Конструирование педагогом учебно - технологических карт занятия как разновидность поурочного планирования в образовательном учреждении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Advertisements

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Оптимальная классификация методов обучения и их эффективность Выступление МО учителей физической культуры.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (ЦПП) Педагогический процесс – это процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Основные понятия Слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь достижения цели. Метод означает способ достижения цели, определенным.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию. И. Песталоцци.
Методический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
целицели задачизадачи структураструктура содержаниесодержание логикалогика.
Методический день по теме: Совершенствование обучающего и воспитательного потенциала уроков как фактора повышения качества знаний в условиях модернизации.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
В помощь педагогу дополнительного образования Проектирование и анализ в работе педагога Автор-составитель – БУГАЕВА С.А., методист МАОУ ДОД ДООЦ «Лесная.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Транксрипт:

Конструирование педагогом учебно - технологических карт занятия как разновидность поурочного планирования в образовательном учреждении

Конструируем учебно - технологическую карту занятия Тема занятия Дидактическая единица из стандарта Алгоритм моделирования целеполагания и содержания занятия Знания совокупность основных понятий, способствующих построению у учащихся общего представления об окружающей действительности, ориентации его в необходимой деятельности и т.д. Опыт осуществления известных способов деятельности формируемые умения и навыки, воспроизводящие накопленный культурный опыт, требующие репродуктивного освоения ребенком. Опыт творческой деятельности формируемые умения и навыки самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, характеризующиеся неалгоритмизируемыми интеллектуальными процедурами Опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе организация условий по приобретению ребенком опыта избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам, нормам и системе ценностных отношений общества к определенным объектам (предметам, явлениям, принципам, действиям), демонстрируемым учителем. Цель Задачи 1) 2) 3) Содержание занятия

Конструируем учебно - технологическую карту занятия Организационная форма занятия Структур а занятия Время занятия Методы (на каждом этапе занятия) Учебные цели (на каждом этапе занятия) Средства обучения Воспитательное влияние Стиль преподавания идеал материал правил Обеспечение воспитать. влияния Орг. момент 3-5 содержатель ное Постанов ка цели и задач организационное Двигательная пауза этическое Подведен ие итогов Домашне е задание 5-10 Алгоритм моделирования структуры занятия

Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок ( этап, звено, элемент ) учебного процесса ( И. П. Подласый, 2004).

Среди общих требований, которым должен соответствовать урок, выделяют следующие : Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно - воспитатьельного процесса. Оптимальное соотношение всех дидактических принципов и правил. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учеников с учетом их интересов, наклонностей и потребностей. Установление межпредметных связей. Связь с ранее изученными знаниями, с умениями, опора на достигнутый уровень развития учеников. Мотивация и активизация развития всех сфер личности. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно - воспитатьельной деятельности. Эффективное использование педагогических средств. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности. Формирование умения учится, потребности постоянно пополнять знания. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока.

С учетом этого общие требования, сформулированные И. П. Подласым (2005) к уроку, конкретизируются в дидактических, воспитатьельных, развивающих требованиях.

четкое определение образовательных задач каждого урока ; рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей ; внедрение новейших технологий познавательной деятельности ; разумное сочетание разнообразных видов, форм и методов ; творческий подход к формированию структуры урока ; сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учеников ; обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления ; научный расчет и мастерство проведения урока. Дидактические требования к уроку :

Воспитательные требования к уроку : определение воспитатьельных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитатьельных целей ; постановку только тех целей и задач, которые органически вытекают из целей, и содержания учебной работы ; воспитание детей на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств : усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, коллективизма и др.; внимательное и чуткое отношение к ученикам, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с детьми, заинтересованность в их успехах ; гуманизация, сотрудничество, ориентированное на личность воспитание.

Развивающие требования к уроку : формирование и развитие у детей положительных мотивов учебно - познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности ; изучение и учет уровня развития учеников, проектирование зоны « ближайшего развития »; проведение занятий на « опережающем » уровне, стимулирование новых качественных изменений в развитии ; прогнозирование « скачков » в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии школьников, оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен.

Конструирование содержания занятия

Содержание образования, осваиваемое детьми в процессе реализации проекта выпускнику необходимо изложить, опираясь на четыре блока ( по В. В. Краевскому, И. Я. Лернеру, 1983 г.): Знания. Опыт осуществления способов деятельности. Опыт эмоционально - ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе. Опыт творческой деятельности.

Знания Знания, приобретаемые детьми – совокупность основных понятий, способствующих построению у учащихся общего представления об окружающей действительности, ориентации его в необходимой деятельности и т. д. Опыт осуществления способов деятельности Опыт осуществления способов деятельности – формируемые умения и навыки, воспроизводящие накопленный культурный опыт, требующие репродуктивного освоения ребенком. Опыт эмоционально - ценностного отношения Опыт эмоционально - ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе – организация условий по приобретению ребенком опыта избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам, нормам и системе ценностных отношений общества к определенным объектам ( предметам, явлениям, принципам, действиям ) демонстрируемым учителем. Опыт творческой деятельности Опыт творческой деятельности – формируемые умения и навыки самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, характеризующиеся не алгоритмизируемыми интеллектуальными процедурами.

Например : ГОС – государственный образовательный стандарт Разбор дидактической единицы Д. Е. Цель, задачи и содержание работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Варианты Элементарных дидактических единиц : Е. Д. Е. - цель работы с детьми раннего возраста дошкольного возраста ; Е. Е. Д. Е. - идеальная цель воспитания ; Е. Е. Д. Е. - реальная цель воспитания ; Е. Е. Е. Д. Е. - исторический характер ; Е. Е. Е. Д. Е. - объективный характер ; Е. Д. Е. - задачи работы с детьми раннего возраста и дошкольного возраста ; Е. Е. Д. Е. - нравственное воспитание ; Е. Е. Д. Е. - умственное воспитание ; Е. Е. Д. Е. - физическое воспитание ; Е. Е. Д. Е. - эстетическое воспитание ; Е. Е. Д. Е. - трудовое воспитание ; Е. Д. Е. - содержание работы с детьми раннего возраста и дошкольного возраста ; Е. Е. Д. Е. - закономерности и принципы воспитания ; Е. Е. Д. Е. - концепции воспитания ;

знания знание цели, задач и содержания работы с детьми раннего и дошкольного возраста репродуктивная деятельность умение применить по образцу варианты работы с детьми раннего и дошкольного возраста творческая деятельность умение самостоятельно перенести полученные навыки работы с детьми раннего и дошкольного возраста и знания в новую ситуацию эмоционально - ценностное отношение умение самостоятельно определить и применить на практике, наиболее эффективные методы работы с детьми раннего и дошкольного возраста Выделяем четыре компонента :

Целеполагание

Цель : Что делаем ? ____________________________________________________ С кем ? _____________________________________________________ По поводу чего взаимодействуем ? _____________________________________________________ Цель : Что делаем ? ____________________________________________________ С кем ? _____________________________________________________ По поводу чего взаимодействуем ? _____________________________________________________

Задачи : Обучающая ( Знания, приобретаемые детьми – совокупность основных понятий, способствующих построению у учащихся общего представления об окружающей действительности, ориентации его в необходимой деятельности и т. д. Опыт осуществления способов деятельности – формируемые умения и навыки, воспроизводящие накопленный культурный опыт, требующие репродуктивного освоения ребенком ) Что делаем ?_____________________ С кем ?__________________________ По поводу чего взаимодействуем ? _______________________________

Задачи : Развивающая ( Опыт творческой деятельности – формируемые умения и навыки самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, характеризующиеся не алгоритмизируемыми интеллектуальными процедурами ) Что делаем ?_____________________ С кем ?__________________________ По поводу чего взаимодействуем ? _______________________________

Задачи : Воспитывающая ( Опыт эмоционально - ценностного отношения к действительности, к своей деятельности, к самому себе – организация условий по приобретению ребенком опыта избирательного отношения к явлениям действительности и ее разным сторонам, нормам и системе ценностных отношений общества к определенным объектам ( предметам, явлениям, принципам, действиям ) демонстрируемым учителем ) Что делаем ?_____________________ С кем ?__________________________ По поводу чего взаимодействуем ? _______________________________

Выбираем организационную форму занятия

Трехмерная модель систематики форм организации обучения

Конструируем общую структуру занятия

Структура урока Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающих целостность урока и сохранение его основных характеристик при различных вариантов сочетания Организация начала урока Организация начала урока Постановка цели и задач Постановка цели и задач Проверка домашнего задания Проверка домашнего задания Объяснение Объяснение Закрепление Закрепление Повторение Повторение Подведение итогов Подведение итогов Домашнее задание Домашнее задание

Выбираем методы обучения

Методы обучения – это упорядоченная деятельность педагога и учащегося, направленная на достижение заданной цели обучения ( Подласый И. П., 1996). Методы обучения – это система последовательных, взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования ( Лернер И. Я., Скаткин М. Н., 1993). В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия " метод обучения ". Так, Ю. К. Бабанский считает, что " методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования ". Т. А. Ильина понимает под методом обучения " способ организации познавательной деятельности учащихся ".

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются : по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся : лекция ; беседа ; рассказ ; инструктаж ; демонстрация ; упражнения ; решение задач ; работа с книгой ;

по источнику получения знаний : словесные ; наглядные : демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей ; использование технических средств ; просмотр кино - и телепрограмм ; практические : практические задания ; тренинги ; деловые игры ; анализ и решение конфликтных ситуаций и т. д.; В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются :

по степени активности познавательной деятельности учащихся : объяснительный ; иллюстративный ; проблемный ; частично - поисковый ; исследовательский ; В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются :

по логичности подхода : индуктивный ; дедуктивный ; аналитический ; синтетический. В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются :

Близко к этой классификации примыкает классификация методов обучения, составленная по критерию степени самостоятельности и творчества в деятельности обучаемых. Поскольку же успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, от характера их деятельности, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества и должны служить важным критерием выбора метода. В этой классификации предложено выделить пять методов обучения : объяснительно - иллюстративный метод ; репродуктивный метод ; метод проблемного изложения ; частичнопоисковый, или эвристический, метод ; исследовательский метод. В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения, наиболее распространенными из которых являются :

В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает. Объяснительно - иллюстративный метод обучения - метод, при котором учащиеся получают знания на лекции, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в " готовом " виде. Воспринимая и осмысливая факты, оценки, выводы, студенты остаются в рамках репродуктивного ( воспроизводящего ) мышления. В вузе данный метод находит самое широкое применение для передачи большого массива информации.

Репродуктивный метод обучения - метод, где применение изученного осуществляется на основе образца или правила. Здесь деятельность обучаемых носит алгоритмический характер, т. е. выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам в аналогичных, сходных с показанным образцом ситуациях. В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Метод проблемного изложения в обучении - метод, при котором, используя самые различные источники и средства, педагог, прежде чем излагать материал, ставит проблему, формулирует познавательную задачу, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показывает способ решения поставленной задачи. Студенты как бы становятся свидетелями и соучастниками научного поиска. И в прошлом, и в настоящем такой подход широко используется. В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Частично - поисковый, или эвристический, метод обучения заключается в организации активного поиска решения выдвинутых в обучении ( или самостоятельно сформулированных ) познавательных задач либо под руководством педагога, либо на основе эвристических программ и указаний. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется и контролируется педагогом или самими учащимися на основе работы над программами ( в том числе и компьютерными ) и учебными пособиями. В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования. В каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает.

Наиболее распространенными и применяемыми в педагогике методами являются : рассказ рассказ беседа беседа объяснение объяснение дискуссия дискуссия устное изложение устное изложение работа с книгой работа с книгой самостоятельна я работа самостоятельна я работа мозговой штурм мозговой штурм рефлексия рефлексия демонстрация демонстрация иллюстрация иллюстрация упражнение упражнение приучение приучение обучающий контроль обучающий контроль пример пример эвристическая беседа эвристическая беседа наблюдение наблюдение познаватель познаватель ная игра ная игра деловая игра деловая игра разыгрывание ролей разыгрывание ролей игровое проектировани е игровое проектировани е творческая работа творческая работа проблемная ситуация проблемная ситуация требования требования соревнования соревнования поощрение поощрение наказание наказание создание воспитывающ их ситуаций создание воспитывающ их ситуаций опытная работа опытная работа драматизация драматизация и др. и др.

Разрабатываем учебные цели

Основные категории учебных целей категории учебных целей Примеры обобщенных типов учебных целей Дидактическая единица из ГОС Дошкольная педагогика «Построение предметно- развивающей среды» Модельвыпускника Методыдиагностики ЗНАНИЕ / знает… - знает конкретные принципы построения п.-р. среды Е.Д.Е.: Построение уголка «учимся читать, считать, писать» знает принципы организации п.-р. среды в условиях ДОУ тест (текущее) ПОНИМАНИЕ / понимает… - понимает правила, факты и приемы построения п.-р. среды Е.Д.Е.: Построение «физкультурного» и «музыкального» уголков понимает требования к построению п.-р. среды коллоквиум (тематическое) ПРИМЕНЕНИЕ / применяет… - демонстрирует правильное применение знаний при построении п.-р. среды Е.Д.Е.: Построение уголка «лаборатории» и «игрового» уголка применяет полученные знания при организации п.-р. среды в ДОУ упражнение (тематическое) АНАЛИЗ / анализирует… - видит ошибки и упущения в логике рассуждений при построении п.-р. среды Е.Д.Е.: Роль п.-р. среды в развитии ребенка анализирует важность рационального использования пространства группы при организации п.-р. среды экскурсия в ДОУ (периодическое) СИНТЕЗ / синтезирует… - использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы при построении п.-р. среды Е.Д.Е.: Построение уголка «конструирования» и «художественного творчества» синтезирует общие законы и закономерности при построении п.-р. среды в ДОУ разработка плана организации п.-р. среды (периодическое) ОЦЕНКА / оценивает… - оценивает значимость построения п.-р. Среды, исходя из внешних критериев Е.Д.Е.: Принятие важность изучения п.-р. среды оценивает важность изучения организации п.-р. среды в ДОУ экзамен (итоговое)

Основные категории категории учебных целей учебных целей Примеры обобщенных типов учебных целей ЗНАНИЕ / знает… - знает конкретные принципы ПОНИМАНИЕ / понимает… - понимает правила, факты и приемы ПРИМЕНЕНИЕ / применяет… - демонстрирует правильное применение знаний АНАЛИЗ / анализирует… - видит ошибки и упущения в логике рассуждений СИНТЕЗ / синтезирует… - использует знания из разных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы ОЦЕНКА / оценивает… - оценивает значимость, исходя из внешних критериев

Выбираем средства обучения

Идеальные средства обучения Материальные средства обучения на уровне всего процесса обучения Система обучения Кабинеты для обучения Методы обучения Библиотеки Система общешкольных требований Столовые, буфеты Медицинский кабинет Помещения для администрации и педагогов на уровне предмета Система условных обозначений различных дисциплин Учебники и учебные пособия Учебные компьютерные программы Дидактические материалы Искусственная среда для накопления навыков по данному предмету Методические разработки (рекомендации) по предмету Книги-первоисточники на уровне урока Языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи Отдельные тексты из учебника, пособий и книг Произведения искусства и иные достижения культуры Отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, дидактических материалов Средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи и т.д.) Тестовый материал Организационно-координационная деятельность учителя Средства наглядности (предметы, модели, макеты) Уровень квалификации и внутренней культуры учителя Технические средства обучения Формы организации учебной деятельности на уроке Лабораторное оборудование

Конструируем воспитатьельное влияние занятия

Н. Е. Щуркова (2005) интерпретирует урок как факт, включающий структурные элементы, составляющие урок как явление

Правила проведения урока вытекают логически из научно - педагогической интерпретации урока. Правило « тишины » проекция наилучших условий для мыслительной работы детей. Правило « после меня так же красиво, как было до меня » проецирует гигиену и эстетику классной комнаты, в которой ведутся учебные занятия. Правило « одного голоса » проецирует предоставление свободы высказывания каждым ребенком своего мнения. Правило « нет последних парт » проецирует внимание всех к каждому ребенку и каждого ко всем. Правило « не бывает глупых суждений » есть проекция уважения индивидуальных особенностей и своеобразий личности человека. Правило « красиво и легко » проецирует ценностное отношение к труду и способностям человека овладевать множеством навыков и умений, позволяющим человеку легко и радостно исполнять любое сложное дело. Правило « если бы не все » проекция этического осмысления роли всех участников урока в успехе, которого достигает каждый отдельный ученик. Правило « голова хочет погулять » проецирует ситуацию утомляемости детей и организацию кратких моментов отдыха. Негласное правило « братства » проистекает из озабоченности со ­ стоянием общего дела и успехами каждого, кто изо дня в день находится рядом и вместе со всеми восходит вверх по лестнице истины. Главное правило « счастье урока » есть не что иное, как философическое утверждение ценности человеческого разума, спо ­ собного познавать жизнь, а значит, выстраивать ее как жизнь, достойную человека.

Блок СодержательныйОрганизационный Этический Функцияпредъявление мира вовлечение в деятельность формирование взаимоотношений Методическое обеспечениезнания как научный факт отбор методик, адекватных содержанию безусловное уважение человека знания как явление жизни активность деятельности каждого ребенка каждого ребенка в системе «педагог - дети» «педагог - дети» знания как закономерность жизни свобода индивидуальных проявлений в системе «дети - педагог» умения взаимодействовать с миром с миром создание условий, максимально благоприятных для интеллектуальной работы для интеллектуальной работы в системе «дети - дети» «дети - дети» проникновение отношений к объекту изучения к объекту изучения в системе «субъекты урока - человек науки» «субъекты урока - человек науки»

Определяем стиль педагогического взаимодействия

Благодарю за внимание !