Организация психолого- педагогической практики. Структура программы «Практическая психология в образовании» МОДУЛЬ АДАПТАЦИОННЫЙ (социокультурный) Психолого-педагогические.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Название компетентности в проф. стандарте : Владение психолого - педагогическими технологиями по работе с учащимися ( в том числе инклюзивными ), необходимыми.
Advertisements

Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной.
Рабочая Программа Педагога – психолога Новицкой В.С – 2016 учебный год ЛГ МАДОУ ДСОВ 4 «Золотой петушок».
ОТДЕЛ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЗАРИНСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ «БРИГАНТИНА» Стажерская.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Муниципальное образовательное учреждение Набережная средняя общеобразовательная школа Каргатского района Новосибирской области Аналитический отчёт педагога-психолога.
Программы курсов повышения квалификации слушателей Центр инклюзивного образования 2012 г.
Родительское собрание на тему: «Деятельность педагога- психолога в детском саду»
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА « ДОВЕРИЕ » ПОНЯТЬ ! ПРИЗНАТЬ ! ПРИНЯТЬ ! МОУ « СОШ 10»
ШКОЛА МОЛОДОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Сапожникова Татьяна Анатольевна, методист по социальной работе НМЦ ЮВОУО Татьяна Анатольевна,
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Целью образовательной политики области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
Взаимодействие специалистов, осуществляющих психолого- педагогическое сопровождение инклюзивного процесса (школьный ПМПк). Зам. директора СУВР Федотова.
«Мыслей у детей не меньше, и они не беднее и не хуже, чем у взрослых, только они другие.… Поэтому нам так трудно найти с детьми общий язык, поэтому нет.
Филиал НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт» в г. Казани Профессиональная компетенция Автор: Блинова Л.Ф., к. психол. н., доцент, зав.
Психодиагностическое направление Цели: 1. Диагностика развития личности детей. 2. Определение индивидуальных особенностей и склонностей воспитанников.
Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Особенности работы с одаренными детьми. Анкета 1.Как оказался в группе РТО «Особенности работы с одаренными детьми» (направила администрация, попросился.
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗДЕЛУ « ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ » ПЕДАГОГ - ПСИХОЛОГ МБДОУ 402 КАРТАШОВА АЛЁНА ВАЛЕРЬЕВНА.
Транксрипт:

Организация психолого- педагогической практики

Структура программы «Практическая психология в образовании» МОДУЛЬ АДАПТАЦИОННЫЙ (социокультурный) Психолого-педагогические основы образования в поликультурной среде Обязательные дисциплины: Педагогика в системе современного антропологического знания; Психологические теории в проектировании образовательных систем; Философия и история образования; Проблемы детства в этнопедагогике; Образование в поликультурном и полиэтническом обществе; Психология этнического самосознания и межкультурного общения Дисциплины по выбору (3 из 5): Адаптационный тренинг; Тренинг командообразования; Тренинг личностного роста; Тренинг управления конфликтами; Тренинг толерантности и межкультурной коммуникации. МОДУЛЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ Биолого-психолого-педагогические основы развития ребенка Обязательные дисциплины: Психолого-педагогическая антропология Интегрированные курсы, содержащие знания по анатомо- физиологическим, возрастным психологическим особенностям, норме и отклонениям в развитии ребенка в дошкольном детстве, в младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте. Дисциплины по выбору (3 из 5): Развитие детей с особыми потребностями (одаренные дети; дети группы риска; дети с девиациями поведения; дети с зависимостью; дети с ограниченными возможностями здоровья) МОДУЛЬ ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в образовательной среде Обязательные дисциплины: Психолого-педагогическая диагностика; Количественные и качественные методы в работе психолога; Основы превентивной педагогики; Психологическое сопровождение образовательного процесса; Психопедагогика воспитания и обучения; Психология и педагогика семьи; Проектирование психологически безопасной образовательной среды Дисциплины по выбору (4 из 7): Психотерапевтические методы работы практического психолога Психолого-педагогические технологии работы с различными контингентами детей (одаренные дети; дети группы риска; дети с девиациями поведения; дети с ограниченными возможностями здоровья); Технологии работы психолога с детьми и подростками в кризисных ситуациях; Методы активного социально-психологического обучения Психолого- педагогическая практика «Рефлексивное погружение в профессию» Психолого-педагогическая практика «Психолого-медико-педагогический консилиум» Выпускная практико- ориентированная исследовательская работа 1-й семестр 2-й семестр 3-й семестр Учебно-ознакомительная адаптационная практика «Погружение в профессиональную среду» Летняя практическая школа Производственна я практика «Мастерская практического психолога» Факультатив : Дискуссионный семинар «Восхождение к профессии» Модуль 2Модуль 1Модуль 3

Виды практик 1. Учебно-ознакомительная адаптационная практика (распределенная) «Погружение в профессиональную среду» (с контактными часами) 2. Психолого-педагогическая практика (распределенная) «Рефлексивное погружение в профессию» (с контактными часами) 3. Психолого-педагогическая практика «Летняя практическая школа» 4. Психолого-педагогическая практика (распределенная) «Психолого-медико-педагогический консилиум» (с контактными часами) 5. Производственная практика «Мастерская практического психолога» (с контактными часами)

1. Учебно-ознакомительная адаптационная практика (распределенная) «Погружение в профессиональную среду» (с контактными часами) Эта практика имеет вводно-ознакомительный характер и нацелена на первичное погружение в психолого-педагогическую деятельность. Особенностью учебно-ознакомительной практики является то, она проводится параллельно с изучением учебных дисциплин адаптивного (социокультурного) цикла «Психолого-педагогические основы образования в поликультурной среде»: Педагогика в системе современного антропологического знания. Психологические теории в проектировании образовательных систем; Философия и история образования; Проблемы детства в этнопедагогике; Образование в поликультурном и полиэтническом обществе; Психология этнического самосознания и межкультурного общения.

А также дисциплин по выбору (3 из 5): Адаптационный тренинг; Тренинг командообразования; Тренинг личностного роста; Тренинг управления конфликтами; Тренинг толерантности и межкультурной коммуникации. Полученные задания реализуются в течение всей практики, полученные результаты обсуждают на факультативе – дискуссионном семинаре «Восхождение к профессии».

Базами практики являются дошкольные образовательные организации; общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; образовательные организации высшего образования; организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, созданные органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Организация практики. Учебно-ознакомительная адаптационная практика проводится в первом семестре 1 курса в течение 15 недель (2 недели – экскурсионные, остальные недели распределены в учебном графике ленточным способом (один день в неделю в течение 12 недель). Длительность пребывания на практике не менее 4 академических часов в день. Первая неделя практики отводится на общее ознакомление студентов с учреждением и спецификой работы психологической службы различных образовательных организаций и организаций психологической помощи.

В течение этого периода они должны ознакомиться: - с документацией и планом работы психологической службы; - с формами и методами взаимодействия психолога с администрацией учреждения, его сотрудниками и другими категориями учреждения; - с организацией различных видов деятельности психолога. -организуется экскурсия по учреждению, включающая в себя знакомство с рабочим местом практического психолога (кабинет, техническое и методическое оснащение, карты, журналы групп и другая необходимая документация).

В последующие двенадцать недель студенты работают по индивидуальным планам, предусматривающим выполнение заданий, предоставленных преподавателями, читающие учебные дисциплины Адаптационного (социокультурного) модуля «Психолого-педагогические основы образования в поликультурной среде».

Примеры заданий 1. Задание «Составьте 3 кейса «Конфликтные ситуации в педагогическом процессе», свидетелями которых вы стали: наблюдали/ услышали из беседы/ принимали непосредственное участие в инциденте/ принимали участие в разрешении конфликта и т.д.». Форма отчетности: Составить 3 кейса. 2. Задание «Повести любое мероприятие этнопедагогического характера (праздник, обряд, игра и т.д.) в одном из образовательных учреждений: детский сад, школа, детский дом, вуз и т.д.» Форма отчетности: 1. Фотоотчет; 2. Экспертная оценка супервизора 3. Задание «Провести тренинговое занятие «Сплочение и разогрев группы». Форма отчетности: Конспект тренингового занятия

2. Психолого-педагогическая практика (распределенная) «Рефлексивное погружение в профессию» (с контактными часами) Целью психолого-педагогической практики является: закрепление, расширение, углубление знаний анатомо-физиологических, возрастных психологических особенностей, норм и отклонений в развитии ребенка раннего детства, младшего школьного возраста, подросткового и юношеского возраста; овладение студентами основными видами деятельности практического психолога в реальных условиях дошкольных и образовательных организаций.

Организация практики. Прохождение практики студентами происходит параллельно с изучением Психолого-педагогической антропологии, интегрированных курсов, содержащих знания по анатомо-физиологическим, возрастным психологическим особенностям, норме и отклонениям в развитии ребенка раннего детства, младших школьников, подросткового и юношеского возраста; а также дисциплин по выбору (3 из 5): Развитие детей с особыми потребностями (одаренные дети; дети группы риска; дети с девиациями поведения; дети с зависимостью; дети с ограниченными возможностями здоровья).

Практика реализуется в режиме «погружения». Студенты посещают образовательные организации один раз в неделю в течение 12 недель и выполняют задания, направленные на изучение анатомо-физиологических, возрастных психологических особенностей, норм и отклонений в развитии ребенка раннего детства, младшего школьного возраста, подросткового и юношеского возраста соответственно.

Примеры заданий 1 погружение «Ранее детство» (1-4 неделя) Задание «Проведение диагностического исследования познавательных процессов не менее 10 детей с помощью батареи тестов: Методика «10 слов» Лурия. (на память); Корректурная проба (детский вариант); Таблицы Шульте; Методика исследования словесно-логического мышления». Форма отчетности: 1. Сводный протокол. 2. Анализ результатов психологического исследования. 3. Психологическое заключение и рекомендации.

Примеры заданий 2 погружение «Младший школьный возраст»(5-9 неделя) 1. Задание «Определение антропометрических показателей младшего школьника». Форма отчетности: Таблица антропометрических показателей младшего школьника 2. Задание «Исследование и оценка физического развития младших школьников по методу сигмальных отклонений». Форма отчетности:Таблица с результатами исследования и оценки физического развития младших школьников по методу сигмальных отклонений

Примеры заданий 3 погружение «Подростковый и юношеский возраст» (10-12 неделя) Задание «Изучение особенностей проявления характера у 5 подростков с помощью опросника Шмишека. На основе полученных результатов, сделайте вывод об особенностях характера современных подростков, разработайте рекомендации родителям и учителям о путях воспитания характера». Форма отчетности: 1. Сводный протокол. 2. Анализ результатов психологического исследования. 3. Психологическое заключение и рекомендации.

3. Психолого-педагогическая практика «Летняя практическая школа» Цели летней практической школы: знакомство с различными формами и методами работы практического психолога. Организация практики. Психолого-педагогическая «Летняя практическая школа» организуется в июне, после окончания 2 семестра в течение 1 месяца. Психолого-педагогическая практика в формате летней практической школы состоит из двух частей.

В первой половине практики предполагается проведение лекций, семинаров и мастер-классов, на которых рассматриваются основные модальности практической психологии, такие как психоанализ, гештальт-терапия, психодрама, трансактный анализ, нейро-лингвистическое программирование, экзистенциально-гуманистическая психология, а также иные методы индивидуальной и групповой работы и др. Во второй половине практики, бакалавры знакомятся с работой службы телефона доверия. Психологическая практика студентов проводится на базе подросткового «Телефона Доверия» Центра экстренной психологической помощи.

4. Психолого-педагогическая практика (распределенная) «Психолого- медико-педагогический консилиум» (с контактными часами) Цель психолого-педагогической практики: формирование навыков успешного психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательной среде. Организация практики. Психолого-педагогическая практика (распределенная) «Психолого-медико-педагогический консилиум» (с контактными часами) проводится параллельно с изучением учебных дисциплин инструментального модуля «Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка в образовательной среде»: Психолого- педагогическая диагностика; Количественные и качественные методы в работе психолога; Методы активного социально-психологического обучения; Основы превентивной педагогики; Психологическое сопровождение образовательного процесса; Психопедагогика воспитания и обучения; Психология и педагогика семьи; Проектирование психологически безопасной образовательной среды.

А также дисциплин по выбору (4 из 7): Психолого-педагогические технологии работы с различными контингентами детей (одаренные дети; дети группы риска; дети с девиациями поведения; дети с зависимостью; дети с ограниченными возможностями здоровья); Профилактика семейного и школьного насилия; Технологии работы психолога с детьми и подростками в кризисных ситуациях. Содержание заданий направлены на комплексное изучение особенностей каждого школьника, путей профессионального сопровождения ребенка, умения определить индивидуальный маршрут воспитанника с учетом его психофизических, и индивидуальных особенностей, оказание своевременной комплексной специализированной помощи детям и подросткам, обучающихся в образовательных учреждениях; создание базы данных Электронной методической лаборатории. Логика практики выстраивается вокруг основных направлений профессиональной деятельности практического психолога: психопрофилактике, психодиагностике, психокоррекции, психологическом консультировании. В качестве базы проведения практики выбираются учреждения образовательной сферы.

Примеры заданий Диагностика 1. Задание «Для получения полной информации о диагностики семейно- брачных, детско-родительских отношений, проведите исследование с 2-3 учащимися и его родителями с помощью следующих методик: Методика «Распределение ролей в семье» (Ю.Е.Алешина, Л.Я. Гозман, Е. М.Дубовская); Опросник «Измерение установок в семейной паре» (Ю.Е.Але­шина, Л. Я. Гозман, кафедра социальной психологии МГУ); Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В.В.Столин); Рисунок семьи. Форма отчетности: 1. Сводный протокол. 2. Анализ результатов психологического исследования. 3. Психологическое заключение и рекомендации. 4. создание базы данных Электронной методической лаборатории.

Примеры заданий Профилактика 1. Задание «Посмотреть и проанализировать со школьниками отрывков из фильма по проблемам отклоняющегося поведения личности». Форма отчетности: 1.Фотоочет. 2. Самоанализ проведенного мероприятия (в свободной форме). 2. Задание «Провести КТД или тренинг, направленные на формирование позитивного поведения» (Например «Мы за ЗОЖ»). Форма отчета: 1. Конспект родительского собрания. 2.Фотоочет.

Примеры заданий Консультирование Задание Провести две индивидуальные встречи с ребенком, у которого в ходе предварительного тестирования выявлены признаки психической травматизации и который дал согласие на индивидуальные консультации. Форма отчетности: 1. Протокол беседы. 2. Рефлексия по проведенной беседе.

Примеры заданий Коррекция Задание На основе диагностики по ЭКОКАРТЕ предложите способы выхода из «проблемных» зон. Организовать коррекционно-развивающую работу. Форма отчетности: Конспект занятия.

5. Производственная практика «Мастерская практического психолога» (с контактными часами) Цель производственной психологической практики подготовить слушателей к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве практического психолога. Организация практики. Студенты посещают образовательные организации один раз в неделю в течение 15 недель и выполняют задания, связанные с реализацией научно-исследовательской работы.

Содержание производственной практики бакалавров направлено на осуществление непосредственной самостоятельной практической и (или) научно-исследовательской работы по психологическому решению конкретных проблем личностного, социального или организационного характера. Производственная практика, как правило, осуществляется в форме проведения реального практического или исследовательского проекта, выполняемого студентом в рамках утвержденной темы выпускной квалификационной работы. Эта тема выбирается из числа актуальных научных вопросов, разрабатываемых в современной психологии, или конкретных практических проблем изучаемой организации или клиента

Производственная практика «Мастерская практического психолога» (с контактными часами) Цель производственной психологической практики подготовить слушателей к самостоятельной профессиональной деятельности в качестве практического психолога.

Критерии оценки заданий Виды деятельности Формы отчетности Критерии оценки Максимальный балл за практику из них: 100 баллов Экскурсия по образовательным организациям и организациям психологической помощи Аналитический отчет о работе психологической службы 0-7 баллов Задание «Посетить одно учебное занятие (урок, классный час и т.д.) и провести наблюдение учебно-воспитательного процесса по предложенной схеме» Протокол наблюдения учебного занятия 0-7 баллов Задание «Провести любое мероприятие этнопедагогического характера (праздник, обряд, игра и т.д.) в одном из образовательных учреждений: детский сад, школа, детский дом, вуз и т.д.» 1. Фотоотчет 2. Экспертная оценка супервизора 0-7 баллов

Виды деятельности Формы отчетности Критерии оценки Максимальный балл за практику из них: 100 баллов 1. Задание «Проведение диагностического исследования познавательных процессов не менее 10 детей с помощью батареи тестов: Методика «10 слов» Лурия. (на память); Корректурная проба (детский вариант); Таблицы Шульте; Методика исследования словесно-логического мышления». 1. Сводный протокол 0-5 баллов 2. Анализ результатов психологического исследования 0-5 баллов 3. Психологическое заключение и рекомендации 0-5 баллов

Принята следующая шкала соответствия рейтинговых баллов по итогам практики (с учетом их округления до целых) оценкам пятибалльной шкалы: 86 баллов и более – «отлично» (отл.); баллов - «хорошо» (хор.); баллов - «удовлетворительно» (удов.); 54 балла и менее – «неудовлетворительно» (неуд.).