Организация психолого- педагогической практики
Структура программы «Практическая психология в образовании» МОДУЛЬ АДАПТАЦИОННЫЙ (социокультурный) Психолого-педагогические основы образования в поликультурной среде Обязательные дисциплины: Педагогика в системе современного антропологического знания; Психологические теории в проектировании образовательных систем; Философия и история образования; Проблемы детства в этнопедагогике; Образование в поликультурном и полиэтническом обществе; Психология этнического самосознания и межкультурного общения Дисциплины по выбору (3 из 5): Адаптационный тренинг; Тренинг командообразования; Тренинг личностного роста; Тренинг управления конфликтами; Тренинг толерантности и межкультурной коммуникации. МОДУЛЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ Биолого-психолого-педагогические основы развития ребенка Обязательные дисциплины: Психолого-педагогическая антропология Интегрированные курсы, содержащие знания по анатомо- физиологическим, возрастным психологическим особенностям, норме и отклонениям в развитии ребенка в дошкольном детстве, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Дисциплины по выбору (3 из 5): Развитие детей с особыми потребностями (одаренные дети; дети группы риска; дети с девиациями поведения; дети с зависимостью; дети с ограниченными возможностями здоровья) МОДУЛЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в образовательной среде Обязательные дисциплины: Психолого-педагогическая диагностика; Количественные и качественные методы в работе психолога; Основы превентивной педагогики; Психологическое сопровождение образовательного процесса; Психопедагогика воспитания и обучения; Психология и педагогика семьи; Проектирование психологически безопасной образовательной среды Дисциплины по выбору (4 из 7): Психотерапевтические методы работы практического психолога Психолого-педагогические технологии работы с различными контингентами детей (одаренные дети; дети группы риска; дети с девиациями поведения; дети с ограниченными возможностями здоровья); Технологии работы психолога с детьми и подростками в кризисных ситуациях; Методы активного социально-психологического обучения Психолого- педагогическая практика «Рефлексивное погружение в профессию» Психолого-педагогическая практика «Психолого-медико-педагогический консилиум» Выпускная практико- ориентированная исследовательская работа 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр Учебно-ознакомительная адаптационная практика «Погружение в профессиональную среду» Летняя практическая школа Производственна я практика «Мастерская практического психолога» Факультатив : Дискуссионный семинар «Восхождение к профессии» Модуль 2Модуль 1Модуль 3
Виды практик 1. Учебно-ознакомительная адаптационная практика (распределенная) «Погружение в профессиональную среду» (с контактными часами) 2. Психолого-педагогическая практика (распределенная) «Рефлексивное погружение в профессию» (с контактными часами) 3. Психолого-педагогическая практика «Летняя практическая школа» 4. Психолого-педагогическая практика (распределенная) «Психолого-медико-педагогический консилиум» (с контактными часами) 5. Производственная практика «Мастерская практического психолога» (с контактными часами)
1. Учебно-ознакомительная адаптационная практика (распределенная) «Погружение в профессиональную среду» (с контактными часами) Эта практика имеет вводно-ознакомительный характер и нацелена на первичное погружение в психолого-педагогическую деятельность. Особенностью учебно-ознакомительной практики является то, она проводится параллельно с изучением учебных дисциплин адаптивного (социокультурного) цикла «Психолого-педагогические основы образования в поликультурной среде»: Педагогика в системе современного антропологического знания. Психологические теории в проектировании образовательных систем; Философия и история образования; Проблемы детства в этнопедагогике; Образование в поликультурном и полиэтническом обществе; Психология этнического самосознания и межкультурного общения.
А также дисциплин по выбору (3 из 5): Адаптационный тренинг; Тренинг командообразования; Тренинг личностного роста; Тренинг управления конфликтами; Тренинг толерантности и межкультурной коммуникации. Полученные задания реализуются в течение всей практики, полученные результаты обсуждают на факультативе – дискуссионном семинаре «Восхождение к профессии».
Базами практики являются дошкольные образовательные организации; общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; образовательные организации высшего образования; организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, созданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Организация практики. Учебно-ознакомительная адаптационная практика проводится в первом семестре 1 курса в течение 15 недель (2 недели – экскурсионные, остальные недели распределены в учебном графике ленточным способом (один день в неделю в течение 12 недель). Длительность пребывания на практике не менее 4 академических часов в день. Первая неделя практики отводится на общее ознакомление студентов с учреждением и спецификой работы психологической службы различных образовательных организаций и организаций психологической помощи.
В течение этого периода они должны ознакомиться: - с документацией и планом работы психологической службы; - с формами и методами взаимодействия психолога с администрацией учреждения, его сотрудниками и другими категориями учреждения; - с организацией различных видов деятельности психолога. -организуется экскурсия по учреждению, включающая в себя знакомство с рабочим местом практического психолога (кабинет, техническое и методическое оснащение, карты, журналы групп и другая необходимая документация).
В последующие двенадцать недель студенты работают по индивидуальным планам, предусматривающим выполнение заданий, предоставленных преподавателями, читающие учебные дисциплины Адаптационного (социокультурного) модуля «Психолого-педагогические основы образования в поликультурной среде».
Примеры заданий 1. Задание «Составьте 3 кейса «Конфликтные ситуации в педагогическом процессе», свидетелями которых вы стали: наблюдали/ услышали из беседы/ принимали непосредственное участие в инциденте/ принимали участие в разрешении конфликта и т.д.». Форма отчетности: Составить 3 кейса. 2. Задание «Повести любое мероприятие этнопедагогического характера (праздник, обряд, игра и т.д.) в одном из образовательных учреждений: детский сад, школа, детский дом, вуз и т.д.» Форма отчетности: 1. Фотоотчет; 2. Экспертная оценка супервизора 3. Задание «Провести тренинговое занятие «Сплочение и разогрев группы». Форма отчетности: Конспект тренингового занятия
2. Психолого-педагогическая практика (распределенная) «Рефлексивное погружение в профессию» (с контактными часами) Целью психолого-педагогической практики является: закрепление, расширение, углубление знаний анатомо-физиологических, возрастных психологических особенностей, норм и отклонений в развитии ребенка раннего детства, младшего школьного возраста, подросткового и юношеского возраста; овладение студентами основными видами деятельности практического психолога в реальных условиях дошкольных и образовательных организаций.
Организация практики. Прохождение практики студентами происходит параллельно с изучением Психолого-педагогической антропологии, интегрированных курсов, содержащих знания по анатомо-физиологическим, возрастным психологическим особенностям, норме и отклонениям в развитии ребенка раннего детства, младших школьников, подросткового и юношеского возраста; а также дисциплин по выбору (3 из 5): Развитие детей с особыми потребностями (одаренные дети; дети группы риска; дети с девиациями поведения; дети с зависимостью; дети с ограниченными возможностями здоровья).
Практика реализуется в режиме «погружения». Студенты посещают образовательные организации один раз в неделю в течение 12 недель и выполняют задания, направленные на изучение анатомо-физиологических, возрастных психологических особенностей, норм и отклонений в развитии ребенка раннего детства, младшего школьного возраста, подросткового и юношеского возраста соответственно.
Примеры заданий 1 погружение «Ранее детство» (1-4 неделя) Задание «Проведение диагностического исследования познавательных процессов не менее 10 детей с помощью батареи тестов: Методика «10 слов» Лурия. (на память); Корректурная проба (детский вариант); Таблицы Шульте; Методика исследования словесно-логического мышления». Форма отчетности: 1. Сводный протокол. 2. Анализ результатов психологического исследования. 3. Психологическое заключение и рекомендации.
Примеры заданий 2 погружение «Младший школьный возраст»(5-9 неделя) 1. Задание «Определение антропометрических показателей младшего школьника». Форма отчетности: Таблица антропометрических показателей младшего школьника 2. Задание «Исследование и оценка физического развития младших школьников по методу сигмальных отклонений». Форма отчетности:Таблица с результатами исследования и оценки физического развития младших школьников по методу сигмальных отклонений
Примеры заданий 3 погружение «Подростковый и юношеский возраст» (10-12 неделя) Задание «Изучение особенностей проявления характера у 5 подростков с помощью опросника Шмишека. На основе полученных результатов, сделайте вывод об особенностях характера современных подростков, разработайте рекомендации родителям и учителям о путях воспитания характера». Форма отчетности: 1. Сводный протокол. 2. Анализ результатов психологического исследования. 3. Психологическое заключение и рекомендации.
3. Психолого-педагогическая практика «Летняя практическая школа» Цели летней практической школы: знакомство с различными формами и методами работы практического психолога. Организация практики. Психолого-педагогическая «Летняя практическая школа» организуется в июне, после окончания 2 семестра в течение 1 месяца. Психолого-педагогическая практика в формате летней практической школы состоит из двух частей.
В первой половине практики предполагается проведение лекций, семинаров и мастер-классов, на которых рассматриваются основные модальности практической психологии, такие как психоанализ, гештальт-терапия, психодрама, трансактный анализ, нейро-лингвистическое программирование, экзистенциально-гуманистическая психология, а также иные методы индивидуальной и групповой работы и др. Во второй половине практики, бакалавры знакомятся с работой службы телефона доверия. Психологическая практика студентов проводится на базе подросткового «Телефона Доверия» Центра экстренной психологической помощи.
4. Психолого-педагогическая практика (распределенная) «Психолого- медико-педагогический консилиум» (с контактными часами) Цель психолого-педагогической практики: формирование навыков успешного психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательной среде. Организация практики. Психолого-педагогическая практика (распределенная) «Психолого-медико-педагогический консилиум» (с контактными часами) проводится параллельно с изучением учебных дисциплин инструментального модуля «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в образовательной среде»: Психолого- педагогическая диагностика; Количественные и качественные методы в работе психолога; Методы активного социально-психологического обучения; Основы превентивной педагогики; Психологическое сопровождение образовательного процесса; Психопедагогика воспитания и обучения; Психология и педагогика семьи; Проектирование психологически безопасной образовательной среды.
А также дисциплин по выбору (4 из 7): Психолого-педагогические технологии работы с различными контингентами детей (одаренные дети; дети группы риска; дети с девиациями поведения; дети с зависимостью; дети с ограниченными возможностями здоровья); Профилактика семейного и школьного насилия; Технологии работы психолога с детьми и подростками в кризисных ситуациях. Содержание заданий направлены на комплексное изучение особенностей каждого школьника, путей профессионального сопровождения ребенка, умения определить индивидуальный маршрут воспитанника с учетом его психофизических, и индивидуальных особенностей, оказание своевременной комплексной специализированной помощи детям и подросткам, обучающихся в образовательных учреждениях; создание базы данных Электронной методической лаборатории. Логика практики выстраивается вокруг основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании. В качестве базы проведения практики выбираются учреждения образовательной сферы.
Примеры заданий Диагностика 1. Задание «Для получения полной информации о диагностики семейно- брачных, детско-родительских отношений, проведите исследование с 2-3 учащимися и его родителями с помощью следующих методик: Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман, Е. М.Дубовская); Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Алешина, Л. Я. Гозман, кафедра социальной психологии МГУ); Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В.В.Столин); Рисунок семьи. Форма отчетности: 1. Сводный протокол. 2. Анализ результатов психологического исследования. 3. Психологическое заключение и рекомендации. 4. создание базы данных Электронной методической лаборатории.
Примеры заданий Профилактика 1. Задание «Посмотреть и проанализировать со школьниками отрывков из фильма по проблемам отклоняющегося поведения личности». Форма отчетности: 1.Фотоочет. 2. Самоанализ проведенного мероприятия (в свободной форме). 2. Задание «Провести КТД или тренинг, направленные на формирование позитивного поведения» (Например «Мы за ЗОЖ»). Форма отчета: 1. Конспект родительского собрания. 2.Фотоочет.
Примеры заданий Консультирование Задание Провести две индивидуальные встречи с ребенком, у которого в ходе предварительного тестирования выявлены признаки психической травматизации и который дал согласие на индивидуальные консультации. Форма отчетности: 1. Протокол беседы. 2. Рефлексия по проведенной беседе.
Примеры заданий Коррекция Задание На основе диагностики по ЭКОКАРТЕ предложите способы выхода из «проблемных» зон. Организовать коррекционно-развивающую работу. Форма отчетности: Конспект занятия.
5. Производственная практика «Мастерская практического психолога» (с контактными часами) Цель производственной психологической практики подготовить слушателей к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве практического психолога. Организация практики. Студенты посещают образовательные организации один раз в неделю в течение 15 недель и выполняют задания, связанные с реализацией научно-исследовательской работы.
Содержание производственной практики бакалавров направлено на осуществление непосредственной самостоятельной практической и (или) научно-исследовательской работы по психологическому решению конкретных проблем личностного, социального или организационного характера. Производственная практика, как правило, осуществляется в форме проведения реального практического или исследовательского проекта, выполняемого студентом в рамках утвержденной темы выпускной квалификационной работы. Эта тема выбирается из числа актуальных научных вопросов, разрабатываемых в современной психологии, или конкретных практических проблем изучаемой организации или клиента
Производственная практика «Мастерская практического психолога» (с контактными часами) Цель производственной психологической практики подготовить слушателей к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве практического психолога.
Критерии оценки заданий Виды деятельности Формы отчетности Критерии оценки Максимальный балл за практику из них: 100 баллов Экскурсия по образовательным организациям и организациям психологической помощи Аналитический отчет о работе психологической службы 0-7 баллов Задание «Посетить одно учебное занятие (урок, классный час и т.д.) и провести наблюдение учебно-воспитательного процесса по предложенной схеме» Протокол наблюдения учебного занятия 0-7 баллов Задание «Провести любое мероприятие этнопедагогического характера (праздник, обряд, игра и т.д.) в одном из образовательных учреждений: детский сад, школа, детский дом, вуз и т.д.» 1. Фотоотчет 2. Экспертная оценка супервизора 0-7 баллов
Виды деятельности Формы отчетности Критерии оценки Максимальный балл за практику из них: 100 баллов 1. Задание «Проведение диагностического исследования познавательных процессов не менее 10 детей с помощью батареи тестов: Методика «10 слов» Лурия. (на память); Корректурная проба (детский вариант); Таблицы Шульте; Методика исследования словесно-логического мышления». 1. Сводный протокол 0-5 баллов 2. Анализ результатов психологического исследования 0-5 баллов 3. Психологическое заключение и рекомендации 0-5 баллов
Принята следующая шкала соответствия рейтинговых баллов по итогам практики (с учетом их округления до целых) оценкам пятибалльной шкалы: 86 баллов и более – «отлично» (отл.); баллов - «хорошо» (хор.); баллов - «удовлетворительно» (удов.); 54 балла и менее – «неудовлетворительно» (неуд.).