Исследовательская работа по русскому языку «Язык – это путь цивилизации и культуры» Автор: Сабанин Данил, ученик 7 класса Научный руководитель: Голод Татьяна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Выполнила работу: ученица IV «Б» класса Агаркова Валерия. Руководитель:
Advertisements

Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Методическое объединение учителей русского языка Вязниковского района представляет предмет «Русский язык»
Русский язык и культура речи. ФОНЕТИКА Фонетика – наука о звуковой стороне языка (раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка)
Речевая коммуникация к. филол. н., доцент Гончарова Любовь Марковна.
Информация и знания 8 класс. Что такое информация? Термин «информация» в переводе с латинского означает «разъяснение, изложение, набор сведений». Информацию.
Москва 2012 ГБОУ Гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Автор: ученица 9 класса «А» Васильченко Елена Руководитель:
Школьная форма Презентация для родительского собрания.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КУЛЬТУРА РЕЧИ – ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ» И.А.Суязова, учитель русского языка МКОУ «Каменская СОШ 1 с УИОП» Воронежской области.
Понятие о норме литературного языка. Типы норм. Норма литературного языка - Это общепризнанные, общепринятые правила употребления слов, словосочетаний.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Информация 2 Термин Информация происходит от латинского слова informatio – пояснение, разъяснение.
1 Показательная функция. « Функционально - графические методы решения уравнений неравенств и систем »
Национальный русский язык. Роль языка в обществе. Язык и речь. Формы языка.
Фонетика Сколько гласных звуков? Сколько гласных звуков? Сколько букв в слове «степь» ? Сколько букв в слове «степь» ? Назовите только твёрдые согласные.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку». 10 класс Учимся писать КОММЕНТАРИЙ Гречух Наталья Ивановна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная.
Ребусы Свириденковой Лизы Ученицы 6 класса «А». 10.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Транксрипт:

Исследовательская работа по русскому языку «Язык – это путь цивилизации и культуры» Автор: Сабанин Данил, ученик 7 класса Научный руководитель: Голод Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа» Кулундинского района Алтайского края 1

Выбор темы исследования В своём исследовании мы рассмотрели, что представляет собой язык, какие функции он выполняет в обществе, в каких формах существует; могут ли изменяться языковые правила и нормы; помимо вербального (словесного) общения, существует невербальное (мимика, жесты); мы получили представление о различных знаках и символах нашей национальной культуры. 2

Актуальность нашей темы заключается в том, что в последнее время много внимания уделяется культуре речи. Это не случайно. Культура речи человека свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это приоритет в обществе, авторитет, а значит и успешность человека в целом. 3

Объект исследования: свойства русского языка. Предмет нашего исследования: функции, формы русского языка. Методы исследования: анализ – изучение каждого элемента явления как части целого; синтез – соединение элементов изучаемого объекта в единое целое. Лингвистические методы исследования: словообразовательный анализ; семантический анализ ; описательный метод – описание фактов, предметов, явлений 4

Цель исследования: выяснить, что представляет собой язык, какие функции выполняет в обществе и в каких формах существует. В соответствии с целью выделяем следующие задачи: 1) Формирование представления о различных знаках, символах нашей национальной культуры; 2) Расширение знаний о языковых нормах и правилах; 3) Обогащение знаний о существовании невербального общения. 5

Новизна исследования состоит в том, что наша исследовательская работа поможет по- новому, глубоко, внимательно, пристально, заинтересованно взглянуть на родной язык. Гипотеза исследования: если изучить свойства русского языка, то это будет способствовать повышению речевой культуры, развитию языкового чутья, языкового вкуса, развитию речемыслительных способностей и навыков логического мышления. Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования предложенного автором материала на уроках русского языка. 6

1. Язык и его свойства Возникновение языка связано с появлением человека как мыслящего существа и с оформлением общества людей. Язык образовался естественным путем и представляет собой языковую систему, которая необходима одновременно индивиду (отдельному человеку) и социуму (коллективу людей). В результате этого язык по своей природе многофункционален. основные функции языка : коммуникативная, познавательная (когнитивная), аккумулятивная, т.е. функции накопления, хранения и передачи общественного опыта и знаний, язык выполняет: эмоциональную функцию (выражает чувства и эмоции), функцию воздействия (волюнтативную). 7

Функции языка Он служит средством общения, позволяет говорящему выражать мысли, а другому индивиду их воспринимать Язык служит и средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результаты. Язык, кроме того, помогает сохранять и передавать информацию. 8

Язык и его свойства Между всеми единицами языка существует связь. Так, однородные единицы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и образуют уровни языка. А как устроены человек, животное, насекомое, дерево? Каждая особь – тоже система. Дерево, например, состоит из корней, ствола, ветвей, листьев. Каждая часть структуры дерева подключается к какой-то другой: к стволу подключаются ветви, к ветвям – листья. Осуществляется связь подключения. 9

А что происходит в языке? Мы решили написать другу письмо. Обдумываем, с чего начать. Ищем слова, образуем словосочетания, строим из них предложения: Дорогой друг! Давно мы не беседовали с тобой и не знаем, кто, как живет, чем и кем каждый из нас увлечен, какие строим планы. Ведь скоро окончим школу… Это уже текст. Сотворили его мы. Но процесс создания текста для всех одинаков. Он строится в такой последовательности: слова свободные словосочетания предложения текст. 10

Язык и его свойства Вывод очевиден: самые низшие единицы языка (звуки, фонемы) реализуют себя в единицах следующего уровня, т.е. в морфемах, из которых образуются слова – единицы более сложные, стоящие на одну ступень выше; из слов образуются словосочетания, а затем – предложения, текст. Такая связь называется включением. При этом большее включает меньшее, меньшее проявляет свои функции в большем. 11

2. Язык – знаковая система Уже в давние времена исследователи рассматривали единицы той или иной системы как знаки, несущие информацию. Знаковостью обладает все, что нас окружает: природа, человек, животное, машина. 12

2. Язык – знаковая система Мы видим на дереве желтые листья. Это знак естественный или искусственный? Естественный. Он часть предмета, составляет одно целое с ним. Он его признак. Как можно понять этот знак? Желтые листья на деревьях означают, наступление осени. Но если это происходит в июле? Значит, на данной территории засуха, давно не было дождя. Может быть и так: все деревья зеленые, а у одного листья пожелтели. Что это за знак? Дерево заболело, его надо лечить. 13

2. Язык – знаковая система Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений, они их часть. Искусственные знаки, в отличие от естественных, условны. Они создаются для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения предметов и явлений, понятий и суждений. Условные знаки служат средством общения и передачи информации, поэтому их называют еще коммуникативными или информативными. 14

2. Язык – знаковая система Информативные знаки – это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смысл – означаемое, а способ выражения – означающее. Например: раздается вой сирены (означающее – звуковой сигнал, означаемый – опасность); на коробке со стиральным порошком нарисована стиральная машина, перечеркнутая крест-накрест (означающее – рисунок, означаемое – данный порошок опасен для машины); на флаге черная лента (означающее – цвет, означаемое – траур). 15

2. Язык – знаковая система Искусственные знаки бывают трех типов. Знак-сигнал – звуковой, зрительный или иной условный знак, передающий информацию. Он не мотивирован, не содержит сам по себе информацию. Например, Звонок в школе – условный знак. Он сообщает о начале или конце урока. Если же раздается звонок в квартире, то надо открывать дверь. 16

2. Язык – знаковая система Знак-символ. Его содержание наглядно, образно мотивировано. Например, на открытке изображены две руки, пожимающие одна другую – символ дружбы, два голубя или сердце пронзенное стрелой, – символ любви. Нетрудно отгадать, что символизируют отображенные на вывеске ножницы, чаша со змеей или красный крест, телефонная трубка. 17

2. Язык – знаковая система Знаками-символами с давних времен служат цвета и цветы. Цвет Белый – цвет вечности; веры, чистоты и свободы. Черный – смерть и горе; тоска и тайна; цвет зла, греха, покаяния и искупления. Красный – цвет жизненной силы и ярости, пролитой крови; мученичество, страдание и боль; разгул, насилие и ненависть. Желтый, золотой – солнце, зерно; цвет силы, славы, вдохновения, предчувствий и подозрений. Синий – знак вечности, цвет истины, справедливости и стойкости. Зеленый – жизнь и смерть, цвет бессмертия, плодородия, весны, надежды. Лиловый, сиреневый – цвет утраты, памяти, верности. Фиолетовый – цвет траура и покаяния. Коричневый – знак отказа от мира, мирской суеты и благ. Пурпур – власть. [12] 18

2. Язык – знаковая система Цветы Мак – страсть, утешение в горе, забвение; символ быстротечности (сорванный цветок вынет сразу) и невинно пролитой крови. Левкой – печаль, символизирует вечер жизни (ирис – ее утро, белая лилия – день). Лилия – чистота; по преданию, лилии вырастают на могилах невинно осужденных. Колокольчик – кокетство. Гвоздика – страсть. Георгин – благородство, отказ. Роза белая – чистота, робость, равнодушие, отказ. Роза голубая – символ недосягаемого. Роза желтая – знак измены. Роза красная – всепобеждающая любовь. Тюльпан – безответная любовь; гордость. Фиалка – робость, смирение и терпение; молчаливая любовь. [12] 19

Языковые знаки самые сложные. Они могут состоять из одной единицы (слово, фразеологизм) или их комбинации (предложение). Предложение, высказывание, текст – составные знаки разной степени сложности. 20

Вывод: Мы рассмотрели различные знаки и символы, несущие информацию и пришли к следующему выводу: знаковостью обладает все, что нас окружает: природа, человек, животное, машина и является одним из способов общения, передачи и обмена информации. 21

3. О слове «язык» Слово – двусторонняя единица. Оно имеет внешнюю сторону и внутреннюю. Внешняя – материальная сторона, его форма. Внутренняя – идеальная сторона, его значение, содержание. Анализ слова начинается с его внешней стороны, с его формы – звуковой оболочки. 22

3. О слове «язык» До революции слово язык имело на конце букву «ъ» – языкъ. Эта буква в древнерусском языке обозначала краткий гласный звук, похожий на тот, который звучит в первом слоге слова воробей [въраб'éй]. В таком случае можно предположить, что слово язык состояло из 6 звуков [j и е з ы́ къ] и делилось на три слога я-зы-къ. Все слоги открытые, что вообще было особенностью древнерусского языка. Открытый характер слога придавал словам особую певучесть, музыкальность. 23

3. О слове «язык» В современном русском языке слово язык состоит из двух слогов: первый открытый, второй закрытый. Наибольший интерес представляет внутренняя, идеальная сторона слова, его значение. 24

3. О слове «язык» Будучи термином, слово язык образует ряд составных терминов. Язык племенной, общенародный, национальный; родной, иностранный, неродной, русский, немецкий, первый, второй; естественный (самобытный) / искусственный; естественный (нормальный) / неестественный; книжный / разговорный; письменный / бесписьменный; международный, мировой; литературный / нелитературный. 25

Немало в русском языке существует пословиц, поговорок, фразеологизмов со словом язык. 1. Рот нараспашку, язык на плечо. 2. Язык до Киева доведет. 3. Язык до добра не доведет.4. Показать язык. 5. Язык без костей. 6. От приветливых слов язык не отсохнет. 7. Бегать, высунув язык. 8. Язык – стяг, дружину водит. 9. Не спеши языком, торопись делом. 10. Как корова языком слизнула. 11. Язык мой – враг мой: прежде ума глаголет. 12. Держать язык за зубами. 13. Держать язык на привязи. Языком хоть ноги лижи, а руки покороче держи. 15. Никто за язык не тянет. 16. Язык поит и кормит и спину порет. 17. Бог дал два уха, а язык один. 18. Языком и лаптя не сплетешь. Язык не поворачивается; язык отнялся; язык без костей; находить общий язык; держать язык за зубами; прикусить язык; распускать язык; болтать языком; поглотить язык; язык прилип к горлу; развязать язык; чесать языком; придержать язык; держать язык на привязи. 26

3. О слове «язык» Язык языч-ок (черед. к – ч) язычк-ов-ый языч-ишк-о (черед. к – ч) языч-ищ-е (черед. к – ч) язык-аст (ый) языкаст-ость язык-ов-ой язык-ов-ый безъ-язык-ий безъ-языч-н-ый (черед. к – ч) межъ-язык-ов-ый надъ-языч-н-ый (черед. к – ч) подъ-языч-н-ый (черед. к – ч) 27

Даль В.И.Толковый «Словарь живого великорусского языка» Языка́стый Разг. 1. Острый на язык; любящий поговорить, поспорить, поругаться. Языка́тый Простореч. То же, что языкастый. Языкоблу́дие Пристрастие к краснобайству; пустословие, фразерство. Языкоблу́дство То же, что языкоблудие. Языкове́дение То же, что языкознание. Языкове́дный Устар. То же, что языковедческий. Языкове́дческий Относящийся к языковедению; лингвистический. Языково́й Относящийся к языку (в 3-м и 4-м знач.). Языковы́й Относящийся к языку (в 1-м знач.). Язы́чество Религия, основанная на поклонении многим богам в отличие от христианства, магометанства, буддизма и т.д.; идолопоклонство. Язычи́шко Разг. Уничиж. к язык (в 1-м, 2-м и 4-м знач.). Язы́чник 1. Последователь язычества; идолопоклонник. 2. Простореч. Человек, дерзкий, острый на язык. 3. Простореч. Болтун; сплетник. Язычо́к 1. Уменьш.-ласкат. К язык (в 1-м и 10-м знач.). 2. Только ед. Разг. О способности говорить остроумно, едко, насмешливо. 28

Вывод: В последние десятилетия в связи с развитием и распространением информатики, компьютеризации слово язык приобрело новое значение «система знаков (звуков, сигналов), передающих определенную информацию». Появились сочетания информационный язык, язык программирования, язык высокого уровня. 29

5. Книжная речь – разговорная речь Параметры Письменная форма Устная форма 1. Форма реализации Графически закреплен­ ная; подчиняется нор­ мам – орфографиче­ ским, пунктуационным Звучащая; подчиняется нормам – орфоэпиче­ ским, интонационным 1. Отношение к адресату Отсутствие адресата не оказывает влияние Непосредственное при­ сутствие адресата ока­ зывает влияние 1. Порождение формы Возможны обработка, редактирование Создается спонтанно 30

Сравним для примера пословицы: Желание сильнее принуждения и Охота пуще неволи. Мысль одна и та же, но оформлена по-разному. В первом случае использованы отглагольные существительные на –ние (желание, принуждение), придающие речи книжный оттенок. Во втором – слова охота, пуще, придающие оттенок разговорности. Нетрудно предположить, что в научной статье, дипломатическом диалоге будет использована первая пословица, а в непринужденной беседе – вторая. Следовательно, сфера общения обусловливает отбор языкового материала, а он, в свою очередь, формирует и определяет форму речи. 31

Книжная и разговорная речь имеет письменную и устную формы. Рис. 1. Формы речи. 32

Вывод: по характеру речи можно определить настроение и состояние говорящих, их отношение друг к другу, условие протекания разговора. 33

6. Норма и ее варианты Языковые нормы – явление историческое. Некоторые из них были выработаны давно и сохраняются до настоящего времени, а некоторые изменились. Кого, например, сейчас называют абитуриентом? Каждый ответит: «Того, кто поступает в высшее или среднее специальное учебное заведение». А известна ли нам этимология этого слова? Оно было заимствовано в 19 веке из немецкого языка. Немецкое Abiturient восходит к среднелатинскому abituriens, -ntis – «собирающийся уходить». Вот, оказывается, какое противоречие: тот, кого называют абитуриентом должен уходить, покидать, а не приходить, поступать куда-то. 34

Изменения, происшедшие с употреблением слова абитуриент, отражено во втором издании «Словаря современного русского литературного языка», Вот как представлено в нем это слово: Абитуриент 1. Устар. Учащийся, оканчивающий среднее учебное заведение, выпускник. 2. Тот, кто поступает в высшее или среднее учебное заведение. Списки абитуриентов. Консультации для абитуриентов. Следовательно, норма употребления слова абитуриент изменилась. 35

6. Норма и ее варианты Со временем изменяется и произношение. Так, например, у Пушкина в его письмах встречаются слова одного корня, но с разным написанием: банкрот и банкрутство. Чем это объяснить? Можно подумать, что поэт описался или допустил ошибку. Нет. Слово банкрот было заимствовано в 18 веке из голландского или французского языка и первоначально в русском языке звучало банкрут. Аналогичное звучание имели и производные: банкрутство, банкрутский, обанкрутился. Во времена Пушкина появляется произносительный вариант с «о» вместо «у». Можно было говорить и писать банкрут и банкрот. К концу 19 века окончательно победило произношение банкрот, банкротство, обанкротился. Это стало нормой. 36

Теперь проведем небольшое исследование. Проследим, как изменилась норма произношения сочетания чн. В следующих словах пользуясь таблицей, определим сколько слов из двенадцати сохраняют прежнее произношение [шн], сколько имеют равные варианты [шн] и [чн], у какого количества слов побеждает произношение [чн]. Сделаем вывод, в каком направлении изменяется данная норма. Слово Толк. сл. русского языка 1935– 1940 Орфоэпический словарь русск. языка 1983 будничный[шн][чн] и доп. [шн] булочная[шн][чн] и доп. [шн] закусочная[шн][чн] игрушечный[шн][чн] нарочно[шн] порядочно[шн][шн] и [чн] порядочный[шн][шн] и [чн] сливочный[шн]доп. устар. [шн] яичница[шн] яблочный[шн]доп. [шн] Ильинична[шн] Никитична[шн] 37

Напишем каждое из данных слов в именительном падеже множественного числа. Заборы, столы, сады, бока, берега, глаза, рукава, поезда, года, крейсеры, трактора, свитера, джемперы. Инженеры, бухгалтеры, лифтеры, кондитеры, доценты, редакторы, конструкторы, шоферы, ректоры, лекторы, инспекторы, профессора. Лагеря, пропуска, ордена, учителя, листы. Как вы видим, не все так просто. Почему у одних слов в именительном падеже множественного числа окончание –ы, а у других –а? От чего это зависит? Какое из окончаний в каждом конкретном случае соответствует современной норме? 38

В древнерусском языке, помимо единственного и множественного, было еще двойственное число. Его употребляли, когда речь шла о двух предметах: стол (один), стола (два), столы (больше двух); бок (один), бока (два), бокы (больше двух). 39

Несколько сложнее образование множественного числа от одушевленных существительных. Представим это в таблице: Слово НормаВариант инженер-ы-ы-а неправ. бухгалтер-ы-ы-а неправ. лифтер-ы-ы кондитер-ы-ы доцент-ы-ы редактор-а и -ы конструктор-ы-ы-а прост. шофер-ы-ы-а жарг. кондуктор-а и -ы ректор-ы-ы-а неправ. лектор-ы-ы-а неправ. инспектор-а и -ы профессор-ы-ы-а устар. 40

в «Словаре современного русского литературного языка» как равноправные фиксируются акцентные варианты таких слов, как нормирова́ть и норми́ровать, маскирова́ть и маски́ровать, мышле́ние и мы́шление. Некоторые варианты слов даются с соответствующими пометами: творо́г и (разг.) тво́рог, догово́р и (прост.) до́говор. Если же обратиться к «Орфоэпическому словарю русского языка» [14], то можно проследить за судьбой этих вариантов. Так, слова норми́ровать и мы́шление становятся предпочтительными, а нормирова́ть и мышле́ние имеют помету «доп.» (допустимо). Из вариантов маркирова́ть и марки́ровать становится единственно правильным маркирова́ть. В отношении творо́г и тво́рог норма не изменилась. А вот вариант до́говор из просторечной формы перешел в разряд разговорной, имеет в словаре помету «доп». 41

Вывод: в данном разделе нашей работы мы доказали, что языковые нормы – явление историческое. Некоторые из них были выработаны давно и сохраняются до настоящего времени, а некоторые изменились. 42

7. Невербальные средства общения. Мимика Жестикуляция 43

ЖЕСТЫ Вытаращить глаза, глаза на лоб лезут, делать большие глаза, прятать глаза, хлопать глазами, строить глазки; нахмурит брови, и бровью не шевельнуть; поджать губы, скривить губы; лоб наморщить; раскрыть рот, разинуть рот; вешать голову, опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой; развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, протянуть руку; погрозить пальцем; показать нос 44

Вывод: жесты, как и слова, бывают сильно экспрессивными, придают речи грубоватый, просторечный характер. Такими жестами, например, считаются: поднятый большой палец, когда остальные сжаты в кулак – «высшая оценка чего-либо»; щелканье пальцем по шее с правой стороны – «выпить бы»; кручение пальцем около виска – «из ума выжил», «разума лишился». 45

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью. (А.Куприн) 46

Спасибо за внимание! 47