков. Развитие умения ставить к ним вопросы. Русский язык, 2 класс урок 29 Автор: Жиленко Т.Я. © ООО «Баласс», 2012.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Технология продуктивного чтения. Мастер-класс.
Сочинение- рассуждение по исходному тексту учебный год.
Тема: Подготовка к сжатому изложению Разработан Архиповой Л.А., учителем высшей категории МОУ «Заклинская средняя школа» Урок русского языка в 9 классе.
Типы речи В русском языке различают 3 типа речи: повествование описание рассуждение.
Тема : Наречие как часть речи Цель : Познакомить с наречием, как частью речи. Закрепить знания о частях речи. Воспитывать любовь к родине. Развивать словарный.
Поговорим о дружбе Что мы называем дружбой? Кого считаем друзьями? Что помогает, а что мешает дружбе? Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном.
Какие слова являются наречиями Выполнила презентацию Михальчик Л.Д., учитель русского языка и литературы, МБОУ « СОШ 126» г. Барнаула 2012 г.
ТРУД И ПРОФЕССИЯ. Большая часть жизни человека связана с трудом. И от того, насколько осознанно он выбрал профессию, зависит и его благополучие, и счастье.
Описание Основная цель описания – дать информацию о ком-либо или о чем- либо Основной вопрос – каков предмет? Предмет описания – это то, о чем говорится.
Урок 2 «Культура и религия. Православие и культура»
Русский язык. 5 класс. Автор: Жилин О. Ю. Сочинение – описание по картине Фёдора Петровича Толстого «Цветы, фрукты, птица»
Почему нужно быть терпимым Обществознание 7 класс.
Пишем вместе сочинение- рассуждение на лингвистическую тему: «Роль прилагательных в тексте» (Вид рассуждения – рассуждение-размышление)
Транксрипт:

Работа с текстом при подготовке к сжатому изложению (ЕМЭ в 9 классе) Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа»

Текст 1. Сегденское озеро – круглое, как циркулем вырезанное. Если крикнешь с одного берега (но ты не крикнешь, чтоб тебя не заметили) – до другого только эхо размытое дойдет. Далеко. Обомкнуто озеро прибрежным лесом. Лес ровен, дерево в дерево, не уступит ни ствола. Вышедшему к воде, видна тебе вся окружность замкнутого берега: где желтая полоска песка, где серый камышок ощетинился, где зеленая мурава легла. Вода ровная – ровная, гладкая без ряби, кой – где у берега в ряске, а то прозрачная белая – и белое дно. Замкнутая вода. Замкнутый лес. Озеро в небо смотрит, небо – в озеро. И есть ли еще что на земле – неведомо, поверх леса – не видно. А если что и есть – оно сюда не нужно, лишнее. Вот тут бы и поселиться навсегда… Тут душа, как воздух дрожащий, между водой и небом струилась бы, и текли бы чистые глубокие мысли.

1. Перед вами отрывок из крохотки А.И.Солженицына «Озеро Сегден». Какое из перечисленных ниже заглавий считаете наиболее подходящим к данному тексту? А. Озеро в лесу. Б. Замкнутое озеро. В. Источник глубоких мыслей. Г. Сегденское озеро. 2. Выпишите из текста ключевые эпитеты к слову озеро. 3. Почему автор желал бы поселиться около озера Сегден? А. Тихая, ровная гладь озера позволит много купаться. Б. Озеро расположено в уединенном месте, замкнутом лесом, что способствует очищению души. В. Озеро привлекает большое количество путешественников, с которыми интересно общаться. 4. Какие из утверждений правильны? Номера обведите в кружок. А. Сегденское озеро маленькое, неприметное. Б. Лес опоясывает озеро. В. Вода в некоторых местах загрязнена так, что не видно дна. Г. Вышедшему к озеру видна вся окружность.

5. Создайте сжатый текст, заполнив пропуски: Сегденское озеро (какое?)……………………………….. Если крикнешь (откуда?)……………………………., то (что произойдет?) ……………………………………. Окружено озеро (каким?)…………………… лесом. Вышедшему к воде видна вся окружность берега. Вода (какая?)………………….. Замкнутая вода. Замкнутый лес. Даже если и есть что – либо еще на земле, то оно (каково?)…………………….. Вот тут бы и (что сделать?)…………………………. Ответы: 1 – В; 3 – Б; 4 – Б, Г.

Текст 2. Здесь, на вершинах Урала, - начало жизни рек. Здесь, в поднебесье, лежат вечные снега, питая острые родники теми скупыми каплями, из которых потом рождаются великие реки, то яростно, то степенно идущие до самого Каспийского моря. Реки рождаются в блаженной, вечной тишине. Рождение не терпит суеты, рождению нужен покой. Низкое, скупое на тепло и щедрое на свет солнце все же оплавляет спрессованные, тяжелые, как свинец, валы снегов, и разбегаются во все стороны юркие ручейки. Еще малые, еще хилые, тут же совсем близко сходятся они вместе и вперехлест, весело заплетаясь на ходу, катятся вниз по камням и осыпям. Вниз! Вниз! С хохотом и звоном. И уже не остановить их, не вернуть. Реки – что человеческие судьбы: у них много поворотов, но нет пути назад. В.Астафьев

1. Что общего у рек и человеческих судеб? 2. Где начало жизни русских рек? 3. Выпишите из текста антонимы. 4. Объясните значение слова юркие. 5. Подберите заглавие для текста. А. Рождение рек. Б. Начало жизни рек. В. Реки – это человеческие судьбы. Г. От скупых капель – к великим рекам. 6. Как автор текста относится к рекам? А. С восторгом. Б. С безразличием. В. С интересом. Г. С улыбкой. 7. Напишите сжатое изложение, заполнив пропуски:

Здесь, (где именно?)………………….., - начало (чего?). Именно в поднебесье лежат…………….., (какие?) которые……………... Реки рождаются (при каком условии?)………………………... Солнце постепенно (что делает?)…………………, от которых разбегаются……………... Тут же, маленькие, сходятся они (как?)…….. и (что делают?)………………. Реки – что человеческие судьбы: у них много поворотов, но (нет чего?)…………….

Текст 3. Что значило для народной жизни слово вообще? Такой вопрос даже несколько жутковато задавать, не только отвечать на него. Дело в том, что слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего. Вместе с этим (и может быть, как раз поэтому) оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло. И все это происходило само собой, естественно, как течение речной воды или как череда дней и смена времен года. Покажется ли удивительным при таких условиях возникновение культа слова, существующего в деревнях и в наше время? Умение хорошо, то есть образно, умно и тактично, говорить в какой – то степени было мерилом даже социально – общественного положения, причиной уважения и почтительности. Для мелких и злых людей такое умение являлось предметом зависти. Слово – сказанное ли, спетое, выраженное в знаках руками глухонемого, а то и вообще не высказанное, лишь чувствуемое, - любое слово всегда стремилось к своему образному совершенству.

Красивая, образная речь не может быть глупой речью. Умение хорошо говорить вовсе не равносильно говорить много, но и дремучие молчуны были отнюдь не в чести, над ними тоже посмеивались. Намеренное молчание считалось признаком хитрости и недоброжелательности, со всеми из этого вытекающими последствиями. Так что пословица «слово – серебро, молчание – золото» годилась не во всякий момент и не в каждом месте. ( По В.Белову) 1. Что значило слово для наших предков? 2. Как понимаете значение словосочетания культ слова? Напишите об этом. 3. Какое значение наши предки вкладывали в словосочетание хорошо говорить? 4. Объясните значение слова тактично. 5. Свойственна ли вам тактичная речь? Если нет, то проанализируйте, почему. Что необходимо, чтобы ваша речь стала тактичной? Напишите об этом небольшое сочинение – рассуждение. 6. Почему пословица «слово – серебро, молчание – золото» была не всегда актуальной?

8. Прочитайте фрагмент текста: Красивая, образная речь не может быть глупой речью. Умение хорошо говорить вовсе не равносильно говорить много, но и дремучие молчуны были отнюдь не в чести, над ними тоже посмеивались. Намеренное молчание считалось признаком хитрости и доброжелательности, со всеми из этого вытекающими последствиями. Так что пословица «слово – серебро, молчание – золото» годилась не всякий момент и не в каждом месте. 9. Напишите, как вы понимаете фразеологизм быть не в чести. 10. Подчеркните однородные члены. 11. Исключите поясняющую информацию. Напишите сжатый вариант этого абзаца. Удачи в работе!