1 МНЭПУ СТЕПАНОВ Станислав Александрович профессор Международного независимого эколого-политологического университета (Академия МНЭПУ) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Под редакцией профессора К.В. Папенова.
Advertisements

Keskkonna ja vee tehnoloogia Sergey Chekryzhov 2008.
Тема 13: Факторы устойчивого развития. Сущность и характеристика факторов устойчивого развития продуктивных сил Устойчивое развитие – это такое развитие,
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ Гру Харлем Брундтланд в 1987 г. возглавляла Всемирную комиссию ООН по окружающей среде и развитию.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Федеральные и региональные программы природопользования: сущность, методы, организация разработки.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
Давлятшина Люция Группа ИЗ Экология ( от др. греч ο κος обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος понятие, учение, наука ) наука о взаимодействиях.
Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия, определения, их классификация Презентацию подготовила учитель ОБЖ Берестянская В.Ф. Ворошиловская СОШ д.
Источник Определение Комиссия по окружающей среде и развитию Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени,
Глобальным экологическим кризисом Формированием образовательных стратегий для устойчивого развития Мировыми критериями оценки государственной политики,
развитие экологического образования как общекультурного образования, направленного на улучшение качества жизни; создание экологической образовательной.
1 ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО ТУРИЗМА Д.э.н., проф. О.С. Шимова.
Литература Литература: 1. Смитиенко Б.М. Международные экономические отношения: М., Абрамов В.Л. Мировая экономика: М., Чеботарев Н.Ф.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
ТЕМА УРОКА Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Назначение ОО БЖД – формирование учащихся мировоззрения и культуры безопасности, адекватных современной эпохе цивилизации Задачи: 1.Ознакомление с особенностями.
ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Введение в предмет. Природопользование – совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению.
Глобальные проблемы
Транксрипт:

1 МНЭПУ СТЕПАНОВ Станислав Александрович профессор Международного независимого эколого-политологического университета (Академия МНЭПУ) ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВЫСШЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

2 МНЭПУ Основные вопросы: 1. Что такое экология и почему важно экологическое образование? 2. Что такое устойчивое развитие и какое место в нем занимает экология? 3. Почему экологическое образование в России является основой образования для устойчивого развития? 4. Суть педагогической концепции экологического образования для устойчивого развития.

3 МНЭПУ ЭКОЛОГИЯ [от гр. oikos - дом, место и logos - учение, слово] по Э. Геккелю, раздел биологии о взаимоотношениях между организмами и средой. Экология занимается изучением всех живущих организмов и всех функциональных процессов, делающих окружающую среду пригодной для жизни.

4 МНЭПУ «…экология покинула родные стены биологически чистого дома и, оттеснив материнскую науку - биоэкологию, частично старушку-географию со многими ее солидными потомками типа биогеоргафии и отчасти климатологии, чуть-чуть социологию, гигиену, даже экономику, заняла, взрывообразно внедрившись между естественными и общественными науками, самостоятельное место в системе знаний. Более того, она стала знамением современного этапа развития общечеловеческой культуры». Н.Ф. Реймерс ( ) об экологии:

5 МНЭПУ Н.Ф. Реймерс стал основателем системной экологии как междисциплинарной метанауки

6 МНЭПУ Американский эколог Б. Коммонер сформулировал законы социальной экологии: Первый закон: Все связано со всем. Этот закон отражает существование сложной сети взаимодействий в биосфере. Он призван предостеречь человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям. Второй закон: Все должно куда-то деваться. Этот закон вытекает из фундаментального закона веществ. Он позволяет по-новому посмотреть на проблему отходов материального производства и быта. Огромные количества веществ извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде без учета того факта, что «все куда-то девается». В результате большое количество накапливается там, где по природе их не должно быть.

7 МНЭПУ Третий закон: Природа знает лучше. «Структура организма нынешних живых существ – наилучшие в том смысле, что они были тщательно отобраны из неудачных вариантов и что любой новый вариант, скорее всего будет хуже существующего ныне». Без точного знания последствий преобразования природы не допустимы никакие ее «улучшения». Четвертый закон: Ничто не дается даром. «…глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которой не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объект том всеобщего улучшения; все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возмещено». [91,c. 67].

8 МНЭПУ Экологический императив Н.Н. Моисеева И этот императив, как закон, требование, безусловный принцип поведения, имеет объективный характер, т.к. не зависит от воли отдельного человека, а определяется соотношением свойств природной среды и физиологических и общественных особенностей вида homo sapiens. Но реализация этого отношения зависит от воли человека! Экологический императив обозначает «ту границу допустимой активности человека, которую он не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах.

9 МНЭПУ Экологический императив Н.Н. Моисеева в видении свободного художника

10 МНЭПУ «…экологический императив … по существу требует создания, причем в достаточно короткие сроки, нового нравственного императива, т.е. нового характера взаимоотношения людей между собой и природой. Этот императив постепенно вырастает в основную проблему современности»

11 МНЭПУ «предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях между обществом и природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим».

12 МНЭПУ ЧТО ТАКОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ? В 1987 году Международная комиссия ООН по окружающей среде и развитию во главе с премьер-министром Норвегии Г.Х.Брундтланд представила доклад «Наше общее будущее», в котором было сделано заявление: развитие человечества должно стать стабильным и устойчивым к различным потрясениям и кризисам, как форма развития и прогресса мирового сообщества, которая удовлетворяет потребности живущих людей и не ущемляет возможности будущих поколений обеспечивать свое существование.

13 МНЭПУ Теоретические истоки устойчивого развития исходят из: - классической теории общественного развития (О.Конт, П.Спенсер, К.Маркс); - этики И.Канта и А.Швейцера; - учения о биосфере и ноосферном этапе ее развития (В.И. Вернадский); - теории постиндустриального общества (Д.Белл, З.Бжезинский, О.Тофлер); - теории пределов развития ( Д.Х. Медоуз, Д. Л. Медоуз, Й. Рандерс); - теории универсального эволюционизма и стратегии переходного периода Н.Н. Моисеева.

14 МНЭПУ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ Глобализация - процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах жизни общества. Феномен глобализации, воспринимаемый как объективная реальность, заявляет о себе замкнутостью глобального пространства, единым мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными коммуникациями и др.

15 МНЭПУ Устойчивое развитие – (от англ. sustainable development - непрерывно поддерживаемое развитие), это развитие, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей ныне живущих людей, и для будущих поколений сохраняется возможность удовлетворять свои потребности

16 МНЭПУ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИМЕЕТ ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ВЫЗОВЫ, УГРОЗЫ

17 МНЭПУ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И КЛИМАТ: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВЫГОДЫ, УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ Отрасли экономики Потенциальные выгодыУгрозы и вызовы Сельское хозяйство Улучшение структуры и расширение зоны растениеводства. Повышение эффективности животноводства при выполнении ряда дополнительных условий и принятии ряда мер). Повышение продуктивности бореальных лесов Рост повторяемости, интенсивности и продолжительности засух в одних регионах, экстремальных осадков, наводнений, случаев опасного для сельского хозяйства переувлажнения почвы в других. Повышение пожароопасности в лесных массивах и на торфяниках. Нарушение экологическо равновесия, вытеснение одних биологических видов другими Топливно- энергетический комплекс Сокращение расходов энергии в отопительный период. Облегчение доступа к арктическим шельфам и их освоения. В ряде регионов улучшение условий развития гидроэнергетики Увеличение риска повреждения трубопроводов в зонах вечной мерзлоты и подводных переходах. В ряде регионов увеличение ветровых нагрузок и ледовых отложений на ЛЭП. Увеличение расходов электроэнергии на кондиционирование воздуха в летний сезон для значительной части населенных пунктов

18 МНЭПУ Отрасли экономики Потенциальные выгодыУгрозы и вызовы Транспорт. Строительство. ЖКХ Облегчение режимов речного судоходства. Улучшение ледовой обстановки и условий транспортировки грузов в арктических морях Деградация зон вечной мерзлоты с ущербом для строений и коммуникаций в северных регионах. В ряде регионов увеличение опасности на дорогах в связи с гололедицей, экстремальными осадками и т.п. В ряде регионов увеличение снеговых нагрузок на строения Здравоохранение Перемещение к северу северной границы зоны комфортного проживания в результате смягчения климатических условий. Улучшение водообеспеченности населения (для страны в целом, при образовании региональных дефицитов). Появление новых территорий, пригодных для реализации рекреационных программ Рост числа и интенсивности волн тепла. Новые инфекционные и паразитарные болезни, несвойственные определенным регионам. Нарушение традиционных укладов жизни в ряде регионов

19 МНЭПУ РАМОЧНЫЕ ИНДИКАТОРЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

20 МНЭПУ

21 МНЭПУ

22 МНЭПУ

23 МНЭПУ

24 МНЭПУ

25 МНЭПУ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СХЕМА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

26 МНЭПУ КЛЮЧЕВЫЕ ТЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СТАНДАРТНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

27 МНЭПУ

28 МНЭПУ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОГНОЗЫ Сценарий (оптимистический) Д. и Д. Медоузов: КОГДА ОГРАНИЧИВАЕТСЯ РОСТ И УСОВЕРШЕНСТВУЮТСЯ ТЕХНОЛОГИИИ Мир стремится к стабильной численности населения, устойчивому объему производства на душу населения, а также применяет технологии ради уменьшения загрязнения среды, эффективного использования ресурсов и увеличения урожайности в сельском хозяйстве

29 МНЭПУ

30 МНЭПУ

31 МНЭПУ

32 МНЭПУ ПРОДОВОЛЬСТВИЕ КАК ИНДИКАТОР УСТОЙЧИВОСТИ Суммарное производство продовольствия по странам света (за 100 приняты уровни, достигнутые в гг.) в тех регионах, где голод принимает самые большие масштабы, за прошедшие 50 лет удвоилось или даже утроилось, но производство продуктов питания на душу едва изменилось, поскольку население росло практически так же быстро. А в случае Африки в период гг. производство продовольствия на душу населения даже уменьшилось на 9%. (Источник: FAO.)

33 МНЭПУ Почему экологическое образование в России является основой образования для устойчивого развития?

34 МНЭПУ Устойчивое состояние потребует меньшего потребления природных ресурсов, но гораздо более высоких моральных качеств. Герман Дейли, 1971

35 МНЭПУ ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ ОБУСЛОВЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИМ: 1. Географическое расположение, территория и климатические условия страны. 2. Экополитологический аспект безопасности страны. 3. Энергетический фактор экономики страны. 4. Эколого-экономические аспекты продовольственной проблемы, бедности и неразвитости отдельных регионов страны, ее инфраструктурных проблем. 5. Зависимость интеграции экономики России в мировую рыночную экономику от преодоления последствий конкретно-исторических условий развития страны в ХХ веке и технологической отсталости. 6. Антропоцентричность менталитета населения страны, отношение его к природе как к неиссякаемому источнику ресурсов. 7. Отсутствие достаточных научно-теоретических обоснований образования для устойчивого развития и неготовность национальных органов управления образованием страны развивать экологическое образование как важный фактор перехода России к устойчивому развитию

36 МНЭПУ Производство высокотехнологичной продукции в мире и место России СтранаДоля ПВТП, %Доля населения, % Мир100 США36,05,0 ЕС18,08,0 Китай17,020,0 Япония16,02,0 Россия0,22,0

37 МНЭПУ Наукоемкость и наукоотдача в мире и место России

38 МНЭПУ ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ - стать важной предпосылкой для достижения устойчивого развития и важнейшим инструментом эффективного управления, обоснованного принятия решений и развития демократии; - развивать и укреплять потенциал отдельных лиц, групп, сообществ, организаций и стран, позволяющий иметь собственные суждения и делать выбор в интересах устойчивого развития; - способствовать изменению взглядов людей, давая им возможность делать наш мир более безопасным, более здоровым, более процветающим, тем самым повышая качество жизни; - развивать критическое мышление и способствовать повышению информированности, что позволит изыскивать новые подходы, методы и средства в решении задач устойчивого развития.

39 МНЭПУ Концептуальная формула экологического образования для устойчивого развития

40 МНЭПУ Педагогическая модель экологического образования для устойчивого развития в высшем учебном заведении

41 МНЭПУ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ Н.Н.МОИСЕЕВА ДЛЯ ОУР

42 МНЭПУ Феномен экологической культуры для устойчивого развития

43 МНЭПУ

44 МНЭПУ Суть педагогической концепции экологического образования для устойчивого развития - концепция устойчивого развития - это философия нового мировоззрения, основанного на понимании современной картины мира и места человека и общества в природе; - овладение экологической культурой, как системой новых ценностей, в центре которых человек и его ответственность перед обществом, природой и условиями жизни будущих поколений людей; - новая педагогика высшей школы, должна быть ориентированная на: а) обучение методам самостоятельного поиска знаний и информации и путей решения проблем устойчивого развития на местном уровне под девизом «Думай глобально, действуй локально!»; б) формирование общекультурной и профессиональной экологической компетентности в области устойчивого развития; в) развитие личности, способной решать проблемы устойчивого развития.

45 МНЭПУ Опыт МНЭПУ в реализации регионального (местного) компонента в содержании образовательных программ

46 МНЭПУ

47 МНЭПУ Рекомендуемая литература: 1. Донелла Медоуз, Йорген Рандерс, Денис Медоуз Пределы роста. 30 лет спустя /Пер. с англ./учебное пособие для в вузов. – М.: ИКЦ «Академкнига», – 342 с.: ил. 2 Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества: Учебник. – М.: Изд-во МГУ, – 624 с. (классический университетский учебник). 3. Моисеев Н.Н. Цивилизация ХХ1 века – роль университетов// Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. – М.: Изд-во МНЭПУ, с. 4. Моисеев Н.Н. «Устойчивое развитие» и экологическое образова-ние// Моисеев Н.Н. Время определять национальные цели. – М.: Изд-во МНЭПУ, с. 5. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология.- М.: «Недра», Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. - М.: Изд-во МНЭПУ, Степанов С.А. Глобализация. Устойчивое развитие. Образование / Концептуальные основы экологического образования в высшей школе для устойчивого развития: Монография. – М.: Изд-во МНЭПУ, с 8. Степанов С.А. Основные методологические и содержательные аспекты экологического образования для устойчивого развития в высшем учебном заведении: Монография.- М.: Изд-во МНЭПУ, с.

48 Международный независимый эколого-политологический университет (МНЭПУ) Адрес: , Москва, ул. Космонавта Волкова, 20 Тел.: (495) Web-sit: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !